Атомный самолет М-60

Появление атомной бомбы породило у обладателей этого чудо-оружия искушение выиграть войну всего несколькими точными ударами по промышленным центрам противника. Останавливало их только то, что эти центры располагались, как правило, в глубоком и хорошо защищенном тылу. Все послевоенные силы сосредоточились как раз на надежных средствах доставки «спецгруза». Выбор оказался невелик — баллистические и крылатые ракеты и сверхдальняя стратегическая авиация.


В 1952 году в США взлетает легендарный B-52, через год — первый в мире сверхзвуковой тактический бомбардировщик A-5 Vigilante, а еще через три — сверхзвуковой стратегический XB-58 Hustler. СССР не отставал: одновременно с B-52 в воздух поднимается стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95, а 9 июля 1961 года весь мир шокирует показанный на авиапараде в Тушино гигантский сверхзвуковой бомбардировщик М-50, который, промчавшись над трибунами, сделал горку и растворился в небе. Мало кто догадывался, что это был последний полет супербомбардировщика.


Сверхзвуковой стратегический ракетоносец М-50

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост

Дело в том, что радиус полета построенного экземпляра не превышал 4000 км. И если для США, окруживших СССР военными базами, этого было достаточно, то для достижения американской территории с советских аэродромов требовалась дальность не менее 16 тыс. км. Расчеты показывали, что даже при двух заправках топливом дальность М-50 со «спецгрузом» массой 5 т не превышала 14 тыс. км. При этом такой полет требовал целое озеро топлива (500 т) для бомбардировщика и топливозаправщиков. Для поражения же удаленных целей на территории США и свободного выбора трассы полета для обхода районов ПВО требовалась дальность в 25 тыс. км. Обеспечить ее на сверхзвуковом полете могли только самолеты с ядерными силовыми установками.

Подобный проект только сейчас кажется диким. В начале 50-х он казался не более экстравагантным, чем размещение реакторов на подводных лодках: и то и другое давало практически неограниченный радиус действия. Вполне обычным постановлением Совета Министров СССР от 1955 года ОКБ Туполева было предписано создать на базе бомбардировщика Ту-95 летающую атомную лабораторию, а ОКБ Мясищева — выполнить проект сверхзвукового бомбардировщика «со специальными двигателями главного конструктора Архипа Люльки».


Специальные двигатели

Турбореактивный двигатель с атомным реактором (ТРДА) по конструкции очень сильно напоминает обычный турбореактивный двигатель (ТРД). Только если в ТРД тяга создается расширяющимися при сгорании керосина раскаленными газами, то в ТРДА воздух нагревается, проходя через реактор.

Активная зона авиационного атомного реактора на тепловых нейтронах набиралась из керамических тепловыделяющих элементов, в которых имелись продольные шестигранные каналы для прохода нагреваемого воздуха. Расчетная тяга разрабатываемого двигателя должна была составить 22,5 т. Рассматривалось два варианта компоновки ТРДА — «коромысло», при котором вал компрессора располагался вне реактора, и «соосный», где вал проходил по оси реактора. В первом варианте вал работал в щадящем режиме, во втором требовались специальные высокопрочные материалы. Но соосный вариант обеспечивал меньшие размеры двигателя. Поэтому одновременно прорабатывались варианты с обеими двигательными установками.

Первым в СССР самолетом с атомным двигателем должен был стать бомбардировщик М-60, разрабатываемый на основе существующего М-50. При условии создания двигателя с компактным керамическим реактором, разрабатываемый самолет должен был иметь дальность полета не менее 25 тыс. км при крейсерской скорости 3000−3200 км/ч и высоте полета порядка 18−20 км. Взлетная масса супербомбардировщика должна была превысить 250 т.

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост
Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост

При взгляде на эскизы и макеты всех атомных самолетов Мясищева сразу бросается в глаза отсутствие традиционной кабины экипажа: она неспособна защитить летчиков от радиационного излучения. Поэтому экипаж ядерного самолета должен был располагаться в герметичной многослойной капсуле (преимущественно, свинцовой), масса которой вместе с системой жизнеобеспечения составляла до 25% массы самолета — более 60 т! Радиоактивность внешнего воздуха (ведь он проходил через реактор) исключала возможность использования его для дыхания, поэтому для наддува кабины использовалась кислородноазотная смесь в пропорции 1:1, получаемая в специальных газификаторах путем испарения жидких газов. Аналогично противорадиационным системам, применяемым на танках, в кабине поддерживалось избыточное давление, исключающее попадание внутрь атмосферного воздуха.

Отсутствие визуального обзора должно было компенсироваться оптическим перископом, телевизионным и радиолокационными экранами.

Катапультная установка состояла из кресла и защитного контейнера, ограждающего экипаж не только от сверхзвукового воздушного потока, но и от мощного радиационного излучения двигателя. Задняя стенка имела 5 сантиметровое свинцовое покрытие.

Понятно, что поднять в воздух, а тем более посадить 250-тонную машину, прильнув к окуляру перископа, было практически невозможно, поэтому бомбардировщик оборудовался полностью автоматической системой самолетовождения, которая обеспечивала автономный взлет, набор высоты, заход и наведение на цель, возвращение и посадку. (Все это в 50-х годах — за 30 лет до автономного полета «Бурана»!)

После того как выяснилось, что самолет сможет решать практически все задачи сам, появилась логическая идея сделать беспилотный вариант — легче как раз на те самые 60 т. Отсутствие громоздкой кабины также уменьшало на 3 м диаметр самолета и на 4 м — длину, что позволяло создать аэродинамически более совершенный планер по типу «летающее крыло». Однако в ВВС проект поддержки не нашел: считалось, что беспилотный самолет не в состоянии обеспечить маневр, необходимый в создавшейся конкретной обстановке, что приводит к большей поражаемости беспилотного аппарата.


Пляжный бомбардировщик

Наземный комплекс обслуживания атомных самолетов представлял собой не менее сложное сооружение, чем сами машины. Ввиду сильного радиационного фона практически все работы были автоматизированы: заправка, подвеска вооружения, доставка экипажа. Атомные двигатели хранились в специальном хранилище и монтировались на самолете непосредственно перед вылетом. Мало того, облучение материалов в полете потоком нейтронов приводило к активации конструкции самолета. Остаточное излучение было настолько сильным, что делало невозможным свободный подход к машине без применения специальных мер в течение 23 месяцев после снятия двигателей. Для отстоя таких самолетов в аэродромном комплексе отводились специальные площадки, а конструкция самих машин предусматривала быстрый монтаж основных блоков посредством манипуляторов. Гигантская масса атомных бомбардировщиков требовала особых взлетных полос, с толщиной покрытия около 0,5 м. Ясно было, что такой комплекс в случае начала войны был чрезвычайно уязвим.

Именно поэтому под индексом М-60М параллельно разрабатывался сверхзвуковой гидросамолет с атомным двигателем. Каждый район базирования таких самолетов, рассчитанный на обслуживание 10−15 гидросамолетов, занимал участок побережья в 50−100 км, что обеспечивало достаточную степень рассредоточения. Базы могли располагаться не только на юге страны. В СССР был тщательно изучен опыт Швеции по поддержанию в 1959 году водных акваторий круглый год в незамерзающем состоянии. Используя несложное оборудование для подачи воздуха по трубам, шведам удалось обеспечить циркуляцию теплых слоев воды со дна водоемов. Сами базы предполагалось строить в мощных прибрежных скальных массивах.

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост

Атомный гидросамолет был довольно необычной компоновки. Воздухозаборники были удалены от поверхности воды на 1,4 м, что исключало попадание в них воды при волнении до 4-х баллов. Реактивные сопла нижних двигателей, расположенные на высоте 0,4 м, в случае необходимости наполовину перекрывались специальными заслонками. Впрочем, целесообразность заслонок подвергалась сомнению: гидросамолет должен был находиться на воде только с включенными двигателями. Со снятыми реакторами самолет базировался в специальном самоходном доке.

Для взлета с водной поверхности применялась уникальная комбинация выдвижных подводных крыльев, носовой и подкрыльевых гидролыж. Подобная конструкция на 15% снижала площадь поперечного сечения самолета и уменьшала его массу. Гидросамолет М-60М, как и сухопутный родственник М-60, мог находиться с боевой нагрузкой в 18 т на высоте 15 км более суток, что позволяло решать основные поставленные задачи. Однако сильное предполагаемое радиационное загрязнение мест базирования привело к тому, что в марте 1957 года проект был закрыт.

Закрытие проекта М-60 вовсе не означало прекращение работ над атомной тематикой. Был поставлен крест только на атомных силовых установках с «открытой» схемой — когда атмосферный воздух проходил напрямую через реактор, подвергаясь сильному радиационному заражению. Надо отметить, что проект М-60 начинал разрабатываться, когда еще не было даже опыта создания атомных подводных лодок. Первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» была спущена на воду в 1957-м — как раз в год прекращения работ над М-60. Реактор К-3 работал по «закрытой» схеме. В реакторе происходил нагрев теплоносителя, который потом превращал воду в пар. Ввиду того, что теплоноситель постоянно находился в замкнутом изолированном контуре, радиационного заражения окружающей среды не происходило. Успех такой схемы во флоте активизировал работы в этой области и в авиации. Постановлением правительства от 1959 года ОКБ Мясищева поручается разработка нового высотного самолета М-30 с атомной силовой установкой «закрытого» типа. Самолет предназначался для нанесения ударов бомбами и управляемыми ракетами по особо важным малоразмерным целям на территории США и авианосным ударным соединениям на океанских просторах.

Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост
Атомный самолет М-60 Атомный самолет, Атомолет, Авиация, Гонка вооружений, 1960, М-60, М-30, Длиннопост

Разработка двигателя для нового самолета была поручена ОКБ Кузнецова. При проектировании конструкторы столкнулись с неприятным парадоксом — падением тяги атомного двигателя с понижением высоты. (Для обычных самолетов все было в точности наоборот — тяга падала с набором высоты.) Начались поиски оптимальной аэродинамической схемы. В конце концов остановились на схеме «утка» с крылом переменной стреловидности и пакетным расположением двигателей. Единый реактор по мощным замкнутым трубопроводам должен был доставлять жидкий теплоноситель (литий и натрий) к 6 воздушно-реактивным двигателям НК-5. Предусматривалось дополнительное использование углеводородного топлива на взлете, выходе на крейсерскую скорость и выполнении маневров в районе цели. К середине 60-го года предварительный проект М30 был готов. В связи с гораздо меньшим радиоактивным фоном от новой двигательной установки, существенно была облегчена защита экипажа, а кабина получила остекление из свинцового стекла и плексигласа общей толщиной 11 см. В качестве основного вооружения предусматривались две управляемые ракеты К-22. По планам подняться в воздух М-30 должен был не позже 1966 года.

Однако в 1960 году произошло историческое совещание по перспективам развития стратегических систем оружия. В результате Хрущев принял решения, за которые его до сих пор называют могильщиком авиации. По правде говоря, Никита Сергеевич тут ни при чем. На совещании ракетчики во главе с Королевым выступили куда более убедительно, чем разобщенные авиастроители. На вопрос, сколько времени требуется на подготовку вылета стратегического бомбардировщика с ядерным боеприпасом на борту, самолетчики ответили — сутки. Ракетчикам потребовались минуты: «Нам бы только гироскопы раскрутить». К тому же им не требовались многокилометровые дорогостоящие взлетно-посадочные полосы. Преодоление бомбардировщиками средств ПВО также вызывало большие сомнения, тогда как эффективно перехватывать баллистические ракеты не научились до сих пор. Вконец сразила военных и Хрущева красочно описанная ракетчиками перспектива «кнопочной войны» будущего. Результат совещания — самолетостроителям было предложено взять на себя часть заказов по ракетным темам. Все самолетные проекты были приостановлены. М-30 стал последним авиационным проектом Мясищева. В октябре ОКБ Мясищева окончательно переводится на ракетно-космическую тематику, а сам Мясищев отстраняется от должности руководителя.

Будь авиаконструкторы в 1960 году более убедительны, как знать, какие бы самолеты летали сегодня в небе. А так, нам остается только восхищаться сумасшедшими идеями 60-х.


Источник: http://www.popmech.ru/technologies/8841-verkhom-na-reaktore-...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
101
Автор поста оценил этот комментарий
Пилотируемая ядерная установка отравляющая все вокруг с атомной бомблй внутри
раскрыть ветку (28)
31
Автор поста оценил этот комментарий

Ну собственно в штатах это даже и разрабатывали - проект "Плутон".

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Говорящее название...

ещё комментарии
19
Автор поста оценил этот комментарий
Зачем делать самолёт когда можно сделать пилотируемую ракету на яд топливе оьравляющую воздух вокруг себя
раскрыть ветку (5)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Вопрос стоял о минимизации ущерба для себя. Эффективный опережающий ядерный удар по территории противника в этом смысле был лучше, чем дезактивация руин собственных городов после вражеского удара, вред для планетарной экологии оценивался в последнюю очередь

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Концепция сдерживания же

5
Автор поста оценил этот комментарий
Яд? Ядерная, или ядовитая?
раскрыть ветку (2)
25
Автор поста оценил этот комментарий
Ядрёная)))
ещё комментарии
5
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда уж проще сделать орбитальные системы ядерного удара. Вывести на геостационарную орбиту над главными объектами вероятного противника. На орбите государственных границ пока нет. В случае войны можно  быстро доставить ядерный заряд через атмосферу до объекта, расстояния меньше, скорость выше. Сделать гиперзвуковую ракету с управляемым падением, наверное проще, чем с управляемым полётом. При хорошей защите от атмосферы и высокой скорости, думаю средствам ПВО будет сложно её перехватить.

раскрыть ветку (17)
13
Автор поста оценил этот комментарий
Близко? Быстро спустить? Проще??? Высота геостационарной орбиты 35+ тысяч км. если что.
раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вообще да. Не посмотрел. Интересно тогда, а сложно ли будет перехватить ракету, которая уходит с орбиты в атмосферу земли с максимальной для защитного корпуса ракеты скоростью. Особенно если ракета не будет иметь предсказуемую траекторию. Хотя сейчас посмотрел ттх ПВО С500, там теоритически могут сбивать объекты скоростью до 7 км/с. Выше уже только первая космическая скорость. Врят ли объект который с орбиты входит в атмосферу земли, будет двигаться быстрее 7 км/сек и при этом не сгореть в атомфере.

Консилиум диванных экспертов объявляю открытым.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Предлагаю поставить многослойные керамические обтекатели
Автор поста оценил этот комментарий
Скорость набрать я думаю не проблема. Тем более если это будет ядерная ракета, а не ядерный снаряд. Также кто говорит что нужно обязательно с геостационарной шмалять? Можно же и с орбитальной, там всего 337-430км над землей, да и период обращения тоже норм. Всего 93 минуты.
4
Автор поста оценил этот комментарий

А с геостационарной орбиты спутник сбить разве не легче, чем найти какой нибудь "Тополь" на боевом дежурстве?

Если взять какой нибудь спутник с пушечкой типа как на салют-3. И вывести на такую же орбиту как и тот ядерный. А лучше по два таких на каждый вражеский. Для надежности. Расстояние между спутниками будет плавать, но не сильно. По идее, радиуса действия пушки должно хватить. На сколько она там в космосе бьёт? Километров на 40?

На самом деле можно и с земли ракетой сбить, но это долго. На запуски могут успеть среагировать и спутники могут отстреляться боеголовками раньше.

раскрыть ветку (10)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Пушка в космосе бьет на тысячи километров после чего улетает в неизвестном направлении :) Точнее что б обратно на цель навести много времени потребуется.

Дешевле вывести на орбиту два вагона шариков от подшипников и смести всю орбитальную группировку.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Если начальная скорость пули метров 300 в секунду, то пуля даже с орбиты не улетит :D

Имеется ввиду прицельная дальность стрельбы. Ну что бы автоматика сама могла очередью прицельно ёбнуть один раз и всё. Больше и не надо. Штука-то одноразовая.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Если скорость выше 2-й космической, то прицельная дальность ограничена солнечной системой :)

Если ниже - считать надо и поправки вносить. Думаю до 500-1000 км гравитация не сильно на снаряд влиять будет.Однако выводить пушку со сложной системой прицеливания и компенсаторов выстрела ради одного спутника - дороговато. Дешевше вывести спутник с пачкой ракет ударного действия или направленно-картечного. И сбивать прицельно по одному. Или же повторяю - баллистическая ракета с боеголовкой, наполненной шариками в метане. Шарики превратят любой спутник в дуршлаг на большом диапазоне орбит, а метан способен залепить наглухо любую оптику, если шарики мимо пролетят.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Скорость у пули выше 2 космической?) Мы же о выстреле с геостационарной орбиты говорим, а это 3100м/c. Тебе надо снаряд послать со скоростью ~8000м/c, да ещё и строго в нужную сторону. Это из чего стрелять надо? :D

Да и целесообразность всей этой стреляющей хуйни немного в другом. Вот фиксирует некий вероятный противник пуск твоих противоспутниковых ракет. Воспринимает как открытый акт агрессии и успевает из этих спутников боеголовки, таки, запустить.

А если ты запустил на орбиту спутник непонятного назначения, который вертится рядом с их спутником годами, то никто из-за этого не станет превращать холодную войну в "горячую". Даже не обязательно что бы у него на борту была именно пушка. Есть смысл воткнуть что нибудь вроде ракет. БЧ с поражающими элементами типа как у ПВОшных ракет. Небольшой ЖРД. Хитровыебанные системы маневрорования как у других космических кораблей. Ну или что-то вроде. В нужное время такой девайс позволит предотвратить запуск.

Да и вообще, о чём мы говорим? Всё равно никто не держит боеголовки на орбите.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И выводить эти спутники под видом транспортных грузовиков для МКС. А потом заявить всему миру, мол ахтунг, капут связи и все такое. Конечно чутка страданет престиж, но зато висят они там и висят на орбите, а в нужный момент..не?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так-то ты шила в мешке не утаишь. Во-первых разработать по-тихому не получится, во-вторых при запуске всё равно всплывёт кто заказчик. И в-третьих будет палево что спутник, с которым связь капут, занимается орбитальным маневрированием. Заданную орбиту-то постоянно корректировать придётся. Тем более геостационарную)

Автор поста оценил этот комментарий
На фиг ракеты. Самоподрыв же. Все равно, если такое начнется - то вряд ли пару раз подряд
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

При чем тут самоподрыв и пару раз подряд?:)

Имелась ввиду возможность вывести из строя чужие спутники с боеголовками в нужное время, при этом так, что бы они не успели отстреляться.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Цена вопроса же
1
Автор поста оценил этот комментарий

Смысл ядерных систем на геостационарной орбите, как я понимаю в упреждающем ударе. Чтобы быстро и гарантированно нанести удар по ключевым объектам. А если кто то решит сбить ядерный спутник без объявления войны, то это равно объявлению войны. Можно успеть бабахнуть. К тому же в случае опасности можно сделать систему, когда ракеты отделяются от спутника носителя, но все ещё некоторое время могут быть использованы для нанесения удара. Например Воздушно космические войска фиксируют атаку на спутник, это ещё не повод начать третью мировую и ракеты отделяются от спутника находясь в режиме готовности, если угрозы нет, то просто в космосе они самоуничтожаются. Если нет, то летят по адресу.

А главное какой психологеский эффект для противника, осознавать, что над твоей головой, на орбите зависло ядерное оружие способное тут все уничтожить. Если ядерное орудие рассматривать как фактор сдерживания, а не атаки, то эффект думаю будет превосходный.

Автор поста оценил этот комментарий

Это же кольцо над экватором, и там все забито телевизионными спутниками тем более в области близкой к США.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Пфф, просто будет новость что  на орбите над экватором, грузовой ракетоноситель, который должен был доставить груз автронавтам на МКС, из за сбоя автоматики сошёл с заданной орбиты и начал двигаться по хаотичной орбите, попутно сбив несколько американских телевизионных геостационарных спутников над экваториальной орбиты.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку