Английский лук - "пулемет" средневековья.
Типичный английский тисовый лук, 6 футов 6 (2 м) в длину.
Подгорело у меня знатно от серии постов @Skvozmir, в которых он откровенно валяет в грязи все метательное оружие средневековья, не отвечая на единственный вопрос - если бы метательное оружие было бы таким никчемным (как его представляет автор), то почему люди продолжали его использовать (и активно) вплоть до середины 17 века? Наверное, наши предки не были дураками, т.к. дураки в те времена (в отличие от сегодняшних) быстро переводились по прозаическим причинам.
Самый главный миф о луке и его применении - лучники были единичными мастерами, их выращивание длилось десятилетиями, применение на поле боя - единичное и влияние их на сам бой - ограниченное.
Но, вернемся к нашим баранам, то бишь, к лукам. Я не буду рассматривать средневековые композитные луки - татарские, турецкие и венгерские, которые были распространены на более восточных от Европы землях, а рассмотрю лишь "английские" луки, как получившие наибольшее распространение в средневековой Европе.
Термин «английский» или лук «валлийский» представляет собой современный способ отличать эти луки от других луков, хотя на самом деле одинаковые луки использовались как в северной, так и в Западной Европе. Непосредственно сами английские источники про английские луки рассказывают следующее: английский лук, называемый также уэльским луком, является мощным средневековым оружием около 6 футов (1,8 м) в длину, который использовался английскими и валлийскими стрелками для охоты и в качестве оружия в средневековых войнах.
Самый ранний лук, известный в Англии, был найдены в Ашкот Хит, Сомерсет и датируется 2665 г. до н.э. Более 130 луков дошли до нас из эпохи Возрождения. Более 3500 стрел и 137 целых луков были извлечены из воды вместе с судном «Мэри Роуз» - флагманским кораблем Генриха VIII, затонувшего в Портсмуте в 1545 году.
Английский лук называют также «большим луком» и это действительно так, поскольку его длина превышала рост человека, то есть был 1,5 или 1,8 метра в длину. Ричард Бартелот из Королевского артиллерийского института описывает типичный английский лук как оружие из тиса, 6 футов (1,8 м) в длину, с 3 футовыми (910 мм) стрелами. Гастон Феб в 1388 году писал, что лук должен быть «из тиса или самшита, семьдесят дюймов [1,8 м] между точками крепления для тетивы». На «Мэри Роуз» были найдены луки длиной от 1,87 до 2,11 м, средней длины 1,98 м (6 футов 6 дюймов).
Большая длина обеспечивала высокую убойную силу и делала точность выстрела более стабильной. С точки зрения убойной силы большие композитные луки применять в бою было бы предпочтительней, но такое оружие было дорогим и сложным в производстве, поэтому англичане выбрали обычный деревянный лук. Простой и недорогой в изготовлении, такой лук можно было выпускать в массовых количествах и обеспечить оружием всех мужчин страны поголовно. Британские мануфактуры по производству луков представляли собой нечто вроде прототипа конвейера Генри Форда. Все делалось предельно быстро, чтобы обеспечить высокую производительность. Большое внимание уделялось и тренировкам — во времена правления Плантагенетов всем мужчинам предписывалось в обязательном порядке практиковаться в стрельбе из лука. В главных сражениях Столетней войны с английской стороны принимало участие обычно несколько тысяч лучников: это сковывало противника в его маневрах, а солдаты, попадая под дождь стрел, теряли боевой дух. Популярность лука была так велика, что из трех солдат в английской армии двое были лучниками, а при знаменитой битве при Айзенкуре лучниками были четыре человека из пяти. Любопытно, что помимо пеших лучников у англичан были и конные. В некоторых книгах их изображают стреляющими в седле. Но это неверно: лошадь использовалась для мобильности, а в бой они шли в пешем строю.
Англичане быстро извели запасы тиса в Англии и начали его закупать за границей. Первое документальное упоминание об импорте тиса в Англию относится к 1294 году. В 1350 году имела место серьезная нехватка тиса, и Генрих IV приказал ввести частную собственность на те земли, где будет разводиться тис. Вестминстерским статутом 1472 года каждый корабль, возвращавшийся из русских портов, должен был привести четыре связки тиса для луков. Ричард III увеличил это количество до десяти. В 1483 году цена таких вот заготовок выросла от двух до восьми фунтов. В 1507 году римский император попросил герцога Баварии остановить истребление тиса, но торговля была очень прибыльной, и герцог, конечно, его не послушал, так что к XVII веку практически весь тис в Европе извели!
Тетива для английского лука традиционно делается из конопли. Боевые стрелы заказывались связками по 24 стрелы в связке. Например, между 1341 и 1359-ым годами английская корона, как известно, получила 51 350 таких связок или 1 232 400 стрел!
На поле боя английские лучники учились втыкать свои стрелы вертикально в землю у своих ног, уменьшая время, которое требовалось, чтобы достать их и выстрелить. Именно поэтому колчанами они пользовались только для их переноски. Грязь на наконечнике давала больше шансов вызвать инфекцию.
Английские историки высказали предположение, что дальность полета стрелы у профессионального лучника времени Эдуарда III могла достигать 400 ярдов (370 м), но самый дальний выстрел на Лондонском полигоне в Финсбери в XVI веке был равен 345 ярдам (320 м). В 1542 году Генрих VIII установил минимальную дистанцию стрельбы для взрослых в 220 ярдов (200 м). Современные эксперименты с аналогами луков с «Mэри Роуз» показали, что из них вполне можно стрелять на 328 м (360 ярдов) легкой стрелой, а тяжелой, весом 95,9 г, на расстояние 249,9 м (270 ярдов).
Джеральд Уэльский описал применение валлийского лука в XII веке:
«... [В] войне против валлийцев один из мужчин был поражен стрелой валлийца. Она прошла прямо через его бедро, высоко, где оно было защищено снаружи его доспехом, а затем через его кожаную тунику; далее она проникла через ту часть седла, которое называется альва или сиденье; и, наконец, попала в коня так глубоко, что убила животное».
Стрельба из лука была описана современниками как неэффективная против пластинчатых доспехов в битве у Невилл-Кросса (1346), при осаде Бержерака (1345) и в битве при Пуатье (1356); однако такие доспехи не были доступны европейским рыцарям до конца XIV века. Д. Николь в своем исследовании, посвященном Столетней войне, писал, что рыцарю было достаточно наклонить голову, чтобы стрелы отскакивали от его шлема и наплечников, но могли поразить его при этом в бедро. Но они поражали рыцарских коней в круп и в шею, и те не могли бежать и просто ложились на землю.
Также вражеские арбалетчики в битве при Креси вынуждены были отступить под градом стрел, так как не имели щитов павез. Историк Джон Киган прямо утверждает, что лук был оружием не против людей, а против лошадей французских рыцарей.
Следует учесть, что каждый лучник имел 60 – 72 стрел во время боя. Сначала стреляли залпами по навесной траектории, чтобы поразить всадников и их коней сверху. Когда последние оказывались в непосредственной близости (50-25 м), лучники стреляли самостоятельно и с максимальной скоростью. Именно поэтому ряд английских историков называют лук «пулеметом средневековья». (от себя - согласно имеющимся историческим сведениям, при использовании тактики залповой навесной стрельбы из венгерского или русского лука, хорошо тренированный лучник мог "держать" в воздухе до 3-4 стрел, именно поэтому больше всего находят наконечники стрел с режущей кромкой, а исторические источники Руси и Восточной Европы пестрят сообщениями о том, как войска "посекли" стрелами, но это другая тема)
Триумфом в истории английского лука стала битва при Айзенкуре, когда имевшая существенное численное превосходство тяжело вооруженная французская армия (25 000 против 6000) потерпела поражение, понеся заметные потери. К такому результату привело мастерство английских лучников, которые градом стрел умело уничтожали наступающих французов. Столетняя война в некотором смысле представляла собой любопытную схватку между арбалетом, которым были вооружены французы, и английским луком. Французы считали своих арбалетчиков внушительной силой: по дальности стрельбы, убойной силе и точности их орудия решительно превосходили английские луки. Но в бою сказался главный недостаток арбалета — низкая скорострельность. В то время как неплохой лучник мог совершить в минуту 10−12 выстрелов, арбалетчик выпускал не более четырех болтов. Кроме того, эффективная дальность стрельбы из арбалета была ниже, чем из лука.
В 2012 Ричард Вадж с учетом анализа обширного иконографического материала и археологических свидетельств сделал вывод, что короткие луки сосуществовали с более длинными в период между норманнским завоеванием и правлением Эдуарда III, но мощные луки, стрелявшие тяжелыми стрелами, были редкостью до конца XIII века. Сами валлийцы использовали свой лук в засадах, часто стреляя из него в упор, что позволило их стрелам пробивать любую броню и вообще причиняли англичанам много вреда.
Луки оставались на вооружении до XVI века, когда прогресс в развитии огнестрельного оружия привел к изменению тактики боя. Последний записанный пример использования луков в бою в Англии имел место во время перестрелки в Бриджнорте в октябре 1642 года во время гражданской войны, когда городская милиция, вооруженная луками, оказалась эффективной против небронированных мушкетеров. Лучники использовались в армии роялистов, но не применялись «круглоголовыми».
Впоследствии многие ратовали за возвращение лука в армию, но применить его удалось только Джеку Черчиллю во Франции в 1940 году, когда он высадился там со своими коммандос.
В заключение хочу сказать, что я не оспариваю достоверность сведений о средневековой пехоте, излагаемых @Skvozmir, тем более, что наибольший успех она получила в эпоху Позднего средневековья, во времена расцвета и роста городов-полисов, улучшения качества обработки металла и увеличения его добычи. Что, в свою очередь, повлияло на доступность доспехов для более низкого сословия и увеличения таким образом защищенности пехотинца на поле боя. Да и бои зачастую больше проходили на улочках средневековых городов, где метательное оружие не имело преимущества.






