75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв)

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

21 год

Наверное пришло время рассказать об одном из самых важных дел своей жизни.Говорят, что человек в своей  жизни должен сделать три дела. Но, я совершенно неожиданно для себя, сделал ещё одно.

75я годовщина Великой войны, 75 лет забвения лётчика Ивана Владимировича Дегтярёва.

Летом 2017 года произошло одно необычное событие, которое повлекло за собой целый ряд других, затронувших один небольшой эпизод Великой Отечественной войны. А может, и вся война состояла из таких маленьких эпизодов?

Но давайте обо всём по порядку. В июне 2017 года в нашей школе раздался телефонный звонок. Татьяна Александровна, наш учитель русского языка и литературы, с удивлением выслушала от Чердакова Евгения Александровича, жителя Тамбовской области, о поисках могилы родственника, погибшего в годы войны на территории нашего села. Это было настолько неожиданно, что Татьяна Александровна даже немного растерялась. Но потом дала мой номер(учителя истории). Получив этот запрос от родственника пропавшего лётчика, у меня  возникло желание помочь этим людям. Легко сказать помочь, но как? С момента гибели пилота прошло 75 лет. Очевидцев ,скорее всего, не осталось в живых, а те ,кто остались, вряд ли что-то помнят. Слухи, о похороненном на местном кладбище в годы войны военном лётчике ходили давно, но место захоронения точно было неизвестно. Я начал собирать информацию, опрашивать старожилов. Буквально первый человек, Саункин Владимир Андреевич дал очень ценную информацию. По его словам, в годы войны в районе Веряева был запасной военный аэродром, регулярно совершались учебные полеты. В декабре 1942 года, в Нестеровском лесу,(место Широкий Луг) совершая полёт, разбился самолет АН-2(«кукурузник») с двумя пилотами на борту. Пилот погиб, штурман выжил. Летчика ещё живого привезли в село, вызвали врача из Пителино. Но ему оставалось только констатировать смерть. Штурмана тут же арестовали особые органы для выяснения всех обстоятельств. Всё- таки падение самолета во время войны могло быть диверсией. Причины катастрофы Владимиру Андреевичу были неизвестны. Обломки самолета привезли к спиртзаводу, где они лежали ещё долгое время. Дальнейшие расспросы других жителей села (Александр Тамбовцев, Владимир Попов, Валентина Спиряева и многие другие), только дополняли картину. Хотя версии иногда отличались. По одним данным, крушение самолета произошло не на Широком лугу, а на Большом поле, тоже в Нестеровском лесу. А это два разных места. По поводу обломков самолёта есть так же некоторая путаница. Тогдашние мальчишки, которым сейчас за 70, рассказывают, что самолёт никто не вывозил, они сами на тачках перевозили металл на пункт приёма. Большое количество времени, прошедшего с тех пор, не позволяет точно выяснить все эти детали. В сборе информации, очевидно, помогали какие- то высшие силы. Оказавшись по своим делам на местном кладбище, я совершенно случайно (или не случайно?) встречаю трех ( !) людей, которые достаточно уверенно показывают место захоронения погибшего лётчика. Стела со звездой (которую ещё в 60х годах прошлого века сделали рабочие местного спиртзавода) была неухоженной, долгие годы никто за могилой не следил. Таблички с данными не было на месте. Сейчас, после проведенных дополнительных исследований, можно утверждать, что это именно та могила. Других вариантов просто нет. На кладбище в Веряево также есть захоронения летчиков, но все могилы подписаны, Дегтярёва там нет. Учащимися Нестеровской школы была проведена уборка, очистка могильной территории. Выяснилось, что памятник находится в очень плачевном состоянии, кирпичное основание полностью разрушено. Вся конструкция держится на кустах сирени. Вся информация передавалась родственникам погибшего летчика. Те, в свою очередь, многое рассказали о нем, прислали письма, документы, фотографии. Местный краевед Василий Валентинович Кашаев, который достаточно хорошо знает историю района (собственно говоря, он один ей и занимается) был просто шокирован этой невероятной историей. Он и представить не мог что на Нестеровском кладбище уже 75 лет похоронен безвестный военный летчик. Он провел свое расследование и написал два очерка в местную газету . Вот некоторые выдержки из этой статьи.

Любимый первенец большой семьи

Иван Дегтярев родился 21 сентября 1921 года в селе Ново-Козмодемьянское (ныне Первомайского района Тамбовской области), в обычной крестьянской семье. Для молодоженов Владимира Моисеевича и Марии Степановны он стал желанным первенцем. Они уделяли ему все тепло сердец, пестовали и берегли, как только могли. «Что ж такого?» – возразят иные.

Дело в том, что после рождения первенца, семью словно преследовало роковое заклятье: все последующие дети умирали в грудном либо годовалом возрасте. Поэтому родители с таким трепетом и любовью относились к Ванюше. Только шестой по счету ребенок избежал роковой участи. А в итоге из 13 детей выжили пятеро сыновей: Иван, Виктор, Леонид, Николай и Василий. Но, увы, и из них ныне никого уже нет – все отошли в мир иной.

Ваню призвали на армейскую службу в 1940 году. Через несколько месяцев направили в Кировобадскую военную школу пилотов, где он стал осваивать управление многоцелевым бипланом У–2. Но тут грянула война. Грозный и беспощадный враг вероломно напал на нашу страну. Доучиваться курсантам авиашколы пришлось в ускоренном порядке.

Из архивных документов выясняется, что комсомолец Иван Дегтярев пошел на фронт добровольцем. Его зачислили в 172-й смешанный авиационный полк. Молодой летчик на переделанном под легкий бомбардировщик У–2 вылетал на разведки вражеских позиций и ночные бомбометания, защищал подступы к Москве. Но главные бои ждали впереди.

Получить медаль не успел…

К январю 1942 года немецко-фашистские полчища удалось отбросить на 100–250 километров от столицы нашей Родины. Перед советскими войсками ставилась задача окружить и разгромить главные сила группы армий «Центр», для чего были разработаны и проведены Ржевско-Вяземская (8.01–20.04) и Ржевско-Сычевская (30.07–23.08) наступательные операции.

В то время 172-й авиаполк входил в состав 33-й армии Западного фронта. Наш земляк участвовал в обеих операциях, но особенно отличился во второй.

Замысел советского командования предусматривал ударами войск левого крыла Калининского фронта и правого крыла Западного фронта на сычевском направлении разгромить основные силы врага, удерживающие стратегически важный плацдарм – так называемый Ржевский выступ. Частям Красной Армии не удалось добиться заметного продвижения, однако они сорвали контрудар противника, нанесли ему поражение и за¬ставили перейти к обороне.

Летал в тыл противника, говорится далее в документе, к частям Красной Армии, несмотря на ураганный обстрел и плохие метеоусловия, доставлял советским бойцам продукты питания, боеприпасы, медикаменты, эвакуировал раненых. Шесть раз ночью садился на не¬оборудованные площадки.

Два раза летал на разведку. Несмотря на сложность полета и обстрел орудиями 3-й армии противника, задания выполнил: зафиксировал огневые точки и передвижения войск.

А в одном из боевых вылетов на бомбометание самолет Дегтярева получил серьезные повреждения мотора и плоскости крыла. Экипажу грозила вынужденная посадка на территории врага, но применяя все пилотное мастерство, Иван дотянул самолет до линии фронта и благополучно посадил его. После замены мотора и необходимой починки крылатая машина снова встала в строй.

Командование представило отважного летчика к ордену Красной Звезды, но на самом верху – в Президиуме Верховного Совета СССР приняли иное решение и заменили орден на медаль «За отвагу». Кстати, Иван об этом знал, но получить награду не успел – помешала смерть, подкараулившая его весьма далеко от линии фронта. Вот что он писал в последнем своем письме домой:

«5.12.42 г. Добрый день! Здравствуйте дорогие папа, мама, братишки Леня, Витя, Коля, Вася. Пишу я вам письмо и посылаю горячий привет и с ним массу наилучших пожеланий в вашей жизни и работе…

Папа, вы пишите, что может, мне нужны теплые вещи: носки и т.д. Спасибо, но этого не надо. Здесь дали все. Папа, вы также просили, чтобы я написал, долго ли буду на этом месте. Сообщаю, что недолго, а подробно не могу сообщить. Как только переучусь, так снова поеду на фронт. А пока больше писать нечего. Пишите, я жду ваших писем. С приветом и горячим поцелуем ваш (подпись).

Начал 5.12.42, кончил 8.12.42 г. Смех.

Могу сообщить предварительно. Меня наградили медалью «За отвагу», а посылали на звезду. Но что-то не вышло. Я жду ваших писем».

Правительственную награду за сына получил в военкомате отец.

Последний полет

Несмотря на десятки боевых вылетов, пилотных навыков лейтенанту Ивану Дегтяреву не хватало. Особенно учитывая ускоренное (ввиду начавшейся войны) прохождение курса в Кировобадской школе пилотов. И вот в конце 1942 года его направили на переподготовку в 3-й отдельный учебно-тренировочный смешанный авиаполк, базировавшийся на аэродроме села Алешино Сасов¬ского района.

Конечно, пареньку очень хотелось побывать в отчем краю, повидать родителей, братишек, друзей – ведь до дома всего-то чуть более ста километров. Но не в меньшей степени тянуло побыстрее вернуться в действующую армию на фронт, бить и гнать ненавистного крага до самого его логова.

Увы, ни первое, ни второе желания не исполнились. Их перечеркнула черная дата 17 декабря 1942 года.

О гибели Ивана родные узнали из скупых строк официального извещения. Не смог сообщить причин и обстоятельств крушения самолета и друг пилота Алексей Агишев. Вот выдержки из его письма от 24.01.43 г.

«Здравствуйте, Владимир Моисеевич! Шлю Вам пламенный красноармей-ский привет и желаю успехов в вашей работе. Я давно собирался Вам написать, но в связи с некоторыми изменениями в нашей жизни задержался, за что, прошу Вас, извините.

Я неизвестный Вам, но близкий друг нашего всеми уважаемого Вани по боевой работе. Считаю своим долгом написать Вам письмо и сообщить более подробно о его боевой работе. С Ваней я около 6 месяцев находился в действующей армии, где часто летали на пару на бомбардировку объектов врага. И жили вместе на одной квартире, и спали на одной койке. Таким образом, мы стали неразлучными друзьями.

О его боевой работе можно судить из того, что по приказу Западного фронта Ваня был награжден правительственной наградой медалью «За отвагу», которой при жизни не мог получить…

Когда ехали в г. Сасово, в Москве вместе сфотографировались: я, Ваня и мой штурман Петя. Если удастся получить, то постараюсь вам выслать. После приезда в Сасово ездили в командировку в г. Алатырь, где 15 суток жили вместе. Оттуда перегнали машины в Сасово – куда прибыли 4-го декабря. 17 декабря в 3 часа дня не стало нашего любимого боевого друга Ивана Владимировича Дегтярева. Очень тяжела нам, Владимир Моисеевич, утрата нашего любимого друга, еще очень молодого Сталинского сокола. Он еще много-много сделал бы полезного…».

А вот строки из второго письма от 20.02.43 г.

«Причина гибели Ивана Владимировича, как предполагает комиссия (а лично никто не видел): во время полета по маршруту с штурманом шли очень низко и при этом против солнца, которое сильно мешает смотреть вперед. Вследствие этого крылом ударились об дерево, и машина упала. На место катастрофы летал командир части капитан Шмаков. Он собрал вещи, привез в Сасово, откуда выслали Вам…

Иван Владимирович погиб в 20–25 км севернее города Сасово, в д. Пителино, где и похоронен. Мы просили командование, чтобы привезли тело покойного в г. Сасово и похоронили там, но командование отказало.

Вот вкратце его последний путь… Все, конечно, трудно передать через письмо. Если останусь живым, то будет возможность встретиться, так как на родину ехать мне через Тамбов».

Увы, встреча Алексея Агишева и Владимира Моисеевича Дегтярева не состоялась. Что стало с другом летчика, неизвестно.

Родственники погибшего лётчика выясняли, как можно увековечить память героя. Бюрократическую машину очень сложно разогнать, но у нас получилось. Совместными усилиями собрали деньги, договорись с рабочими. В мае 2018 го был установлен памятник. Родственники летчика на День Победы приехали на торжественное открытие.Ещё одним тёмным пятном в истории стало меньше. Мой маленький вклад в Великую войну)

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Дегтярёв с товарищем.

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

За два месяца до гибели.

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Родители

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Первоначальное состояние памятника

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк
75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Привели в нормальное состояние.

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк
75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк
75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Благоустройство памятника 9 мая 2018 года

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк