Арт-ликбез: Линогравюра. Искусство, которое завораживает
Когда посетители картинной галереи оказываются перед произведениями, выполненными в технике линогравюры, они часто задерживаются, чтобы вникнуть в её особый ритм. В отличие от картин, написанных маслом на холсте, где материалы сразу понятны, линогравюра может вызвать вопросы и любопытство.
Линогравюра (фр. graver – вырезать) – способ печати с использованием гибкой формы линолеума или сходного по параметрам материала. Это разновидность выпуклой гравюры. Мастер вырезает рисунок на поверхности линолеума, наносит валиком тонкий слой краски и печатает изображение на бумаге. Единичный оттиск создает черно-белое изображение, а для цветной картины художник делает отдельный штамп для каждого цвета.
Как создается линогравюра
Создание эскиза: рисунок карандашом на бумаге.
Перенос на линолеум: эскиз в зеркальном отражении переносится на пластину линолеума.
Вырезание: художник острым инструментом вырезает те части, которые не должны быть пропечатаны, оставляя только те участки, которые должны иметь изображение.
Прокатка краской: на получившуюся рельефную форму наносится краска с помощью валика.
Отпечаток: на прокрашенную поверхность накладывается лист бумаги, который затем прижимается к матрице прессом или вручную для получения оттиска.
Стамески (штихели)
Это ручной инструмент, предназначенный для работ по дереву или другим материалам, в число которых входит линолеум. Состоит из ручки, обычно деревянной, и металлической части.
Металлическая часть может иметь разную форму:
радиусную (полукруглый поперечный профиль),
плоскую (плоский поперечный профиль, резцы различаются по ширине и толщине),
коробчатую или скобчатую (плоские прямые стамески с бортиками разной высоты),
уголковую (с профилем в виде угла, латинской буквы V).
Художники, работавшие в технике линогравюры
Художники различных художественных стилей и направлений XX века оставили интереснейшее творческое наследие в виде сочных и красочных гравюр гибкой печати.
Пабло Пикассо заинтересовался линогравюрной техникой в середине XX века – в поздний период творчества, когда было время экстравагантных сюрреалистичных портретов и жанровых сцен. Работы «Бородатый мужчина» (1961), «Бандерильи» (1962), «Вакханалия» (1962), «Жаклин с обручем» (1967) стали яркими образцами художественной манеры великого испанца.




Пабло Пикассо «Бородатый мужчина», «Бандерильи», «Вакханалия», «Жаклин с обручем»
Особого внимания заслуживает линогравюра «Женщина в шляпе» (1962). Пикассо создал цветной отпечаток одной матрицей и не прибегал к отдельным штампам для каждого цвета: художник начал печать с самого светлого оттенка, а закончил самым темным.
Борис Кустодиев работал в линогравюрной технике на закате жизни, будучи прикованным к инвалидному креслу. «Матрос и милая», «Осень» (1926) и серия гравюр с текстами народных частушек (1927) – свидетельство мастерства художника и удивительного жизненного оптимизма в любых жизненных ситуациях.



Борис Кустодиев «Матрос и милая», «Осень», «Под милашкину гармошку»


Оскар Рабин «Водка столичная» (1961) и «Помойка» (1958)


