9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью.

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

Иногда лучший способ проиллюстрировать сложные философские понятия, это изобразить их как историю или ситуацию. Вот девять таких мысленных экспериментов, которые могут привести к очевидным тревожным выводам.



1. «Дилемма заключённого»

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

Это классическая игровая задача, в которой подозреваемые сталкиваются с довольно трудным решением: молчать или признаться в совершении преступления. Беда в том, что подозреваемые не знают, как ответят их соучастники.


Вот «Дилемма заключённого» выложенная в двух словах в Стэнфордской энциклопедии философии:


Таня и Сингкх были арестованы за ограбление банка Hibernia и помещены в отдельные камеры. Оба заботились больше о своей личной свободе, чем о благополучии своего сообщника. Умный прокурор сделал каждому следующие предложения «Вы можете выбрать одно из двух - признаться или хранить молчание. Если вы расскажете все, а ваш сообщник будет молчать, я сниму все обвинения против вас, и использую ваши свидетельства, чтобы ваш сообщник получил серьёзный строк. И точно также, если он признается тогда, как вы будете молчать, он будет свободен, а вы будете сидеть в тюрьме. Если вы оба признаетесь, я признаю виновными вас обоих, но буду следить за тем, что вы оба получите условно-досрочное освобождение. Если вы оба будете молчать, мне придется опираться на выдвинутое против вас обвинение о владении огнестрельным оружием. Если вы хотите признаться, вы должны оставить записку тюремщику до моего возвращения завтра утром».



Этот мысленный эксперимент вызывает беспокойство, поскольку он учит нас, что мы не всегда принимаем «правильные» решения, когда сталкиваемся с недостаточной информацией, и когда другие лица заинтересованы в принятии этих решений, перемешивают все данные. «Дилеммой» является то, что каждый подозреваемый окажется в лучшем положении, если признается, а не будет молчать - но самым идеальным выходом из ситуации было бы взаимное молчание.


Это влияет на все, начиная от координации международного сотрудничества (в том числе предотвращения ядерной войны) и до нашего потенциального контакта и связи с Внеземным разумом.

2. Мэри – нейробиолог, страдающий дальтонизмом

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

Иногда его называют Спектральной Задачей или Знание Аргументов, этот мысленный

эксперимент призван стимулировать дискуссии против чисто физиколистского взгляда на Вселенную, а именно предположения о том, что Вселенная, в том числе и психические процессы, вполне материальны. Этот мысленный эксперимент пытается показать, чем на самом деле являются нефизические свойства (и достижимые знания), которые могут быть извлечены только путем сознательного опыта.


Автор концепции, Фрэнк Джексон, объясняет это так: Мария - блестящий ученый, которая, по какой-то причине, вынуждена исследовать мир из черно- белой комнаты с помощью черно-белого монитора телевизора. Она специализируется в нейрофизиологии зрения и допустим, что таким образом она получает всю физическую информацию о том, что происходит, когда мы видим спелые помидоры или небо, и используем такие термины, как «красный», «синий» и т.д.. Она обнаруживает, например, какие именно комбинации длин волн, приходящих с неба стимулируют сетчатку и как именно это провоцирует в центральной нервной системе сокращение голосовых связок и вывод воздуха из легких, что приводит к произнесению предложения «небо голубое» ... Что произойдет, когда Мария выйдет из ее черно- белой комнаты или ей дадут монитор цветного телевизора? Будет ли она изучать что-нибудь или нет?


Иными словами, Мэри знает все, что нужно знать о цвете, за исключением одной важной вещи: она никогда на самом деле сознательно не воспринимала цвет. Ее первый опыт восприятия цвета был таким, что она не могла его предвидеть. Ведь есть огромная разница между академическими знаниями чего-то и наличием фактического опыта.


Этот мысленный эксперимент учит нас, что наше восприятие реальности, в том числе и сознание, всегда будет больше, чем объективное наблюдение. По сути это показывает нам, что мы не знаем, того что мы не знаем. Мысленный эксперимент также дает нам надежду на будущее. Мы должны увеличить наши сенсорные возможности и найти пути для расширения осознания, ведь таким образом мы могли бы открыть совершенно новые возможности для психологического и субъективного исследования.

3. Жук в коробке

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

Этот эксперимент также известный как Аргумент Индивидуального Языка и он чем-то напоминает Марию нейробиолога. В своих философских исследованиях Витгенштейн предложил такой мысленный эксперимент, который бросил вызов тому, как мы смотрим на самонаблюдение, и как оно сообщает нам язык, который мы используем, чтобы описать ощущения.


Для мысленного эксперимента, Витгенштейн просит нас представить себе группу людей, каждый из которых имеет коробку, содержащее то, что-то наподобие «Жука». Никто не может заглянуть в чужие коробки. Все просят описать их жука - но каждый человек знает только своего жука. При этом каждый может говорить о своих жуках, хотя у них в коробках могут быть абсолютно разные вещи. Следовательно, Витгенштейн говорит, что последующие описания не могут принимать участие в «языковой игре». Со временем люди будут говорить о том, что находится в их коробках, как будто они это видели и держали в руках, и, в конечном счете, окажется, что слово «жук» означает «вещь, которая находится в черепной коробке человека».


Почему этот странный мысленный эксперимент должен вызывать волнение? Мысленный эксперимент указывает на то, что жук, такой же, как и наш ум, мы не можем точно знать, какой он у другого человека. Мы не можем точно знать, что другие люди испытывают, или понять уникальность их точки зрения. Это вопрос, который сильно связан с так называемой трудной проблемой сознания и феноменом первичных ощущений.

4. Китайская комната

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

Философ Джон Серл просит нас представить себе людей, которые знают только английский, и они сидят в комнате, используя английские инструкции для расшифровки строк китайских иероглифов. Итак, для тех, кто находится за пределами той комнаты, кажется, что человек в ней понимает китайский.


Эта дискуссия показывает, что, в то время как передовые компьютеры могут понимать и разговаривать на родном для вас языке, они не в состоянии понять этот язык. Это потому, что компьютеры строго ограничиваются обменом символических строк. Китайская комната должна была быть убийцей аргументов против искусственного интеллекта (ИИ), но это скорее упрощенное представление о нем и о том, где он является ведущим, в том числе о формировании общих выводов, изучении интеллекта, применении средств графического взаимодействия и потенциала для искусственного сознания.


Тем не менее, Серл прав в своем предположении, что у ИИ есть потенциал действовать и вести себя так, как если бы у него было осознание и понимание. Это проблематично, потому что может убедить нас, людей, что существует истинное понимание там, где его нет. Но лучше, если мы будем осторожны, оказавшись в окружении «умных» машин и их умственных способностей.

5. «Машина ощущений»

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

«Машина ощущений» философа Роберта Нозика является сильным намеком на то, что мы, вероятно, должны просто подключить себя к своего рода гедонистическому варианту матрицы.


Из книги «Анархия, государство и утопия» (1974):


Предположим, что существует машина ощущений, которая может передать вам любой ощущение, которое вы бы ни желали. Великолепный нейропсихолог может стимулировать ваш мозг таким образом, что вы будете думать и чувствовать будто, что вы написали большой роман, или это сделал друг, или вы прочитали интересную книгу. Все это время вы бы лежали в каком-то резервуаре с электродами, прикрепленными к вашему мозгу. Вы хотели бы подключиться к этой машине жизни, чтобы она предварительно программировала ваш жизненный опыт? ... Конечно, в то время как вы будете находиться в резервуаре, вы не будете знать, что вы в нем находитесь. Вы будете думать, что все это происходит на самом деле… Так вы хотели бы подключиться к ней?


Основная идея тут в том, что у нас есть очень веские причины, чтобы подключить себя к такой машине. Потому что мы живем во Вселенной без видимой цели, и потому что наша жизнь часто характеризуются менее чем идеальными условиями, к примеру, трудом и страданиями, поэтому мы не имеем никаких оснований, чтобы не выбрать что-то существенно лучше (даже если это что-то «искусственное»). Но как насчет человеческого достоинства? И удовлетворение наших «истинных» желаний? Мысленный эксперимент Нозика может показаться таким, от которого довольно легко отмахнуться, но нет, он стал таким, который бросает вызов философам на протяжении десятилетий.

6. Проблема вагонетки

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

Это один из мысленных экспериментов в этике, и вы можете считать виновной в его существовании известного философа-моралиста Филиппу Фут. Этот мысленный эксперимент, который в настоящее время имеет много вариантов, впервые появился в 1967 году в письменной работе Фут, «Неудача и Доктрина двойного эффекта».


Представьте, что вы находитесь за штурвалом железнодорожных переключателей и к вам приближается неуправляемая вагонетка. Железная дорога расходится на две ветви, одна ведет к группе из пяти человек, а другая –всего к одному человеку. Если вы ничего не сделаете, тележка убьет пять человек. Но если вы щелкните переключателем, он изменит направление треков и вагонетка убьет одинокого человека. Что вы сделаете?


Прагматики, которые стремятся максимизировать счастье, говорят, что должен быть убит один человек. Кантианцы, которые рассматривают людей как цель, а не средство, утверждают, что вы не можете использовать одного человека как средство для блага пятерых. Таким образом, вы не должны ничего делать.


Вторая вариация данной проблемы связана с «Толстяком» и не имеет никакого второго трека - человек настолько большой, что, если бы вы подтолкнули его на рельсы, его тело смогло бы помешать вагонетке врезаться в группу из пяти человек. Так что же вы сделаете? Ничего? Или столкнете его на рельсы?


Этот мысленный эксперимент раскрывает сложность морали путем проведения различия между убийством одного человека и позволением, чтобы умерло много людей– проблема, которая имеет последствия в наших законах, поведении, науке, правоохранительной деятельности и войне. «Правильное» и «неправильное» не так просто, как это часто нам кажется.

7. Паук в писсуаре

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

Это напоминающий о «Пещере Платона», еще один классический (и тревожный) мысленный эксперимент. Он был предложен Томасом Нагелем в эссе «Рождение, смерть и смысл жизни». В нем отражены вопросы невмешательства и осмысленности жизни. Это пришло ему в голову, когда он заметил грустного паука, который жил в писсуаре в мужском ванной комнате в Принстоне, где он преподавал. Паук, казалось, вел ужасную жизнь, каждый раз как кто-то на него мочился, «ему, казалось, это не нравилось». Он продолжает:


«Постепенно наши встречи стали угнетать меня. Конечно, это могло быть его естественной средой обитания, а потому, что он был пойман в ловушку, съехав по гладкому свесу фарфора, у него не было никакой возможности выбраться оттуда или даже если он, и хотел этого, то не имел никакого способа сказать об этом ... И вот однажды, под конец дня я взял бумажное полотенце от стены с дозатором и протянул к нему. Он ухватился ножками за конец полотенца, я поднял его и перенес на кафельный пол.


Он просто сидел, не шевелясь. Я слегка толкнул его полотенцем, но ничего не произошло... Я уехал, но когда я вернулся через два часа он не двигался.


На следующий день я нашел его в том же месте, ноги были сморщены таким образом, как у мертвых пауков. Его труп оставался там в течение недели, пока кто-то, наконец, не подмел пол.


Нагел действовал из сочувствия, предполагая, что пауку будет лучше (и, возможно, он даже будет наслаждаться жизнью) за пределами его «нормального» существования. Но произошло с точностью до наоборот. В конце концов, он не сделал для паука ничего хорошего.


Этот мысленный эксперимент заставляет нас обратить внимание на качество и осмысленность жизни не только животных, но нашей собственной. Как мы можем узнать, что кто-то хочет в действительности? И несет ли наша жизнь нам благо на самом деле? Он также заставляет нас подвергнуть сомнению наши политические вмешательства. Несмотря на все наши намерения, вмешательство иногда может нанести непредвиденный ущерб. Это урок вписан в самом начале директивы «Звездных войн», но, как показано в «Проблеме вагонетки», иногда бездействие тоже может быть морально проблематичным.

8. Дискуссия замены

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

В этом мысленном эксперименте, нас просят представить себе мир, в котором люди не заботятся о вкусе мяса. В таком случае, не было бы никаких животных, выращенных как скот. И, как следствие, не было бы резкого снижения количества животных, таких как свиньи, коровы и куры. Как однажды написала Вирджиния Вульф: «Из всех аргументов в пользу вегетарианства нет столь слабого, как аргумент во имя человечества. Свинья имеет более сильный интерес, чем кто-либо, в спросе на бекон. Если бы весь мир был еврейским, то не было бы никаких свиней вообще».


Эта цепь рассуждений может привести к некоторым странным и даже отвратительным выводам. Например, что лучше, иметь 20 миллиардов людей на планете с низким уровнем жизни или 10 млрд с более высоким уровнем жизни? Если выбрать последнее, то, как насчет еще 10000000000 жизни, которых никогда и не было? Но как мы можем чувствовать себя плохо, горюя о той жизни, которая никогда не происходила?

9. Первоначальное положение

9 философских мысленных экспериментов, которые не дадут вам спать ночью. Философия, Эксперимент, Длиннопост, Мысленный эксперимент, Дилемма заключенного, Китайская комната, Проблема вагонетки, Дилемма

Это тот мысленный эксперимент, который я полностью поддерживаю, а потому я фанат Джона Ролза. Он просит нас представить себя в ситуации, в которой мы ничего не знаем о нашей истинной жизни (мы находимся под «вуалью неведения»), это не позволяет нам знать о политической системе, при которой мы живем, или о законах. Мы не знаем ничего о психологии, экономике, биологии и других науках. Но вместе с группой таких же «слепых» людей, нас попросили рассмотреть полный список классических форм правосудия представителей различных традиций социальной и политической философии. Затем нам дали задание выбрать ту систему правосудия, которая, как мы чувствуем, будет наилучшим образом удовлетворять наши потребности в отсутствие какой-либо информации о нашей истинной сущности и ситуации, в которой мы фактически можем быть в реальном мире.


Так, например, что, если вы вернулись в «реальную жизнь», чтобы узнать, что вы живете в трущобах Индии? Или в районе среднего класса в Норвегии? Что делать, если вы умственно отсталый человек? Миллионер?


По словам Ролза, мы, скорее всего, остановились бы на том, что выбрали бы то, что гарантирует равные основные права и свободы, чтобы обеспечить наши интересы как свободных и равноправных граждан, и предоставить возможность совершать широкий спектр замыслов во имя добра. Он также предположил, что мы хотели бы выбрать систему, которая обеспечивает справедливое образование и трудоустройство.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
32
Автор поста оценил этот комментарий
Минус за второй пример. Для науки важна лишь возможность правильной интерпретации, а не возможность прямого наблюдения.
раскрыть ветку (36)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Я честно говоря вообще не особо понял этот пример, но мне показалось, что внимание акцентируется на зазоре между реальными явлениями и теоретическими конструкциями, которые их описывают. Зная что из себя представляет цвет, мы можем описать его теоретически, но вот обратная процедура невозможна. Как можно получить ощущение цвета по математическим формулам?.

Кстати, а что значит ПРАВИЛЬНАЯ интерпретация?
раскрыть ветку (26)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Если у вас есть научно-полное восприятие оптики, то вам в принципе не нужно никакого ощущения цвета.


Утверждения что "научные теории не дают реальных ощущений" это не более чем косные отрицания из разряда "нейробиология не даёт ответа о местонахождении души".

раскрыть ветку (25)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Кому не нужно? Науке? Так она никогда не бывает полной, это её основное свойство. Или человеку не нужно? Так оно у него уже есть, и именно оно лежит в основе научного описания.
раскрыть ветку (24)
Автор поста оценил этот комментарий

не нужно в принципе для того, чтобы наука выполняла свои функции. наука самодостаточна без субъективных человеческих восприятий своих объектов исследования

раскрыть ветку (23)
Автор поста оценил этот комментарий
Так про это в примере и говорится (как я понял). Наука изучает явления и их взаимосвязи. А что такое явление? Это то, что дано нам в субъективном чувственном опыте (глаз видит, рука осязает и т.д.). Что делают учёные? Они выделяют существенные признаки и работают только с ними, т.е. абстрагируются от всего не существенного. А откуда мы знаем, что в этих несущественных признаках нет ещё неизведанных закономерностей?

Короче говоря: если мы скажем, что свет - это только то, что видит в нём современная наука, то мы просто остановим научный прогресс.
раскрыть ветку (22)
Автор поста оценил этот комментарий
А что такое явление? Это то, что дано нам в субъективном чувственном опыте (глаз видит, рука осязает и т.д.).

Это только в философии так. Квантовое туннелирование тоже вполне себе явление, но на чувственном опыте вы можете наблюдать только его следствия - компьютер.

В примере как раз-таки почему-то выделяется субъективное восприятие явления человеком как нечто стоящее над наукой. Никто не спорит, что наука покрывает не все области мироздания (и никогда к этому не придёт), но искать ответы в том, как явления воспринимают человеческие чувства - прошлый век.

То что научное знание не может передать вам личный опыт восприятия некого явления - не есть недостаток науки. У неё просто нет такой цели, ибо в этом нет объективности.

раскрыть ветку (21)
Автор поста оценил этот комментарий
А что, у науки нет своей философии?

Идею чувственного восприятия через науку - я тоже не понял. Я интерпретировал данный пример как зазор между научной теорией и реальными явлениями. И говорю уже о том, что наука без субъективного и полностью не описываемого контакта с внешним миром существовать не может.

Квантовая механика - это как раз модель, она тоже интерпретирует опыт. Есть явления, которые мы можем зафиксировать, а дальше учёные предлагают гипотетическую теорию, из которой данные явления будут дедуктивную выводиться.
раскрыть ветку (20)
Автор поста оценил этот комментарий
Я интерпретировал данный пример как зазор между научной теорией и реальными явлениями.

Я вижу описание другой "проблемы" - разница восприятия явления с научной точки зрения (синий - э-м волны с длиной волны 450 нм) и с чувственной (синий -  ну.. эээ, синий). По факту проблемы нет, это просто разные вещи. Кто достаточно хорошо вникает в научный подход понимает всю обманчивость чувственного восприятия.

Что касается самих явлений (а не их восприятия) - то ни наука, ни тем более чувственное восприятие, никогда не достигнут "истины" в их описании. Но, как бы там ни было, наука давно к ней гораздо ближе.

раскрыть ветку (19)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну я примерно про это и говорю. Вот только разница между синим и конкретной длиной волны есть. С цветом она может и не сильно заметна, а вот в квантовой механике очень даже бросается в глаза, так как мы начинаем путать ту теорию, которую мы ПРИДУМАЛИ для того, чтобы систематизировать опыт с реальностью, которая гораздо шире данной. Косвенным подтверждением моих слов может служить тот факт, что у явлений микромира не одна интерпретация.
раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий

В объективном мире между синим и конкретной длиной волны нет разницы.


В квантовой механике проблема не в том что наука не может познать чего-то чувственного, а в том что наука в этой сфере пока что очень молодая и вообще ничего пока познать не может.

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

Интерпретации - это паразиты моделей.

В этом ведь смысл науки. Не описывать накопленный опыт, а экстраполировать модель и предсказывать новые явления (и затем проверять на опыте).

Но мы ушли от темы, в посте явно делается акцент на чуственное восприятие.

Мэри знает все, что нужно знать о цвете, за исключением одной важной вещи: она никогда на самом деле сознательно не воспринимала цвет

Ни у какого чувственного опыта вообще не может быть даже строгого определения. Элементы научного и чувственного знания находятся в разных пространствах вообще и их трудно сравнивать объективно. Но это проблема лишь для тех, кто не вполне осознаёт этих понятий на мой взгляд.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

да как бы в том и шутка )

Автор поста оценил этот комментарий

еще вопрос, а как же собственное тело? ведь если есть свет то в какую бы черно-белую комнату ее не посадили она всегда может изучить цвета на себе

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
ну это условность
2
Автор поста оценил этот комментарий

На минутку, философия не наука и она работает за рамками научного метода.

раскрыть ветку (5)
9
Автор поста оценил этот комментарий
Хуйней, то есть, страдает?
раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Именно! Вот только если это говорит человек, который шарит в философии - то он понял её суть. А если тот кто о ней ничего не знает - то он рискует не понять смысл собственного заявления)))
Автор поста оценил этот комментарий

Для тебя это так пусть и остается. На деле нет, ибо философия породила науку, у неё свой предмет, своя методология и так далее.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это предложение не имеющие реального смысла. Если существует некая другая методология по которой можно найти истину и договориться о чем-то, кроме научного метода, то она должна быть однозначна, логична, реальна и описана. Иначе это обыкновенное словотворчество, стихи о вымышленных мирах. Неплохо для развлечения, но и выебываться что тоже мир познает не имеет права.

А насчет порождения науки, также можно сказать что все что угодно породило науку, держа в уме что развитие человечества непрерывно и нанизывается на нить истории.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Если существует методология, отличная от научной, это не означает, что она априорно бесполезна. Где в твоих словах аргументы на этот счет? Я их не заметил. Философия в своем объеме содержит огромное множество направлений, сфер и школ. От схоластики до феноменологии. И каждое из них различными способами познает мир. Если конкретно ты не в курсе о достижениях философии, это не делает её бесполезной.

Многие направления (не все) так же однозначны, логичны и реально описаны.


И да, когда я говорю о порождении науки, я говорю об античном наследии, есть такое выражение «Философия – мать всех наук». Помимо этого советую почитать труда Карла Поппера.


"Что угодно породило науку" - вот пример предложения ни о чем, пример словоблудия.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку