69 Грехов

Предисловие

Высокий молодой человек ходит не торопясь вдоль стеллажей, уставленных книгами. Отчаянно пытается найти определенную среди сотни в разделе "триллеры", но тщетно.

— Вам помочь? — по левую руку от него слышится приятный женский голос, который отвлекает парня.

— Да, пытаюсь найти книгу, но пока с трудом получается, — слегка улыбается и жмет плечами, растерянно поглядывая на полки.

— Название или автор? — менеджер дружелюбно сыпет вопросами в желании помочь.

Блондин несколько теряется, поджав губы, но все же спустя пару секунд молчания, смущенно улыбается, кивая головой, а позже добавляет:

— Орлов. Марк Орлов, — произносит имя вслух и тут же замолкает.

Боится быть непонятым, осужденным и удивляется тому, как спокойно окружающие реагируют. Не смотря на все содеянное, Орлов остался востребованным автором, но сомнительно было то, что большинство людей не верили в историю его жизни, хотя уголовное дело, по которому он проходил было достаточно резонансным.

— Вы о последней книге? — очередной уточняющий вопрос от девушки.

Парень кивает головой и следит за тем, как консультант книжного магазина указательным пальцем водит по корешкам книг и спустя мгновение, останавливается на самой неприметной.

— Неплохой выбор, кажется, это последний экземпляр, — дружелюбно добавляет девчонка, протягивая книжку в твердом переплете.

Темная обложка действительно не бросается в глаза, единственное, что приковывает внимание — ярко-красная надпись: "69 Грехов". Стоило парню взять ее в руки, как к горлу подступил ком. Осторожно проводя большим пальцем по надписи, блондин грустно улыбнулся.

— Касса там, — девушка вновь одарила его улыбкой и жестом показала в сторону выхода.

Он кивнул головой и всем своим видом дал понять, что в помощи больше не нуждается. Тихо произнес "спасибо" и отвернулся, сделав глубокий вдох. Не спеша и осторожно открывая первую страницу. Имя автора, название книги были перед его глазами, что само по себе уже являлось катализатором заинтересованности и любопытства.

Терентьев всегда любил Марка. В первую очередь как писателя, а во вторую, как своего друга, который помогал на протяжении всех лет со дня их знакомства, но последние события оставили свой неизгладимый отпечаток в его сознании.

Ему не хотелось верить, что близкий человек способен на нечто жесткое. С самого начала Орлов казался наидобрейшим человеком, поэтому как только он оказался под стражей с обвинением в убийствах, то внутри парень оказался сломан. То ли от мысли, что не умеет разбираться в людях, то ли от того, что вовсе не хотел верить, что его друг способен на что-то подобное.

Так или иначе, разобраться во всем хотелось. Все, что осталось от Марка — последняя книга, вышедшая в тираж после его смерти. Хотя правильнее это было назвать исповедью.

Он торопится. Крепко сжимает книгу и направляется к кассе, чтобы забрать вещь, которая для него на вес золота. Быстро расплачивается, бережно кладет книгу в рюкзак и поспешно удаляется, чтобы приехать домой, оставить все дела на потом и отключиться от внешнего мира, погружаясь в сюжет.

Надеется узнать что-то новое, увидеть, что было скрыто от его глаз всё это время. Приходит домой, где его встречает тишина и не выветрившийся Лакост — до боли любимый и знакомый парфюм.

Скидывает на пол куртку, быстро разувается, хватает рюкзак и уходит в кухню, где ставит чайник и удобно усаживается на угловой диван, доставая книгу. Вновь проводит пальцами по обложке, ощущая, как сильно колотится сердце. Сидит так около десяти минут.

Чайник давно вскипел, а парень все еще сидит в этой тишине и смотрит по сторонам, про себя отмечая, что это место, которое он зовет своим домом, никак не изменилось. Все осталось точно так же, как и было при Марке: этот кожаный мягкий диван, прозрачный стол, на котором лежала куча исписанных листов — жалкие попытки Орлова в написании стихов. Всё осталось точно таким же.

Нервно сглотнув, парень решается и перелистывает плотный белый лист и начинает читать. Перед глазами оказывается предисловие:

"Запястье болит от того, что я вдавливал его в край стола, пока увлеченно писал что-то в своей записной книжке. Чернила в ручке закончились, поэтому последнюю фразу я буквально царапал на странице своего ежедневника.

“Она перестала дышать. Она — шестьдесят восьмая”. Чётко было выведено на белой бумаге, где были едва заметны остатки синих чернил шариковой ручки. Ненадолго замираю, делая вдох, цепляясь взглядом за название компании Эрих Краузе и грустно улыбаюсь.

Шмыгнув носом и поправив высокий воротник теплого свитера, откидываюсь на спинку деревянного стула, смыкая пальцы в замок, перечитывая то, что успел наваять за несколько часов. Недурно для такого сумасшедшего, как я. Наклоняю голову влево-вправо, чтобы хоть как-то размять шею, от чего слышу характерный хруст. Пожалуй, это всё, чем можно заняться, сидя в одиночной камере.

Да, я пленник четырех бетонных стен, тех самых, в которых если и есть окно, то оно обязательно с решеткой. Но что еще хуже - я заложник собственной идеи, осуществление которой должно было принести гармонию и спокойствие в мою жизнь. В общем-то, как и в жизнь остальных.

Вы никогда не задумывались над тем, что все имеет свой смысл или свои знаки? Обращали ли внимание на то, что 69 чертовски напоминает символ Инь-Янь? Полагаю, что нет. Да и какое вам дело, когда вы только и заняты тем, что лжете друг другу и купаетесь в трясине злобы и несправедливости.

Идущие по головам, сметающие все на своем пути звери, не щадящие никого и ничего, озабоченные только своим положением. Теория “каждый сам за себя” давным-давно не работает. Мир - это взаимосвязь всех живых существ. Одно не может существовать без другого, как Добро не может жить без Зла и наоборот. Гармония в этой взаимосвязи, в балансе, который необходимо соблюдать. Но всем плевать.

Эта история - мой манифест. Обращение к “слепым”, чьи взгляды направлены только на себя. Моя попытка докричаться до этого мира, с целью показать все уродство и мерзость ваших душ.

Маниакальную зависимость и психические расстройства не вылечить, но можно предотвратить их взращивание, если оставите свой эгоизм в стороне. Вы несете ответственность за общество, а оно за вас. Не будь слеп и равнодушен, иначе ты погрузишься во Мрак.

Прошу сделать эти слова предисловием к началу моей истории."

Подпись: Марк Орлов.

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Заказывали критику -- получайте.


1. Смысловые противоречия. В тексте часто встречаются фрагменты, где вы говорите одно, а в следующем предложении утверждаете совсем другое. Пример:


Высокий молодой человек ходит не торопясь вдоль стеллажей, уставленных книгами. Отчаянно пытается найти определенную среди сотни в разделе "триллеры", но тщетно.

Молодой человек ходит "не торопясь", что подразумевает, что он спокойно разглядывает стеллажи. При этом в следующем предложении мы говорим, что он "отчаянно" ищет нужную книгу. Отчаяние ассоциируется со спешкой, суетливостью, страхом.


Возникает диссонанс, где второе предложение противоречит первому.


Еще пример:


Блондин несколько теряется, поджав губы, но все же спустя пару секунд молчания, смущенно улыбается, кивая головой, а позже добавляет:

Теряется -- это открывает рот, хлопает глаза, замирает на месте.

"Поджать губы" -- это скорее обида, неодобрение, брюзгливость. Снова вы говорите одно, но персонаж ведет себя по-другому.


Тут есть два варианта решения проблемы:


а) Привести всё к общему знаменателю. Раз персонаж отчаянный, то пусть уж он и ведет себя соответствующе. Как именно -- я описал выше.


Но я предлагаю вариант поинтереснее.


б) Не пишите, что герой чувствует "отчаяние". Вообще. Просто возьмите и вырежьте этот кусок из текста. Вместо этого сразу показывайте его эмоции. Пусть он мечется вдоль стеллажей, бегает глазами по корешкам, хватает одну книгу, приняв ее за другую, и ставит ее на полку не той стороной. В крайнем случае (если отчаяние слабое или только намечается) он будет напряженно вглядываться в названия книг. Возможно, даже начнет шевелить губами, шепча себе под нос что-то неразборчивое.


Уверяю вас, читатель прекрасно сложит два и два. Кстати, попробуйте сделать то же самое  с остальными эмоциями. Возьмитесь за новый (желательно -- короткий) текст и поставьте задачу: не говорить, что чувствует ваш герой, а показывать это действием. Пусть он не "злится", а "сжимает кулаки", пусть не "смущается", а "отводит взгляд", пусть не "боится быть непонятым", а пускается в путанные объяснения.


То же самое относится к пояснениям результатов. Говорить, что герой "отчаянно ищет" книгу, но его усилия "тщетны" -- избыточно. Раз ищет, то не нашел. Когда найдет, тогда будет повод это обозначить.


Как считаете, выиграет ли ваша проза от этого? По-моему, да. По крайней мере, от одной попытки вы ничего не потеряете.


Отсюда мы переходим к перегрузам.


2. Персонаж -- это не человек-оркестр. Да, бывают случаи, когда на лице человека за пару секунд отображается целая гамма эмоций. Но это исключение, а не правило. По большей части люди реагируют на всё однозначнее, а в книжке и вовсе целесообразно отрезать всё лишнее. Пример тот же:


— Вам помочь? — по левую руку от него слышится приятный женский голос, который отвлекает парня.

Блондин несколько теряется, поджав губы, но все же спустя пару секунд молчания, смущенно улыбается, кивая головой, а позже добавляет:

Тут он и теряется, и поджимает губы, и выдерживает паузу, и смущенно улыбается, и кивает, и вставляет фразу. Это -- перегруз. Тем более, если представить, что всё это время девушка-продавец молча смотрит на такое представление. Получается  еще и неестественно.


Уберите лишнее. Фокус на том, что герой растерялся, потому что его застали врасплох. Остальное -- мишура, которая только отвлечет читателя. Поэтому сделает так:


— Вам помочь?
Блондин вздрогнул, повернул голову. Слева выросла девушка с бейджем книжного магазина.

Кстати, почему у вас "молодой человек" вдруг становится "блондином", а потом превращается в "Терентьева"? Когда вы резко меняете обращение к герою, то возникает впечатление, что в повествовании появился новый персонаж. Да, ненадолго. Но даже небольшая путаница может привести к тому, что читатель собьется или отложит текст.


Если цвет волос имеет какое-то сакральное значение, то назовите его "блондином" с самого начала. Если нет -- он может поправить прическу, посмотреть на старую фотографию или про его волосы может высказаться другой персонаж. Да и вообще нет ничего страшного, если цвет волос останется неопределенным -- читатель сам придумает себе такого героя, какой ему нравится.


То же самое относится к имени. Либо сразу называйте героя по имени, либо представьте его органично, чтобы у читателя не возникало вопросов, откуда взялся "Терентьев". Тем более что в тексте это можно сделать более-менее гладко:


— Вам помочь?
Молодой человек вздрогнул, повернул голову. Слева выросла девушка с бейджем книжного магазина. Имя было написано неразборчиво.
— Аня, — поймав его взгляд, представилась девушка.
— Андрей, — сказал он и зачем-то добавил: — Андрей Терентьев.


Вот. Растерянность и смущение остались, но при этом оба персонажа еще и представлены. Возможно, получилось немного топорно, но ничто не мешает вам написать свой вариант подобного диалога.


3. Ляпы. Тут совсем быстро и с прыжками по тексту:


менеджер дружелюбно сыпет вопросами в желании помочь.

Она задала ему второй вопрос, так что для "засыпания вопросами" рановато.


кивая головой

Можно кивнуть чем-то еще?


произносит имя вслух

Можно произнести что-то про себя? Тогда уже будет "подумать".


4. По смыслу произведения.


а) По названию: надеюсь, вы отдаете себе отчет в том, что "69 Грехов" у многих людей будет ассоциироваться с позой 69. Это не плохо и не хорошо. Более того, если вы хотите быть провокационным, то такое название очень даже котируется. Но если такой подтекст вам не нужен, то его лучше изменить.


б) По прологу: можете называть это "предисловием", но фактически вы начали свой текст с пролога. Лично я не вижу, почему просто не сделать все важные элементы повествования частью первой главы, но глупо отрицать, что многие крутые авторы используют прологи. Например, Толкиен и Джордж Р. Р. Мартин.


Итак, для чего нужен пролог? Для того, чтобы дать читателю попробовать книгу на зуб. Это своего рода тизер, из которого читатель получает книгу в миниатюре и понимает, что от нее ожидать и зачем ее читать. Иногда в пролог включают элементы истории, которые в противном случае стали бы роялем в кустах. Так большая часть Игры Престолов производит впечатление вселенной без магии, но в прологе были сверхъестественные иные, поэтому мы понимаем, что какие-то чары в Вестеросе точно присутствуют. Поэтому мы не удивляемся, когда потом происходит откровенное волшебство.


К чему всё это? К тому, что у вас пролог вышел вялым. Ваш герой зашел в книжный магазин, поговорил с дружелюбной продавщицей, купил книгу и прочитал манифест, в котором сразу выдается мотивация осужденного за убийство друга.


Где конфликт? Интрига? Что вообще меня ждет дальше? Литературные чтения и изложение событий, результат которых уже известен?


Но этот пролог тоже можно обыграть по-разному. Например, вместо того чтобы идти в прилизанный книжный магазин, ваш герой может зайти в подпольную лавку, где торгуют запрещенной литературой (в конце концов, книга, написанная убийцей, вполне может считаться экстремистской).


Или, допустим, он может открыть книгу и обнаружить, что стиль совсем непохож на стиль его друга. Книгу в магазинах написал кто-то другой. Но где же тогда оригинал?


Еще манифест в начале книги может нагнать тумана и не так явно давать понять, что происходит в голове Марка Орлова. Пусть у читателя возникнут вопросы, на которые ему захочется найти ответы.


Наконец, можно ограничиться ощущением, что что-то не так. Почему-то книгу убийцы спокойно продают в обычном книжном. Девушка-продавец странно улыбается и как будто знает больше, чем говорит. Слова в книге Марка Орлова расположена в странном порядке, словно в них заложен какой-то шифр.


Дайте понять в прологе, зачем читать дальше. Или просто начните с первой главы.

раскрыть ветку (5)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Вы мой Бог. Спасибо за критику и за такое подробное описание ошибок. Я обязательно прислушаюсь. Вы очень помогли!
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Пожалуйста. Кстати, часть про пролог также распространяется и на первую главу книги, и на первую сцену рассказа. Вы формируете ожидания. Даете читателю понять, какой будет тон, стиль изложения, сколько будет юмора и (возможно) каким будет конфликт. Это такое произведение в миниатюре, негласный контракт, в котором вы обещаете читателю историю определенного вида, а он либо читает дальше, либо откладывает договор в сторону.

раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Хмх, я уже начал редактировать текст. На самом деле удивлен и восхищён тем, что вы потратили столько времени на разбор. Это важно, приятно и на самом деле нужно. Во всяком случае мне. Я очень благодарен.
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Готов немного задонатить)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Бросьте. Донат за комментарии на Пикабу -- это уже совсем странная финансовая транзакция.


Если хотите запариться, поищите лекции Брендона Сандерсона по писательскому мастерству на ютюбе. Там как раз о литературных приемах и технических моментах написания книг. Фокус на н/ф и фэнтези, но многие вещи универсальны. Правда, с русскими субтитрами нашел только 8 лекций из 12

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку