Архитектура СССР: речной вокзал в Твери
Здание речного вокзала в Калинине (авторы архитекторы П. П. Райский и Е. И. Гаврилова, инженер И. М. Тигранов) выстроено в 1938 году на стрелке у места впадения реки Тверцы в Волгу.
Так должен был выглядеть Калининский речной вокзал по задумке архитекторов. Справа - к верховьям Волги, слева - река Тверца.
Вокзал отмечал собой один из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва — Волга. Рассчитан на одновременный прием 550 пассажиров.
Речной вокзал вскоре после постройки на картине неизвестного художника. Стоит недорого - 35 000 руб. Фото картины позаимствовано с Молотка.
В 1969 — 75 гг. сооружены причалы длиной около 400 метров. Речной вокзал принимает экскурсионные и прогулочные суда, в том числе и дальние. До конца 1980-х годов действовали пассажирские линии, соединяющие Тверь с городами на Волге от Ржева до Углича, движение на Ржев прекратилось к началу 1990-х, а к началу 2000-х остались только пригородные теплоходы на Судимирки и Моркино.
Фрагмент из книги Р.Я. Хигера "Архитектура речных вокзалов", 1940 года издания (выделено курсивом):
Перед авторами вокзального здания стояла двойная задача создать хорошо разрешенную по силуэту и объемам композицию привлекательную и со стороны реки и со стороны центральной городской площади, которую речной вокзал частично оформляет. Задача эта осложнялась тем обстоятельством, что здесь надо было включиться в ансамбль города, архитектура которого имеет отчетливо выраженное лицо, созданное в XIX в. Казаковым и его помощниками.
Подъезжая к вокзалу с реки, видит его с наиболее выгодной осевой точки зрения, охватывает его взглядом одновременно с обеих сторон и воспринимает композицию симметричной и выразительной по нарастающему силуэту.
Авторы упустили, однако, из виду, что не менее важна перспектива с противоположного берега Волги, параллельного одному из симметричных крыльев вокзала, с набережной и бульвара, служащих для городского населения местом прогулки и отдыха.
В интерьере вокзала любопытен узел лестниц в центре вестибюля. В чертеже плана он воспринимается чрезмерно усложненным, но в натуре он читается довольно просто и создает интересные перспективы пространству вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже.
Здание на протяжении многих лет не использовалось по назначению и находилось в аварийном состоянии. Капитальный ремонт конструкции никогда не проводился, в результате чего состояние внутренних конструкций в последние десятилетия неуклонно деградировало.
По состоянию на май 2020 года, местные власти не приступали к восстановлению здания, ссылаясь на отсутствие средств в бюджете города и необходимость поиска инвестор