Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.2
Всем привет. В этом посте я продолжу рассказ про жизнь и научную деятельность на судне Polarsyssel и расскажу про исследовательскую часть экспедиции.
Из-за ситуации с коронавирусом, к которому на острове пытаются относиться достаточно серьезно, до последнего момента никто не знал, будет ли вообще экспедиция. О ней сообщили за неделю, в связи с чем пришлось готовиться в большой спешке и сильно урезать программу исследований. На борт разрешили взять только 10 человек(из которых 8 студентов, 1 профессор-руководитель экспедиции и 1 человек из отдела логистики института).
Рейс длился 2 дня. В первый день мы вышли из Лонгйира и дошли до ледяной кромки в Темпель-Фьорде. Там мы до ночи проводили исследования воды(CTD-зондирование, ADCP-профилирование). Ночью мы вышли из Темпель-Фьорда и дошли до Билле-Фьорда возле русского города Пирамиды, где проводили исследования весь следующий день. Обо всем этом дальше расскажу с фотографиями.
После того, как мы заселились на судно и позавтракали у нас была пара свободных часов на перегоне Лонгйир-Темпель-Фьорд. За это время я успел поспать и понять, что судно ощутимо шумнее, чем тот же Келдыш. Дело даже не столько в шуме, сколько в вибрации, которая ощущается по всему судну и достаточно сильно бьет по голове. Зато проснувшись я увидел в иллюминаторе солнце. Первое увиденное мной солнце на острове после полярной ночи.
CTD зондирование - одно из основных исследований в океанологии. CTD(Conductivity, Temperature, Depth)-зонд - прибор, позволяющий получать данные о трех важнейших параметрах воды - солености(из электропроводности), температуры и давления. Эти параметры входят в основные уравнения состояния воды, по ним можно судить о структуре водной толщи и происходящих в ней процессах. Зондирование может проводиться в двух режимах, горизонтальном и вертикальном. В первом случае зонд опускается за борт и буксируется кораблем. Таким образом получается горизонтальный разрез. Во втором случае, корабль стоит неподвижно, а зонд при помощи лебедки опускается на дно и поднимается обратно, попутно записывая нужные нам данные.
Работать иногда приходится с ноутбуком на палубе, некоторые зонды передают данные в режиме онлайн по проводу.
В одном из хорошо отапливаемых контейнеров на палубе оборудованы рабочие места, где можно заниматься подготовкой зондов и первичным анализом данных.
Пример только что полученных данных. Очень хорошо видно, что вода сильно вертикально стратифицирована, то есть состоит из слоев с разной температурой.
Забавная штука, в контейнере висят гидрокостюмы с маркировкой Российского Морского Регистра Судоходства и ГОСТовскими значками. Гофрированные трубы запихиваются в висящий костюм, в них непрерывно подается горячий воздух для сушки промокших костюмов.
Вот так за день намерзает лед на трос, опущенный в вводу, на котором висят зонды.
К ночи нагнало очень много свежего льда и нам пришлось прекратить исследования и уйти из Фьорда. Причина банальна - якобы нам нельзя вмешиваться в природу и ломать лед. Но больше верится в то, что капитану просто захотелось поспать.
А еще в ту ночь небо горело. Последнюю неделю солнечная активность очень высокая, полыхает как никогда до этого, притом каждый день.
Работаем даже ночью. На фото два CTD-зонда, прикрепленных к рейке. Вообще, множество CTD зондов могут объединяться в одно большое устройство - Розетту. Это цилиндр, на который цепляется множество оборудования, включающее в себя CTD зонды, батометры и прочие сенсоры, и которое позволяет за один раз собрать большое количество данных. Пример можно посмотреть в википедии. Также мы сбрасывали за бор пару ADCP-профайлеров. ADCP - это акустический доплеровский измеритель течения, прибор, который позволяет измерять подводные течения при помощи звуковой волны и доплеровского эффекта
Помимо исследований с судна, мы также провели исследования кромки льда с моторной лодки. В первый день мы это сделать не смогли, так как за пару дней до этого предыдущую экспедицию зажало во льдах и капитан нам разрешение не дал. К тому же, по кромке льда ходил белый медведь, который не особо собирался уходить. Во второй день, на кромке около Пирамиды, мы успешно провели эти исследования.
Судно снизу выглядит очень масштабно и футуристично.
Отпиливаем кусок льда для анализа солености и других свойств в лаборатории.
При помощи специального ультразвукового прибора измеряем скорость звука во льду. Это позволит рассчитать его прочность.
Вид на российское поселение Пирамида из фьорда.
Пример свежеотпиленного льда. Лед очень рыхлый и свежий, он замерз буквально в ночь перед прибытием. Поэтому изначально планировавшуюся высадку на лед пришлось отменить.
На обратном пути встретились 7-8 моржей, сидящих на льду.
А этот лед намерз за день. Возвращаясь мы очень эффектно раскалывали его.
Кильватер очень красиво проходит под тонким слоем льда, который колеблется вместе с водой и не всегда даже ломается.
На этом пост про экспедицию заканчиваю, на вопросы как всегда отвечу в комментариях. Спасибо всем дочитавшим за внимание!
Сообщество моряков
1.5K поста5.1K подписчика
Правила сообщества
Правила пикабу.