392

9/11. Или о том, что делает профессию пилота нескучной. Часть 3

9/11. Или о том, что делает профессию пилота нескучной. Часть 3 Истории, Реальная история из жизни, Авиация, Приключения, Denokan, Гражданская авиация, Длиннопост

Ссылка на начало рассказа. Ссылка на предыдущую часть


Летевший впереди нас самолет звонким женским голосом доложил об уходе на второй круг и о том, что улетает в более гостеприимные края.


Мы с Иваном переглянулись - будем готовы! Мы тоже не собираемся долго коптить облака над Кишиневом, уйдем в солнечную Болгарию.


Но сначала все же снизимся до высоты 120 метров.


* * *


Вошли в глиссаду. Автопилот своей железной рукой ведет самолет, я еще раз проигрываю в голове предстоящие действия:


при уходе - увеличить режим, нажав кнопку TOGA, ожидать отключения автопилота, не отвлекаться от авиагоризонта, дать команду на уборку закрылков одновременно с началом ухода, дать команду на уборку шасси после перехода в набор. И не отвлекаться от главного - от параметров полета - крен, тангаж, скорость, направление.


если случится чудо и мы увидим ориентиры - отключить автопилот и, будучи нацеленным на уход, не нажать TOGA вместо кнопки отключения автомата тяги. Не допускать резких движений, не дестабилизировать самолет. Аккуратно довернуть на полосу, быть готовым к немедленному уходу на второй круг.


Снижаемся. Иван контролирует высоту, сравнивая фактические значения на соответствующих удалениях с теми, что опубликованы в сборнике. Я заставляю глаза бегать на приборы.


Развязка все ближе и ближе.

Автопилот докладывает:


-ONE THOUSAND!


За окном молоко.


-FIVE HUNDRED!


Молоко


-APPROACHING MINIMUMS!


Краем глаза вижу, как Иван по пояс высовывается за окно. В молоко.


-MINUMUMS!


Не испытывая желания выглянуть за окно, нажимаю TOGA. Автопилот немедленно отключается, оглушая сигналом. РУДы бодро перемещаются вперед, нос самолет задирается вверх.


- FLAPS FIFTEEN!


Твердо держу штурвал. Бросаю взгляд на скорость - норма!


Иван докладывает:


- POSITIVE RATE!


Команда:


- GEAR UP!


Ставит рычаг вверх, колеса с шумом убираются. Самолет стремится задрать нос, пресекаю это желание. Взгляд на навигационный дисплей - отлично летим.


Убираем закрылки до 5, разгоняю самолет дальше.


Flaps 1.. .Flaps UP.


Ваня докладывает диспетчеру об уходе. Тот спрашивает наши дальнейшие планы на вечер.


- Уходим на запасной в Варну, Глобус 157


Включаю автопилот. Прошу Ивана активировать вторичный маршрут в FMC, который мы предусмотрительно создали для случая ухода в Варну. Диспетчер разрешает нам следовать

прямо на точку LOPTO, выполняем. Самолет закладывает глубокий крен вправо, чтобы выйти на маршрут, продолжая набор высоты.


* * *


Пробиваем облака. Сообщили в компанию, что летим на запасной в Варну. Нам пожелали удачи.


Запросили 300-й эшелон (30 000 футов) для полета в Варну, получили разрешение. Наконец, появилось время перевести дух, рассказать салону о том, что происходит. Передаю управление Ивану, беру в руки микрофон и повествую о том, что летим в мы в солнечную Болгарию, где планируем приземлиться через полчаса.


И опять, как при снижении в Кишинев, нас начинает нещадно кидать во все стороны. И снова радар не показывает ничего - это воздух возмущен близким струйным течением, на границе этой воздушной реки всегда неспокойно, но чтобы так болтало - редко.


Хотя, бывает, что кидает так, что все незакрепленные предметы и люди летают по самолету. И это может произойти в ясном небе, поэтому, пожалуйста - всегда пристегивайтесь и размещайте багаж так, чтобы он никуда не улетел.

Мы набрали FL300, нас кидает, бросает и лететь в таких условиях абсолютно некомфортно. Никак не способствует расслабленной рабочей атмосфере.


- Ваня, давай снизимся до эшелона 260. Попроси, пожалуйста.


Диспетчер разрешает нам снижение.


Снижаемся. Все равно болтает, но ничего не поделать - надо лететь вперед. Параллельно готовимся к заходу на посадку в Варне. Я не раз летал туда, как и в Бургас, но это было несколько лет назад. Обычный аэродром, но имеющий особенность - ВПП имеет ИЛС только с одной стороны, а с другой предполагается заход по неточной системе, при этом из-за гористой местности угол наклона глиссады достаточно крутой. Это не Шамбери, конечно же, но 3.5 градуса все же покруче, чем привычные 3.


И именно этот курс сегодня ждет нас. Ничего особенного в этом и не было бы, но ветер у земли боковой, порывистый. В воздухе вряд ли он будет слабее, то есть, мы можем ждать веселуху, столь любимую работниками уютных отделов расшифровки средств полетной информации.


Что ж, и это можно пережить. Думать о расшифровке, находясь в воздухе - гиблое дело. Поэтому я улыбаюсь мыслям и лечу дальше.


* * *


- Глобус 157, Кишинев-контроль!


Нас вызывает диспетчер. Он обеспокоен:


- Глобус 157, у вас нет разрешения на вход в воздушное пространство Болгарии, София не может разрешить вам вход в зону. Какой ваш пункт назначения?


Иван отвечает:


- Мы летим в Варну на запасной,аэропорт назначения - Кишинев.


- София не разрешает вам вход, Глобус 157. Какое ваше решение?


Вот это новости! Решаю поговорить сам:


- Кишинев, Глобус 157. Варна - наш запасной согласно плану полета. В Кишиневе плохая погода, у нас нет других вариантов. Пожалуйста, скоординируйте наш вход с Болгарией.


- Хорошо, будьте на связи.


Про Бухарест я не стал говорить - мы уже почти долетели до границы с Болгарией, а разворачивать и лететь в другую сторону, в Румынию, рискуя еще раз получить "запрет на вход" совсем меня не прельщает.


Я еще не попадал в подобную ситуацию за свою карьеру, и никогда раньше не уходил на запасной, расположенный не в государстве аэропорта назначения.


Диспетчер снова выходит на связь:


- Глобус 157! София не разрешает вам вход в воздушное пространство Болгарии. Ваше решение?


- У нас нет других вариантов. Если хотите, мы можем объявить аварийную ситуацию, но мы все равно летим в Варну.


- Хорошо, будьте на связи.


Неудавшийся заход в Кишиневе и болтанка уже окончательно стерлись в памяти. В голове мысли лишь о том, что нам не с руки отступать от принятого решения. Мы летим в Варну, точка! И так нагрузка сверх желаемой, а нам еще надо доставить на землю наших дорогих и уважаемых пассажиров. Поэтому я даже думать не хочу о том, чтобы взвинчивать себя, когда впереди есть аэропорт, куда мы нацелились. Пусть у компании, у диспетчеров и всех остальных прочих теперь голова болит, что делать с зеленым самолетиком, упорно прорывающемся к цели.


Граница с Болгарией совсем близко.


- Глобус 157, выполнить левый разворот на 360 градусов.


Хорошо, что не на 180, значит, диспетчер ожидает хорошую новость от братушек. И да, только я приступил к исполнению указания, как диспетчер снова выходит на связь:


- Глобус 157, мы получили разрешение от Софии, берите курс прямо на VOR Варны.


Вторая хорошая новость за сегодня!


Где-то там Хилари Клинтон рыдает на плече у мужа. Дональд Трамп выпивает виски. Кое-кто удаляет свои прежние записи о Трампе из твиттера и фейсбуков...


А мы берем курс на Варну

9/11. Или о том, что делает профессию пилота нескучной. Часть 3 Истории, Реальная история из жизни, Авиация, Приключения, Denokan, Гражданская авиация, Длиннопост

В Варне ожидается заход RNAV GNSS. Для нас, летящих на современном В737-800, это не дает никакой существенной разницы со старым заходом VOR/DME, да и для читателя, наверное, тоже. Гораздо интереснее то, что в Варне сильный порывистый ветер, и предстоящий заход обещает стать хорошей вишенкой на торте наших приключений.


И Варна оправдала самые нежеланные из наших ожиданий!


Да, нам часто приходится прорываться через неспокойную атмосферу, это нормально. Редко когда воздух бывает абсолютно спокойным. Бытует даже поверье, что именно в таких умиротворяющих условиях летать... особенно тяжело, т.к. пилот расслабляется и в итоге тюкает самолет о землю на радость отделу расшифровки.


Но иногда ветер совсем уж жесткий, и рвет небо кусками, и пилотировать самолет в таких условиях очень непросто. Предполагая это, учитывая также крутую глиссаду, мы заранее договорились несколько расширить рамки стабилизированного захода на посадку, насколько это дозволяют правила компании:


- возможно, что в глиссаде потребуется вертикальная больше, чем 1000 футов. Если увидим 1300 и выше - уход на второй!


- возможно, что из-за болтанки скорость будет гулять и выскакивать за пределы рутинных +10...-5 от расчетной. Если изменения будут скоротечными и не превысят +15...-10 - продолжаем, либо уходим на второй круг.


Вот так и заходили - скорость плясала, как студентка первого курса на дискотеке, только успевай подхватывать...


В таких заходах то самое "чувство .опой" очень важно - по едва заметным движениям самолета (просадке, изменению ускорения) уметь понять, что будет через секунду - рост скорости или ее падение, и дозировано подстелить соломки - прибрать режим или, наоборот, увеличить. Одновременно с этим, парируя штурвалом возникающие пикирующие и кабрирующие моменты, удерживать самолет на нужном профиле снижения.


Та самая работа "руками и ногами", ради которой мы все идем в авиацию и получаем адреналин и удовольствие. Погода, аэродромы, диспетчеры и проч - это все атрибутика. Главное в этом спектакле - это как раз тот момент, когда ты, твой второй пилот и самолет остаются наедине со Стихией, не желающей тебя отпускать. И ты должен всегда выйти победителем.


Так как в небе еще никто не оставался.


Мы победили.


* * *


Да, быть может, то была не самая лучшая посадка.


Меньше всего я думал о том, как помягче вернуть пассажиров на грешную землю. До самой полосы самолет колбасило и корежило, поэтому я подвел его к торцу, сражаясь штурвалом и РУДами с воздушными ямами, лишь немного уменьшил вертикальную скорость снижения, перед самым касанием дал педаль по ветру, выровняв нос по осевой, продолжая парировать крены, и надежно усадил его на бетон, удерживая штурвалом от кренения, а педалью - от желания убежать влево на еще зеленую травку.


Сели все равно достаточно мягко, чтобы не доставлять радости отделу расшифровки, но включившийся в работу автобрейк, установленный на третью позицию прям-таки заставил нос плюхнуться на землю. Да и б-г с ним. Катимся, тормозимся, освобождаем ВПП.


Мы в Варне.


* * *


Зарулили на стоянку. Выключились. Теперь, будучи на твердой земле, надо подумать о дальнейших планах на вечер. Прежде всего о том, что надо что-нибудь сообщить пассажирам.


Сообщаю "что-нибудь":


- Дамы и Господа, добро пожаловать в Варну! К сожалению, погода в Кишиневе оказалась совсем неподходящей для посадке, и прогноз пока не радует. В настоящий момент мы не обладаем никакой информацией, как долго мы здесь пробудем и когда продолжим полет до Кишинева. Как только информация появится, я обязательно вам сообщу. Я извиняюсь за причиненные неудобства, поверьте, нашему экипажу все это тоже не доставляет никакой радости, поэтому, пожалуйста, наберитесь терпения. Надеюсь на ваше понимание! Спасибо!


Я всегда открываю дверь в кабину в таких случаях, чтобы пассажиры видели, что мы с ними. Делюсь информацией, какой бы она не была - это очень важно для нормализации атмосферы в салоне. Если молчать, то обязательно найдется один "заводила", который поведет за собой всю толпу. Если это допустить, то успокоить ее будет очень трудно.


Поэтому, лучше управлять ситуацией с самого начала. И лучший способ - открытость. Показать, что мы вместе. Делиться информацией.


* * *


Несмотря на то, что изначально Болгария проявила неприветливость, не сразу согласившись пускать наш самолетик в свое небо, наземные работники оказали нам исключительное гостеприимство. Очень душевные люди, спасибо вам, братушки!


Никаких проблем - выгрузить пассажиров, заправить самолет - вы только скажите! Не забудьте только потом бумагу подписать - вы сами или представитель.


Сам представитель был уже в пути и очень быстро приехал на самолет. Мы посовещались и, учитывая совсем безрадостный прогноз Кишинева - всю ночь туман, и лишь утром наступление хорошей погоды - принимаем решение высаживать пассажиров, после чего заправить самолет, чтобы не тратить на это время перед вылетом, и самим ехать отдыхать.


Озвучиваю информацию в салон, честно рассказываю о возможной перспективе ночевать до утра.


* * *


Подъехали автобусы, начинается высадка пассажиров. Я решил не изменять своим правилами и стоять у двери пилотской кабины. И, знаете что - я еще никогда не видел таких милых пассажиров, как в этом полете!


Никто не сказал ни одного грубого слова! Наоборот, выходили, говорили: "Спасибо большое!", "До встречи!", "А вы не улетите без нас?" Один из пассажиров оказался бывшим пилотом, по-деловому поинтересовался условиями в Кишиневе, одобрил и пошел в автобус.


Закончив высадку, говорю экипажу:


- Вот, надо всегда работать так, чтобы после двухчасовой задержки с вылетом, после захода в болтанку, после ухода на второй круг, и снова после полета и захода в болтанку, пассажиры, прилетев на запасной и выходя из лайнера в неизвестность, говорили "Спасибо!"

9/11. Или о том, что делает профессию пилота нескучной. Часть 3 Истории, Реальная история из жизни, Авиация, Приключения, Denokan, Гражданская авиация, Длиннопост

Теперь надо решить, что делать дальше. Дело ясное, что дело темное - погода в Кишиневе, судя по полученному крайнему прогнозу, лучше не будет. Значит, надо сидеть до утра. Думать нечего - надо ехать в гостиницу, и представитель уже организовал номера для всего экипажа.


С пассажирами все на порядок сложнее. Наверняка не у всех есть шенгенская виза.


Я попросил представителя связаться с пограничниками - разрешат ли они пересечь границу пассажирам без визы, раз такое дело. Увы, граница навстречу не пошла...


* * *


Тем временем закончилась заправка самолета. Ничто нас больше в самолете не держит, остался вопрос с багажом, который весь остался на самолете. Дело в том, что пассажиров разместили в зоне вылета, т.к. в зоне прибытия просто нет необходимого места. Если вдруг придется выгружать весь багаж - то пассажиров придется выводить наружу и везти в зону прибытия, но, опять же, ее не смогут покинуть те, у кого нет шенгена...


Значит, мы не будем снимать весь багаж, даже если пассажирам придется размещаться в гостинице. Пусть представитель объяснит это им. Тем не менее, у кого-то может обязательно возникнуть потребность, например, в лекарствах, которые находятся в багаже. В таком случае работники аэропорта будут искать багаж по бирке и индивидуально привозить.


На том и порешали.


* * *


Проводники сидят в бизнес классе, ждут команды на дальнейшие действия. Подхожу, натягиваю самое строгое выражение лица:


- Так, девчонки, признавайтесь - кто грешил вчера?


Заезженная шутка. Если что-то пошло не по плану, значит, кто-то был грешен. Проводники со стажем лишь улыбаются, а юные девушки тушуются под пристальным взглядом Командира.


Ирина говорит:


- Это просто день такой. Мы как только документы получили, сразу обратили внимание на дату - 9/11.


Ага, выкрутились! Дата, понимаете ли, не та.


- Ну ладно, ладно. За отмазку прокатит. Кто-нибудь после рейса едет в город Домодедово на машине?


Надо подумать и о том, как добираться до дома. Сам-то я безлошадный (см. часть 1). Выяснилось, что сразу три девушки живут в Домодедово, и две из них на машинах.


Говорю:


- Отлично! Я с вами дружу! Подвезете меня?


- Да не вопрос, - соглашается одна сразу же. - Вы же нас возили-возили сегодня.


Замечательно!.


- Чего-то я не понимаю, почему сибиряки так этот Кишинев любят? Что-то пока ничего хорошего не вижу.


Смеются


- Это они обиделись за то, что мы рейс забрали и наколдовали!


Пока за нами не приехал автобус, иду прогуляться, осмотреть самолет, и просто осмотреться.


Завтра тут собираются устроить праздник в честь 10-летия перехода аэропорта под немецкий Fraport. Правда, на ушко мне шепнули, что не больно они этому и рады. Но праздник от этого не отменят.

9/11. Или о том, что делает профессию пилота нескучной. Часть 3 Истории, Реальная история из жизни, Авиация, Приключения, Denokan, Гражданская авиация, Длиннопост

Спасибо, мой друг, NG!

9/11. Или о том, что делает профессию пилота нескучной. Часть 3 Истории, Реальная история из жизни, Авиация, Приключения, Denokan, Гражданская авиация, Длиннопост

Иду и думаю - блин, вот же засада! Если лететь, то только утром, под хороший прогноз. Так жалко пассажиров - они такие молодцы, а мы не можем часть из них, и, возможно, большую, разместить в отелях! Вот досада!


И все же, я верил в то, что нормальным парням и девчатам должно было повезти сегодня.


Но об этом в следующей, заключительной, части.


Продолжение следует

Найдены дубликаты

+5

Урааа. Я думал продолжение статьи будет не так прям скоро, но приятно что быстро так.

+3

@denokan, ух прям прочитал все 3 части на одном дыхании.
Радуйте нас еще такими  рассказами !

+2
Шикарный рассказ.
+2
Ууууу клево! Всегда смотрел ролики на ютуб. Спасибо)
+2
Хорошие изложение, даже читая второй раз удовольствие получил )
Подписан на вас в ЖЖ.
Рекомендуется к прочтению всем аерофобам)
+1
Поразило меня вот что. На видео, как бы это выразить, лицо без единой эмоции, полное хладнокровие вперемешку с немалой занятостью(за исключением того случая при заходе в Домодедово когда самолёт полетел боком и скорость упала до 130 узлов, вылезла-таки одна единственная эмоция «вот блин»). И настолько красочно и душевно описаны жизненные ситуации и рабочие моменты!)) Диссонанс таки выходит-с!))
раскрыть ветку 1
+2
Это вы меня еще в 'битвах' с 'динозаврами' не видели. Вот там эмоции такими были, что иной раз чересчур) А полет - это привычная работа. На видео нет чего-то сверхъестественного, что могло бы вывести из равновесия пилота, который понимает, что происходит и держит ситуацию под контролем.
+1

@denokan огромное спасибо!!

+1

@denokan, а Вы не думали писать номера рейсов по которым летите (в инстаграмме например), кто-нибудь мог бы через флайтрадар отслеживать полет. Может быть есть такие желающие.

раскрыть ветку 2
+3
Нет, не думал. А зачем это?
раскрыть ветку 1
+6
Есть пара знакомых любящих это дело. Сидят и выискивают на сайте необычные рейсы или просто смотрят откуда и куда летит борт. Какие-то данные по скорости и высоте смотрят. Гики своеобразные. А тут как-никак знакомый для сообщества пилот :)
+1
Денис, в очередной раз скажу: " Ваши посты всегда интересно читать."
Возможно, пришла пора писать книги.
раскрыть ветку 7
0

Слов нет, одни эмоции.  Очень увлекательно. Пошел искать продолжение.   Денис вопрос не по теме,  а какие последствия для пилотов при касании или слабым ударом башмака о полосу ?

раскрыть ветку 6
0
Не понял про 'башмак'. Что вы имеете в виду?
раскрыть ветку 5
0

Ох печаль, я не нашел продолжение, а оно есть? В кишинев сели нормально в итоге ? В дюти зашли? Если есть продолжение дайте ссылку , пожалуйста

раскрыть ветку 1
0

Обычно, самолеты, которые летят в Кишинев на больше чем половину состоят из молдован, так что странно что были проблемы с шенгеном

раскрыть ветку 1
0
Были бы. У той половины, что не из Молдовы.
0
@denokan, смутил момент, где Иван высунулся по пояс в окно при заходе на посадку. Это не литературный оборот речи, правда высунулся? Снесет же потоком.
раскрыть ветку 1
+2
Литературный приём
0
Эх. Всегда мечтал уметь летать на самолете.
0
а это в каком году было?
раскрыть ветку 1
0
В 2016. В первой части, и в других, в самом начале год указан, а вот в этой пропустил)
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: