Агент «Грейспейс».

Агент «Грейспейс». СССР, ГРУ, США, ЦРУ, Агент, Предательство, 50-е, Длиннопост

Пётр Семёнович Попов (1923 -1960 годы) — подполковник Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба Вооруженных сил СССР, первый крупный агент Центрального разведывательного управления США в Советском Союзе.


Попов родился в 1923 году вблизи Костромы, в крестьянской семье.Август 1942 года – ушел на фронт, воевал, имел награды, стал офицером.В конце войны он занимал должность порученца при генерал-полковнике И.Серове.


1947 год – заканчивает Военную академию тыла и снабжения в Ленинграде. Затем по протекции генерала Серова был направлен в ГРУ.1951 год — заканчивает Военно-дипломатическую академию.

В 1951 году Попов был направлен в Австрию в качестве стажера легальной венской резидентуры ГРУ. В его задачу входили вербовка агентуры и работа против Югославии.В 1954 году Попов был отозван в Москву. Возможно, это было вызвано его знакомством с П.С.Дерябиным, сотрудником КГБ в Вене, в феврале 1954 года бежавшим в США. Но никаких подозрений относительно лояльности Попова ни у ГРУ, ни у КГБ не возникло.

Сотрудничество с ЦРУ



Имеется несколько версий о том, как Попов был завербован агентами ЦРУ.


По первой из них, американского происхождения, он сам подбросил записку с предложением сотрудничества в автомобиль вице-консула США в Вене.


По второй, основанной на показаниях самого Попова, его похитили в Вене два агента ЦРУ, которые под угрозой тайного вывоза в США и суда над ним за шпионаж принудили его подписать акт вербовки.


По третьей, Попов в конце января 1953 года попал в «медовую ловушку», организованную Джорджем Кайзвальтером с помощью Гретхен Рицлер, агентессы-красавицы, ранее состоявшей на связи у Вальтера Шелленберга, главы политической разведки Третьего рейха.


Тем не менее, с 1954 года Попов начал активно сотрудничать с ЦРУ как агент под псевдонимом «Грейспейс».


Что интересно, специально для работы с Поповым было создано спецподразделение ЦРУ SR-9 (Soviet Russia), которое в дальнейшем будет руководить действиями всех агентов в СССР. Координатором его действий стал Джордж Уильямс Кайзвальтер.


Позже Джордж Кайзвальтер назвал работу своего отдела с Петром Поповым генеральной репетицией триумфальной работы с другим «кротом» из ГРУ — полковником Олегом Пеньковским…


Джордж Уильямс Кайзвальтер родился в Санкт-Петербурге в 1910 году. Его отец, интендант царской армии, в 1904 году был направлен в Вену для наблюдения за производством снарядов для российской армии в войне с Японией. Там он встретил учительницу из Франции, которая, вернувшись с ним в Россию, вышла за него замуж.


После революции 1917 года Кайзвальтер вывез жену и сына Джорджа в Нью-Йорк, где они получили американское гражданство.


В 1930 году Джордж окончил Дартмутский университет со степенью бакалавра, а год спустя защитил степень магистра по прикладной психологии. Вскоре он поступил на службу в армию.

В 1944-1945 годах Джордж Кайзвальтер служил в отделе армейской разведки Соединенных Штатов. Два года совместной работы с плененным генералом Рейнхардом Геленом, во время войны возглавлявшим подразделение под названием «Иностранные армии Востока» – отдел Генерального штаба вермахта, осуществлявший сбор разведывательной информации по Советскому Союзу, – предопределили дальнейшую судьбу Джорджа.


В 1951 году он стал кадровым офицером ЦРУ, а еще через два года был назначен помощником сразу двух начальников резидентур ведомства в Западном Берлине и Вене в качестве «охотника за скальпами» – сотрудника, задачей которого являлся поиск потенциальных предателей в среде советских офицеров Группы Советских Войск в ГДР и Австрии с целью их последующей вербовки в качестве агентов ЦРУ.


Услуги «Грейспейс» щедро оплачивались ЦРУ. В свою очередь тот выдал всех известных ему агентов в Австрии, а также систему подготовки кадров для КГБ СССР и ГРУ и организационно-штатную структуру этих ведомств.


Много раз Попов сообщал ЦРУ о всех аспектах текущей деятельности ГРУ в Австрии, добывая сведения с использованием служебного положения. «Грейспейс» передал Кайзвальтеру ряд ценных сведений о советском вооружении и военной доктрине, например, копии военных уставов тех лет, схемы организации бронетанковых и мотострелковых дивизий Советской Армии. Кроме того, ЦРУ получило через него отчёт о проведении в 1954 году в районе города Тоцк первых в Советском Союзе военных учений с использованием ядерного оружия.


По показаниям Попова он имел с Кайзвальтером в Австрии 9 встреч, 5 из которых прошли в 1954 году, и 4 — в 1955 году, однако, вероятно, их было больше, и подполковник просто преуменьшил свою роль в шпионаже против СССР, надеясь на смягчение приговора.


После вывода в 1955 году СССР своих войск из Австрии, Попов вернулся в Москву.

Через некоторое время он получил назначение в ГДР, в город Шверин.


В контакт со спецслужбами США он снова вступил 10 января 1956 года. С апреля 1957 года Попов был переведён в Карлсхорст, где он стал работать с нелегальными разведчиками СССР в других странах, при этом продолжая сотрудничать с американской разведкой. С его помощью ЦРУ США удалось выявить ряд подобных разведчиков — более 80 советских офицеров-разведчиков, 4 нелегалов и 17 агентов-иностранцев, действовавших в Австрии и Западной Германии.


В ноябре 1958 года КГБ СССР заинтересовала переписка Попова с гражданкой Австрии Эмилией Коханек, его любовницей ещё со времён службы в Австрии. Дело оперативной разработки Попова получило кодовое наименование «Бумеранг», а сам его главный фигурант — псевдоним «Иуда».


По мере разработки дальнейшее нахождение подполковника в ГДР становилось всё более опасным для СССР. 24 ноября 1958 года Попов в последний раз встретился с Кайзвальтером, после чего был отозван в Москву.



Задержание агента «Грейспейс»



23 декабря 1958 года ЦРУ совершило главную ошибку, стоившую их агенту жизни — Джордж Пейн Уинтерс, кадровый офицер ЦРУ, действовавший под прикрытием второго вице-консула посольства Соединенных Штатов в Москве, неверно понял указание послать Попову письмо с инструкциями, и отправил по его домашнему адресу в Калинин (ныне Тверь).


В течение января-февраля 1959 года фиксировались встречи Попова с агентами ЦРУ в СССР, после чего было принято решение арестовать его.


18 февраля 1959 года его задержали с поличным у пригородных касс Ленинградского вокзала, когда он готовился к очередной встрече. При обыске по месту его жительства в Калинине были обнаружены 20 тысяч рублей, пистолет «Вальтер», шифры, инструкции по связи с резидентурой США.


Попову было предъявлено обвинение в измене Родине. Он согласился на разведывательную игру с резидентом США в СССР Расселом Лэнжелли, работником посольства. После завершения оперативной комбинации Лэнжелли был объявлен персоной нон-грата и выслан из СССР.


В январе 1960 года Попов предстал перед Военной коллегией Верховного суда СССР. Приговор от 7 января 1960 года гласил:«Попова Петра Семеновича признать виновным в измене Родине и на основании ст.1 Закона об уголовной ответственности подвергнуть расстрелу, с конфискацией имущества».



По материалам:


1. Котов «Предатели в ГРУ во второй половине ХХ века»

2. Атаманенко «Первый крот в Главном разведывательном управлении»

3. Антонов, Атаманенко «Сто великих операций спецслужб» 

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так расстреляли или смягчили за помощь следствию?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"После допроса Попова было принято решение продолжить его контакты с Ланжелли под контролем КГБ. По словам Кайзвальтера, Попову удалось предупредить Ланжелли о том, что он находится под наблюдением КГБ. Он умышленно порезался и вложил под повязку записку в виде полоски бумаги. В туалете ресторана «Агави» он снял повязку и передал записку, в которой сообщал, что его пытают и что он находится под наблюдением, а так же каким образом его схватили."

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

вот жеж мудак

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку