Запах запада1

Порой мне присылают такие интересные материалы, которыми очень хочется поделиться. Я много писал о Западе и западной демократии. И я доволен, что многие сегодня обращают внимание, что «Задорнов предупреждал». Но есть люди, которые знают лучше меня о том, что творится в той же Америке, Европе… Мне кажется, интересно почитать не «профессионального сатирика», который уже многим набил оскомину, а тех, кто знает ситуацию изнутри и может поделиться впечатлениями.

=== Максим Фалдин, сооснователь онлайн-супермаркета Wikimart.ru ===

Стэнфордские студенты измеряют привлекательность России количеством русских, которые возвращаются на родину. Ежегодно в Стэнфордскую бизнес-школу поступают два-три человека из России. И столько же заканчивают. Сколько уезжают обратно? До 2004 года не возвращался почти никто. Солнце, чистый воздух, улыбающиеся люди вокруг, главенство закона и настоящая демократия не отпускали. Но сейчас ситуация резко поменялась: возвращаться стали все. Кроме редких и очень особенных исключений.

Я закончил Стэнфорд в 2009 году. И сразу улетел в Москву — через 48 часов после получения диплома. Почему? В России интересно. Очень. А еще в ней хорошо. В последнее время — очень хорошо.

В годы обучения в бизнес-школе, регулярно прилетая из солнечной Калифорнии в суетливую Москву, я каждый раз чувствовал, будто пересаживаюсь из Toyota Prius в Porsche Cayenne Turbo— меняю экологически чистый и недорогой рай для импотентов на машину, способную вызвать экстаз даже у тибетского монаха. И мне это ужасно нравилось.

Во-первых, согласитесь, Россия — страна огромных возможностей для самореализации. В Америке ты маленький винтик в большом механизме или большой винт в хорошо работающей машине. Размер не имеет значения: твое место предопределено. Ты всегда посредственность, потому что не родился там, потому что многого не знаешь, не чувствуешь, у тебя смешной акцент — много еще почему. В России выпускник Стэнфорда — элита, чем бы он ни занимался. Таких как ты сотни, может быть пара тысяч на всю страну.

Во-вторых, я заметил, что все эмигранты несчастны. Я никогда не встречал гармоничного счастливого эмигранта. А я их видел сотни, если не тысячи. Они все убежали от самих себя, а не от страны. При этом большая их часть находятся в denial — в состоянии обесценивающего отрицания, как говорят психологи. Они пишут гадости про Россию, пророчат скорую смерть экономике, тюрьму президенту Владимиру Путину и «жалеют» всех, кто остался. Несчастные убежали от своих внутренних проблем, во многом не имеющих к стране никакого отношения. Но они не стали счастливее. Они просто стали более чужими, прежде всего, для самих себя.

В-третьих, Россия прекрасна. Здесь как минимум две вещи, которыми я не устаю восхищаться: культура и женщины. Некоторые еще назовут природу, но я не согласен. Слишком много путешествовал по миру, чтобы не знать, что русская природа — кошмар, а погода — худшая в мире! Но зато, какие театры, какие девушки! Все зависит от приоритетов…

В-четвертых, я живу в Москве и люблю этот город. Москва никогда еще не была так прекрасна, как в этом году. Вы гуляли по Бульварному кольцу этой зимой? Оно замечательно! Вы обратили внимание, как прекрасна была весна 8 марта? Об этом надо больше думать и говорить!

Начиная с 2005 года город улучшался каждый год, а когда прогнали пчеловода в кепке, Москва радикально преобразилась. И сейчас здесь очень хорошо. Как минимум мне и моей семье.

В-пятых, эмиграция — это из прошлой жизни. Сегодня, если ты не политик или государственный служащий, страны вторичны. Для человека творческого, с внутренней гармонией, гораздо важнее то, чем заниматься, а не место, в котором жить. Жить должно быть так интересно, чтобы дух захватывало каждый день: спорт, перспективы на работе, книги, знакомства, романы, достижения, планы. И некогда думать про Крым, выборы и всякую ерунду.

В-шестых, демократия, развитые страны, «все по правилам» — это не всегда хорошо. Скажу жестче: это не всегда больше свободы. Ведь речь идет о личной свободе и о том, как вы ее определяете. Вы думаете, демократия — это хорошо? Вспомните об этом, когда вас заставят заплатить половину годовой зарплаты за невинный комментарий по поводу абортов или религии. Отсутствие коррупции — круто? Подумайте еще раз после того, как вы вместо трехминутного разговора с ДПС-ником, проведете полдня в участке, объясняясь, почему вы сдавали задом на автостраде. Там люди вежливые? А вы женщин на улицах Сан-Франциско видели?! Надеюсь, что нет. Там живут дольше? А кто вам сказал, что это касается эмигрантов? Несчастные люди долго не живут.

---

Хочется добавить. К примеру, Норвегия сегодня горда тем, что приостановила сотрудничество с Министерством обороны России. А теперь взгляните на жизнь в Норвегии. Да, живут сытно и обеспеченно. Но государство повально отбирает детей у совершенно нормальных родителей. Лишиться ребёнка можно, в том числе, за совокупность таких «преступлений», как вышел с ним гулять после 8-ми вечера, пеленал не на специальном пеленальном столике, накормил не тем, что предписано… А если уж шлёпнул по попе, или повысил голос…

А в Швеции? Один знакомый журналист, который живёт в Стокгольме, рассказывал мне, что у него хотели отобрать 7-летнюю дочку после того, как она в школе отказалась есть конфеты, сказав, что у неё пост. На следующий же день к ним в дом пришла комиссия из органов опеки, завела на него дело. Расследование длилось год! Слава Богу, ему удалось отстоять своего ребёнка.

В Финляндии в школах проводят встречи с геями. Дети задают вопросы, геи отвечают. «Как вам удалось стать таким героем? Поделитесь опытом, пожалуйста!» Дарят цветы, как мы когда-то дарили ветеранам.

Между прочим, Брейвик – это тоже в прошлом отнятый ребёнок. Вот таких Брейвиков и воспитывает сегодня Европа.

Подробнее на эту тему – в завтрашнем посте.

P.S. Поэтесса Маргарита Сосницкая написала чудесную статью для журнала «Юность». Процитирую её слова: «Русский человек – синоним совести. Чистой или чёрной – это другой вопрос. Русские и совесть – понятия неразделимые. В иностранных языках самого по себе слова «совесть» … НЕТ! Как же можно толковать о каком-то понимании русских, если нет одного из основных понятий о нас. Или как можно русских подвергать психоанализу по Фрейду? Это надевание на медвежью лапу Золушкиного башмачка. Сравнение изящное, на грани сказки. А в действительности же всё выглядит уродливее и противнее. А главное – больно. Причём, не башмачку. Ему ни холодно, ни жарко. А медведю?! Но всё начинается с русского языка. И языком кончается. Язык – святитель».