Авиадесантирование танков с ТБ-3 

Приветствую, видеоверсия:

Текстовая версия:


Второго августа 1930 года на войсковом учении Московского военного округа под Воронежем был совершен парашютный десант, в последствии эта дата стала праздничной и отмечается как день ВДВ. С появлением нового вида войск военное руководство озаботилось решением вопроса переброски по воздуху и десантирования тяжелого вооружения, военной техники, боеприпасов и других грузов.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

Первоначально отсутствие транспортных самолетов необходимой грузоподъемности и специальных парашютных систем предопределило использование для этих целей тяжелых бомбардировщиков ВВС РККА в сочетании с системами внешней подвески и посадочным способом доставки грузов. Как следствие появились различные варианты подвесок для транспортировки грузов, нашедшие ограниченное применение.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

В 1935 году в войска поступила универсальна подвеска ПГ-12. С её помощью стало возможно транспортировать на штатных бомбодержателях бомбардировщика ТБ-3 артиллерийские орудия разных калибров, бронеавтомобили и плавающие танки Т-37А, принятые на вооружение ВДВ. Но для безаварийной посадки требовались подготовленные площадки, которые трудно было найти при проведении десантных операций в тылу противника.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

В том же году было внесено предложение по десантированию легкого плавающего танка Т-37А с предельно малой высоты на воду. Самолет на бреющем полете должен был спускать танк на тросах, а в момент касания водной поверхности автоматически отцеплять его от троса. Далее танк перемещался на лыжах, подложенных под его гусеницы, замедляя движение небольшим тормозным парашютом. Однако по ряду причин это предложение развития не получило.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

Но сама идея послужила толчком к разработке новой подвески на основе ПГ-12. В 1936 году в «Военной академии моторизации и механизации имени Сталина» под руководством начальника проектно-конструкторского сектора военинженера 3-го ранга Жозефа Яковлевича Котина создали новою подвеску для крепления Т-37А к бомбардировщику ТБ-3 под наименование ТВД. Да-да этот тот самый Котин, который чувствовал в разработке практически всех, если не всех тяжелых танков и самоходок СССР времен Второй мировой войны.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

Но возвращаемся к авиадесантированию. После ряда усовершенствований и доработок проект новой подвески ТВД-2 начали воплощать в металле. Как отмечалось в пояснительной записке, конструктивно подвеска состояла из моста, передней и задней опоры, траверсы и механизма сбрасывания. Мост состоял из трубчато-стержневых ферм и четырех балок, подвешенных непосредственно к штатным бомбодержателям ТБ-3. Особо подчеркивалось, что при реализации проекта данной подвески исключалась серьезная переделка как самолета-носителя, так и танка Т-37А.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

В октябре 1936 года Научно-испытательный институт ВВС РККА провел испытания подвески ТВД-2 в районе Медвежьих озер (Московская область). При этом был задействован бомбардировщик ТБ-3-4АМ-34Р с модифицированным двигателем. Целью испытаний являлась проверка прочности и надежности конструкции подвески при транспортировке и сбрасывании танка Т-37А на воду на низких высотах.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

Большое внимание уделялось работе замка подвески с подвешенным танком в воздухе и на посадке, а также вопросам управления механизмами сбрасывания в различных условиях. Следовало изучить влияние подвешенного на подвеске ТВД-2 танка Т-37А на управляемость и устойчивость самолета в воздухе. Подъем танка производился двойной лебедкой, установленной в самолете на коробчатых балках между верхними поясами лонжеронов. Для подъема танка и крепления его на подвеске требовалось не менее двух человек. Управлял сбросом танка штурман самолета.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

Летчики ТБ-3 осуществили пять взлетов и посадок с Т-37А, а также два вылета для проверки поведения самолета в воздухе при маневрировании. Выяснилось, что летные качества самолета, оборудованного подвеской ТВД-2 с подвешенным танком, незначительно отличались от нормы в силу равномерного распределения нагрузки. Поведение подвешенного танка, на взлете, виражах и при посадке было устойчивым. Крепление Т-37А к подвеске за одну точку и конструкция замка не вызвали нареканий.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

После этого приступили к основным испытаниям сбрасывания танка. Было проведено 3 десантирования танка Т-37А на воду с высоты 5-6 метров при скорости полета самолета 155-160 км/ч. Но летчику было сложно определять и выдерживать необходимую высоту полета над водной поверхностью при отсутствии точного прибора, особенно в сложных метеорологических условиях. Кроме того, для успешного сбрасывания танка требовалось водное пространство с открытыми подходами, удаленными не менее чем на 500 метров от места сбрасывания.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

Что же касается результатов, то они были неудачными, так как все три варианта предложенных амортизирующих приспособлений для предохранения днища танка от повреждений при ударе о воду не обеспечили сохранности бронированной машины. В первом случае под днищем Т-37А смонтировали киль, изготовленный из досок и обитый листовым железом. Хотя сброс прошел в штатном режиме и танк не затонул, его днище прогнулось, и были сорваны отдельные заклепки.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

Второй вариант амортизирующего приспособления представлял собой стальной лист с загнутыми краями и прослойкой из хвойных веток между днищем танка и листом. После сброса танк, оснащенный листом, затонул. При этом был сорван фланец с гребным винтом и образовалась трещина в заднем броневом листе.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

В ходе третьего опыта по сбрасыванию танка использовали пучки веток лиственных деревьев, укрепленные под его днищем. Эксперимент завершился также крайне неудачно: машина утонула, были сорваны гусеница и надгусеничные полки с кронштейнами. Кроме того, отсутствие перегрузочных приборов не дало возможности определить перегрузки, воспринимаемые танком при ударе о воду.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

Что же касается выводов, то дальнейшее опыты с этой подвеской и десантированием танков на воду не проводились. Вернулись к ней только в 1978 году, когда на Псковском озере в присутствии командующего ВДВ генерала Маргелова предприняли попытку сброса на воду БМД-1 с использованием элементов парашютно-реактивной системы.

Авиадесантирование танков с ТБ-3  ВДВ, Самолет, Танки, Десант, Длиннопост, Видео, Тб-3, Т-37

Все, спасибо за внимание.

Авиация и Техника

9.3K поста17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Война все эти проекты на помойку отправила.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку