7-10% самолетов – потери люфтваффе при налетах на Москву

Истребители патрулируют московское небо, 1941 год. Репродукция Наума Грановского / Фотохроника ТАСС

7-10% самолетов – потери люфтваффе при налетах на Москву Война, Москва, Авиаудар, Длиннопост

За июль 1941 – апрель 1942 годов к столице смогли прорваться 234 немецких бомбардировщика

21 июля 1941-го года в Москве ровно в 22 часа впервые с начала Великой Отечественной войны была объявлена воздушная тревога – к городу выдвинулись 222 немецких бомбардировщика.

В результате этого налета 130 человек были убиты, 241 тяжело ранены, разрушено 37 зданий. В первый авианалет пострадали и такие важные заводы, как авиационный №1, на чью территорию упали четыре крупных фугасных бомбы и 173 «зажигалки». Одна бомба SC500 попала в Большой Кремлевский дворец, пробила перекрытие в Георгиевском зале, воткнулась в пол и не взорвалась. В 30 метрах от здания, в Тайницком саду, взорвалась вторая бомба, кроме того, в разных частях Кремля попадали термитные зажигалки типа В1. Фугасная бомба крупного калибра попала в дом №10 на ул. Моховой, недалеко от Кремля. В результате один подъезд полностью обрушился, в подвале были завалены несколько десятков людей.

Во многих местах города были выведены из строя водопровод, газопровод и линии электросети. Бомба, сброшенная «Хейнкелем», разрушила водопровод большого диаметра на площади Белорусского вокзала. Вода мощным потоком устремилась к станции метро, где скрывались несколько тысяч женщин и детей. Люди вынуждены были в панике выбегать на улицу и искать другие укрытия. На самом вокзале и прилегающих железнодорожных путях возникли огромные очаги пожаров, полыхавшие до утра. На всю столицу разносился ужасающий грохот взрывающихся вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим

Зенитное орудие у памятника Клименту Тимирязеву на Тверском бульваре, 1941 год. Репродукция Фотохроники ТАСС

7-10% самолетов – потери люфтваффе при налетах на Москву Война, Москва, Авиаудар, Длиннопост

В ночь с 22 на 23 июля Люфтваффе совершили второй массированный налет на Москву, в котором участвовали 115 бомбардировщиков. На город были сброшены 98 тонн фугасных бомб и 34 тысячи килограммовых зажигалок. От взрывов и возникших пожаров пострадали 63 предприятия и 96 жилых домов. Сильные разрушения получили фабрика им. Свердлова, Пресненский машиностроительный завод, завод газоаппаратуры и др. Сильные пожары полыхали в столице до самого утра.

В ночь на 24 июня немцы произвели третий и последний массированный налет. 125 самолетов сбросили около 140 тонн фугасных и зажигательных бомб. На этот раз пострадали такие важные промышленные объекты, как авиационный завод №1 им. Авиахима, машиностроительный завод № 4, завод №28 и др. Прямыми попаданиями фугасок были разрушены Театр им. Вахтангова и кинофабрика «Мосфильм». Бомбы попали даже в расположенный на Красной площади ГУМ, а также в Кремлевскую больницу.

Основную роль в том, что значительная часть немецких самолетов не смогли прорваться к Москве, сыграли аэростаты и мощные прожекторы (всего было установлено в июле 124 поста аэростатов и 650 мощных прожекторов). Один из командиров немецких самолетов Л. Хавигхорст вспоминал первый налет:«Скоро мы увидели 10-20 прожекторов, создававших световое поле. Попытки обойти его не удались: прожекторов оказалось много и слева, и справа. Я приказал увеличить высоту полета до 4500 м и экипажу надеть кислородные маски… Когда наш самолет вплотную подлетал к Москве и мы собирались освободиться от бомбового груза, раздался взволнованный голос радиста:

— Внимание, аэростаты!

— Ты обалдел, — послышалось в ответ, — мы же летим на высоте 4500!

Экипаж хорошо знал, что англичане не поднимали аэростаты выше 2000 метров, а здесь высота была, по крайней мере, удвоена… Я приказал сбросить бомбы и… мы повернули обратно».

В некоторые дни авианалетов тросы аэростатов повреждали по 3-4 немецких самолета, поэтому бомбардировщики, как видно из вышеприведенных воспоминаний летчиков, вынуждены были уходить на большую высоту, отчего резко падала эффективность бомбометания, либо вовсе разворачиваться и возвращаться на аэродромы.

Потери авиации люфтваффе 21 июля 1941 года составили 22 самолета (12 на счету летчиков-истребителей и 10 на счету зенитчиков).

7-10% потерянных самолетов в первый день авианалетов – это была очень высокая эффективность действия ПВО. До этого при налетах на Лондон, другие столицы и крупные объекты европейских государств потери люфтваффе никогда не превышали 3-5%. Это соотношение – 7-10% сбитых немецких самолетов – сохранялось в течение месяца. С 22 июля по 22 августа немцы потеряли свыше 200 самолетов, выделенных Гитлером для уничтожения Москвы, а главное — потеряли своих лучших летчиков. С этого момента интенсивность авианалетов на Москву начала падать. Обычным делом стали вылеты на Москву всего 10-15 бомбардировщиков. К апрелю 1942 года они практически прекратились.

За июль 1941 – апрель 1942 годов в налетах на Москву приняло участие 8600 машин. К городу смогли прорваться только 234 самолета - менее 3%. По советским данным, они сбросили 1610 фугасных бомб (по немецким данным, около 3 тысяч) и примерно 100 тысяч зажигательных, которые привели к возникновению 700 крупных и около 2 тысяч мелких пожаров.

За девять месяцев налетов на Москву в столице было убито 1356 человек, тяжело ранено более 2000 человек.

Последний авианалет на Москву немцы осуществили 9 июня 1943 года. Отдельные немецкие самолеты прорывались к Москве вплоть до середины лета 1944 года, но это были не бомбардировщики, а разведывательные самолеты.


Источник: Михаил Зефиров, «Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО»