95

Алло, техподдержка...

Это репост оригинальной статьи с Хабра


https://m.habr.com/ru/news/t/461515/

Автор alizar, я просто скопировал

-------------------------------------

Из-за бага прошивки Airbus A350 самолёт нужно перезагружать каждые 149 часов


Некоторые модели авиалайнеров Airbus A350 по-прежнему приходится полностью перезагружать каждые 149 часов, несмотря на предупреждение агентства авиационной безопасности ЕС (EASA) о недопустимости такой ситуации, выпущенное ещё два года назад.


На этой неделе EASA повторно выпустило «директиву полётопригодности» (airworthiness directive, AD), с указанием для авиакомпаний обязательно отключать и снова включать самолёты A350, чтобы предотвратить «частичную или полную потерю некоторых систем или функций авионики».


Обновлённая директива вступает в силу с сегодняшнего дня (26 июля) и относится к новым самолётам A350-941, на которых установлено старая заводская прошивка, пишет The Register. Судя по всему, для предыдущих самолётов действует аналогичная прошлая директива, которая тоже указывает обязательно выключать и включать самолёт до того, как электроника отработала 149 часов в непрерывном режиме.


Изначальная директива 2017 года упоминает «проблемы в эксплуатации, когда произошла потеря связи между некоторыми системами и сетью авионики». Последствия сбоев варьировались от «потери избыточности» до «полной потери конкретной функции на общем удалённом концентраторе данных и основных модулях обработки ввода/вывода».


Другой производитель самолётов Boeing сильно пострадал в 2015 году от похожей проблемы с его авиалайнерами 787 Dreamliner. Она тоже была связана с конкретным временем непрерывной работы: тогда была обнаружена ошибка переполнения памяти , из-за которой генераторы 787 Dreamliner отключались после 248 дней непрерывной работы. Было обнаружено, что программный счётчик в прошивке генераторов переполнялся конкретно после этого точного промежутка времени. И это не единственная программная ошибка, которую нашли в 787 Dreamliner за последние годы.


Обычно авиалайнеры оставляют включёнными на стоянке у гейтов аэропорта, чтобы обслуживающий персонал мог провести обычные проверки систем между рейсами, особенно если самолет подключён к наземному питанию.


Решение проблемы для A350-941 довольное простое: нужно установить обновления прошивки самолёта или продолжать включать и выключать самолёт.


Технические детали бага в прошивке A350


В маркетинговой брошюре компании Airbus от 2013 года объясняется, что блоки общего удалённого концентратора данных (Common Remote Data Concentrator, CRDC) A350 позволяют «значительно упростить проводку», а отраслевой журнал аэрокосмической индустрии более подробно описывает конструктивные нововведения авиалайнера Airbus: это 29 концентраторов CRDC, которые «распределены по самолёту». Они работают совместно с 21 модулем обработки данных ввода/вывода (Core Processing Input Output Module, CPIOM), взаимодействуя с различными системами и датчиками.


Модули CRDC принимают входные данные, например, точное положение плоскости управления полётом (flight control surface) — и преобразуют их в цифровой сигнал, совместимый со стандартом компьютерной шины ARINC 429 для передачи по внутренней сети A350 в CPIOM. Эта сеть работает по разработанному Airbus протоколу под названием ADFX, или Avionics Full-Duplex Switched Ethernet. По сути, CPIOM — это мини-компьютер; а в A350 на модулях CPIOM работают дискретные «приложения» авионики. Сами CRDC не размещают и не запускают приложения. Таким образом, условие сбоя, описанное в директиве EASA, может означать потерю связи с конкретным приложением на CPIOM после переполнения буфера.


Учебное пособие авиакомпании Delta Airlines на Scribd объясняет, что такое приложения CPIOM A350. Среди них:


система определения количества и оптимизации расхода топлива, которая сообщает пилотам количество израсходованного топлива;

система контроля давления в кабине;

система защиты от обледенения и атмосферных осадков;

система отбора воздуха из двигателя, которая, среди прочего, поставляет кислород для дыхания в пассажирский салон;

система выдвижения и втягивания шасси.


Модель A350-941 в последние годы купили многие авиакомпании, включая Air France, American Airlines, Delta Air Lines и Lufthansa, а также Air China и тайваньская China Airlines. Как British Airways, так и Virgin Atlantic закупали модель A350-1041, которая отличается от пострадавших A350-941

Дубликаты не найдены

+12

Реквестирую шутки про зависание и "а вы пробовали выключить-включить?"

раскрыть ветку 3
+8

- Диспечерская? у меня самолет завис!
- Попробуйте отключить и включить питание.
- Он у меня в воздухе завис!

+6
Иллюстрация к комментарию
+3
Классическая схема, 10 бед, один ресет. Тут, единственное, успеть до того, как об землю уебешься.
+7

Объявление по громкой связи от стюардессы (или первого пилота): Если на борту есть сисадмин или программист, просьба обратиться к бортпроводникам

+7

Подождите сейчас загрузятся и установятся последние обновления и вы снова сможете управлять самолётом. И нечего кричать, что вы там падаете! Падениями занимается другая служба!

+12
Но плохой всё равно сухой суперджет.
раскрыть ветку 24
+7
Суперджет не потому плохой что ломается. Он плохой потому что не чинят.
Айрбас гарантирует ремонт или замену любого агрегата самолёта в течении суток в любой точке мира, сухой по три недели гайку ждёт с завода.
раскрыть ветку 23
+3

А может не Суперджет плохой а:

а) Аэрофлот какого-то хрена не создает амортизационный фонд у себя, предпочитая заказывать запчасти исключительно по мере необходимости и ждать гайку по три месяца

б) SAFRAN не вывозит взятые на себя обязательства и подставляет ОАК, не решая проблему с двигателями?

раскрыть ветку 19
-1

покажи  это место где они сломаные стоят

раскрыть ветку 2
+4
Другой производитель самолётов Boeing сильно пострадал в 2015 году от похожей проблемы с его авиалайнерами 787 Dreamliner. Она тоже была связана с конкретным временем непрерывной работы: тогда была обнаружена ошибка переполнения памяти , из-за которой генераторы 787 Dreamliner отключались после 248 дней непрерывной работы

Ну хабр каквсигда Генераторы на самолетах работают только при включенной силовой установке, основной или вспомогательной. Вы можете представить себе самолет, двигатели или ВСУ которого работают 250 суток без перерыва?

Речь, скорее всего, идет о GCU - generator control unit, либо их аналогах

раскрыть ветку 5
0
"Выключить-включить" это обесточить или сбросить и перезагрузить?
раскрыть ветку 4
0

Обычно достаточно обесточить, подождать и включить обратно. Хотя, с конкретной реализацией на А350 или 787 я не знаком.

раскрыть ветку 3
+2

В винде есть функция GetTickCount, возвращающая значение в миллисекундах с момента перезапуска. Удобно изпользовать для простого расчета таймингов без дополнительных вычислений. Проблема в том, что значение 32-битное, а поэтому 4 млрд миллисекунд или 4 млн секунд кончается за 49 дней. Если софт работает на сервере или рабочей станции, которая не перезагружалась 2 месяца, то есть риск неверных вычислений вплоть до зависания (например, приложение читает значение 0xffffffff и ждет следующего бОльшего значения, которого нет). Что будет с самолетом с таким багом - представить страшно. Отловить такой баг практически невозможно. Надо поросто знать. Или использовать GetTickCount64.

раскрыть ветку 1
0
Надеюсь windows в системе самолета нет. Только в мультимедия для пассажиров.
Но да такие счетчики есть везде во всех платформах.
благо чаще всего переполнение проверяют.
+3
Некоторые модели авиалайнеров Airbus A350 по-прежнему приходится полностью перезагружать каждые 149 часов, несмотря на предупреждение агентства авиационной безопасности ЕС (EASA) о недопустимости такой ситуации, выпущенное ещё два года назад.

просрали полимеры

и конечно нет виноватых..техника же сложная ошибки бывают

22-го июля в московском аэропорту «Внуково» приземлился Боинг, у которого отказал двигатель.
вторая нештатная ситуация за неделю ..и тишина... самолёт произведён в США.
раскрыть ветку 8
+5

да просто с учетом того сколько летает по миру а и б не стоит удивляться что они и ломаются чаще других

раскрыть ветку 7
+3

точно самолёт же произведён в США.

и 2\3 комплектующих и ПО импортное

раскрыть ветку 6
0
А обновленная прошивка то, есть в природе?
0
Вопрос нуба: раз пошла такая пьянка, почему бы не перезагружать его каждый раз по посадке? Точно не будет такого, что кто-то что-то забыл. Или это слишком долгий/сложный процесс?
0

А в чем проблема накатить обновления?

раскрыть ветку 1
0

Например, в бюллетене на обновление прошивки может быть вагон дополнительных пунктов требований, без выполнения которых самолет слетит с поддержки и станет бесполезен, но вызывающих изрядный геморрой.

0

Как-то смущает блондинистая формулировка "выключить самолёт". На фоне остального текста статьи выглядит очень странно...

раскрыть ветку 2
+3

Для знакомого с авиатехникой человека вся статья полна блондинистых формулировок.

раскрыть ветку 1
+4

- Дорогой, ты что задумался?

- Кажется я на работе забыл выключить самолёт...

0

программисты не нужны(c)
всегда можно выключить и включить

0
Ааа...памагите ! наш самолёт падает! Вы пробовали выключить и включить? )
0
Современные проблемы требуют современных решений.
-1

надеюсь там не андройд 4.2

-1
Иллюстрация к комментарию
-1
Эта сеть работает по разработанному Airbus протоколу под названием ADFX, или Avionics Full-Duplex Switched Ethernet.
Это они типа обычную сетку на витой паре так обозвали, чтобы никто не догадался? Она тоже Ethernet, полнодуплексная и со свичами :)
раскрыть ветку 3
+2

А вы точно понимаете что такое протокол?

раскрыть ветку 2
+1

А вы точно понимаете, что такое сарказм?

раскрыть ветку 1
-2
Мля, та не пох., что у них и где подвисло? Даже не смешно
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: