4

Арт-ликбез: Линогравюра. Искусство, которое завораживает

Когда посетители картинной галереи оказываются перед произведениями, выполненными в технике линогравюры, они часто задерживаются, чтобы вникнуть в её особый ритм. В отличие от картин, написанных маслом на холсте, где материалы сразу понятны, линогравюра может вызвать вопросы и любопытство.

Б.М.Кустодиев «Купальщица» (1927), «На Волге» (1926)

Б.М.Кустодиев «Купальщица» (1927), «На Волге» (1926)

Линогравюра (фр. graver – вырезать) – способ печати с использованием гибкой формы линолеума или сходного по параметрам материала. Это разновидность выпуклой гравюры. Мастер вырезает рисунок на поверхности линолеума, наносит валиком тонкий слой краски и печатает изображение на бумаге. Единичный оттиск создает черно-белое изображение, а для цветной картины художник делает отдельный штамп для каждого цвета.

Как создается линогравюра

  • Создание эскиза: рисунок карандашом на бумаге.

  • Перенос на линолеум: эскиз в зеркальном отражении переносится на пластину линолеума.

  • Вырезание: художник острым инструментом вырезает те части, которые не должны быть пропечатаны, оставляя только те участки, которые должны иметь изображение.

  • Прокатка краской: на получившуюся рельефную форму наносится краска с помощью валика.

  • Отпечаток: на прокрашенную поверхность накладывается лист бумаги, который затем прижимается к матрице прессом или вручную для получения оттиска.

Стамески (штихели)

Это ручной инструмент, предназначенный для работ по дереву или другим материалам, в число которых входит линолеум. Состоит из ручки, обычно деревянной, и металлической части.

Металлическая часть может иметь разную форму:

  • радиусную (полукруглый поперечный профиль),

  • плоскую (плоский поперечный профиль, резцы различаются по ширине и толщине),

  • коробчатую или скобчатую (плоские прямые стамески с бортиками разной высоты),

  • уголковую (с профилем в виде угла, латинской буквы V).

Художники, работавшие в технике линогравюры

Художники различных художественных стилей и направлений XX века оставили интереснейшее творческое наследие в виде сочных и красочных гравюр гибкой печати.

Пабло Пикассо заинтересовался линогравюрной техникой в середине XX века – в поздний период творчества, когда было время экстравагантных сюрреалистичных портретов и жанровых сцен. Работы «Бородатый мужчина» (1961), «Бандерильи» (1962), «Вакханалия» (1962), «Жаклин с обручем» (1967) стали яркими образцами художественной манеры великого испанца.

Пабло Пикассо «Бородатый мужчина», «Бандерильи», «Вакханалия», «Жаклин с обручем»

Особого внимания заслуживает линогравюра «Женщина в шляпе» (1962). Пикассо создал цветной отпечаток одной матрицей и не прибегал к отдельным штампам для каждого цвета: художник начал печать с самого светлого оттенка, а закончил самым темным.

Пабло Пикассо «Женщина в шляпе» (1962)

Пабло Пикассо «Женщина в шляпе» (1962)

Борис Кустодиев работал в линогравюрной технике на закате жизни, будучи прикованным к инвалидному креслу. «Матрос и милая», «Осень» (1926) и серия гравюр с текстами народных частушек (1927) – свидетельство мастерства художника и удивительного жизненного оптимизма в любых жизненных ситуациях.

Борис Кустодиев «Матрос и милая», «Осень», «Под милашкину гармошку»

Оскар Рабин «Водка столичная» (1961) и «Помойка» (1958)

А как вам «Ядерный ученый» (1946) основателя школы фантастического реализма Эрнста Фукса?

А как вам «Ядерный ученый» (1946) основателя школы фантастического реализма Эрнста Фукса?