Американские горки (3)

Продолжаем знакомиться с книгой Яна Кершоу "Американские горки".


Ссылки на предыдущие части: 1 2


Краткое содержание: и Запад, и Восток в 1968 году буянили, но всё устаканилось.


Прошло два десятка лет после окончания войны. Выросло новое поколение бэби-бумеров. Росло оно в новых условиях ослабевшей дисциплины и уже со своими ценностями, к числу которых не обязательно относились повиновение и долг. Очень многих тянуло учиться в университете, и государство их принимало. Но была проблема: аудитории и общежития не были рассчитаны на столь большое число студентов, и это выразилось в незавидных условиях учёбы и проживания, а также нехватке профессоров, которые в свою очередь смотрели на студентов чаще всего с пренебрежением, свысока. Молодые люди, выросшие в атмосфере свободы и благополучия, стали протестовать против не всегда уместной дисциплины, основанной на старых порядках. Эти протесты так и остались бы локальным явлением, если бы на них не наложилась эскалация войны во Вьетнаме, с которой были согласны не только молодые американцы, но и в большой массе их европейские ровесники.. В результате такие страны, как Италия, Франция и ФРГ, оказались захлёстнуты волнами протестов 1968 года. Это был скорее мятеж, чем революция: действия были чаще спонтанны и без чётких целей. Протестующим не нравился местный порядок, и они хотели ни много, ни мало, а положить конец капитализму. Тон задавали коммунисты местного разлива, а именно троцкисты с маоистами, а также анархисты.


В Италии после жестоких столкновений с полицией студенты стали призывать к солидарности рабочий класс, подтянулись профсоюзы. Вся страна стала бастовать. Власти постепенно пошли на уступки, нарастив социалку и облегчив условия труда, и протесты постепенно сошли на нет. Те, кто остались недовольны, ударились в левый и правый террор. В ФРГ и Западном Берлине молодёжь поднялась после убийства одного из студентов на демонстрации протеста против приезда иранского шаха. Они требовали в числе всего прочего, национализации всесильного медиа-концерна Шпрингер. Но западные немцы ограничились одними лишь студентами с далёкими от масс лозунгами критики всей системы. Движение предсказуемо захлебнулось, не выдержав прессования со стороны государства и оставив после себя, как и в Италии, террористов в качестве неприятного послевкусия.

Протесты студентов и молодёжи против Шпрингера.


Во Франции студентов, построивших баррикады в защиту своих товарищей, выступавших за совместное проживание полов в одном общежитии и критиковавших авторитарные университетские порядки, жёстко разогнала полиция. Мужество студентов нашло отклик в сердцах рабочих, и страну потрясли массовые забастовки. Движение пошло на убыль после объявления де Голлем новых выборов. Пойдя на некоторые уступки, система устояла.


В целом, поколение шестидесятников привнесло свежий ветер в европейскую политику, сдвинув систему влево и приведя в ряде стран к власти социал-демократов. При новом канцлере из социал-демократов Вилли Брандте Западная Германия пошла на улучшение отношений со своими восточными соседями, признав послевоенные границ. На этом позитивном фоне Брежнев с Никсоном начали разрядку. Подули тёплые ветра, но, как оказалось, ненадолго.

Беспорядки в Париже в 1968 году


Слома старого капиталистического порядка не произошло, да и, думаю, не могло произойти. Протестовать против самих основ своего благополучия может лишь лишённый жизненного опыта вчерашний школьник. Выйдя из университетских ворот, большинство вчерашних протестантов влилось в систему, став её послушными винтиками и не помышляя больше об "упразднении боссов". Троцкистко-анархистские фантазии уделом маргиналов. Сексуальная революция, наркотики - всё это, спустя годы, потеряло свой былой шарм перед лицом угрозы СПИДа и государственных репрессий. Но идеи свободы, они не умерли. Многие вчерашние бунтовщики пошли в учителя, в массы, и приложили руку к созданию зелёных и прочих левых партий. И вот уже сегодня их духовные наследники продолжают общее дело, достигая всё больших успехов в поощрении сексуальной свободы и легализации наркотиков.


В странах "народной демократии" на восток от железного занавеса 68-й год тоже был неспокоен. Первое, что приходит на ум при этом - это, конечно, Пражская весна, хотя у неё были отголоски в Польше, где в марте буйствовали студенты (не нашедшие, врочем, отклика у других групп населения) и даже в ГДР. В ЧССР всё начали тоже студенты, недовольные условиями в общежитиях и вышедшие протестовать в конце 1967 года. Движение в сторону реформ там, однако, нашло поддержку не только среди всего общества, но и в руководстве страны, где сталиниста Новотного сменил сторонник реформ Дубчек. Изначальной целью было не ввести капитализм, а привнести больше элементов демократии в социализм. В апреле 1968 года принял программу действий по строительству "социализма с человеческим лицом". Первое, с чего начали - это отмена цензуры. Помню, подобно начинал и Горбачёв с его гласностью. Ослабевание власти коммунистов было замечено в Москве. В июле чехословацкое руководство предупредили, что тем нужно положить конец "контрреволюции". В начале августа Брежнев потребовал от Дубчека восстановить цензуру и вообще навести порядок в партии. Думаю, чехам могли позволить всё, но только не выход из Варшавского Договора и русофобию, что встало уже тогда на повестку дня. Не получив ожидаемой реакции, СССР вместе с другими странами-соседями Чехословакии ввёл войска числом до полумиллиона.

Чехи и словаки значительного сопротевления не оказали. 26 августа пражское руководство приняло советский ультиматум. Братские отношения были восстановлены. Так появилась на свет доктрина Брежнева, предполагающая совместные международные обязательства для защиты соцстран от сил контрреволюции. После Пражской весны западноевропейское левое движение предпочло дистанцироваться от советской модели социализма как примера для подражания. Им было лучше, чтобы их била дубинками своя милиция, а не давили танками чужие танки.


Положение в других соцстранах было всяко-разно, но в целом без серьёзных эксцессов, если не считать беспорядков в 1970 году в Польше, приведших к отставке Гомулки. В двух словах можно сказать: там, где руководство страны сделало инвестиции в перспективные отрасли экономики, это принесло прибыль и благополучие. Это касается прежде всего Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии и ГДР. Там же, где это не удалось - в Румынии, Польше, Албании - там пришлось давить народное недовольство и залезать в долги. В Югославии стал поднимать голову хорватский сепаратизм, Румыния старалась шагать не в ногу со всеми (хоть и в ту же сторону), демонстрируя таким образом свою независимость, а албанцы прозябали, разорвав связи с европейскими соседями и ориентируясь на далёких китайцев.

Книжная лига

21.9K поста77.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.