76

4 стереотипа детской психологии, от которых страдают взрослые

Есть мнение, что понятия «взрослости» не существует. Что на самом деле каждый взрослый — это просто постаревший ребёнок. Если принять это утверждение, получится, что все люди где-то внутри сохраняют детские мечты и непринуждённый взгляд на жизнь.


Хотелось бы верить, что это так.


С другой стороны, и в этом уже нет сомнений, большинство взрослых выносят из детства психологические стереотипы, которые усложняют им жизнь. Мы впитываем эти стереотипы в раннем возрасте из своего окружения и продолжаем следовать им, вырастая.


Трудно сказать, сколько всего этих стереотипов. Некоторые из них индивидуальны, другие легко разглядеть почти в каждом втором. Сегодня я расскажу о тех, которые встречаются в нашем характере чаще всего, и попробую объяснить, что можно сделать, чтобы от них избавиться.


Детские страхи


Многие взрослые несут за плечами груз детских страхов. Часто эти страхи касаются конкретных событий, например, боязнь собак может быть вызвана травмирующим укусом, а страх выступлений – публичными издевательствами.


Когда мы потворствуем детским страхам, мы признаём над собой власть прошлого, и оно начинает определять поведение в настоящем.

Взрослому неудобно признавать, что он не может чего-то, потому что ему мешает детский страх. Но из этого следует и первое правило борьбы с этими страхом – признать, что он вызван травмирующим событием, а не какой-то «неправильной» наследственностью.


Следующие шаги зависят от конкретного случая.


Например, специалисты когнитивной терапии (одного из направлений психотерапии) обучают человека отделять событие от травмирующих ассоциаций. Причём обучают так, чтобы человек в будущем без посторонней помощи смог избавиться и от других детских или более взрослых переживаний.


Так или иначе, решение этой проблемы начинается с понимания – детский страх должен остаться в детстве.


Желание ребёнка получить защиту от взрослых


Даже в неблагополучной семье, если ребёнок в ней достиг сознательного возраста, значит, первые 3-5 лет за ним кто-то следил и оберегал.


Обратной стороной заботы становится гипперопека. Когда родители слишком привязывают ребёнка к себе, у него формируется зависимость: если он плачет – кто-то обязательно прибежит его утешить. Проходят годы, и вот уже взрослый человек ожидает, что кто-то обязан решить его проблемы и наказать обидчиков.


Побороть этот детский стереотип можно в два этапа.


На первом признаться себе, что излишняя опека создала заниженные ожидания от собственных возможностей.


А на втором – отвлечься от причин проблем и сосредоточиться на решениях.


Так «внутренний ребёнок» займёт позицию взрослого и поймёт – ждать, пока кто-то решит за тебя проблему, бесполезно. Тут важно подчеркнуть: ждать помощи и просить о ней – разные вещи. Ищите тех, кто вас поддержит, но не опускайте руки.


С этим стереотипом труднее всего бороться, потому что в данном случае сильно влияние среды. К сожалению, сегодня многие взрослые ожидают перемен в своей жизни за счет действий других людей. Это желание имеет право на существование только в одном случае – если вы сами уделяете достаточно времени поддержке окружающих.

Другими словами, всегда сначала стремитесь понять, а уже потом быть понятыми.


Детское стремление к исполнению любых желаний


Спроси ребенка, кем он хочет стать, и он расскажут целую историю о том, как планирует победить дракона, чтобы завоевать красивый дворец с видом на море. Дети уверены, что их будущее будет гораздо интереснее, чем текущая реальность.


Можно подумать, что взрослым эта проблема не грозит. Мы не так склонны к долгосрочным планам на перемены и не пытаемся безрассудно мечтать. Это так.


Но проблема заключается в другом.


Дети верят в интересный мир сознательно, потому что постоянно встречаются с подтверждением этой идеи – в сказках и мультиках. Взрослые же спрятали свою надежду на исполнение желаний в подсознание. И стали придумывать свои сказки: например, о том, что скоро жизнь будет лучше, или, что нужно привыкнуть к нелюбимой работе и она станет любимой.


Но, как и любой сказке, ей не суждено сбыться.


Жизнь становится интереснее и ярче только в одном случае – когда мы привносим в неё новые краски. Кстати, здесь есть чему поучиться у детей. Они не просто мечтают быть волшебниками, но и ведут себя соответствующим образом, выкрикивая заклинания и размахивая волшебной палочкой.


Чтобы избавиться от этого стереотипа, детское стремление к исполнению любых желаний должно стать взрослой привычкой претворять эти желания в жизнь своими усилиями.


Стремление ребёнка к лидерству


Каждый ребёнок стремится быть лидером. Стремится быть тем, на кого обращено внимание окружающих, потому что оно – основной способ влияния.


Вы наверняка знаете, что некоторые дети закатывают истерики только тогда, когда рядом взрослые. Стоит оставить их одних или не обращать внимания, они сразу успокаиваются.


Такое поведение вызвано тем, что дети ещё не научились отделять личное благополучие от одобрения других людей. И они принимают удовольствие от окружения согласных с ними последователей за счастье.


Со многими взрослыми происходит то же самое. Они считают, что единственный способ самоутвердиться – это пытаться найти объект влияния. Одни для этого несутся сломя голову по карьерной лестнице до руководящего поста, другие строят своих домочадцев по стойке смирно.

Все эти взрослые считают, что единственный путь к счастью – контроль окружающих.


Ирония в том, что себя они контролировать не могут.


От стремления к такому губительному лидерству трудно избавиться. Необходимо понять, что лучший лидер – тот, без которого его команда может обойтись. Другими словами, нужно научиться быть ценным звеном любой группы, но не попадать от неё в зависимость.

Стремление контролировать окружающих – признак неспособности контролировать свою жизнь. Поэтому с себя и начинайте решать эту проблему.


Итог.


Американской журналистке Джойс Мэйнард принадлежит следующее высказывание:


«Растут не только дети. Родители растут тоже. Чем больше мы следим за тем, что дети делают со своей жизнью, тем больше они следят за тем, что мы делаем со своей».


Мы все были детьми. Но это не значит, что мы должны нести за собой детские переживания во взрослую жизнь. К сожалению, мы продолжаем делать это неосознанно, следуя стереотипам, которые приобрели, когда были маленькими.


Сделайте первый шаг к тому, чтобы взрослая жизнь ассоциировалась только с настоящим. Для этого сохраняйте из детства только тёплые воспоминания, а все ошибки и неудачи оставьте позади.


Источник: https://vk.com/putevoditell

Найдены возможные дубликаты

+7

Есть мнение, что понятия «взрослости» не существует.

Самое ценное высказывание. У меня в этом никогда не было сомнений, точнее в отсутствии чёткой границы между этими состояниями.

+4

Что на самом деле каждый взрослый — это просто постаревший ребёнок

"сепарация"? нет, не слышали. Наверное это какая-то ерунда.


Так «внутренний ребёнок» займёт позицию взрослого и поймёт – ждать, пока кто-то решит за тебя проблему, бесполезно.

Эм... поскольку вы оперируете терминами транзакционного анализа, то позволю себе вам напомнить (раз вы невнимательно читали Берна): внутренний ребенок вообще никак не может занять позицию взрослого. Внутренний ребенок не в состоянии это сделать.
Он может уступить место внутреннему взрослому, но при кажущейся похожести это принципиально другой психологический процесс.


Каждый ребёнок стремится быть лидером. Стремится быть тем, на кого обращено внимание окружающих.

Обращать на себя внимание - это не лидерство.


Стоит оставить их одних или не обращать внимания, они сразу успокаиваются.


Такое поведение вызвано тем, что дети ещё не научились отделять личное благополучие от одобрения других людей.

... у автора свои дети есть? У этих детей никогда не болел животик? Никогда им не хотелось новую игрушку? Его детей никогда никогда не обижал?


Все эти взрослые считают, что единственный путь к счастью – контроль окружающих.

Не окружающих, а максимума обстоятельств собственной жизни.


Но это не значит, что мы должны нести за собой детские переживания во взрослую жизнь.

Написано так, как будто у человека есть выбор. Вы всегда несете за собой свои детские переживания. Единственное что вы можете - это иначе (по взрослому) их оценивать.
Впрочем... есть один вариант. Называется он "амнезия".


а все ошибки и неудачи оставьте позади.

Ошибки и неудачи следует крепко помнить для того, чтобы их не повторять.

+2

Мне кажется, статья излишне категорична.

Но, как и любой сказке, ей не суждено сбыться.
В жизни бывает очень по-разному. И даже сказки сбываются. Даже самые нелепые типа "стерпится-слюбится" или "привяжу мужика ребёночком, он и изменять перестанет".А вот это вообще какой-то бред, как по-моему: "Необходимо понять, что лучший лидер – тот, без которого его команда может обойтись". Зачем нужен лидер, если команда без него обойдётся?

раскрыть ветку 1
+1

> зачем нужен лидер, если команда без него обойдётся?

Затем, что перед этим именно этот лидер смог организовать свою работу и работу своей команды, подчиненных самым эффективным способом. Ведь по сути начальник это тот, кто умеет правильно раздать обязанности всем и ненавязчиво это проконтролировать, помочь в случае вопросов, разрешить все конфликты. Любая команда должна уметь обходиться без лидера. Но только хороший лидер может научить их этому.

Как минимум раз в год лидер будет уходить в отпуск и ещё раз в год болеть. Работа же не должна после этого становиться на мертво, и все сложа ручки ждут, пока главный маг вернётся (иначе по-другому такого лидера, как «магом» не назвать, если без него никак не могут).

Это можно сравнить со стандартным коллективом - классом учеников в школе, у которого есть один постоянный лидер - классрук, и много временных - учителя-предметники. Я думаю, вы со школы должны были помнить тот факт, что поведение класса в тот или иной момент зависело от того, какой учитель сейчас их координирует. Соответственно у хорошего учителя (лидера) - класс не сходит с ума, когда он на 5 минут задержался на урок или на 2 минуты вышел по делам. Это происходит потому, что работа организованна именно у этого учител так, что класс умеет себя координировать сам без лидера. Но школа это более сложная система, где много лидеров, а на работе или в семье, к примеру, лидер один. И без него работа должна идти также качественно, как и с ним. Иначе он плохой лидер.

+2

Очень интересная статья

+1
Маленькие и неопытные дети растут и получают опыт, который остаптся с ними всегда. Зачпм пытаться растянуть одно прндложение на статью, полную бреда и... тадам! Стереотипов :)))
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: