79 лет со дня гибели первого дважды Героя Советского Союза.

16 сентября 1939 года, буквально накануне начала Освободительного похода в бывшую Польшу в авиакатастрофе на аэродроме вблизи деревни Балбасово, в Оршанском районе БССР погиб дважды Герой Советского Союза майор Грицевец Сергей Иванович. Самый результативный советский летчик по числу побед в воздухе (сорок две) до Великой Отечественной войны.

79 лет со дня гибели первого дважды Героя Советского Союза. Герой Советского Союза, Халхин-гол, Испания, Освободительный поход 1939, Грицевец, Чтобы помнили, Длиннопост

«Родился 6 июля 1909 года в деревне Боровцы Гродненской губернии (ныне Барановичского района Брестской области Республики Беларусь) в крестьянской семье. Белорус. В годы 1-й мировой войны семья С.И. Грицевца перебралась в посёлок Шумиха Курганской области, где прошли детство и юношеские годы будущего лётчика. Здесь же, по окончании школы-семилетки, он работал на железной дороге, и отсюда в 1927 году он уехал в город Златоуст Челябинской области, где трудился слесарем механического завода. В рядах Красной Армии с 1931 года, по комсомольской путёвке направляется на учёбу в Оренбургскую военную школу лётчиков, навсегда связав свою жизнь с военной авиацией. Член ВКП(б) с 1931 года. По окончании в сентябре 1932 года учёбы он служит в Киевском истребительном авиаотряде, а через год - командиром звена в 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрилье на Дальнем Востоке. Успехи молодого лётчика были замечены командованием, поэтому в 1936 году он был направлен на учёбу в Одесскую школу воздушного боя, а по завершении учёбы оставлен в ней лётчикоминструктором. С 1938 года С.И. Грицевец в Кировабадской авиационной школе готовит к воздушным боям испанских лётчиков-республиканцев, и сам пишет рапорты с просьбой направить его в сражающуюся с фашизмом Испанию. Наконец, в июне 1938 года он с заграничным паспортом на имя Горева Сергея Ивановича в составе группы из 34-х лётчиков-добровольцев вступает в ряды республиканцев. За 116 дней пребывания на испанской земле командиру эскадрильи истребителей С.И. Грицевцу пришлось участвовать в 57 воздушных боях. В отдельные дни лётчики делали по 5-7 вылетов. В Испании ярко проявились все лучшие качества летчика-истребителя Грицевца. Человек необыкновенного мужества и отваги, он от боя к бою совершенствовал свое лётное мастерство. Тридцать сбитых вражеских самолётов лично и семь в группе на его боевом счету. В иные дни комэску Грицевцу удавалось уничтожить на своём "курносом" (так любовно испанцы называли советский истребитель И-16) двух-трёх и однажды даже семь фашистских стервятников. 15 октября 1938 года советские добровольцы получили приказ о возвращении на Родину. В конце декабря С.И. Грицевцу было присвоено звание майора... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года "за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство" майору Грицевцу Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Отказавшись от предложенной должности начальника Борисоглебской военной авиационной школы пилотов, он направляется в строевую часть на Дальний Восток. 28 мая 1939 года японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол. В ответ на этот акт агрессии Советское правительство направило на помощь Монгольской Народной Республике технику, вооружение и наиболее опытные военные кадры, среди которых был Герой Советского Союза С.И. Грицевец.


Здесь, на Халхин-Голе, в полную силу расцвёл талант летчика-истребителя С.И. Грицевца. Он летал на самолёте-истребителе "И-16", затем командовал отдельной группой новейших истребителей "И-153" ("Чайка"). За период с 22 июня по 30 августа 1939 года в небе МНР он выполнил сто тридцать восемь успешных боевых вылетов, сбив двенадцать вражеских самолётов и совершил изумительно дерзкий по своей смелости подвиг: спас подбитого японцами командира 70-го авиационного истребительного полка майора Забалуева В.М. На глазах японцев, в семидесяти километрах за линией фронта, С.И. Грицевец сел в степи, втиснул Забалуева между левым бортом и бронеспинкой своего неуязвимого "И-16" и успешно доставил его на свой аэродром. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года "за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающий право на получение звания Героя Советского Союза", было постановлено "соорудить бронзовые бюсты и поставить их на постаменте на родине награждённых: 1. Героя Советского Союза майора Грицевца Сергея Ивановича. 2. Героя Советского Союза майора Кравченко Григория Пантелеевича". Это были первые дважды Герои Советского Союза. Но не суждено было самому результативному советскому лётчику-истребителю, имевшему на своём счету сорок два сбитых вражеских самолёта, дважды Герою Советского Союза С.И. Грицевцу получить знаки особого отличия... Медаль "Золотая Звезда" была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1939 года, но за месяц до этого, 16 сентября 1939 года майор Грицевец С.И. погиб в авиационной катастрофе в районе посёлка Болбасово Оршанского района Витебской области, вылетев к новому месту назначения, когда в его самолёт врезался приземляющийся истребитель. Награждён орденом Ленина и орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики.»


биография с сайта: вархероес ру

79 лет со дня гибели первого дважды Героя Советского Союза. Герой Советского Союза, Халхин-гол, Испания, Освободительный поход 1939, Грицевец, Чтобы помнили, Длиннопост

немного воспоминаний о Грицевце:


советский военный советник в Испании А.П. Андреев: «Бывали случаи на Эбро, когда наша эскадрилья из 9 самолетов атаковала и разгоняла группу в 36 "фиатов", когда один летчик дрался с 5 истребителями и разгонял их. Таких случаев особенно много было в эскадрилье Грицевца, которая покрыла себя славой. Ее знали и с восторгом говорили о ней друзья-испанцы. Даже немцы и итальянцы узнавали в воздухе нашу эскадрилью и старались не вступать с ней в бой. Об этом говорили и взятые в плен фашистские летчики.»


очевидец гибели Грицевца на аэродроме Балбасово 16 сентября 1939 года летчик Петров Николай Иванович (опубликовано 16 июля 2006 года сайт «я помню» (iremember . ru)): «Находясь в боевой готовности на аэродроме Балбасово перед перебазированием на аэродром Лида (Польша) (до переименования и присоединения к Западной Белоруссии), на глазах у летно-тактического состава произошла катастрофа с гибелью прекрасного советского асса майора Грицевца, дважды Героя Советского Союза. При следующих обстоятельствах. Возвращаясь с разведки аэродромов, на которые должны были перебазироваться во время боевых действий 31-й и 21-й ИА полки к боевым действиям с поляками, с предполагаемыми изменениями при наступлении - командиры 31 ИАП майор Путивко, 21-го капитан Хара инспектора ВВС майор Кравченко дважды Герой Советского Союза и майор Грицевец, дважды герой Советского Союза - заходили на посадку по одному. Капитан Хара и майор Грицевец зашли на посадку с противоположными стартами, произвели посадку на встречных курсах, на пробеге столкнулись правыми бортами, в результате майор Грицевец погиб притом нелепо, такой боевой летчик. Похоронили его с почестями у Дома Красной Армии в гарнизоне Балбасово»


Генерал-майор авиации Ворожейкин (в Великую Отечественную ставший дважды Героем, а на Халхин-Голе в 1939 молодой летчик): «Бой кончился на преследовании... Мой новый ведущий догнал противника и попытался с ходу атаковать. Японец, обладая лучшей маневренностью, ускользнул... Незнакомец на И-16 шел одним курсом с японцем и немного в стороне, выбирая момент для атаки. Противник, видя, что его никто не атакует, мчался по прямой.


Последовавшее затем движение моего ведущего изумило: словно предупреждая врага о своем дальнейшем намерении, он покачал крыльями, привлекая к себе внимание, заложил глубокий крен в сторону японца. Противник понял, что это разворот для атаки... также круто развернулся на атакующего. Но тут я заметил, что наш истребитель, заложив демонстративный крен, удерживает машину в прямолинейном полете. Это была имитация атаки, тонкая хитрость. И японец клюнул... В следующее мгновение он уже понял свою ошибку и попытался ускользнуть. Но было поздно... Блеснул огонь - и противник, словно споткнувшись, рухнул в реку. Это был Сергей Грицевец»


«В середине дня у озера Буир-Нур завязался воздушный бой пятидесяти советских истребителей с шестьюдесятью японскими. Противник был разбит и бросился наутек. Японцы над своей территорией сумели зажечь самолет майора Забалуева. Он выбросился на парашюте. Сергей Грицевец приземлился рядом с Забалуевым и на глазах у японцев, пытавшихся их обоих взять живыми, посадил Забалуева к себе в кабину, взлетел и благополучно возвратился на свой аэродром. С воздуха их прикрывал лейтенант Петр Полоз.


Слушался этот рассказ с затаенным дыханием. Мы, молодые летчики, знавшие много примеров воинской доблести, не сразу могли осмыслить происшедшее. Что побудило Грицевца на поступок столь большого мужества? Жажда личной славы? Нет. Слава и без того не обошла Сергея. Его имя, занесенное в список Героев Советского Союза, гремело по всей стране. Большей славы и быть не могло (звания дважды и трижды Героев тогда еще установлены не были). Этот человек рисовался нашему воображению как живое и вполне законченное воплощение всех ратных достоинств.»


«В тот день мне посчастливилось увидеть Сергея Грицевца. Для нас, молодых истребителей, подробности той встречи были интересны и очень поучительны. Раньше мне не приходилось наблюдать, как держит себя человек, вдруг оказавшийся в центре внимания целого фронта. Ни одним словом, ни одним жестом не выказывал он своего превосходства перед другими летчиками и был совершенно свободен от благосклонной, всегда унижающей других снисходительности. Немного смущенный повышенным к нему интересом, он охотно говорил о товарищах, и все видели, что делается это не из дешевого кокетства, а потому, во-первых, что он прекрасно их знает, и, во-вторых, потому, что говорить о них — уж коль выпал такой случай, — доставляет ему удовольствие. Его суждения о людях были коротки и отличались меткостью. Отзываясь о ком-нибудь из летчиков, он любил подчеркнуть не столько его профессиональные, сколько человеческие качества: «Очень добр душой и не мямля», «Свободно входит в чужие беды, но принципиален...»


Когда же речь заходила о самом Грицевце, он будто отвечал на вопросы анкеты: «да», «нет», «был», «сделал»...


Среди нас находился корреспондент армейской газеты. Он спросил Грицевца:


— Что вы думали, когда садились в тылу японцев? Грицевец ответил просто:


— Спасти человека.


— А если бы что-нибудь случилось с самолетом? Летчик улыбнулся:


— Помирать вдвоем все легче, чем одному.


— Разве вам смерть не страшна, что вы так легко говорите о ней?


Выражение его лица переменилось.


— Только ненормальные люди смерти не боятся. Но есть совесть, она сильнее смерти.»


этими словами и закончу пост о Сергее Грицевце.


использованы источники: А.В. Ворожейкин «Истребители», О.А. Шушаков «Грицевец Сергей Александрович», сайт вархероес ру, сайт «я помню», открытые источники интернета. Пост написан AlmatinetsT

Лига историков

13.4K постов49.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку