272

90% людей занимаются ЭТИМ..

90% людей занимаются ЭТИМ.. Психология, Текст, Статья, Психология личности, Прокрастинация, Длиннопост

Часто ли ты откладываешь важные дела в "долгий ящик" ? Даже осознавая всю серьезность, ответственность и срочность работы мы часто даже не стараемся начать её выполнение заранее.


Например,тебе нужно написать статью за неделю, и логичным будет решение распределить время одинаково на каждый день недели: 

90% людей занимаются ЭТИМ.. Психология, Текст, Статья, Психология личности, Прокрастинация, Длиннопост

Но вместо этого, в лучшем случае, у большинства людей выходит так:

90% людей занимаются ЭТИМ.. Психология, Текст, Статья, Психология личности, Прокрастинация, Длиннопост

Из-за этого большинство людей упрекают в лени, но дело совсем не в ней.


Виной всему - прокрастинация [ склонность к постоянному откладыванию даже важных дел, приводящая к жизненным проблемам]. Но не спешите гуглить как избавиться от этой "болезни".


Прокрастинация - ваш друг. Она выступает скорее как защита. От чего же она может защищать?


1) От перерасхода ресурсов - большинство людей не чувствуют себя, т.е не чувствуют когда устали залазят в энергетические кредиты. Прокрастинация включается при низком уровне ресурсов.


2) От навязчивых идей - когда вы начинаете реализовывать чужие и чуждые для себя сценарии жизни: строишь отношения с человеком, которого выбрали родители, учишься там,где сказали родители и тп.


Итак, прокрастинация выступает неким защитным звонком, к которому нужно прислушаться. Как только вы осознали, что прокрастинируете стоит сесть и проанализировать своё поведение чтобы найти первопричину. Делать это желательно письменно, записывая не выборочные мысли, а всё что приходит в голову, весь поток мыслей.


Первый шаг на пути к пониманию себя - это умение прислушиваться к таким звонкам как прокрастинация и постараться понять, что вам пытается сказать ваша психика?

Найдены дубликаты

+43

Вместо проекта, дедлайн по которому давно уж вышел, автор статью запилил эту.

К тревожному звонку прислушавшись

Иллюстрация к комментарию
+12

Если эта статья учит, как с этим бороться, то круто. Прочту завтра.

раскрыть ветку 6
+1

Завтра понедельник, итак тяжёлый день, послезавтра.

раскрыть ветку 2
+5

И вот наступил понедельник. Я дал слово, что прочту статью завтра? Я слово держу: прочту статью завтра.

Тяжелый день понедельник? Вовсе нет, всё тяжелое сделаю завтра.

+2

Никогда не откладываю на послезавтра. Завтра -наше всё.

0

Я 17.09.2018г. открыл статью эту, а дочитал только сейчас и то последние три-четыре абзаца.

раскрыть ветку 2
0

Норм статейка? Надо будет прочесть завтра.

раскрыть ветку 1
+25

Это не прокастинация, а закон Парето в действии. 20% времени дают 80% результата, остальные 80% времени, лишь 20% результата.

P.S. Как я научно оправдал свою лень, а?)

раскрыть ветку 7
0

> закон Парето

> наука

Ты не очень умный, правда?

раскрыть ветку 6
0

Я настолько же умный, насколько ты быстрый.

раскрыть ветку 5
+4
Первый шаг на пути к пониманию себя - это умение прислушиваться к таким звонкам как прокрастинация и постараться понять, что вам пытается сказать ваша психика?


Психика хочет сказать, что имела она во всех позах всю эту грёбаную работу

+7

Почти анекдот. Заказал майку с надписью примерно "прокрастинаторы всех стран, объединяйтесь... завтра". Жена спустя полчаса залипла на ещё другую и заказала её отдельно. Её заказ пришёл в рекордный срок. Мой же обрабатывали максимально долго, в последний день по их правилам, а потом ещё напомнили, насколько максимум может застрять на почте. Если в посылке найду шутку "мы поняли, что вы любите прокрастинацию и прокрастинаторов, поэтому старались соответствовать", то они просто молодцы!

+2
Обожаю графики от гуманитариев.
+2

Очень удобная вещь, если не в хронической форме конечно, особенно когда не знаешь чего на самом деле хочешь. Своеобразный звоночек из подсознания, который возникает только в тех случаях, когда то, чем ты занимаешься не приносит тебе удовольствия. Когда делаешь то, что ты действительно хочешь, а не то что навязано обществом/окружением, то никакой прокрастинации точно не возникнет.

Есть такой способ в восточной философии, для определения цели в жизни: что истиной целью является то, что заставляет тебя вставать каждое утро и начинать движение, вне зависимости от внешних факторов и того, какое у тебя настроение и на сколько ты выспавшийся.

раскрыть ветку 2
+2
Есть такой способ в восточной философии, для определения цели в жизни: что истиной целью является то, что заставляет тебя вставать каждое утро и начинать движение, вне зависимости от внешних факторов и того, какое у тебя настроение и на сколько ты выспавшийся.

Моя цель в жизни, в таком случае, выгуливание псин)

0
Отлично сформулировано
+2

Отложи на послезавтра то, что надо было сделать позавчера - и у тебя будет 5 свободных дней. (с) народная мудрость

+4
Всякий человек попадал в ситуацию, когда ему позарез нужно сделать что-то очень-очень нужное и срочное, и вдруг на него нападает непонятное ему самому состояние. А именно — он вдруг начинает делать все что угодно, кроме того, что нужно. Он в охотку берется за дела, за которые он раньше брался только с большого перепугу, проявляет живейший интерес к тому, чего век бы не видел, делает то, чего не делал годами. В ситуации страшнейшего цейтнота человек вдруг бросается к раковине с грязной посудой, копившейся там неделю, и начинает ее люто, бешено мыть, поскольку внезапно прозревает, что срач в раковине нетерпим. Или находит в пыльном углу завалившийся туда учебник по матанализу — и минут двадцать тупо перелистывает страницы, не в силах оторваться от непонятных, но чем-то притягательных теорем Коши-Буняковского. Некоторые даже хватаются за запыленные гантели, подаренные отцом и годами лежавшие без движения — и начинают отчаянно срывать себе мышцы, размахивая тяжелыми штукенциями. Короче, делать все что угодно — лишь бы не то, что требуется.
Это бесится собачья часть свинопсицы. Такое нападает на нее, когда ей кажется, что из-под самого ее пуза тянут клок сена. Сено это ей нафиг не нужно, но посягательство на ее собственность она считает оскорблением. И вцепляется в это самое сено зубами, страшно рыча. Если продолжать попытки вытащить из-под нее нужное, она начинает тянуть на себя. Чем сильнее тянешь ты, тем сильнее упирается швайнехунд. Если вдруг удается вырвать из слюнявой пасти нужное, тварь начинает кусаться. Душа человеческая, соответственно, мечется, пытаясь подобраться к делу то с одной, то с другой стороны — отсюда и хватание за разные занятия. Кстати, иногда это помогает — если швайнехунд все-таки достаточно свиновиден и не очень поворотлив: в какой-то момент он выпускает из зубов добычу, потому что устает вертеться. Внешне это выражается в том, что, помаявшись дурью, человек все-таки "берет себя в руки", садится и начинает работать. Но если свиного в свинопсе мало, то есть он вертляв и злобен, дело плохо: ты отсюда, а он р-р-р, ты сюда, а он цап. "Ну что ты будешь делать".

http://samlib.ru/h/haritonow_m_j/svinskoe.shtml

+1

согласна.я счас работаю на удаленке, над душой никто постоянно не стоит с контролем -  и большую часть дня я занимаюсь совсем не работой, делая всю работу за 2-3 часа. но приходится быть все время онлайн в рабочем графике и я уверена ,что если сократить мой рабочий график до половины с той же зарплатой, то я смогу выдавать такой же объем работы как сейчас, а может и больше, так как наконец смогу спать днем и более грамотно распределять силы и время в течение дня на работу, на отдых  и на домашние дела

+1
Сохраню, потом почитаю
раскрыть ветку 2
0

Попозже сохраню. Думаю, что когда нибудь почитаю.

раскрыть ветку 1
0
Попозже подумаю
0
Сохранил. Потом дочитаю
0

Решил сесть и письменно проанализировать свое поведение.

Не, все же наверное сделаю это завтра, ну или послезавтра. Но даже если и нет, то в среду точно.

0
Телеграмм @psiholog_pishet
0

Прокрастинация - это способ вашего сердца подсказать вашей дурной голове, что вы занимаетесь бессмысленным делом. Конечно всё надо в таком случае откладывать подальше, возможно потом и делать не надо будет! Надо слушать свою интуицию, лень тут ни при чём.

0

я вот не хочу работать, а хочу в игры играть, что делать? :(

раскрыть ветку 4
0

стань стримером =)

раскрыть ветку 3
0
с 12ью подпищеками?)))
раскрыть ветку 2
0

Пойду проскарну разочек...

0
Зачем откладывать на завтра то что можно сделать послезавтра
0

автор, график обучения нелинеен. После того, как задача поставлена и условия приняты мозг меняет свою структуру под её выполнение. Процесс занимает время. При последующем обращении к задаче - это уже не тот старый мозг, который читал условие и вникал в него, это уже измененный мозг, в котором условие - часть его, и под которое уже накоплены ресурсы связей. И вот как раз в этой стадии идёт экспоненциальный рост успеха обучения - лёгкости решения задачи. Прокрастинаторы этим пользуются, сознательно или нет - уже отдельный вопрос. Т.е. прокрастинация - способ экономии сил при решении задачи, использующий особенности нейрофизиологии.

0

Так то правильно написано, я у себя причину нашёл.

Надо просто не пить хотя бы дня 3-4(даже 1-2 банки пива в день) и хорошо высыпаться :)


После чего и на работе сразу работун нападет, и быстро всё делается :)


Ну и не болеть конечно же :) А то с насморком и температурой тоже работа не клеется


P.S. работаю программистом

Похожие посты
416

Есть дела поважнее

Есть люди, которые не умеют сидеть на месте. Они не могут заниматься одним делом, потому что сразу вспоминают о десятке других. Если они решили почитать книжку, они думают, что нужно ещё убраться, выгулять собаку и поиграть на скрипке. Обычно такие люди ещё не умеют отдыхать. Они ругают себя за каждую минуту просмотра сериала или валяния на кровати, потому что… Есть дела поважнее.


Всё это проявление тревоги. Человек не может погрузиться в настоящий момент, чтобы получать удовольствие сейчас, а пытается заглушить голос мыслей десятком «важных» дел.


Это можно назвать «заорганизованностью». Она берёт начало в детстве, когда ребёнка ни на секунду не оставляли одного, а постоянно заставляли быть «при деле»: уроки, уборка, кружок по музыке, спортивная секция и т. д. Возможно, многим знакома ситуация из детства, когда ты дома прилёг на диване, а тут с работы приходит мама и первым делом спрашивает:


– А что, в школе ничего не задали?


Если задали, и мы всё сделали, мама расчехляет следующий вопрос:


– А посуду ты после обеда помыл?


Продолжаться это может долго, до тех пор, пока тревожный родитель не найдёт занятие своему ребёнку. Я не просто так сказал «тревожный родитель», потому что это и есть главная причина такого поведения. В детстве родителей самих не на минуту не оставляли повалять дурака, а постоянно напоминали, что «есть дела поважнее». И будучи взрослыми они уже не могут просто отдохнуть, потому что подсознательно чувствуют себя виноватыми.


Особенно часто это встречается у бывших отличников, каждая минута жизни которых всегда была расписана. Они с детства привыкли к тому, что всегда есть «полезное» дело: уроки, музыка, танцы, футбол, плавание. Теперь им далеко за 15, а у них всё так же нет ни минуты свободного времени, но счастливыми они себя почему-то не чувствуют.


Кстати, именно такое отношение рождает нездоровые «амбиции». У меня на консультации почти одновременно были два парня с похожей проблемой. Один говорил, что у него не хватает мотивации, чтобы добиться больших результатов. Он прокрастинирует и ругает себя за это, потому что есть большие и важные дела. Второму хотелось «хотеть чего-то хотеть», причём чего-то большого и амбициозного. Он также часто откладывал дела и корил себя за это, потому что считал нужным (!) в это время заниматься чем-то более важным.


Конечно, у парней были тревожные родители, которые так же не позволяли себе не минуты покоя. Прибавьте к этому минимум безусловной любви, при которой положительное внимание тебе дают, только если ты «при деле», и круг замкнётся:


– Я должен быть чем-то занят, чтобы меня любили, и я чувствовал себя хорошо.


Такое тревожное убеждение – это попытка доказать себе:


– Моя жизнь не проходит зря.


Хотя всё наоборот. С детства они привыкли, что жить «не зря» – это жить в постоянных делах и заботах. На самом деле жить «не зря» – это жить счастливой жизнью в настоящем с такими желаниями, которые у тебя есть, а не пытаться создать «лучшую версию себя». Очень многих людей убедили в обратном, убедили, что нужно постоянно с чем-то бороться, куда-то идти и что-то преодолевать. И так получилось, что у них нет даже минуты, чтобы остановится и понять – мир не рухнет, а просто быть – это гораздо важнее, чем всю жизнь сворачивать горы, которые при всех усилиях останутся на месте.


Счастье не пойдёт к человеку, который пытается заполнить каждую минуту «важными» делами. Когда оно постучится в дверь, он будет слишком занят, чтобы открыть.

Показать полностью
53

Про прокрастинацию

Недавно лежала пару дней в мрачном настроении, какое бывает, когда нет желания ничего от слова Совсем. Я обычно всегда вытягиваю себя за уши сама из этого состояния, и в поисках вдохновения, пошарилась в интернете и нашла книгу П. Людвига "Как победить прокрастинацию".
Мне понравилось, что в книге было мало "воды", и я узнала следующее полезное:


1) про эмоциональное сопротивление - что эмоциональная реакция отвращения к делам, которые не сулят удовольствия - обычное дело.


2) чем слабее развит контроль рационального (автор называет это "когнитивный ресурс") над эмоциями, и чем сильнее развиты эмоции, тем сильнее отвращение.

Иногда, когда у меня плохое настроение, на меня нападает это - "надо (хочу) сделать - не хочу делать" - и если оно напало, то чем сильнее моя решимость пошевелиться, тем сильнее сопротивление. В книге был приведен пример из восточных практик - "наездник и слон".

Наездник - это рациональный ресурс, слон - эмоциональный. Если наездник умел и силен, он без проблем управляет слоном, поэтому свой когнитивный ресурс управления эмоциями нужно тренировать и подкармливать (его нужно поддерживать в течение дня, уменьшая нервное напряжение - перерывами в работе и питанием, богатым глюкозой и микроэлементами - неслучайно я в таких случаях ела сок и банан, подметив, что после этого полегче становится, появляются силы и голова "свежеет").

3) когнитивный ресурс - управление эмоциями и силу воли - можно и нужно тренировать.
Тренировки осуществляются воспитанием силы воли малыми методами, потихоньку - сначала делать то, что вызывает меньше сопротивление.

3) про паралич решений. Это когда большой выбор приводит к неспособности выбрать - очень знакомое чувство, которое посещает меня в магазинах.


4) про недостатки внутренней мотивации целями, "гедоническую адаптацию" и "целевую наркоманию" было интересно - снижение общего уровня удовлетворенности после достижения цели, это объяснило частые падения настроения после как раз достижения целей, и потребность в новых целях, замечала у себя такое пристрастие.


5) про преимущества внутренней мотивации пути и личное видение  - про то, что в отличие от других видов мотивации, внешней и внутренней, поддерживать постоянную удовлетворенность помогает построение целиком образа жизни, где целью является сама определенная деятельность. К этой идее я и сама давно пришла, но мне понравилась идея выстраивания всего образа жизни в единое целое.


6) что единого решения проблемы прокрастинации нет, во многом прокрастинация обусловлена особенностью функционирования и взаимодействия частей нервной системы, но есть методы воспитания, перекликающиеся с восточными практиками (к-рые я очень люблю).


7) некоторые разработанные его командой методы я давно придумала и использую (работу со списком дел, список-муштра, как он его назвал, и т.д.)


У книги было много положительных отзывов и высокая оценка, я купила электронный вариант на Литрес.ру и прочитала за вечер. Действительно, книга оказалась хорошей, автор - чешский тренер, который предпринял попытку донести до читателя плоды реальных научных исследований в области психологии и нейробиологии, о чем пишет вначале.


Из хандры в тот вечер я себя за уши вытянула, осознав дела, которые мне нужно сделать, как маленькие и неважные, а значит их можно сделать "по-быстренькому". После этого мое сопротивление резко уменьшилось, настроение сменилось на снисходительно-благодушное по отношению к "маленьким делам", и я продолжила то, что должна была доделать.

Показать полностью
230

Как я нашла свое призвание. И почему профориентационные тесты не работают

Привет, пикабу!)) Сегодня история о том, как мне удалось найти свое призвание в 30 лет.

К 30-ти годам я уже сменила 6 профессий и 11 только официальных мест работы. А еще сколько проектов... С точки зрения работодателей - классический "летун", никто не хочет брать на работу такого человека. Просто в каждой профессии у меня было чувство, что я занимаюсь чем-то не тем... Надо искать "свое". Что же делать? Я начала с очевидного варианта - профориентационные тесты.


Я прошла несколько тестов. Получила результаты вроде: "По типу личности вам подходит художник, сапожник и флорист". Представила себя запертой в будке с цветами, уныло ожидающей покупателей. Не, не откликается. "По типу выполняемых работ вы - Функционалист и Аналитик". Так Функционалист или Аналитик? Что-то яснее не стало. "Функционалист выполняет функцию, аналитик анализирует данные..." Да вообще-то любой человек выполняет функцию и анализирует данные, если уж так посмотреть. Максимально непонятно. И, главное, что со всем этим делать???


Следующим шагом обратилась к психологу. И вот она мне в итоге помогла. Первое, что она спросила у меня после того как я изложила свою проблему:

- Как вы думаете, какая у нас с вами здесь задача?

- Ну, мне найти свое призвание...

- Нет. Наша задача - понять, почему вы до сих пор его не нашли. Чтобы понять, почему не работает, нужно понять, что сломано. И тогда вы уже сможете сами определиться с профессией.


И она не спрашивала, какие у меня способности и люблю ли я работать с людьми или с механизмами. Нет. Мы говорили про выбор. Почему в 30 лет я до сих пор его не сделала? Что мешает? Ведь чтобы найти свое призвание, надо выбрать - из тучи вариантов. И тут могут быть следующие ограничивающие установки:


- Пока я не сделал выбор, мне доступны все варианты. В потенции я могу быть и балериной, и космонавтом, и врачом - да кем угодно! Но, выбирая путь балерины, космонавтом я уже быть не могу... Выбирая одно, я автоматически отказываюсь от всех остальных вариантов. Мне приходится смириться с тем, что я проживу жизнь балерины - это тренировки у станка и постоянное ограничение себя в еде, а жизнь обнимателя панд я уже не проживу. Мне в этом смысле помогло осознание, что я буду жить одну жизнь, но зато свою.


- Сверхценность выбора. Выбор должен быть один - и сразу правильный!!! Как замуж - надо выходить один раз и на всю жизнь! Пробовать нельзя! Надо знать сразу!!! И тогда ценность этого выбора - запредельная! Это ж если я неправильно выберу - я себе жизнь испорчу! И этот панический страх блокирует вообще любое действие. Что делать? Разрешить себе пробовать разное. Не относиться к своим попыткам, как к провалам. Как ты вообще можешь выбрать свое любимое мороженое, если ты ни одно из них не пробовал??


- Передумать будет нельзя. Перекликается с предыдущим пунктом. В смысле ты передумал? Ты пять лет учился на юриста и передумал быть юристом?! Родители заплатили за твое образование, теперь будь добр жизнь свою положи на нелюбимую работу, заработай психосоматику и умри несчастным! В тебя столько вложили, или ты столько вложил - теперь нельзя все бросить. Особенно нельзя бросать, когда тебе уже 30 лет. Тебе жить-то, по сути, осталось всего лет 50 - это по сути уже доживание. Чего уж теперь менять? Уж теперь как есть.


- Призвание - оно одно, раз и на всю жизнь! Тоже здесь вас разочарую. Оно может быть разное на разных этапах вашей жизни. Да-да. Мой психолог до этого 10 лет была журналистом. Это означает, что 10 лет ее призванием была журналистика, а теперь это психология. Это не значит, что 10 лет журналистики надо выкинуть в корзину, записать в "провал" - раз не до конца жизни, что типа не нашла себя, а теперь вот нашла. Нет. И там нашла, и здесь нашла. Личность развивается, меняется, случаются события в жизни, которые на вас влияют - и вы можете быть разным. Это как смысл жизни. Он тоже не так, чтобы один до гробовой доски. Мамочки расскажут вам, как меняется их смысл жизни с рождением ребенка.


- Попробовал и не понравилось - провалился. Попробовал несколько раз и не понравилось - неудачник. Эта мысль сквозит во всем тексте, я ее здесь оформлю. Общество так любит у нас навязывать ярлыки. Возвращаясь к метафоре с мороженым, вы вот считаете себя неудачником, если попробовали 6 видов мороженого, и они вам не понравились? Нет? А если парень переспал с 6-ю девушками, прежде чем начал с кем-то встречаться? Тоже те 6 - это провал? Да нет. Скорее, наоборот, он будет хвастаться своими "пробами" перед пацанами - я попробовал и с блондинкой, и с брюнеткой, и с мулаткой, там уж у кого какие фантазии. Никто что-то не сожалеет, что к свадьбе не привело.


Что касается моей истории, я посовещалась с собой и решила, что это будет психология. Занятия с психологом так увлекли меня, что я решила сделать это делом своей жизни. Мне удалось помочь себе, и я решила, что смогу помогать другим! Видите - попробовала, и понравилось! И, конечно, немаловажно, что я нашла наставника в лице своего психолога - теперь у нее учусь! Иногда знаковые люди в нашей жизни помогают нам сделать важные выборы.


Вообще выбор профессии очень похож на выбор спутника жизни. Действуют все те же установки. Тоже нельзя передумать - развестись. "Это что, 13 лет брака - коту под хвост???" Тоже нельзя пробовать - это что, бл*довать, что ли??? Приличные люди этим не занимаются. Где-то есть Прекрасный принц, аналог для мужчин - Женщина моей жизни. Она одна, и все, что до нее, воспринимаются, как ступеньки на подступе к ней, обесцениваются и "выкидываются на помойку". (Про Женщину моей жизни у меня будет отдельный пост). Конец отношений = провал. Один мой друг после каждого расставания говорил: "Ну вот, опять я сам себя на*бал".


И в конце мне хочется сказать: Ребята, да всё это можно!!! Можно пробовать! Можно бросать, если не понравилось! Можно плевать на общественное мнение! Можно уходить из профессии или отношений, даже если в них вложено много лет и сил! Можно менять свое призвание! Можно передумать! Можно не знать всё наперед! И мороженое тоже можно:)


Разрешите всё это себе и поверьте, сделать выбор станет намного легче. Если не можете сами себе дать разрешение - я разрешаю вам!!! ахаха))

Показать полностью
102

Прокрастинируешь на карантине? Не кори себя, это нормально

Как только вышла на изоляцию, расчехлила закрома "сохраненок", дабы не скучать помимо работы и с пользой провести время. Первые полдня прошли хорошо! А потом глыба лени и бездействия накрыла меня. И тут мне скидывает подруга сей чудесный опус! Почитала, подумала, начала применять, и знаете, помогло, может ещё кому поможет, выкладываю:


«Сейчас многие пишут, что напланировали себе всякого саморазвивающего на период карантина, а оно чот не идёт. Лекции не слушаются, концерты не интересны, всякий там воркаут поперёк души. И вообще: мозги не работают, сил мало, идей нет, первоначальный запал окончательно иссяк.

Так вот, товарищи, это нормально для сложившихся обстоятельств. Это стресс. Это высокий кортизол. Это охранительный режим психики. Так должно быть!

Мы сейчас оказались в депривации и непредсказуемости. Слишком много новизны, слишком мало конкретики.

У нас отвалились привычные связи, пропали накатанные маршруты, обнулились планы на жизнь, на год, на месяц. Мы по инерции нахватали себе "полезных ссылок" и представили, как сейчас поработаем в тишине и спокойствии. Но фиг там.

Это ровно то, о чём мы на все лады рассказываем в школах приёмных родителей и даже рисуем кривую развития стресса по Гансу Селье. Сначала короткая мобилизация, потом плато, когда всякие "излишества" и "рюшечки" отпадают за ненадобностью, а потом, если это длится достаточно долго, и если мы продолжаем себя насиловать - спад и соматические заболевания.


На высоком кортизоле можно вынести бабушку из горящего дома, на высоком кортизоле можно завершить проект за три дня, но совершенно невозможно строить долгосрочные планы и мечтать. Никакое прекрасное будущее не придумается, потому что горизонт планирования меньше недели, и реально спрогнозировать, что будет в следующий понедельник, не может никто. Да, мы - и простой человек, и чиновник, и руководитель - производим какие-то действия и строим какую-то концепцию. Надо понимать, что это, скорее, магические ритуалы, чтобы снизить тревожность и не дать ёбу прямо сейчас. И да, действия и планы очень нужны, чтоб структурировать сознание.


Но! Одно большое "НО!". Не нужно жрать себя за то, что вы с чем-то там не справляетесь. Все не справляются, просто у нас с вами немного разные нервные системы и немного разные поведенческие паттерны, мы не справляемся по-разному. Мы с вами взрослые люди, у нас помимо положительного опыта, есть своя история провалов и ужаса, и всё это обостряется в период стресса.


Нейробиологи и всякие там этологи говорят, что когда мы не можем бить или бежать, надо, условно говоря, "грызть палочку". Делать что-то не очень сложное, что приносит успокоение. И нет, это не курс по архитектуре 18 века и не разработка концепции нового бизнеса. Это сериальчики, пироги и забота о самых близких. Все живы, никто в окошко не выходит - уже хорошо.


Я в ШПР (школа приемных родителей), когда рассказываю о малой эффективности формального обучения в период адаптации, всегда привожу такой пример: представьте, что перед вами прописи с китайскими иероглифами, и вам нужно аккуратно их переписывать. При этом вас лупят по спине бамбуковой палкой. Хорошо у вас получится? Нет. И вообще, основная задача выживания сейчас не в иероглифах, а в том, чтоб вас бить палкой перестали.


Вывод: большинство из нас сейчас находится в уязвимом положении и сильно про это волнуется. Большинство из нас не может повлиять не то, что на судьбы мира, но даже на будущее своей семьи. Поэтому сейчас лучше делать что-то простое и снижающее тревогу. Гнать злых людей из ленты и жизни. С добрыми - объединяться через скайп и прочие сервисы. Планировать сегодняшний день, а не ближайшие десять лет. Готовить еду. Мыть голову. Плакать, когда плачется. Смеяться, когда смешно.

Ваш тревожный товарищ Светочка.»



Источник: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2416557661778610...
Прокрастинируешь на карантине? Не кори себя, это нормально Психология, Карантин, Прокрастинация, Стресс, Копипаста, Длиннопост
Показать полностью 1
38

Отто Кернберг «Тяжелые личностные расстройства»

Отто Кернберг «Тяжелые личностные расстройства» Психология, Психология личности, Длиннопост
По данным ВОЗ, за последние 30 лет наблюдается заметный рост психических заболеваний, в том числе и тяжелых. Понятно, почему книга Отто Кернберга, посвященная исследованию серьезных личностных патологий, очень актуальна и своевременна сейчас.


Отто Фридманн Кернберг (Otto F Kernberg)


Отто Кернберга не зря в разных источниках, обучающих программах называют живым классиком. С 1997 по 2001 гг. он возглавлял Международную Психоаналитическую Ассоциацию. Был профессором психиатрии Корнуэллского Университета. Почетный доктор, автор и соавтор более 20 книг, лауреат множества почетных международных премий, регалий и наград. Он внес большой вклад в изменение и развитие современного подхода к терапии тяжелых расстройств личности [2, С. 201].


Именно так и называется одна из его книг: «Тяжелые личностные расстройства», вышедшая на русском языке в издательстве «Класс» [1].


Кернберг – всеми признанный авторитет в этой непростой теме. Очень много внимания он уделил исследованию расстройств личности, более тяжелых, чем неврозы. Сам разработал новый подход к терапии таких нарушений. Это позволило получать хорошие, стойкие результаты там, где классическая аналитическая терапия и тем более психоанализ не помогали.


«…нет сомнений, что прочесть эту книгу просто необходимо каждому занимающемуся психотерапией, и остается сожалеть, что ее перевод появляется только сейчас. До сих пор ее отсутствие ощущалось как своего рода “белое пятно” в психоаналитической и психотерапевтической литературе на русском языке.»

«Хочется обратить внимание российского читателя еще на один момент, делающий эту книгу особенно актуальной именно для нас. Увеличение числа неневротических (т. е. более нарушенных) пациентов в психотерапии и психоанализе характерно для всего мира и имеет различные причины, но в нашей стране эта тенденция еще более выражена по причине психологической неграмотности населения. К сожалению, пока все еще “не принято” обращаться за психологической помощью, и к психотерапевтам приходят те, кто уже не может не обратиться.»


Мария Тимофеева ─ психоаналитик, действительный член Московского Психоаналитического Общества, член Международной Психоаналитической Ассоциации (Из предисловия к русскому изданию)


Остановимся на наиболее важных темах книги Кернберга


В книге автор очень досконально рассматривает вопросы диагностики тяжелых личностных расстройств. Кернберг подробно знакомит нас со структурным подходом и структурным интервью в своей работе.

Он очень хорошо описывает и сравнивает особенности терапии пограничной личности, показания и противопоказания к работе, технику работы с переносом в разных типах психотерапии.


Особым интересом Кернберга всегда была нарциссическая личность, ее структура, формирование, анализ характера, аффекты и влечения, особенности терапии и работы с переносом. Он рассматривает разные подходы в исследовании нарциссизма, нормальный и патологический нарциссизм. Автор выделяет нарциссическую личность в особую категорию, отдельную от пограничной, невротической и психотической.


В своей книге он описывает еще ряд важных тем, таких как глубокая регрессия, ее диагноз и терапия. Рассматривает сложные ситуации в терапии. Диагностику и работу с пациентами, у которых наблюдается суицидальный риск. Останавливается на пациентах с сильными нарушениями Супер Эго, разбирает параноидную регрессию и злокачественный нарциссизм.

Кернберг останавливается на том, как протекает терапия в условиях стационара, как проходит лечение тяжелых патологий при длительном нахождении в больнице.


Дифференциальная диагностика Кернберга


Несомненно, вначале, самый важный вопрос – это диагностика. Нужно определить, с чем мы имеем дело? Это не так просто, если речь идет о расстройствах личности и есть подозрения на пограничную патологию. К сожалению, этих нарушений становится все больше, в сравнении с более сохранными невротическими уровнями, для которых и был разработан анализ. В своей работе автор описывает свой особый подход к диагностике.


Структурный подход в диагностике Кернберга


Кернберг подчеркивает особенную значимость дифференциального диагноза при работе с пограничными нарушениями. Важно хорошо понимать, с чем мы имеем дело, не путать пограничные расстройства ни с неврозами, ни с психотическими нарушениями личности. Ранее в психиатрии был распространен описательный подход. Он, конечно, имеет свои плюсы, но сильно проигрывает предлагаемому автором структурному подходу. Так же недостаточен и генетический подход, потому что он не помогает решить клиническую проблему. Особенно необходим структурный подход, если идет речь о сложных случаях, когда поставить диагноз не получается сразу.

Автор признает, что этот подход более трудный, в методе есть ряд сложностей, от специалиста, проводящего его, нужно больше усилий, лучшая подготовка и более длительная практика. Однако, он обладает рядом несомненных достоинств и преимуществ, особенно если мы имеем дело с неоднозначным, сложным случаем.


Структурный подход помогает:

Понимать, как относится генетическая подверженность к нарушению и проявлениям нарушений.

Прояснить соотношение и связь разных симптомов и нарушений.

Прогнозировать ход работы с пациентом и лучше ее планировать.

Лучше понять запутанные случаи, когда есть проблемы с постановкой диагноза.

На чем строится структурный подход Кернберга? В основе его – развитие теории классика психоанализа З. Фрейда про структуры Эго, СуперЭго и Ид, он рассматривает подструктуры Эго, также имеющие сложное строение. Эти подструктуры тоже, в свою очередь, образованы интернализованными объектными отношениями.


Для определения типа личности (невротической, пограничной и психотической) оценивают:

Уровень интеграции идентичности.

Защиты.

Способность к тестированию реальности.

Дополнительно для дифференциации невротической и пограничной структуры личности используют оценку:

слабости или силы Эго;

способности выносить тревогу;

способности к контролю своих импульсов;

способность к сублимации;

наличия (отсутствия) первичных процессов мышления.


Работа Кернберга помогла сильно продвинуться в понимании тяжелых личностных патологий. Его взгляд на диагностику и лечение вошел в учебники современного психоаналитического подхода, изучается специалистами во всех странах. Он помог достигнуть громадного прогресса в оказании помощи людям с пограничными и нарциссическими расстройствами личности, которые раньше плохо поддавались терапии.


Список использованных источников:

Кернберг Отто Фридманн. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии— М.: Класс, 2001. — 464 с.

Психоанализ. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Под редакцией профессора М. М. Решетникова . — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 315 с [201] c.

Автор: Исаева Олеся, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Источник: https://psychosearch.ru/masters/750-otto-kernberg

Показать полностью
1642

Заметки психотерапевта (Ч.23)

Заметки психотерапевта (Ч.23) Психология, Прокрастинация, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Длиннопост

Ты всегда получаешь результаты, вне зависимости от своего желания или намерения. Этот результат может не соответствовать твоему желаемому результату, но он может быть использован для достижения итогового результата.


Как многие люди относятся к процессу достижения цели?

Заметки психотерапевта (Ч.23) Психология, Прокрастинация, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Длиннопост

То есть с их точки зрения существуют только две точки - начало и конец (итоговый результат). Все что между этими двумя точками - это процесс достижения цели.

В чем особенность такой схемы?


Для достижения цели (получения итогового результата) человек совершает усилия. Естественно, после каждого своего усилия человек получает некоторый промежуточный результат. Но поскольку промежуточный результат не соответствует итоговому результату, человек склонен игнорировать промежуточный результат как нечто несущественное.

Поскольку человек сделал усилия, но не получил результата (поскольку он проигнорировал результат как несущественный), то он сделал действие, которое будет ощущаться как бессмысленное (потратил усилия - не получил результат - я потратил усилия зря).


То есть человек пашет, пашет, пашет, но у него нет ощущения прогресса (ощущения движения к своей цели). Из-за чего у него рано или поздно наступает разочарование. В себе, как совершающем бессмысленные действия, в действиях, как не приводящих к желаемой цели и в цели, как недостойной усилий.


Клубок разочарования раскручивается по экспоненте:

— У меня ничего не получается!

— Наверно я слишком глупый, чтобы у меня получалось...

— Наверно я делаю что-то не то... А что тогда сделать, чтобы у меня получалось?!

— Наверно я выбрал не ту цель... Но блин, а где тогда та самая цель?!

— Да че блин надо сделать, чтобы получалось?!

— У меня никогда не получится... Бессмысленно даже пытаться...


Стоит повторить такую схему пару десятков раз в разных областях жизни, и ощущения бессмысленности своей жизни обеспечено. Траты есть, а результаты - хрен.


Как вы уже поняли, ошибка здесь заключается в полном игнорировании промежуточных результатов, как несущественных.

Заметки психотерапевта (Ч.23) Психология, Прокрастинация, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Длиннопост

Фишка заключается в том, что эти результаты существуют объективно, поскольку любое наше действие влечет за собой последствия, а любые последствия - это результат действий. Однако с детства нас приучивают либо игнорировать свои усилия по достижению цели, либо обесценивать их.


Как это происходит?


—Не существует других оценок, кроме пятерок!


К чему приводит данная установка?


Ребенок старается, прикладывает усилия, учит всю ночь, а потом получает четверку, потому что учительнице в тот день моча в голову ударила. Или ребенок переволновался, и от волнения что-то забыл. Или у него от недосыпа болела голова, и он хуже соображал в тот день. Или...


Получив четверку, что чувствует ребенок? Бессмысленность. Звенящую бессмысленность своих усилий. Все эти страдания были зря, все усилия пропали впустую. Он ощущает, как будто бы он не получил результата вовсе. Полный провал, разочарование в себе, страх за то, что дома ему прилетит.


Он приходит домой, и что делают любящие и добрые родители? Подтверждают бессмысленность его усилий конечно же!

"А че не пятерка? Надо было лучше учить, в следующий раз чтоб пятерку принес!".


Повторить подобную ситуацию один раз, два раза, три раза, пару сотен раз... Готово, вы воспитали перфекциониста, который игнорирует любые результаты, кроме итоговых. А если вдруг кто-нибудь обратит внимание на какие-то промежуточные результаты, то перфекционист их тут же обесценит "Да не, это херня! Это ничего не значит, такое может сделать каждый...".


— Надо не стараться, надо делать!


Слышали ли вы в детстве эту фразу от своего сурового папы? Или мамы? Или дедушки с бабушкой?

Суть ее в том, что ваши старания не важны, важен результат который вы получили. Или не получили.

Но ведь старания - это тоже усилия. Иногда тунец-какие серьезные усилия. Но из-за подобной установки, ваши усилия-старания обесцениваются, если они не приводят вас к итоговому результату. И если цель не достигнута - ваши усилия как бы пропадают для вас. Исчезают.


Другие варианты (напишите в комментариях, а как обесценивали ваши усилия?)


Суть в том, что обесценивание (игнорирование) промежуточных результатов ведет к тому, что деятельность, где нет мгновенной обратной связи (т.е. мгновенного обратного результата) воспринимается как тяжелая, напрягающая, бессмысленная и так далее.


А какова реакция любого организма на что-то напрягающее и бессмысленное? Правильно - ну его нахрен, эту работу, пойду лучше пикабушечку почитаю. Там хоть котика увидел - и порадовался сразу, а не раз в две недели.


Резюмируем все вышесказанное:

Если вы склонны считать, что промежуточных результатов не существует, значит деятельность, где нет возможности получить мгновенный результат будет восприниматься вами как тяжелая и напрягающая. Из-за того, что вы можете сделаете кучу усилий, которые могут не окупиться итоговым результатом (а значит - вы потратите кучу усилий зря).

Тяжелую и напрягающую деятельность вы будете склонны избегать, отдавая предпочтения деятельности, где есть мгновенный результат (компьютерные игры, просмотр роликов на ютубе, чтение социальных сетей, пикабушечка...).


С тем кто виноват разобрались, теперь вопрос - что делать?


Очевидно - нужно приучать себя видеть промежуточные результаты. Именно видеть, поскольку как мы уже обсудили ранее, у каждого действия есть последствия, у каждых усилий есть результат.


Здесь полезно начать вести дневник своих действий, в котором есть три колонки:

Заметки психотерапевта (Ч.23) Психология, Прокрастинация, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Длиннопост

В первой колонке вы записываете, что вами было сделано за день. Первое время желательно записывать все максимально подробно, в качестве тренировки, чтобы развить у себя внимание к своим собственным действиям.


Во второй колонке вы записываете результаты своих действий. Мы помним о том, что у КАЖДОГО ДЕЙСТВИЯ ЕСТЬ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ, поэтому если вам кажется, что результата нет, значит вы его просто не видите. Здесь полезно использовать следующий прием: "Хорошо, я не знаю в чем результат. А как ЕСЛИ БЫ он был, то каким бы он тогда был?".


В третьей колонке вы записываете, как вы себя наградили за ваше действие. Награжать нужно себя за КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ, поскольку награда психологически подтверждает ценность ваших усилий. Все как в мобильных играх, где вас за каждое действие награждают медалькой, создавая у вас ощущение ценности ваших усилий, а в перспективе - и ощущение прогресса.


Почему думаете мобильные игры такие залипательные, и люди тратят годы своих жизней на то, чтобы прокачать очередного покемона или построить очередной замок? Как раз таки потому, что там есть ОЩУЩЕНИЕ прогресса. Я что-то делаю, и я получаю наглядные результаты - медальки, награды, звездочки и новых покемончиков. Я в мобильной игре получаю то, чего не получаю в жизни - награду за свои усилия.


Тут у вас, естественно, полезут родительские установки типа: "Награду надо заслужить", "Нельзя хвалить себя просто так", "Я недостоин похвалы" и так далее. Учитывая, что проработка этих убеждений это отдельные часы психотерапии, обойдемся компромиссным решением - награждайте себя так, как получается.


Сказать самому себе "Блин, я сделал это - я красавчик" - это награда. Особенно если у вас нет такой привычки - хвалить себя.


Если курите, можно наградить себя сигаретой. Если пьете кофе - наградите себя чашечкой. Погладьте себя по голове или помассируйте себе плечи в конце концов. Но каждое ваше действие заслуживает награды. Большой, маленькой, существенной или не существенной, умной или глупой, важной или не важной - но награды. Иначе ощущение бессмысленности ваших действий, а в перспективе - и бессмысленности вашей жизни не покинет вас никогда.

Заметки психотерапевта (Ч.23) Психология, Прокрастинация, Психотерапия, Заметки психотерапевта, Длиннопост

Ага, почувствовали, да? То самое напряжение, то самое желание: "Ну иво нахрен, очередное бесполезное упражнение от очередного говно-психолога. Пойду с мемчиков похрюкаю...".


Вот прямо сейчас у вас автоматически включился механизм прокрастинации, который я описал выше. Ваш мозг прикинул объем усилий, который придется затратить на выполнение данного упражнения, тут же обесценил все промежуточные результаты, оценил возможный результат, принял решение, что оно того не стоит и сообщил вам о принятом решение в виде телесного ощущения тяжести, напряжения или сдавливания. Скорее всего - в районе солнечного сплетения (место, между животом и грудью).


В этом главная проблема всех курсов по исцелению прокрастинации. Большой процент людей прокрастинируют курсы по прокрастинации. Потому что подчиняются этому ощущению и следуют за ним.


Естественно, я не собираюсь заставлять вас что-то делать. Но те, кто хочет, может прямо сейчас выполнить небольшое и очень простое упражнение.


1.


Определите - где в теле находится чувство напряжение, сдавливания, тяжести, которое возникло у вас, пока вы читали эту статью? Чаще всего оно в солнечном сплетении, но может быть и в груди, или в животе, или в голове, или в ногах или руках...


2.


Понаблюдайте минутку за этим напряжением как за чем-то внешним, происходящим само по себе без вашего участия. Как будто бы сторонний наблюдатель за процессами происходящими в некотором теле.


3.


Принимали ли вы решение напрягаться? Очевидно нет, тело отреагировало автоматически. Так, как его приучили реагировать. Стало быть, эту реакцию создали не вы, но ваше тело.


4.


Полезна ли для вас данная реакция? Служит ли она жизни? Помогает ли решать проблемы, достигать целей, чувствовать удовольствие и удовлетворенность? Является ли это мобилизующим напряжением, которое помогает как бы собраться в кучу чтобы сделать что-то полезное? Или это сковывающее напряжение, которое удерживает вас от чего-то? Если второе - то от чего оно вас удерживает? Может от выполнения упражнения, а может быть - от чего-то иного?


5.


Разумеется, напряжение возникло автоматически. Это не ваше решение, и вы не контролировали момент возникновения этого напряжения. И оно еще не раз будет возникать само по себе всякий раз, когда вы будете сталкиваться с перспективной выполнения какой-то работы или иной деятельности, которая кажется вам бессмысленной. Но то, что вы можете контролировать - это решение о поддержании этого автоматического импульса или о прекращении его поддержки.


6.


Если это напряжение помогает вам собраться и действовать, чтобы получить желаемые вами результаты - тогда действуйте. Если же это напряжение не является для вас полезным - тогда прекратите его поддерживать. Так же, как и комариный укус который первое время чешется, а потом, если его не трогать - проходит сам по себе, так и это напряжение, если за ним наблюдать как за чем-то происходящим без вашего участия со временем начинает затухать и разжиматься. Расслабляться. Растворяться. Размягчаться. Расширяться.


7.


Продолжайте наблюдение за процессом, происходящим без вашего участия, до ощущения расслабления. Которое тоже будет происходить без вашего участия.


Как я уже сказал, подобное разжатие придется повторить несколько раз (у каждого индивидуально) до того момента, пока это не будет происходить автоматически. То есть - превратиться в привычку.


Ну а когда научитесь разжиматься - можете потихоньку приступать к выполнению упражнение описанное выше.


До встречи в следующих заметках)


P.S. Огромная просьба. Если пост покажется вам полезным и вы решите добавить его в сохраненное, то поставьте, пожалуйста плюс. Так с ним сможет ознакомится больше людей. Спасибо.


P.P.S. Почта для связи psy.kuz@yandex.ru

Показать полностью 3
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: