Авиакатастрофа на Земле Франца-Иосифа.
Как я уже писал есть у меня небольшое хобби-сканирую старые фотоплёнки.
Чаще всего ничего интересного, но изредка попадаются настоящие жемчужины.
Приобрёл небольшой фотоархив полярника, автор, к сожалению, неизвестен.
На плёнках в основном льды, айсберги, есть немного видов посёлков на ЗИФ.
А вот на одной из них был виден разбитый вертолёт её и выкладываю на обозрение.
Изначально ничего не было известно про то когда сделаны снимки, но благодаря сайту polarpost удалось разобраться,что к чему.
01. Вертолёт приближается к зимовью.
02. Вертолёт Ми-4.
Если коротко то 30.7.55г. в 15.00 мск на ледяном куполе Земли Георга (Арх ЗФИ) потерпел катастрофу в-т Ми-4 №2106.
При катастрофе погибли: к/в Дзегузе Освальд Яковлевич и б/м Хвастунов Георгий Александрович.
Тяжёлые ранения получили: б/р Францев И. С. и пассажир метеоролог Богданова Г.С.
Второй пилот и остальные пять пассажиров получили лёгкие ранения и ушибы.
Вертолёт разбит и восстановлению не подлежит.
03. Сделал круг над посёлком.
Как пояснили знающие люди конструкция, которая видна на снимке это ветродвигатель Д-12, установленный в б.Тихая в 1939 г. для выработки электричества.
В 55-м он проходил капитальный ремонт, на фото уже с верхним редуктором ("рога" к нему относятся), но еще без 3-лопастной вертушки и хвостового оперения.
04. Вертолёт приземлился.
05. Виден пилот, скорее всего это квс Дзегузе О.Я. - выпускник ЛЦ первого набора полярных вертолётчиков в июне 1955 г.
В честь него назван ледяной купол на о. Земля Георга, так как он был пионером - полярным вертолётчиком, кто первый осваивал новую машину для УПА ГУСМП в Арктике - Ми-4 в районе архипелага ЗФИ.
06. Встречающие люди на земле.
07. На фотографии видно, что у трёх человек фотоаппараты.
Интересно, всё-таки кто был тот человек, которого все трое фотографировали, видимо, кто-то не простой?
08. Крест, установленный экспедицией Седова во время зимовки в 1913 г. Бухта Тихая, остров Гукера, ЗФИ.
Как пишут на сайте polarpost, что этот рейс Ми-4 был единственным полетом вертолета с посадкой в б.Тихая.
Садился на террасе у креста Г.Я.Седова.
09. Судя по всему снимок сделан с высоты, через иллюминатор.
А вот дальше пошло, что-то не так....
10. Не знаю был ли фотограф во время полёта на борту вертолёта или уже потом прибыл на место катастрофы.
Далее выписка из приказа нач. ГУСМП с Пр. №175с. 19.8.55г. О катастрофе вертолёта Ми-4 №2106.
Выполняя транспортный рейс по указанному начальником а/п Курочкина, к/в т. Дзегузе, имея на борту 6 пассажиров в 14.20 вылетел из б. Тихой в а/п. Нагурская.
11. Перелетев через Британский пролив визуально, к/в решил пройти напрямую через вершину ледяного купола на высоте 500м.
На этой высоте, войдя в туман над куполом, вертолёт подвергся обледенению и несмотря на включение противооблединительной системы несущих лопастей, потерял 100м высоты (высота купола была 420м).
К/в решил развернуться на обратный курс и выйти из тумана для продолжения визуального полёта.
12. При развороте вертолёт задел передним колесом за склон ледника, отскочил и снова ударился основными колёсами, снёс их и упал на лёд.
Причины и виновники происшествия:
Основной причиной явилось невыполнение к/в Дзегузе О.Я. предписания о полётном задании, данного командиром Диксонского АО, о совершении полётов на вертолёте визуально.
При выполнении данного полёта к/в вошёл в туман над куполом, не имея достаточного запаса высоты, в то время как имелась возможность пролететь над туманом на большей высоте, обойти купол по берегу острова или вернуться в б. Тихая.
Данное происшествие свидетельствует о не серьёзном отношении к/в к выполнению полётного задания и его ошибке в тактике полёта.
Тем более, что т. Дзегузе в течение 2-х лет летал в этом районе на самолёте Ан-2 и хорошо знал условия полёта и климатические особенности Архипелага ЗФИ.
На фотоплёнке есть ещё один снимок, его я сюда выкладывать не стал, там видно тело лётчика Дзегузе.
Кому интересно - снимок здесь, там ничего страшного, да и тело не с первого взгляда разглядишь, но всё же...
После того, как выложил снимки у себя в ЖЖ со мной связался человек знающий лично непосредственного участника событий.
Как оказалось в Израиле живёт непосредственный участник тех событий Швецкий Александр Генрихович-он любезно предоставил для публикации свои воспоминания о том, как происходила эвакуация пострадавших.
Кто желает ознакомится тому сюда.