36 эссе Чака Паланика о литературном мастерстве

36 эссе Чака Паланика о литературном мастерстве Литература, Писательство, Совет, Чак Паланик, Писатели, Автор, Интересное, Полезное, Длиннопост

Этот список - шпаргалка, которую я составил для себя, чтобы быстро вспомнить, что было в каждом из эссе. Для того, чтобы им пользоваться, лучше быть знакомым с самими эссе, так как там содержатся примеры, разъяснения и домашние задания. Кроме того, при таком сокращении первоначальный смысл легко мог пойти под нож.

А еще эти советы не являются ультимативными, это лишь набор приемов, которыми Паланик пользуется сам. Это я поставил их в повелительное наклонение.


1. Завоюйте доверие читателя, создайте авторитет

Для этого есть 2 способа:

1) от сердца: будьте честным и откровенным;

2) от разума: покажите свою компетентность в описываемой теме, впечатлите читателя своими знаниями.


2. Показывайте одну и ту же идею различными, всеми доступными способами

В качестве примера Чак Паланик приводит вечеринки, где один рассказывает историю, а остальные вспоминают похожие истории, объединенные общей темой. Так он собирает материал для своих романов.


3. Если ты не знаешь, что произойдет дальше - опиши ощущения во рту рассказчика

Или ощущения подошв его ног или ладоней рук. Любое физическое ощущение, вызывающее сочувственное физическое переживание у читателя. И если вы смогли вовлечь читателя на физическом уровне, то вы создали реальность, которая сможет затмить его собственную действительность.


4. Прячьте местоимение "я"

Истории, рассказанные от первого лица, более авторитетны. В то же время, читатель ожидает хвастовства и бахвальства. Как же решить эту дилемму? Пишите от первого лица, но удалите как можно большее количество "я".


5. Прячьте заряженное ружье

Если у вас его нет, то перечитайте первые главы и найдите деталь или сюжет, о которых вы забыли или вычеркнули. И лишь немного изменив текст, вы можете вернуть эту деталь назад и использовать ее как ружье.


6. Не используйте мыслительные глаголы

Такие как: думать, знать, понимать, осознавать, верить, хотеть, помнить, представлять, желать, любить, ненавидеть, а также быть, иметь.


7. Разделяйте голоса за кадром

Большой голос - это когда персонаж говорит непосредственно с читателем, делает наблюдения по поводу мира, НЕ описывая физическую сцену.

Малый голос детализирует описание конкретной сцены.


8. Используйте рефрены

Рефрены могут выполнять 3 функции:

- быть инструментом перехода, соединяющим два различных аспекта истории;

- быть напоминанием, вызывающим в памяти более ранние моменты воспоминания, эмоций или мотивации;

- использоваться для определения скорости движения времени


9. Вы должны понимать правила, прежде чем их нарушать

Причины намеренного использования ошибок или сложных выражений в речи:

- создание чувства непосредственности и честности в речи;

- замедление читателя и принуждение его к большему вниманию;

- создание интереса с помощью поэтического или необычного языка.


10. Опасайтесь "тезисных заявлений"

Тезисные заявления - это общие заявления, которые показывают, что будет в следующем параграфе. Художественная литература, начинающаяся с тезисного предложения, высосет все удовольствие, энергию и интригу из вашей работы.

Вместо этого вам нужно вызвать вопросы в голове читателя.


11-12. Читайте вслух

Читая вслух, вы слышите каждое плохое решение, принятое вами, в своей работе. Читайте перед аудиторией, чтобы видеть их реакцию.


13. Используйте пунктуацию с жестами и атрибуцией

Разговор двух людей практически мгновенно наскучивает. Добавьте физических действий или паузы, которые создадут напряжение.


14. Если вы работаете над своим первым черновиком, не старайтесь сделать его идеальным, просто закончите его

Если вы закончили первый черновик - отложите его на несколько недель, пока не сможете увидеть его недостатки. Если вы не видите ничего, кроме недостатков, отложите его еще на время, пока не поймете, как исправить их.


15. Если вы не можете заставить себя писать, найдите место, откуда не так-то просто уйти

Чак Паланик рекомендует записаться на бесплатные семинары, лекции или даже сходить на церковную службу. И писать там. Заприте себя в ловушке среди людей и в таких обстоятельствах, где вам придется придумывать что-то, чтобы развлечь себя.


16. Не используйте клише

"Жарко как в летний день", "красива как картинка" - это клише. Они не вызывают нужной реакции у читателя.


17. Линейный сюжет - мертв

Начните с конца или с кризиса в истории. Вернитесь в прошлое и двигайтесь к настоящему. Это история в форме "О".

"Лоскутное одеяло" - несколько историй, объединенных общей канвой


18. Меняйте текстуру повествования

Пример: документальный фильм - смесь различных форм рассказов, сокращенных настолько, что меняются прежде, чем успевают наскучить зрителю. Используйте рецепты, списки, определения слов, слоганы, рекламу, эпитафии и т.д.


19. Используйте эффективные сравнения

Метафоры лучше сравнений. Используя сравнение, преувеличьте его. Избегайте слов "вроде", "быть", "иметь".


20. Используйте вступительную миниатюру

Вступительная миниатюра раскрывает сюжет, показывает, что история уже произошла. Пример - кадры затонувшего Титаника из одноименного фильма.


21. Цикличные истории популярны

С невинным человеком происходит что-то, что кажется новым прекрасным началом жизни. Жертва вбегает в это Святилище и затем обнаруживает себя в ловушке, где понимает, что вся эта новая реальность была организована лишь для того, чтобы уничтожить жертву, и это является самоцелью созданной западни для получения вечной жизни.


22. Лучшие рассказы основываются на способности идеально комбинировать и показывать классические мифы

Когда вы поймете, какой именно миф вы рассказываете, у вас появится свобода создания вариаций. Читатель распознает основу мифа, и эта осведомленность будет держать его на крючке, даже если герой эльф, или все происходит в далекой-далекой галактике.


23. Используйте объекты эффективно

Объект, появляющийся в истории, может служить в качестве напоминания, заряженного ружья или проходящего изображения. Если вы поместили объект на страницу - используйте его. Если вы не собираетесь использовать объект - не загромождайте им страницу.


24. 13 советов

1) используйте метод помидора

2) ваши читатели умнее, чем вы думаете

3) пишите сцену только тогда, когда знаете, зачем она

4) если сможете удивить себя, то сможете удивить и читателя

5) если застряли, вернитесь и найдите то, что можно использовать как "заряженное ружье"

6) используйте работу над книгой как повод ходить на вечеринки

7) все, что вам нужно знать, это только то, что будет в следующей сцене или в нескольких сценах

8) меняйте имена персонажей или убивайте их, если вам нужно больше свободы внутри истории

9) существуют три типа речи: описательный, инструктивный, экспрессивный. Используйте все три

10) пишите книгу, которую сами захотите прочесть

11) сделайте фотографии автора для обложки, пока вы еще молоды

12) пишите о том, что искренне вас огорчает или расстраивает

13) исчезните. Все, что должно быть видно - это ваша работа


25. Нужна хорошая интрига

История должна длиться ровно столько, сколько длится читательский интерес. Для его подогрева используйте информационные вбросы


26. Град вопросов и ответов высасывает энергию из повествования

В диалогах наращивайте напряжение, оставляйте без ответа вопросы


27. Используйте язык тела

Глаголы действия активизируют в мозгу зоны, ответственные за это действие, делают читателя эмоционально вовлеченным


28. Ключевые предметы

Ключевые предметы появляются в течение всей истории, но меняют свое значение.


29. Необходимое чтение. Абсурд

Чак Паланик сравнивает рассказы Шерли Джексон "Моя жизнь с Р.Х. Мейси" и Э.Б. Уайта "Сумерки в жестокой пижаме", написанные в жанре абсурда.

Один из второстепенных выводов: только самые важные персонажи должны иметь имена


30. Полезные фразы

Подумайте, что произносят ваши персонажи, когда не знают, о чем говорить.


31. Не используйте местоимения третьего лица

Давайте персонажу три имени. Используйте прозвища и титулы. Ссылайтесь на персонажа разными способами.


32. Точки сюжета

Вы обязаны знать назначение каждой сцены, главы или эпизода, прежде чем вы напишите его.


33. Солгать, повесив на стену ружье

Лгите. обманывайте в начале. Сокройте неправду и сорвите маску с говорящего до того момента, как вам станет скучно.


34-36. Первый/второй/третий акт

Рассказ Чака Паланика "Принеси" и авторские комментарии к нему.


Источник: https://sergeytoronto.livejournal.com/tag/36%20%D1%8D%D1%81%...

Первоисточник: https://chuckpalahniuk.net

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за пост!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку