Архитектура Вавилона и Ассирии.

Каюсь, лень, время, желание, вещи совершенно неподвластные мне, в отличии кнопок на клавиатуре. Поэтому в попытках выйти из кутежа безделья, сделаю маленькую, но немаловажную статью про Вавилон и Ассирию.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Перед Древней Грецией хотелось бы немного остановиться в Передней Азии, а именно в Двуречье. Здесь, в 5-3 тысячелетиях до н. э., обитали оседлые шумерийцы и кочевые племена аккадцев, а в конце 3 тысячелетия, унаследовав их культуру, на этих землях возникла Вавилонская держава. Во 2 тысячелетии к северу от Вавилона образовывается государство Ассирия.

У каждого из народов имелись свои исторические и социальные особенности, также наблюдавшиеся в строительстве и архитектуре. Общими чертами были рабовладельческий строй и военно-деспотическая власть.
Архитектура Передней Азии сильно отличалась от древнеегипетской в функциональном, конструктивном и художественном отношениях. Отличались и материалы из которых строили. Местные земли не столь богаты камнем, поэтому основными материалами были глина и дерево.

Вавилон.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Основной объединяющий фактор архитектуры Передней Азии, это оборонительные функции и композиционные сходства храмовых и дворцовых сооружений. Причина в потребности сооружений рассчитанных на оборону, является соперничество большого количества народов на столь ограниченной территории. Оборонительные функции проявляются в планах и композициях храмов и дворцов, и даже жилых домов. Цель заключалась в создании компактного плана, преимущественно квадратного, с одним или несколькими внутренними дворами. Снаружи сооружения имели замкнутый вид. Крупные здания строились на высоких землебитных платформах, что позволяло создавать основания и возвышало их над болотистым грунтом.
В основном, города Двуречья были заключены в зубчатые стены с башнями. Эти стены имели высокие сплошные поверхности без проемов за исключением арочных входных порталов. Хорошим примером является город Вавилон или Ассур. Эти города опоясаны двумя рядами стен с башнями, а внутри города виднеются храмовые строения - зиккураты. Заметный факт, что такое сложно представить в Египте с его открытыми городами. Объяснить это можно тем, что Египет мог похвастаться относительной изолированностью.

Храм Ану и Адада в Ассуре.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Основным видом монументальных зданий являлись особой формы храмы. Самым крупным храмом Ассура являлся храм Ану и Адада. Видом он представлял собой квадрат с квадратным внутренним двором для молящихся. С главной стороны примыкали святилища богов Ану и Адад, располагавшиеся рядом. Также в основной объем здания входили зиккураты, которые напоминали пирамиды Египта. Но зиккураты не были гробницами, в отличии от пирамид, они имели сплошную кладку без помещений внутри. Такие ступенчатые башни оживляли силуэт города.

Зиккураты выкладывались из битой земли и кирпича сырца, но снаружи, в нижней части, из камня, остальная часть из обожженного кирпича. Опять же, вспоминая про то, что регион не богат камнем, это был единственный возможный вариант конструкции.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Все использовалось в военных целях, отсутствие больших территорий и наличие горячей крови способствовало этому. Площадки зиккуратов служили смотровой площадкой, зубцы на стенах служили защитой для стрелков. Такой вид стен крепости стал классикой, позже, пытливый ум придумал бойницы и амбразуры.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукене.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Ярким примером сооружения дворцового типа является дворец Саргона II в Дур-Шаррукене. Он расположен на высокой платформе из битой земли, наполовину выступающей за пределы стен. Платформа имела свои оборонительные башни, всего башен было 167. В середине дворца находился самый большой двор, от него шли жилые помещения, парадные и хозяйственные. Каждая часть имела свой двор. Квадраты и прямоугольники дворов были разбросаны по всему зданию, что интересно, их оси расположены параллельно друг другу. В итоге получался лабиринт, что было опять же направленно на оборону.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

В городе имелся 40 метровый зиккурат и вероятно даже разноцветный, каждому объему свой цвет. Сам город был построен за 6 лет(713—707 гг. до н. э.) и после смерти Саргона II был заброшен, поэтому сохранился на приемлемом уровне. Сын Саргона, Синаххериб, отказался от постройки города. Причин может быть довольно много: либо это было слишком затратно, либо город перестал играть какую-либо важную роль (экономическую, политическую, военную), либо амбиции сына не позволили ему сделать столицей город с названием "Крепость Саргона". Поэтому он перенёс столицу в нейтральную Ниневию.

Ламассу.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Что касается декора, то у главного входа стояли ламассу - крылатые сфинксы, которые охраняли вход. Они имели довольно интересное исполнение, объемное изображение "распадалось" на две перпендикулярные плоскости: фронтальную, где тело передавалось в фас, и боковую, где оно изображалось в профиль. Таким образом создавалось объемное изображение, если рассматривать в трехчетвертном ракурсе. Важным элементом был цвет, на фасадах храмов, зиккуратов, дворцах и скульптурных рельефах использовались яркие, локальные цвета - охра, красный, черный, белый.

Храм Этеменанки в Вавилоне.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Спустимся чуть южнее, в Вавилон, который тоже отличился своими сооружениями. Город разделялся Евфратом на две части и опоясывался двумя рядами крепостных стен с башнями, которых было двести пятьдесят. В двух частях города, разделенных рекой, находились два дворца, один из них - цитадель, а второй был местом пребывания царей. Вдоль Евфрата также тянулась стена. Одной из главных достопримечательностей являлись ворота Иштар, посвященные богине плодородия и земледелия.

Копия ворот Иштар в Ираке.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Они были построены 575 году до н. э. из обожженного кирпича. На поверхности башен были размещены рельефные, покрытые поливой, изображения звероподобных грифонов. Сейчас разные части этих ворот можно найти в музеях по всему миру, а в Ираке находится их копия. От ворот, параллельно берегу Евфрата, шла процессионная дорога, считавшаяся священной, по бокам которой располагались храмы. Один из таких храмов - Этеменанки(Дом, где сходятся небеса с землёю), он же та самая вавилонская башня. Это был самый крупный зиккурат в Двуречье. Неизвестна точная дата постройки, но он уже существовал в 18 веке до н.э. Его высота предположительно была 91 метр. Имел 7 объемов, на вершине последнего располагался храм.

Рядом с воротами Иштар находился дворец царя Навуходоносора площадью в 4,5 гектара. Дворец был немного своеобразен, но в итоге представлял собой типичный лабиринт. У этого царя есть первый дворец, но видимо тот оказался слишком темным и «глухим» для нахождения в нем с семьей. В новый завезли и набережную и достаточное количество зелени.

Изразцовая облицовка стены тронного зала дворца царя Навуходоносора.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

При Навуходоносоре Вавилония достигла своего пика. Он же построил те самые висячие сады для своей жены. Если эти сады вообще были. 

Интерьер и предметы внутреннего убранства.

Внутренние дворцовые помещения имели коридорообразную форму, были узкие и высокие, перекрывались сводами или балками. Стены облицовывались плитами с рельефами на которых изображались различные сюжеты.

Жилые дома напоминали формы дворцовых построек, но гораздо меньших размеров с простыми планировками, в один-два этажа высотой. Использовали в основном кирпич-сырец, а для перекрытий использовали дерево. Часто имелся внутренний дворик.

Статуэтка Ибн-ила из Мари. Алебастр. Около 2500 г. до н. э.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Скульптура – круглая и рельефная - отличалась от египетской грубостью. При этом была наблюдательной. Поздние ассирийские рельефы поражают верной передачей фигур, аксессуаров и своей динамикой. Материалами служили алебастр, разные породы камня: базальт, диорит.

Вавилонская ваза, 2100 г. до н. э.

Архитектура Вавилона и Ассирии. Архитектура, Вавилон, Длиннопост, Искусство, История, Пост, Стиль

Художественное ремесло находилось на высоком уровне. Изготавливались керамические, медные, бронзовые, каменные сосуды. Использовалось разноцветное стекло(при том, что техника выдувания стекла была изобретена не раньше I в. до н. э.), драгоценные камни и слоновая кость.

На уровне было производство шерстяных тканей и ковров, которые украшали стены. Мебель была массивная, дополнялась металлическими деталями.

Из всего этого становится понятно, что в Ассирии и в Вавилоне, среди постоянных войн, архитектура могла и несла в себе свое прямое назначение, быть украшением и выразительным фактором того времени. При этом хорошо показывается отношение людей к своему труду, когда созданное могло быть легко заброшено, несмотря на потраченное время, материалы и жизни рабов(хотя этот фактор вряд ли учитывали).

Пост про Античную Грецию будет более объемный, так как именно там дан старт архитектуре как искусству.


Вся информация взята из книги "Очерки истории архитектурных стилей" Бартенев И. А., Батажкова В. Н. и из интернетов.

Фото взяты с простора интернета. Не мои!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Охуенно, жду новые посты!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку