2 педали = 2 ноги (новый опыт вождения на АКПП)
Собственно, речь здесь пойдет о вождении транспортного средства с автоматической коробкой передач. Но, в основном даже и не об этом, а - о том зачем необходимо переучиваться на торможение левой ногой, а правой — теребить всю дорогу исключительно педаль газа.
-----------------------------------------------------------
Могу с уверенностью сказать, что т.к. по своей работе (автосервис по ремонту АКПП (автоматических коробок передач всех видов и моделей на протяжении уже как 13-ти лет)) мне приходится обкатывать автомобили всех производителей и моделей, принцип работает на 100% на всех легковых автомобилях. При чем, даже на тех, у которых педальный узел (тормоз+газ) находится сильно справа относительно центра водительского сидения.
-----------------------------------------------------------
Был у меня давно один начальник в автосервисе. Зовут его "дядя Лёша". 54 года (на момент 2014 года), худой и лысый как Кащей; кофеман и курильщик. Имеет опыт наживания бабла в лихие 90-е, и если его разозлить — начинает сильно бычить; в упор смотреть налившимися кровью глазами, тяжело дышать и рыть землю копытом. Ну а обычно он мирный дядечка. Тихий даже.
Отремонтировали мы на чем-то АКПП и поехали обкатывать данный автомобиль. Едем мы километров 60 в час по городу, никого не сбиваем. И вот - пустой пешеходный переход за 15 метров перед нами, как вдруг я замечаю с пассажирского сидения как на него, не сильно оценив обстановку вокруг, ступает какой-то пешехо… РЫВОК НА ТОРМОЖЕНИИ и скорость уже километров 20…
С виду, как бы, ничего такого не произошло. Однако, торможение началось практически в тот момент как я увидел (среагировал) рискового пешика на "зебре".
---------------------------------------------------------------------
Обычно, сидящий рядом с водителем пассажир замечает опасные моменты вместе с водителем (даже если не ковыряется в носу, а пытается понять правильно ли работает АКПП). И уже привычно, обдумав как бы он поступил ("пора притормозить...") ощущает, что водитель тоже принял решение и начал приостанавливаться: все реагируют примерно одинаково.
---------------------------------------------------------------------
В нашей же ситуации торможение началось практически сразу, как я среагировал. Могу сказать, что в этом случае степень легкого испуга, который ощущается на месте пассажира, можно смело умножить раза в три - то есть холод пробежал по спине без особых на то причин. То есть, я не ожидал мгновенного торможения и реально напрягся.
Дословный разговор:— Хрена се, Лёха, у тебя реакция.Он (спокойно): — А я, езжу двумя ногами: одна всегда над тормозной педалью.— Как понять? В смысле? Всегда?— Да. Очень помогает. 28 лет без аварий как на первый мерседес с "автоматом" со вторых жигулей пересел.
Далее следует интереснейшая история о том, что когда-то в лихой молодости у него появились деньги, свой автосервис; как он взял первый мерседес с "автоматом", и о том, как братки иногда приезжали и пытались "рамсить по беспределу"; о том, как с ними забивали "стрЕлки" с пацанами от "крыши", и о том, как людей в лес вывозили. Но, жаль, никого сам так и не пострелял. Но курок уже даже взведенный был! РЕАЛЬНА!
Тут я возвращаю дядю Лешу к исходной теме и он продолжает:— Короче, был у моих предков друг семьи — КГБ-шник. А я к ним тогда за чем-то заезжал. Погостили, попили чаю и уже ехать пора, а КГБ-шник меня просит до метро подбросить. Ну, едем. А тогда у меня это был уже первый Мерседес с "автоматом" и я, как обычно, правой ногой педалирую.
Едем. Он смотрел-смотрел, потом говорит:— Тебе нужно как мы ездим: одна нога на "газе", другая на тормозе всегда. Реакция быстрее будет и в авариях меньше побываешь. Попробуй переучиться — не пожалеешь.Счастливого пути тебе, добрый путник!И упорхал.
Долго ли, коротко ли…, а по словам дяди Лёши, тема его заинтересовала и потребовалось ему около 2-х месяцев переучиваться.
---------------------------------------------------------------------
Замечу: это действительно так. Мне потребовалось примерно столько же, так как по работе не однократно обкатывал клиентские машины в обычном стиле (правая нога only), а на своей начал ездить сильно позже, и переучиваться все равно было интересно, так как новая теория, рассчёт, интерес и разум пересилили старые привычки.
---------------------------------------------------------------------
На самом же деле 2 месяца — это с запасом. То есть, в итоге - это когда уже на автопилоте все происходит.
Хочу сказать, что плюсов возникает сильно больше, чем минусов:
Начну с минусов.Поначалу левая ножка будет уставать висеть постоянно над педалью тормоза. Да, именно висеть и чуть-чуть касаться, но не нажимать. Но, к этому привыкаешь. Дело тренировки, не более.
Замечу, что в дальнейшем, с опытом вам уже будет очень не комфортно куда-либо её девать, потому что будет ощущение потери контроля над машиной: все равно, что руль отпустить или перестать смотреть в лобовое стекло.
Плюсы.
1. Педаль тормоза левой ногой начинает нажиматься в момент отпускания педали газа. То есть, исключается время переноса ноги с педали газа на педаль тормоза, а так же — вероятность того, что вы накосячите, зацепившись выступающей подошвой обуви за ребро педали тормоза. Такое действительно было в моей практике когда надо было срочно оттормозиться. А в экстренной ситуации можно и накосячить, что можно наблюдать на подборках аварий на Ютубе… У многих упущены доли секунды и они втемяшиваются как будто и не тормозили.
2. Педаль тормоза нажимается практически в момент как вы замечаете ЛЮБУЮ стремную ситуацию. Это очень важно. Любую — значит даже если она не критичная — то педаль уже пошла вниз, зажигая ваши стоп-сигналы.
*У разных авто педаль имеет больший или меньший ход до момента "схватывания" тормозов - это то расстояние, которое проходит педаль тормоза до, собственно, начала фактического торможения. Это так и называется "свободный ход педали".
Если пешеход вас при этом внезапно заметил (например, переходя вне "зебры" с ребенком на руках, собакой на поводке и толкая перед собой инвалида на коляске) и решил пропустить, то педаль просто отпускаем и едем дальше.
Здесь важнейшее - то, что водитель позади вас был максимально рано проинформирован о вашем торможении, в максимально сжатые сроки, так как стоп-сигналы загораются в момент нажатия педали тормоза, то есть на много раньше, чем начинается фактическое торможение (схватывание тормозов).
3. На высоких скоростях (в среднем - 80-120 км/ч) тормозной путь тем больше (десятки метров), чем больше суммарное время, затраченное на:
- время вашей реакции (вы осознаёте, что пора начать неожиданное торможение), плюс...
- время отпуска педали газа, плюс...
- время переноса ноги с педали газа на педаль тормоза, плюс...
- время выбора свободного хода педали тормоза (особенно, если он большой), плюс...
- время срабатывания тормозной системы.
4. Сильное увеличение безаварийности вождения вам будет гарантировано, если вместо:
1. отпускание педали газа
2. перенос ноги на с педали "газа" на педаль тормоза
3. нажатие педали тормоза до момента срабатывания тормозной системы4. начало торможения
Вы производите торможение в стиле "2 педали = 2 ноги":
1. нажатие педали тормоза до момента срабатывания тормозной системы одновременно с отпуском "газа"2. начало торможения
Примерные рекомендации (мои личные выводы, на истину не претендующие, но исключительно информативные):
— Категорически не рекомендую заниматься этим если вы:— — хотите спать— — вас отвлекают разговорами— — слушаете музыку со словами, вникая (постоянно или иногда) в смысл— — слушаете аудио-книги— — разговариваете по телефону
-- на нерваке беситесь от поведения окружающих вас водителей
-- у вас "критические дни"
а так же:
-- играете в шахматы
-- бреетесь
-- красите губы
-- считаете ворон
-- пасёте овец
-- и т.д.
Что касается нюансов самообучения.
1. Да, поначалу левая нога будет уставать, ДА. Это правда, но бояться и прекращать не стОит. В "качалку" ходить не обязательно - со временем нога перестанет уставать.
В любом автомобиле с АКПП существует слева место, которое так и называется "площадка для отдыха левой ноги". Если чувствуете дискомфорт - переходите на привычное использовение педалей только правой ногой. После отдыха просто вернитесь в педалированию "2=2". Если у вас всё хорошо с кровообращением ног, я вам гарантирую, что в итоге вы привыкните и дискомфорт уйдёт.
2. Как только появляется раздражающий фактор (звонок по телефону, разговор с пассажиром и т.д.), возвращайтесь к привычному управлению одной (правой) ногой. Не страшно. Позже, в отсутствие раздражителей вернётесь к 2=2.
В первую неделю мне чудом удалось избежать ночного столкновения на перекрестке с идиотом на Nissan X-Trail, решившим "поднажать" на "мигающий зеленый" мне навстречу. Хотя он был за 30 метров до своего светофора. Я же поворачивал налево и, релаксируя, жевал картошину из Мака, видя машину этого идиота на совершенно безопасном расстоянии до ЕГО светофора.
Когда мы чудом разминулись и остановились чтобы обменяться горячими пожеланиями, я понял, что у меня обе ноги давят обе педали, и мотор натуженно урчит. Но он увернулся от смертельного удара в моё чугунное двигло (V8, 5,7L), а я не ожидал что вовремя остановлюсь, да ещё в процессе выверну руль вправо, избегая поворота влево.
Тяжело в учении — легко в работе.
— Поначалу, пока не наступит автоматизм, при каждом нажатии газа или тормоза, обращайте свое внутреннее внимание на действие, которое вы делаете. Запомните и тренируйте такой момент: ОДНА - НАЖИМАЕТ, ВТОРАЯ - ОТПУЩЕНА: одна нажимает "газ", вторая отпущена и лишь касается педали; вторая нажимает тормоз, первая не касается "газа". Это не сложно, независимо от вашего опыта.
Произведите в своей голове некий "щёлк", как будто вам дали строгое указание: переключать два тумблера — один вы щёлкаете на включение, а второй вы с опережением перещёлкиваете на выключение: "щёлк" - поехали, левая лишь касается тормоза. "Щёлк" - тормозим, правая не касается "газа".
Физически: нажимаем газ — оторвали левую ногу от педали тормоза (можно касаться, но ни на миллиметр не давить!!). Нажимаем тормоз — оторвали правую от педали газа. Для ног — зарядка (от затекания), для вас — контроль. Это довольно легко и от дороги не отвлекает. Со временем этот "щёлк" в голове станет автоматическим и вы просто забудете о контроле. Позже вы будете делать это так же неосознанно, как поворот руля в ту или другую сторону, а не одновременно.
— Всё делаем расслабленно и без лишних напрягов ног и мозга. Если появляется ощущение, что начинаете много думать над процессом, на время вернитесь к старой привычке педалировать правой ногой как будто ничего не было. Потом продолжаем дрючить прием дальше. И так все чаще и чаще.
Главное - делать в расслабленном состоянии, когда ничто не напрягает. Это главное.
P.S.: Старт со светофора в итоге у вас должен происходить в момент потухания стоп-сигналов.
ВНИМАНИЕ! При обучении принципу "2 педали = 2 ноги" на автоматической коробке передач запрещается даже слегка продавливать педаль "газа" при нажатом тормозе! Так как педаль газа обычно более чувствительна, то ЛЮБОЕ повышение оборотов двигателя на стоянке с включенной передачей приведет к перегреву АКПП и выходу её из строя.
Удачи на дорогах!
P.S.: 4 года без аварий - полёт нормальный.
P.P.S.: Не морочьте себе голову, если вам кто-то когда-то говорил не пытаться работать левой ногой, и не пишите это в комментах. Всё это чушь на постном масле часто от инструкторов по вождению. Всё их обучение сводится к одному: чтобы вы при обучении не разбили их машину.
ФСО (Федеральная Служба Охраны Президента) ездит - на сколько мне известно - только так.
Данные рекомендации написаны для тех, кто предпочитает четко повторить то, что рекомендовано. Если вы в состоянии это сделать - у вас получится.
Если вы половину не запомнили, а половину поставили под сомнение - не пробуйте.