122

Авария, из - за которой большая часть города Перми могла быть просто смыта

Наверное, многие помнят аварию на Пермском шлюзе (Камская ГЭС) в 1994 году.

4 ноября 1994 года на правой нитке Пермского шлюза, входящего в состав Камского гидроузла на реке Каме в Перми, произошла крупная авария. Во время шлюзования сверху в низ грузового состава (буксир-толкач и две баржи), во время опорожнения верхней камеры произошло открытие нижних ворот этой же камеры, в результате чего состав устремился вместе с потоком воды в следующую камеру, снеся затем все последующие ворота нижерасположенных камер. В результате аварии погибло два человека - рыбаки ловившие рыбу в запретной зоне шлюза - их смыло водой. От полного разрушения нитки шлюза и сброса воды из Камского водохранилища в нижний бьеф, где расположена Пермь, спасли действия персонала шлюза, успевшего закрыть аварийные ворота, расположенные ниже последней камеры.

«Акт расследования причин повреждения и вывода из эксплуатации западной нитки Пермского шлюза госпредприятия «Водные пути Камского бассейна» (Министерство транспорта РФ, Департамент речного транспорта, Главное управление водных путей и гидросооружений, 1995г.

Утром 4 ноября 1994 г. в Камском водохранилище выше Пермского шлюза находились два теплохода проекта №112 типа «Дунайский» каждый с двумя баржами проекта №1745 грузоподъехмностью по 4500т. Теплоходы «Дунайский 32» с двумя порожними баржами и «Дунайский 31» с баржами №3802 и 3808, гружеными хлористым калием по 3300 и 3000 т с осадкой 320 и 300 см соответственно, прибыли в район верхнего бьефа шлюза и должны были проследовать вниз. Температура воздуха была -1 ГС, без осадков, видимость хорошая, отметка верхнего бьефа 108,4 мБС.

Габаритный размер состава 145,7x28,4 м, надводный габарит 12,1м. Теплоход «Дунайский 31» с баржами, учаленными в два пыжа, на одной левой машине, работающей в режиме «малый вперед», двигался вдоль причальной стенки шлюза.

На момент аварии расстояние от носовых оконечностей барж до ворот №2, по заявлениям очевидцев, составляло 60-65 м, движение каравана практически прекратилось. Находящиеся на барже №3808 члены команды были готовы подать швартовы. В этот момент раздался сильный треск со стороны вторых рабочих ворот и конструкция ворот разломилась на две части. Баржа №3808, оторвавшись от баржи 3802, устремилась через образовавшийся проран во вторую камеру. Баржа №3802 сорвалась с автосцепа т/х «Дунайский 31» и устремилась следом за баржей №3808. Потоком воды и ударами барж разрушены ворота №№ 3,4, 5, 6, 7. Вал воды вышел за пределы территории шлюза. Металлоконструкция ворот в районе 4-го ригеля разошлась и в образовавшийся проран устремилась вода. Была дана команда закрыть аварийные ворота. С центрального пульта управления (ЦПУ) был включен привод аварийных ворот. Аварийные ворота пошли на закрытие и, пройдя 20 м, остановились из-за отключения электроснабжения западной нитки шлюза в результате срабатывания защиты от короткого замыкания на подстанции КамГЭС. Причиной короткого замыкания явилось поступление воды от прорывной волны в трансформаторную ячейку в здании механизмов головы №5.

Повторным включением со щита управления ЦПУ был введен в работу отключившийся масляный выключатель и восстановлено электроснабжение западной нитки шлюза.

Аварийные ворота были дозакрыты с местного пульта на верхней голове шлюза, при этом время (полное) закрытия аварийных ворот составило 6-7 минут. Поступление воды из Камского водохранилища прекратилось.

Впервые в практике эксплуатации судоходных сооружений на внутренних водных путях России аварийные ворота в напорном фронте водохранилища были закрыты в потоке при полном напоре. Была устранена угроза катастрофического затопления нижележащих территорий.

Осмотром на месте конструкций ворот, строительных элементов, электромеханического оборудования, ж/д путей западной нитки шлюза и состояния судов, находящихся в камерах № 1 и 6, установлено:

- металлоконструкции ворот № 2, 3, 4, 5, 6 и 7 разрушены и восстановлению не подлежат;
- опорно-ходовые части, уплотнения, цепной привод ворот № 2, гидроприводы клинкетных затворов восстановлению не подлежат;
- бетон верховых граней устоев голов №№ 2, 3, 4, 5, 6 разрушен, нарушены крепления закладных частей ворот, требуется вырубка старого и укладка нового бетона;
-теплоход «Дунайский 31», находящийся на расстоянии 25 м от створа вторых ворот, получил незначительные повреждения корпуса и автосцепа, находится в технически годном состоянии;
- баржа № 3808 находилась в камере № 6 в полузатопленном состоянии, корпус переломлен между первым и вторым трюмами, имеются многочисленные повреждения. Судно восстановлению не подлежит;

-баржа № 3802 находится в камере № 6 также в полузатопленном состоянии, корпус переломлен на расстоянии 1/3 длины судна от кормовой оконечности, восстановлению не подлежит.

В результате выполненных экспертных проработок установлено следующее:

1) химический состав, механические свойства и микроструктура материала силовых элементов конструкции ворот характерна для горячекатанной стали СтЗсп, что соответствует проекту, за исключением материала стенки и пояса первого ригеля, структура и механические свойства которого отличаются от проектных значений в худшую сторону;
2) в данной конструкции в ее проектном исполнении общие растягивающие напряжения в силовых элементах на безнапорной стороне значительно превышают по абсолютной величине сжимающие напряжения с напорной стороны;
3) лимитирующими по прочности являются растягивающие напряжения в полках ригелей с безнапорной стороны, исчерпание несущей способности которых предрасполагает к лавинообразному разрушению конструкции в целом;
4) анализ фактического состояния ворот выявил утончение элементов конструкции вследствие общей коррозии, а также коррозионное растрескивание металла различной протяженности и глубины. Полностью разрушены в результате коррозионного растрескивания оказалось сварное соединение стенки первого ригеля, что привело к существенному «догружению» несущих полок нижнего ригеля, причем напряжения в них оказались максимальными не в средней части ворот, а в районе их разрушения;
5) ворота эксплуатировались в условиях циклического нагружения (более 80 тыс. циклов). В 50-х годах понятие о малоцикловой выносливости в строительных нормах еще не утвердилось, поэтому конструкция была рассчитана без учета этого фактора;
6) визуальным осмотром установлено, что на поверхностях наблюдаются участки кристаллического излома, что характерно для хрупкого разрушения;
7) лабораторные испытания образцов подтвердили это и показали, что при температуре -10-S--12°С доля кристаллического излома достигает 70 -*¦ 90%. Фрагмент такого излома обнаружен в поясе первого ригеля;
8) по направлению деформации и по излому элементов конструкции ворот сделан вывод, что разрушение началось с безнапорной стороны. Скачкообразное возрастание напряжений привело к катастрофическому разрушению конструкции в целом.

На основе изложенного сделаны выводы. Разрушение произошло от действия комплекса причин, основными из которых являются усталостные явления в материале элементов конструкции ворот, общий коррозионный износ металла, наличие неудачных конструктивно-технологических решений на стадии расчета, проектирования и монтажа ворот, многочисленные ремонты в период эксплуатации.

Авария, из - за которой большая часть города Перми могла быть просто смыта Авария, Шлюз, Опасность, Баржа, Пермь, Кама, Длиннопост
Авария, из - за которой большая часть города Перми могла быть просто смыта Авария, Шлюз, Опасность, Баржа, Пермь, Кама, Длиннопост
Авария, из - за которой большая часть города Перми могла быть просто смыта Авария, Шлюз, Опасность, Баржа, Пермь, Кама, Длиннопост
Лучшие посты за сегодня
21635

"Пап, я тебя люблю"

12741

Тетрадь

Тетрадь Надежда, Позитив, Длиннопост, Рассказ, Рак и онкология, Текст
Показать полностью 1
11014

Сюрприз

Сюрприз
10513

Дизайнер Пабло Карлос Будасси на основе самых свежих данных (май 2022) создал самую точную 2D карту вселенной

Дизайнер Пабло Карлос Будасси на основе самых свежих данных (май 2022) создал самую точную 2D карту вселенной Вселенная, Космос, Планета Земля, Большой взрыв, Длиннопост
Показать полностью 1
9759

Головная боль и зрение

Показать полностью
9448

Халявщики

Халявщики Жизненно, Юмор, Мат, Скриншот, Переписка
Показать полностью 1
8885

Способ ответить на голосовое сообщение

Способ ответить на голосовое сообщение Юмор, Голосовые сообщения, QR-код
Показать полностью 1
8100

Прошу помощи у силы Пикабу

7972

Предупреждения закончились

7870

В Подмосковье чеченцы поставили на колени женщину с сыном и выстрелили из карабина. Пострадали два человека

В Подмосковье чеченцы поставили на колени женщину с сыном и выстрелили из карабина. Пострадали два человека Происшествие, Чеченцы, Негатив, Нападение, Огнестрельное оружие
Показать полностью 1
7577

Доколе?

7557

Ответ на пост «ЭКО одиноким»

Показать полностью
7541

Эти аккаунты никому не нужны!

Эти аккаунты никому не нужны! Мошенничество, Пикабу, Длиннопост, Скриншот, Переписка, Продажа аккаунтов
Эти аккаунты никому не нужны! Мошенничество, Пикабу, Длиннопост, Скриншот, Переписка, Продажа аккаунтов
Эти аккаунты никому не нужны! Мошенничество, Пикабу, Длиннопост, Скриншот, Переписка, Продажа аккаунтов
Показать полностью 3
7419

Шоколадка пикабушника

Шоколадка пикабушника 49 и 5, Шоколад, Длиннопост, Киндер-сюприз
Шоколадка пикабушника 49 и 5, Шоколад, Длиннопост, Киндер-сюприз
Показать полностью 2
7199

Ответ на пост «Манку нужно высыпать в холодное молоко, оказывается»

7125

Добряк Киану

Добряк Киану Киану Ривз, Актеры и актрисы, Знаменитости, Фото со знаменитостью, Потрясающий, Из сети, Длиннопост, Аропорт, Автограф, Фанатики, Поклонники
Добряк Киану Киану Ривз, Актеры и актрисы, Знаменитости, Фото со знаменитостью, Потрясающий, Из сети, Длиннопост, Аропорт, Автограф, Фанатики, Поклонники
Показать полностью 2
6723

Все что нужно знать об отзывах на OZON'e

6643

Кормление гусей

Кормление гусей
6486

Ассоциативный ряд

Ассоциативный ряд
6397

Ответ на пост «Ну, раз у него получается, почему бы и нет?»

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: