60 правил ведения бизнеса в России глазами белоруса

1. Нет большего идиотизма, чем утверждение: «Россия только для русских». И дело не в антирасизме, политкорректности, глубокой толерантности к мультикультаризму. Нет. Просто Россия – она очень большая. Она, если точнее выразиться… офигеть, какая большая! И заявлять такое может только какой Ваня Злодерищенко, всю свою сознательную жизнь проживший в Южном Бутово, самым большим путешествием которого за всю его жизнь была поездка в Электросталь к двоюродной бабушке. В Татарстане живут татары, в Удмуртии живут удмурты, в Бурятии буряты. Кроме них в России живут и работают армяне, грузины, азербайджанцы, таджики, китайцы. Осетин, лезгин, чуваш или якут – точно такой же гражданин Российской Федерации, как Ваня Злодерищенко из Южном Бутово. И вовсе не так уж все пищом лезут в Москву, поверьте, жизнь есть, и она не менее интересная и насыщенная и в Краснотурьинске, и в Йошкар-Оле, и в Глазове.
2. Если говорить о национальных различиях. Лично я их особо не заметил. Есть, в первую очередь, различия социальные. Состоявшиеся, успешные люди, в общем-то, адекватны и приятны в общении независимо от национальной принадлежности. А быдло, оно быдло и есть. И нет разницы армянское оно, чеченское, или люберецкое.
3. Кстати, с точки зрения ведения бизнеса центральная «исконно русская» часть России – Смоленск, Рязань, Тула, Орел, Воронеж и прочие имеет негласное название «Депрессивная область России». Россия сильна окраинами.
4. Ну, и Москва – это, конечно, не Россия. Это некое странное эклектическое образование, автономное, замкнутое в себе. Красивое и ужасное одновременно. Тут тебе и вековая история, и Советский Союз, и ультрамодерн: театры, офисы, исторические памятники, спрятанные от просмотра рекламой дорогих машин и бытовой техники, безумное число церквей, клубы, рестораны, парки Культуры, мегагипермаркеты с торговыми залами, кинотеатрами, ресторанами, детскими игровыми площадками и всем, всем, всем, что можно только представить. В принципе, все это в тех или иных количествах и пропорциях есть во всех городах мира, но только в Москве это смешение несмешиваемого поражает воображение.
5. Еще более поражает и восхищает одновременно - презрение москвичей ко всему, что «немосква».
6. Москва единственный город, где если задать вопрос прохожему, как пройти туда-то и туда-то, то в ответ он, молча, с презрением от тебя отвернется. Проверено несколько раз, в разных концах Москвы!
7. О Московских пробках говорилось так много, что нет смысла повторяться. Москва – город одной встречи. На другую ты просто не успеешь.
8. Главные беды России за 200 лет не поменялись. От встречи с дураками, к счастью, меня бог как-то уберег, но дороги… Я вообще противник теорий заговоров, методов сознательного угнетения народа власть предержащих, но когда дело касается транспортной системы Российской Федерации, никак не покидает впечатление, что делается это специально. Если в России и будет когда-либо снова революция, то, скорее всего, поводом для нее будет, именно, невозможность нормального передвижения граждан по территории своего же государства. Нигде так не чувствуется социальное расслоение, как в этом вопросе. Есть очень богатые и влиятельные люди, которые передвигаются по городу с мигалками и милицейским сопровождением, страшно раздражая этим простых водителей. На большие расстояния они летают на своих самолетах или вертолетах, в результате чего иногда на часы задерживают обычные рейсы. Есть средний класс, который, в общем-то, и работает, чтобы у богатых и влиятельных были деньги на машины с мигалками, сопровождение, вертолеты и самолеты. Чтобы работать, им надо как-то передвигаться. Поэтому, немалую часть своего дохода им приходится тратить на дорогие, надежные машины, бензин, покупку невероятно, неимоверно, необоснованно дорогущих билетов на самолет, чуть ли не каждый месяц падающих, с безобразными, бессмысленными стыковками между рейсами, астрономическими ценами в аэропортах. И есть все остальные, которые ездят на своих «Жигулях» на дачу (дальше страшно, машина развалиться и бензин дорогой), на большие праздники сутками они трясутся в потных плацкартах, чтобы повидать родственников. Ибо не хуй: сидите дома и смотрите телевизор! С этой точки зрения для государства идеальный гражданин – персонаж «Наша Раша» человек из Таганрога, который любит разговаривать с телевизором.
9. В аэропортах все безумно дорого. Оно и понятно: прошел регистрацию, очутился в зале ожидания, куда себя деть? Ходи по магазинам, кафе. В Домодедово за обед, состоящий из борща, второго – две тефтели и пюре, стакана компота, я заплатил 2 700 рублей. Девяносто долларов. За эти деньги в Минске можно посидеть в хорошем ресторане.
10. Другая беда в аэропортах: все сейчас с ноутбуками, айпедами, смартфонами. Розеток для из подзарядки нет. У розетки, спрятанной за кофейным аппаратом, куда уборщики включают свои полотерочные машины, очередь из страждущих оживить свои гаджеты пассажиров. Сделай ты кафе, установи на каждом столике по паре розеток: клиент пьет кофе, ноут подзаряжается. Отбоя бы не было!
11. Из соображения справедливости, следует отметить, что самый неуклюжий (по другому это не назовешь) аэропорт – Минск 2. В киосках перед входом патриотического содержания газеты, сувениры из дерева и соломы, магнитики на холодильник с видом на Национальную библиотеку. В зале ожидания сиденья пластиковые, как на футбольных стадионах. В единственном кафе зала ожидания принимают только белорусские рубли. Карточки тоже не принимают. Ни обменников, ни банкоматов нет. Так что, уважаемые гости столицы, прошли контроль, сидите, ждите вылета, облизывайтесь на белорусов, заедающих расворимый кофе черствыми бутербродами с красной икрой.
12. Самые продвинутые аэропорты: Внуково и Домодедово. В Домодедово можно жить, там есть все: гостиницы, рестораны, салоны массажа, душ. За триста рублей тебе дают пакет с полотенцем, одноразовыми тапочками, пакетиком шампуня и предоставляют на час отдельную кабинку для душа. При шестичасовом ожидании между самолетами – нет ничего лучше!
13. В Домодедово самое большое количество туалетов на квадратный метр. Туалеты – это отдельная тема. Не знаю отчего: из-за особенностей культуры, религиозных убеждений, образа жизни, но у русского человека есть стойкое презрение к помещениям справления естественных нужд организма. Такое чувство, что русские люди и не видят в них никакой необходимости. В супер-пупер офигенном кафе, в трехстах метрах от Красной площади, с совсем недемократичным ценником, на три просторных зала будет иметься один санузел, с одним унитазом, и для мальчиков, и для девочек, согласно живой очереди. В летних пивных кафе площадью под полгектара, туалетов вообще может не быть. Где-то там, в десяти минутах ходьбы стоит две пластиковые биокабинки, в которые не то что зайти, а даже приблизиться нет никакой возможности, из-за стойкого, сшибающего с ног «амбре».
14. Практически весь российский транзит происходит через Москву. Надо было как-то попасть в Череповец. Билеты туда-обратно Минск-Москва стоят сто долларов, Москва-Череповец – пятьсот пятьдесят евро (!). Это притом, что расстояние между городами - 526 километров.
15. В то же время, когда мне надо было лететь в Череповец, одно из туристических агентств проводило акцию сниженных цен на отдых на Канарских островах. Подсчитал, получалось, что слетать туда и обратно в Череповец с ночевкой в гостинице стоило дороже, чем двухнедельный отдых на Канарах.
16. Как-то мне надо было по делам попасть в Краснодар, а затем в Астрахань. Прямого сообщения нет вообще. Поезда ходят только летом. Самолетом следовало из той же Москвы лететь в Краснодар, решать там дела, возвращаться обратно в Москву, и уже оттуда лететь в Астрахань. Другим пунктом стыковки был почему-то казахский Атырау. Уже не помню, как дорого это стоило, помню только, что из-за идиотских стыковок по времени перелет занимал больше недели. По второму варианту можно, конечно, уложиться в три дня, но при этом времени на переговоры практически не оставалось, приходилось бы бегать с самолета на самолет, а на сон, не считая времени перелета, приходилось 2 или 3 часа.
17. Кубань – регион специфический. С точки зрения ведения бизнеса – особо. Любая цена – это цифра. Что за ней стоит: качество, комплектность, технические характеристики – никого не интересует. Нормальным считается поставить оборудование за один миллион рублей, а потом по допсоглашениям доукомплектовать его еще на три.
18. Какую бы цену ты не озвучил – она большая, сколько бы ты не назвал, всегда окажется, что только что, буквально вчера твои конкуренты предложили точно такое же, что и у тебя, только на 10% дешевле. Торговаться - это «кубаноидов» (так сами они себя называют) в крови.
19. В преддверии «Четырех олимпиад» (зимняя Олимпиада в Сочи, параолимпийские игры, чемпионат мира по футболу, Олимпиада водных видов спорта) деньги в Краснодарский край закачаны баснословные. Основные суммы, идущие на строительство олимпийских объектов, конечно, до краевых чиновников не доходят, распиливаются федералами, но все равно остается много на ремонт дорог, прокладку сетей, благоустройство и прочее.
20. Строить стараются быстро и дешево. Квалифицированных рабочих рук нет вообще. И от этого строиться все очень некачественно.
21. Один приятель-бизнесмен с гордостью рассказывал, что когда он строил себе дом, прежде всего на участке установил сарай. Укрепил на окнах решетки, сделал железную дверь. Когда нанятые им рабочие забухали и сорвали график стройки, двоих самых невменяемых он сильно избил и посадил в сарай на две недели на хлеб и воду. После этого стройка шла как по маслу.
22. К одному моему заказчику, производящему бетон, приехал прораб с крупной стройки района элитных многоэтажек в центре Краснодара. «У меня в проекте заложен бетон марки 300, давай ты мне будешь отпускать марки 100, но документы давать, как на трехсотый. Разницу пополам,» - предложил он. «Как можно? – удивился тот, - на сотом бетоне стены же держаться не будут! Краснодар к тому же сейсмичес