9/11. Или о том, что делает профессию пилота нескучной. Часть 3
Ссылка на начало рассказа. Ссылка на предыдущую часть
Летевший впереди нас самолет звонким женским голосом доложил об уходе на второй круг и о том, что улетает в более гостеприимные края.
Мы с Иваном переглянулись - будем готовы! Мы тоже не собираемся долго коптить облака над Кишиневом, уйдем в солнечную Болгарию.
Но сначала все же снизимся до высоты 120 метров.
* * *
Вошли в глиссаду. Автопилот своей железной рукой ведет самолет, я еще раз проигрываю в голове предстоящие действия:
при уходе - увеличить режим, нажав кнопку TOGA, ожидать отключения автопилота, не отвлекаться от авиагоризонта, дать команду на уборку закрылков одновременно с началом ухода, дать команду на уборку шасси после перехода в набор. И не отвлекаться от главного - от параметров полета - крен, тангаж, скорость, направление.
если случится чудо и мы увидим ориентиры - отключить автопилот и, будучи нацеленным на уход, не нажать TOGA вместо кнопки отключения автомата тяги. Не допускать резких движений, не дестабилизировать самолет. Аккуратно довернуть на полосу, быть готовым к немедленному уходу на второй круг.
Снижаемся. Иван контролирует высоту, сравнивая фактические значения на соответствующих удалениях с теми, что опубликованы в сборнике. Я заставляю глаза бегать на приборы.
Развязка все ближе и ближе.
Автопилот докладывает:
-ONE THOUSAND!
За окном молоко.
-FIVE HUNDRED!
Молоко
-APPROACHING MINIMUMS!
Краем глаза вижу, как Иван по пояс высовывается за окно. В молоко.
-MINUMUMS!
Не испытывая желания выглянуть за окно, нажимаю TOGA. Автопилот немедленно отключается, оглушая сигналом. РУДы бодро перемещаются вперед, нос самолет задирается вверх.
- FLAPS FIFTEEN!
Твердо держу штурвал. Бросаю взгляд на скорость - норма!
Иван докладывает:
- POSITIVE RATE!
Команда:
- GEAR UP!
Ставит рычаг вверх, колеса с шумом убираются. Самолет стремится задрать нос, пресекаю это желание. Взгляд на навигационный дисплей - отлично летим.
Убираем закрылки до 5, разгоняю самолет дальше.
Flaps 1.. .Flaps UP.
Ваня докладывает диспетчеру об уходе. Тот спрашивает наши дальнейшие планы на вечер.
- Уходим на запасной в Варну, Глобус 157
Включаю автопилот. Прошу Ивана активировать вторичный маршрут в FMC, который мы предусмотрительно создали для случая ухода в Варну. Диспетчер разрешает нам следовать
прямо на точку LOPTO, выполняем. Самолет закладывает глубокий крен вправо, чтобы выйти на маршрут, продолжая набор высоты.
* * *
Пробиваем облака. Сообщили в компанию, что летим на запасной в Варну. Нам пожелали удачи.
Запросили 300-й эшелон (30 000 футов) для полета в Варну, получили разрешение. Наконец, появилось время перевести дух, рассказать салону о том, что происходит. Передаю управление Ивану, беру в руки микрофон и повествую о том, что летим в мы в солнечную Болгарию, где планируем приземлиться через полчаса.
И опять, как при снижении в Кишинев, нас начинает нещадно кидать во все стороны. И снова радар не показывает ничего - это воздух возмущен близким струйным течением, на границе этой воздушной реки всегда неспокойно, но чтобы так болтало - редко.
Хотя, бывает, что кидает так, что все незакрепленные предметы и люди летают по самолету. И это может произойти в ясном небе, поэтому, пожалуйста - всегда пристегивайтесь и размещайте багаж так, чтобы он никуда не улетел.
Мы набрали FL300, нас кидает, бросает и лететь в таких условиях абсолютно некомфортно. Никак не способствует расслабленной рабочей атмосфере.
- Ваня, давай снизимся до эшелона 260. Попроси, пожалуйста.
Диспетчер разрешает нам снижение.
Снижаемся. Все равно болтает, но ничего не поделать - надо лететь вперед. Параллельно готовимся к заходу на посадку в Варне. Я не раз летал туда, как и в Бургас, но это было несколько лет назад. Обычный аэродром, но имеющий особенность - ВПП имеет ИЛС только с одной стороны, а с другой предполагается заход по неточной системе, при этом из-за гористой местности угол наклона глиссады достаточно крутой. Это не Шамбери, конечно же, но 3.5 градуса все же покруче, чем привычные 3.
И именно этот курс сегодня ждет нас. Ничего особенного в этом и не было бы, но ветер у земли боковой, порывистый. В воздухе вряд ли он будет слабее, то есть, мы можем ждать веселуху, столь любимую работниками уютных отделов расшифровки средств полетной информации.
Что ж, и это можно пережить. Думать о расшифровке, находясь в воздухе - гиблое дело. Поэтому я улыбаюсь мыслям и лечу дальше.
* * *
- Глобус 157, Кишинев-контроль!
Нас вызывает диспетчер. Он обеспокоен:
- Глобус 157, у вас нет разрешения на вход в воздушное пространство Болгарии, София не может разрешить вам вход в зону. Какой ваш пункт назначения?
Иван отвечает:
- Мы летим в Варну на запасной,аэропорт назначения - Кишинев.
- София не разрешает вам вход, Глобус 157. Какое ваше решение?
Вот это новости! Решаю поговорить сам:
- Кишинев, Глобус 157. Варна - наш запасной согласно плану полета. В Кишиневе плохая погода, у нас нет других вариантов. Пожалуйста, скоординируйте наш вход с Болгарией.
- Хорошо, будьте на связи.
Про Бухарест я не стал говорить - мы уже почти долетели до границы с Болгарией, а разворачивать и лететь в другую сторону, в Румынию, рискуя еще раз получить "запрет на вход" совсем меня не прельщает.
Я еще не попадал в подобную ситуацию за свою карьеру, и никогда раньше не уходил на запасной, расположенный не в государстве аэропорта назначения.
Диспетчер снова выходит на связь:
- Глобус 157! София не разрешает вам вход в воздушное пространство Болгарии. Ваше решение?
- У нас нет других вариантов. Если хотите, мы можем объявить аварийную ситуацию, но мы все равно летим в Варну.
- Хорошо, будьте на связи.
Неудавшийся заход в Кишиневе и болтанка уже окончательно стерлись в памяти. В голове мысли лишь о том, что нам не с руки отступать от принятого решения. Мы летим в Варну, точка! И так нагрузка сверх желаемой, а нам еще надо доставить на землю наших дорогих и уважаемых пассажиров. Поэтому я даже думать не хочу о том, чтобы взвинчивать себя, когда впереди есть аэропорт, куда мы нацелились. Пусть у компании, у диспетчеров и всех остальных прочих теперь голова болит, что делать с зеленым самолетиком, упорно прорывающемся к цели.
Граница с Болгарией совсем близко.
- Глобус 157, выполнить левый разворот на 360 градусов.
Хорошо, что не на 180, значит, диспетчер ожидает хорошую новость от братушек. И да, только я приступил к исполнению указания, как диспетчер снова выходит на связь:
- Глобус 157, мы получили разрешение от Софии, берите курс прямо на VOR Варны.
Вторая хорошая новость за сегодня!
Где-то там Хилари Клинтон рыдает на плече у мужа. Дональд Трамп выпивает виски. Кое-кто удаляет свои прежние записи о Трампе из твиттера и фейсбуков...
А мы берем курс на Варну
В Варне ожидается заход RNAV GNSS. Для нас, летящих на современном В737-800, это не дает никакой существенной разницы со старым заходом VOR/DME, да и для читателя, наверное, тоже. Гораздо интереснее то, что в Варне сильный порывистый ветер, и предстоящий заход обещает стать хорошей вишенкой на торте наших приключений.
И Варна оправдала самые нежеланные из наших ожиданий!
Да, нам часто приходится прорываться через неспокойную атмосферу, это нормально. Редко когда воздух бывает абсолютно спокойным. Бытует даже поверье, что именно в таких умиротворяющих условиях летать... особенно тяжело, т.к. пилот расслабляется и в итоге тюкает самолет о землю на радость отделу расшифровки.
Но иногда ветер совсем уж жесткий, и рвет небо кусками, и пилотировать самолет в таких условиях очень непросто. Предполагая это, учитывая также крутую глиссаду, мы заранее договорились несколько расширить рамки стабилизированного захода на посадку, насколько это дозволяют правила компании:
- возможно, что в глиссаде потребуется вертикальная больше, чем 1000 футов. Если увидим 1300 и выше - уход на второй!
- возможно, что из-за болтанки скорость будет гулять и выскакивать за пределы рутинных +10...-5 от расчетной. Если изменения будут скоротечными и не превысят +15...-10 - продолжаем, либо уходим на второй круг.
Вот так и заходили - скорость плясала, как студентка первого курса на дискотеке, только успевай подхватывать...
В таких заходах то самое "чувство .опой" очень важно - по едва заметным движениям самолета (просадке, изменению ускорения) уметь понять, что будет через секунду - рост скорости или ее падение, и дозировано подстелить соломки - прибрать режим или, наоборот, увеличить. Одновременно с этим, парируя штурвалом возникающие пикирующие и кабрирующие моменты, удерживать самолет на нужном профиле снижения.
Та самая работа "руками и ногами", ради которой мы все идем в авиацию и получаем адреналин и удовольствие. Погода, аэродромы, диспетчеры и проч - это все атрибутика. Главное в этом спектакле - это как раз тот момент, когда ты, твой второй пилот и самолет остаются наедине со Стихией, не желающей тебя отпускать. И ты должен всегда выйти победителем.
Так как в небе еще никто не оставался.
Мы победили.
* * *
Да, быть может, то была не самая лучшая посадка.
Меньше всего я думал о том, как помягче вернуть пассажиров на грешную землю. До самой полосы самолет колбасило и корежило, поэтому я подвел его к торцу, сражаясь штурвалом и РУДами с воздушными ямами, лишь немного уменьшил вертикальную скорость снижения, перед самым касанием дал педаль по ветру, выровняв нос по осевой, продолжая парировать крены, и надежно усадил его на бетон, удерживая штурвалом от кренения, а педалью - от желания убежать влево на еще зеленую травку.
Сели все равно достаточно мягко, чтобы не доставлять радости отделу расшифровки, но включившийся в работу автобрейк, установленный на третью позицию прям-таки заставил нос плюхнуться на землю. Да и б-г с ним. Катимся, тормозимся, освобождаем ВПП.
Мы в Варне.
* * *
Зарулили на стоянку. Выключились. Теперь, будучи на твердой земле, надо подумать о дальнейших планах на вечер. Прежде всего о том, что надо что-нибудь сообщить пассажирам.
Сообщаю "что-нибудь":
- Дамы и Господа, добро пожаловать в Варну! К сожалению, погода в Кишиневе оказалась совсем неподходящей для посадке, и прогноз пока не радует. В настоящий момент мы не обладаем никакой информацией, как долго мы здесь пробудем и когда продолжим полет до Кишинева. Как только информация появится, я обязательно вам сообщу. Я извиняюсь за причиненные неудобства, поверьте, нашему экипажу все это тоже не доставляет никакой радости, поэтому, пожалуйста, наберитесь терпения. Надеюсь на ваше понимание! Спасибо!
Я всегда открываю дверь в кабину в таких случаях, чтобы пассажиры видели, что мы с ними. Делюсь информацией, какой бы она не была - это очень важно для нормализации атмосферы в салоне. Если молчать, то обязательно найдется один "заводила", который поведет за собой всю толпу. Если это допустить, то успокоить ее будет очень трудно.
Поэтому, лучше управлять ситуацией с самого начала. И лучший способ - открытость. Показать, что мы вместе. Делиться информацией.
* * *
Несмотря на то, что изначально Болгария проявила неприветливость, не сразу согласившись пускать наш самолетик в свое небо, наземные работники оказали нам исключительное гостеприимство. Очень душевные люди, спасибо вам, братушки!
Никаких проблем - выгрузить пассажиров, заправить самолет - вы только скажите! Не забудьте только потом бумагу подписать - вы сами или представитель.
Сам представитель был уже в пути и очень быстро приехал на самолет. Мы посовещались и, учитывая совсем безрадостный прогноз Кишинева - всю ночь туман, и лишь утром наступление хорошей погоды - принимаем решение высаживать пассажиров, после чего заправить самолет, чтобы не тратить на это время перед вылетом, и самим ехать отдыхать.
Озвучиваю информацию в салон, честно рассказываю о возможной перспективе ночевать до утра.
* * *
Подъехали автобусы, начинается высадка пассажиров. Я решил не изменять своим правилами и стоять у двери пилотской кабины. И, знаете что - я еще никогда не видел таких милых пассажиров, как в этом полете!
Никто не сказал ни одного грубого слова! Наоборот, выходили, говорили: "Спасибо большое!", "До встречи!", "А вы не улетите без нас?" Один из пассажиров оказался бывшим пилотом, по-деловому поинтересовался условиями в Кишиневе, одобрил и пошел в автобус.
Закончив высадку, говорю экипажу:
- Вот, надо всегда работать так, чтобы после двухчасовой задержки с вылетом, после захода в болтанку, после ухода на второй круг, и снова после полета и захода в болтанку, пассажиры, прилетев на запасной и выходя из лайнера в неизвестность, говорили "Спасибо!"
Теперь надо решить, что делать дальше. Дело ясное, что дело темное - погода в Кишиневе, судя по полученному крайнему прогнозу, лучше не будет. Значит, надо сидеть до утра. Думать нечего - надо ехать в гостиницу, и представитель уже организовал номера для всего экипажа.
С пассажирами все на порядок сложнее. Наверняка не у всех есть шенгенская виза.
Я попросил представителя связаться с пограничниками - разрешат ли они пересечь границу пассажирам без визы, раз такое дело. Увы, граница навстречу не пошла...
* * *
Тем временем закончилась заправка самолета. Ничто нас больше в самолете не держит, остался вопрос с багажом, который весь остался на самолете. Дело в том, что пассажиров разместили в зоне вылета, т.к. в зоне прибытия просто нет необходимого места. Если вдруг придется выгружать весь багаж - то пассажиров придется выводить наружу и везти в зону прибытия, но, опять же, ее не смогут покинуть те, у кого нет шенгена...
Значит, мы не будем снимать весь багаж, даже если пассажирам придется размещаться в гостинице. Пусть представитель объяснит это им. Тем не менее, у кого-то может обязательно возникнуть потребность, например, в лекарствах, которые находятся в багаже. В таком случае работники аэропорта будут искать багаж по бирке и индивидуально привозить.
На том и порешали.
* * *
Проводники сидят в бизнес классе, ждут команды на дальнейшие действия. Подхожу, натягиваю самое строгое выражение лица:
- Так, девчонки, признавайтесь - кто грешил вчера?
Заезженная шутка. Если что-то пошло не по плану, значит, кто-то был грешен. Проводники со стажем лишь улыбаются, а юные девушки тушуются под пристальным взглядом Командира.
Ирина говорит:
- Это просто день такой. Мы как только документы получили, сразу обратили внимание на дату - 9/11.
Ага, выкрутились! Дата, понимаете ли, не та.
- Ну ладно, ладно. За отмазку прокатит. Кто-нибудь после рейса едет в город Домодедово на машине?
Надо подумать и о том, как добираться до дома. Сам-то я безлошадный (см. часть 1). Выяснилось, что сразу три девушки живут в Домодедово, и две из них на машинах.
Говорю:
- Отлично! Я с вами дружу! Подвезете меня?
- Да не вопрос, - соглашается одна сразу же. - Вы же нас возили-возили сегодня.
Замечательно!.
- Чего-то я не понимаю, почему сибиряки так этот Кишинев любят? Что-то пока ничего хорошего не вижу.
Смеются
- Это они обиделись за то, что мы рейс забрали и наколдовали!
Пока за нами не приехал автобус, иду прогуляться, осмотреть самолет, и просто осмотреться.
Завтра тут собираются устроить праздник в честь 10-летия перехода аэропорта под немецкий Fraport. Правда, на ушко мне шепнули, что не больно они этому и рады. Но праздник от этого не отменят.
Спасибо, мой друг, NG!
Иду и думаю - блин, вот же засада! Если лететь, то только утром, под хороший прогноз. Так жалко пассажиров - они такие молодцы, а мы не можем часть из них, и, возможно, большую, разместить в отелях! Вот досада!
И все же, я верил в то, что нормальным парням и девчатам должно было повезти сегодня.
Но об этом в следующей, заключительной, части.
Продолжение следует
Авторские истории
31.8K постов26.7K подписчиков
Правила сообщества
Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего
Рассказы 18+ в сообществеhttps://pikabu.ru/community/amour_stories
1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.
2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.
4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.