Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1

Всем привет. В этом посте я начну рассказ про жизнь и научную деятельность на судне Polarsyssel, где мне удалось побывать на этих выходных в составе экспедиции.

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Судно Polarsyssel - новое судно, которое было построено в 2014 году и в настоящий момент используется для нужд Шпицбергена, и не только. Судно многоцелевое и может использоваться в научных, туристических, природоохранных, спасательных и многих других целях. При помощи сложных схем сдается в лизинг администрации губернатора Шпицбергена.

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Судно новое и очень современное. Это касается как внутренней обстановки, так и технической составляющей. Приводится в движение тремя азимутальными двигательными установками(2 на корме, одна в середине судна), также имеет носовое подруливающее устройство сквозного типа. Это позволяет позиционировать судно так, как хочет капитан в любой момент времени, направляя тягу двигателей, изменяя положение или ориентацию судна. Так же судно может оставаться на одном месте с точностью до одного метра, удерживая нужное направление. Все это делает его сверхманевренным и относительно легким в управлении. Подробнее про азимутальную колонку можете почитать в википедии.

Внутренние убранства судна представляют из себя не что иное, как хороший отель. Судно вмещает 9 членов экипажа и 21 пассажира. Не буду тянуть, пройдемся по основным помещениям судна.

Мостик

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Перед лестницей на мостик нас встречает комнатка вот с таким красным светом. Пишите, кто догадается зачем она нужна.

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Мостик оборудован двумя рабочими зонами для двух операторов. На фото выше - главная зона, которая "смотри" вперед корабля. Она очень удобно скомпонована и оборудована большим количество современного оборудования. Здесь есть и несколько картплоттеров, и система спутниковой связи Inmarsat(что самое забавное, в наших широтах она не работает, и на экране висит ошибка), и несколько экранов с данными с радаров, и даже экран, на который выводится изображение с видеокамеры, которую можно использовать как бинокль. Кресла операторов очень удобные, имеют множество регулировок.

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

А так выглядит задняя рабочая зона. Она дублирует переднюю, но имеет так же органы управления кранами и некоторыми механизмами на палубе. Штурвала вы, кстати, на судне не найдете, все управление осуществляется ручками, которые вы видите в правой части изображения. С их помощью можно управлять направлением и скоростью вращения винта каждого азипода по-отдельности.

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

На фото выше мы дошли до ледяной кромки фьорда и увидели там белого медведя.

Столовая и три приема пищи

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Коронавирус, куда же без него...

Шпицберген до сих пор остается один из немногих мест на планете, куда не дошел коронавирус. И это неудивительно, ведь чтобы попасть сюда, надо сдать тест перед вылетом в Норвегию, затем сдать тест сразу по прилету, затем отсидеть 10 дней карантина в Осло, затем сдать тест перед вылетом на Шпицберген, а затем еще и отсидеть 7 дней карантина на острове. Несмотря на это, студенты, живущие в одном общежитие и в основном тусующиеся на одной кухне учатся дистанционно, или в очень ограниченном количестве в аудиториях института. На судно разрешили взять только 9 человек, при этом в столовой людям живущим вместе в замкнутом пространстве надо сидеть через один стул. Радует, что хоть маски носить не заставляли.

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Еда была просто восхитительна. Что ни говори, а повара свое дело знают. Все достаточно разнообразно, а ростбифа вкуснее и нежнее, чем на фото выше, я не ел еще ни разу в своей жизни.

При это, стоит отметить, что в предыдущем моем 40-дневном рейсе, о котором я писал раннее, все было на аналогичном уровне. Однако на русских судах питание зависит от начальника экспедиции, который сам решает как распределять выделенные ресурсы и сколько выделять на питание. В нашем рейсе было абсолютно все, великолепные мясные и рыбные блюда, шикарная выпечка, красная рыба и икра на завтрак, огромное количество фруктов и овощей. Закармливали как только могли, за что все благодарны начальнику экспедиции. В других экспедициях, по рассказам людей, бывает сильно хуже. Насчет норвежских судов я точно не уверен, но скорее всего провиант от экспедиции не зависит и всегда находится приблизительно на одном уровне.

Каюты

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Каюты одно- или двухместные, вторая кровать может подниматься. Нас селили по-одному, так как судно было почти пустое. Каюта достаточно просторная, есть кровать, пара шкафов, туалет с душем и раковиной, телевизор и неплохая аудиосистема. Удивило то, что некоторые каюты расположены внутри судна и в них, соответственно, нет иллюминаторов. Свет только искусственный. мне это показалось очень странным.

Опять же, вспоминая Келдыш, каюты там были примерно такие же, разве что не было телевизоров, да и мебель была не такой современной. Так же, в Келдыше были каюты для младшего офицерского(научного) состава и старшего. Отличали они тем, что туалеты и души в  каютах младшего научного состава были в количестве 1 штуки на 2 каюты, а в каютах старшего туалеты и души были свои.

Кинотеатр

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

На судне имеется кинотеатр с большим количеством фильмов и очень классными сидениями.

Кают-компания

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Кают-компания большая и просторная, к ней может одновременно находиться много людей. Кресла очень классные, спинка опускается так, что можно практически лежать.

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Возле кают-компании есть так называемая "комната отдыха экипажа". В ней можно уединиться для того, чтобы отдохнуть, поговорить по телефону, провести какую-то встречу, или поиграть в X-box на большом экране.

Прочие помещения

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

На судне также есть прачечная, кабинет механика(на фото выше), небольшой спортзал, пара кабинетов для экипажей.

Палуба

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост
Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

Палуба судна неожиданно большая. Общая площадь палубы - 850 квадратных метров. Ее масштабы удивляют, ведь длина судна всего 88 метров. Такой размер обеспечивается очень короткой, но при этом высокой надстройкой. На палубе оборудована вертолетная площадка, большая лебедка, которая может использоваться для буксировки других кораблей, а так же несколько 40-футовых контейнеров с оборудованием.

Арктическая экспедиция на научно-исследовательском судне, ч.1 Арктика, Шпицберген, Корабль, Лед, Судно, Море, Кораблятская жизнь, Длиннопост

На этом первый пост подходит к концу, закончу его фотографией моего первого арктического заката на Шпицбергене, вид с вертолётной площадки. Солнце здесь движется очень быстро, практически на глазах. На вопросы с радостью отвечу в комментариях.

Сообщество моряков

1.5K поста5.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Что то маловато экипаж 9 человек.

раскрыть ветку (22)
Автор поста оценил этот комментарий

Капитан, рулевой, старпом, механик, пара поваров, стюардесса, штурман и матрос.

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

И матрос?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Дежурная жопа)
Автор поста оценил этот комментарий

Один человек в машине на таком пароходе, да это жопа для механика.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю даже. Как-то же справляются. Судно новое тем более.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Да и подфлажные документы врядли разрешают иметь одного человека в машине.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

В комнате с механиком сидит ещё один человек, но роль его я точно не знаю. Сама комната на фото есть, там два рабочих места. Могу попробовать потом узнать.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

В коридорах должна висеть суровая роль и расписание по тревогам, там все должности указаны.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, все было, но я не сфотографировал, а по памяти расписал выше

Автор поста оценил этот комментарий

Тс, что подразумевается под должностью "рулевой" ?

На судне дп класса им по идее могут управлять только офицеры, т.е. кэп и старпом и вахтенный помощник - dpo :)

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это я, видимо, второго помощника так обозвал. Насколько я понял, их там трое рулевых было, кэп, старпом и наверное второй помощник. В первую смену рулили кэп и второй, во вторую смену старпом. Но как у них вахты были устроены я так и не понял, вроде как сказали что они у них шестичасовые, но почему их трое и старпом на вахте один сидит не знаю

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Скорее всего так и есть. Если 3 человека на мостике то 6 через 6 делают. Офицер на коммерческих судах на мостике один работает обычно. на оффшорных по разному, ситуативно видимо.  Хотя насколько я знаю на DP-2 судах при работе с платформами и т.д. должно быть 2 dpo на мостике )

У вас интересный опыт вообще. Интересно как в России с подобными проектами дела обстоят^

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

При работе с платформами это с плавучими нефтяными что ли, или с бортовым оборудованием вроде кранов или гравитационных шлюпбалок? Если речь о втором, то во время этого всего на мостике был один старпом, а кэп со вторым были на перегоне.

С какими проектами? Если вы про научные экспедиции, то я до этого 40 дней на Келдыше был в арктике. Каких-либо фундаментальных различий вообще не заметил, специально ходил по норвежскому судну и искал чего-бы такого не было на Келдыше. Разница между ними из серии "у нас есть бани и бассейн, а у норвежцев мебель из дсп, да телевизоров побольше". Остальное(питание, проживание, удобства, уровень комфорта, ДП и подобное) все то же самое. Разница начинается когда ты не в научном составе, а в экипаже работаешь. Потерянные 2 машины из 4, постоянные проблемы с вакуумными туалетами, кондиционером иногда и подобными мелочами на Келдыше это норма для рейса. Но и судно построено не 6 лет назад, а 50. Ну и экипаж у нас 53 человека против 9. Хотя справедливости ради, и на норвежце за те 2 дня, что я там был, та самая канализационная система умудрилась забиться и залить часть первой палубы.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Что интересно, старпом тут работал 19 лет капитаном на другом судне, без дп, а сюда перевёлся старпомом, а не капитаном, так как не хотел на дп переучиваться.

Автор поста оценил этот комментарий
ТС ошибся, 9 человек экипажа - лютая дичь
раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не ошибался я. Я видел судовую роль, где было девять человек, об этом говорил старпом, плюс это написано даже в новости о постройке судна.

The Polarsyssel is equipped with a helicopter deck, a winch to tow other vessels, infrared and optic cameras to find persons or leaking oil, water cannons to fight fire, a medical room, two work-boats which can be launched quickly and the facilities for an external power supply to save fuel when the ship lies at the pier in Longyearbyen. With the Polarsyssel a ship with the ice class 1B was chosen, differing from its antecessor ‘Nordsyssel’ which had the highest ice class 1A Super. The Polarsyssel has a crew of 9 persons, cabin space for 21 passengers and a capacity for 35 day-passengers.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно каким образом организована вахта в машинном отделении, если там всего один механик? Где боцман? Один матрос на пятитысячнике, серьезно? Интересно было бы посмотреть расписание по тревогам, чьими силами обеспечивается борьба за живучесть.. Зато два повара, 😂😂😂
Автор поста оценил этот комментарий
Видеть судовую роль из 9 человек вы не могли, т.к. на время перехода все пассажиры в неё должны быть вписаны.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Эмм, я всех пассажиров по имени знаю, перечислил вам экипаж за вычетом 10 пассажиров. И если уж на то пошло, пассажиры там вообще висят на отдельном листе, лишь в журнале записаны все вместе с экипажем. Будет возможность, схожу ещё раз, сфотографирую, но то, что экипаж был из девяти человек, это 100%

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Мои извинения, при определённых условиях экипаж в 9 человек и вправду возможен. Удачи вам.
Автор поста оценил этот комментарий
Это я ещë про электромеханика забыл спросить. Нашел видео на YouTube, посвященное спуску на воду этого судна, к сожалению я по-норвежски не шпрехаю, но могу предположить, что в нём минуты со второй как раз показан экипаж и их там явно больше 9. https://yandex.ru/video/touch/preview/?text=polarsyssel crew&path=wizard&parent-reqid=1615530564290801-231745265879840634800230-production-app-host-sas-web-yp-181&wiz_type=vital&filmId=14849226862747309245
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

На видео как раз таки 9 человек(не те, что поют, а те, что справа вместе с капитаном).

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку