Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко

25 декабря 1761 года великий князь Петр Федорович (Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский), супруг будущей императрицы Екатерины II, взошел на российский престол под именем Петра III. C чрезвычайной поспешностью художник Рокотов написал портрет нового государя и преподнес ему. Портрет не понравился. «Желаю, чтобы портреты царской семьи отныне были писаны художником Антроповым!» — повелел император. 
Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост

Алексей Петрович Антропов  прошел хорошую школу живописи. Его учителем был И.Я. Вишняков, с которым Алексей Петрович расписывал церкви, соборы, дворцы, к тому времени в его послужном списке был четырехлетний опыт росписей в Андреевской церкви Киева (иконостас, купол и стены), роспись плафонов в Москве и Петербурге, работа в Летнем дворце, Царском Селе и Петергофе. Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера в живописи. Антропов видел много парадных портретов того же Вишнякова, Каравака, Грота и других и желал соответствовать уровню этих мастеров.

Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост
Но парадный портрет государя в рост Алексею Петровичу предстояло написать впервые. Портрет императора Антропову заказал Синод, что само по себе является интересным фактом. Ведь Петр III с пренебрежением относился к православию, не соблюдал пост, во время службы, громко хохоча, мог расхаживать по храму, демонстративно выйти во время проповеди из церкви. «Не понимаю, — писала Екатерина, — как можно прожить в России около двадцати лет и ненавидеть все русское…» И добавляла: «Во всей империи у него не было более лютого врага, чем он сам. Он всем и во всем действовал вопреки…» 


Кроме прочего, отношение к новому государю усугублялось его своеобразной политикой. Если Елизавета Петровна вела с ненавистной Пруссией семилетнюю войну, то Петр-Ульрих, придя к власти, заключил с нею мир, мечтая в союзе с Пруссией покарать Данию за обиду, которую та когда-то причинила его голштинским предкам. Такие действия оскорбляли патриотические действия россиян, и чем больше ошибок, необдуманных поступков совершал Петр, тем больше сторонников приобретала Екатерина.

Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост
Праздно проводя время, Петр III, однако, за короткое время успел издать множество указов, среди них было немало прогрессивных: о даровании свобод дворянству и освобождении его от обязательной службы, об упразднении тайной канцелярии, об уравнении в правах всех религий. Но, вероятно, личность Петра-Ульриха накладывала отпечаток и на его преобразования, часть из которых остались в тени его сумасбродств и прихотей.  


Антропов был наслышан о взбалмошном характере и странных поступках государя и со свойственной ему прямотой и честностью лукавить не мог. Обладая проницательностью, характерной для многих живописцев, он перенес свои тонкие наблюдения на холст. Нескладный человечек с маленькой головкой и большим животом словно приплясывает на месте, насмешка застыла на его губах, его распирает от собственного тщеславия и величия…

Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост
Государь, однако, был счастлив увидеть себя словно в зеркале. «Вы настоящий мастер, — сказал Петр. – Никто не может передать души человека, как сделали его Вы». И он был отчасти прав в этой оценке, все более утверждаясь в поступках, которые и подписали ему, в конце концов, смертный приговор.


После свержения Петра III портреты Антропова стали никому не нужны и художник на время был забыт, пока, по указу Екатерины II, не был восстановлен в должности. В последующем творчестве Антропов сумел сохранить здоровую национальную основу, противостоящую чужеземным влияниям. Живописец никого не идеализирует, никому не льстит, никого не приукрашивает, невзирая на ранги и положение в обществе. Таковы портреты Петра I,

Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост
атамана Ф. Краснощекова,
Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост

Портрет тверского архиепископа Платона Левшина

Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост
А.М. Измайловой,
Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост
К коронации Екатерины II он написал портрет императрицы в белом платье во весь рост, с регалиями, в порфире и короне.
Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост

Благодаря этому портрету и еще нескольким, заказанным императрицей и Синодом, в истории остались бесценные свидетельства не только ума, воли и величия императрицы, но и ее обаяния вопреки возрасту, тщательно скрываемой страстности и следы усталости, связанной с бременем ответственности за народ и отечество…


Не будет преувеличением сказать, что стремление живопица к жизненно достоверным портретным характеристикам, передаче неповторимой индивидуальности человека и его сословной типичности способствовало становлению портретной живописи последующей эпохи.

Алексей Антропов - 300 лет со дня рождения живописца, декоратора-монументалиста, представителя стиля барокко Художник, Алексей Петрович Антропов, Живопись, История, Искусство, Длиннопост