17

2 апреля - день аутизма, или как увидеть аутизм у своих детей

Автор Марина Кочина


Я мама двух чудесных дочек - старшей, Агнессе, 7, и у нее аутизм, младшая, Ребекка, обычная почти-двухлетка. Мне не с кем было сравнивать Агнессу, так как других маленьких детей в моем окружении не было, но она не делала ничего криминального, что позволило бы в раннем возрасте диагностировать аутизм или хотя бы помочь мне, маме, понять, что он есть. Мы ходили по специалистам из-за задержки речи, но все хором говорили, что причина - в трех языках, которым я учила Агнессу, и отправляли ждать. Сейчас, когда старшенькая давно диагностирована, я вспоминаю и вижу кучу абсолютно однозначных признаков, которые позволяли сразу понять проблему. Все они описаны подробно в американском классификаторе диагнозов DSM-5, но российские врачи очень редко в курсе этих деталей и могут диагностировать только самые яркие случаи.

Сегодня день распространения информации об аутизме, и по статистике этот пост будет полезен каждому 54-ому родителю - именно настолько сейчас распространен аутизм. Один ребенок из 54 в возрасте 8 лет сейчас имеет аутизм, но разумеется, заметить его можно и нужно раньше, в 1-3 года, когда можно многое скорректировать занятиями. Поделитесь этим постом, может быть, он попадется на глаза родителям, которые не могут понять, что именно с их ребенком неуловимо "не то".

Агнессе 1,3 - мы еще ничего не подозревали

Признаки, по которым родители детей в возрасте 1-3 года могут понять, что стоит обратиться к специалистам по вопросу диагностики аутизма

Задержка речи: если ребенок и говорит слово "мама", но не использует его к 1,5 годам, чтобы позвать вас, а просто иногда произносит вслух это сочетание звуков, это тревожно. Если ребенок не говорит 10 слов к полутора годам и хотя бы несколько коротких предложений к двум - это повод обращаться к специалистам. Это может быть проблема не речи, а коммуникации - у него просто нет потребности с вами общаться в той мере, в какой она есть у обычного ребенка.

Отсутствие разделенного внимания: нейротипичный (с обычным развитием) ребенок должен интересоваться тем, что в данный момент интересно взрослому. Во время игры с ребенком переведите восторженный взгляд на какой-то предмет или игрушку и заранее просите другого взрослого оценить поведение ребенка - поймал ли ребенок ваш взгляд, заметил, что вы чем-то заинтересовались, перевел взгляд на предмет? Или продолжил заниматься своими делами?

Участие в окружающей действительности: ребенок должен находиться в этом моменте с вами сейчас, быть «здесь». Если где-то рядом с грохотом упадет чемодан — он должен посмотреть в сторону источника шума и затем на маму — убедиться, что она слышала. Он должен действиями и поведением показывать, что он понимает, что происходит вокруг. Например, если Агнесса говорит мне, что потеряла тапочки, Ребекка вскакивает и несет их, хоть от нее никто ничего не хотел. Я не имею в виду, что ребенок должен выполнять поручения, — он просто должен «быть с нами». Когда мне приятельница рассказывала, что ее полуторагодовалый ребенок приносит ей ботинки, когда они собираются гулять, я честно думала, что она врет и такого не бывает. Агнесса позволяла себя одеть и усадить в коляску, но являлась в жизни скучающим зрителем, не актером.

Глазной контакт: вообще он может иметься в достаточном для взрослого количестве. Агнесса всегда смотрела в глаза, но только когда родилась ее сестра, я поняла, как должно было быть. Обычный ребенок смотрит в глаза почти постоянно во время взаимодействия, он переводит глаза с игрушки на маму, ловит ее взгляд, отвечает взглядом. Ребенок с аутизмом смотрит реже, его взгляд может скользить по лицу и соскальзывать куда-то за вашу спину. В любом случае, если ребенок избегает вашего взгляда, это понятно сразу.

Запрос одобрения: этим самым взглядом обычный ребенок просит вашей реакции. Положил правильно кусочек пазла - и смотрит на маму. Положил еще один - и опять ждет мамину реакцию. Он постоянно хочет "посмотри, как я умею!" У меня есть видео Агнессы в 3,5 года, где она в течение 10 минут выбирает флаги и называет по памяти страну - она идентифицировала все возможные Буркина Фасо и Папуа Новые Гвинеи, но не бросила на меня ни взгляда, ей просто не было нужно мое одобрение.

Ребенок не делится радостью: обычный ребенок обязательно принесет маме машинку, которую нашел в песочнице, или цветочек с газона - принесет и покажет, он делится своей радостью. Если вы придете в гости к друзьям, он будет копаться в их ящиках с игрушками и постоянно оборачиваться к вам, показывая, какие сокровища там нашел. Ребенок с аутизмом не испытывает потребности делиться с вами своей радостью, он будет играть сам.

Не отвечает «да» и «нет»: в возрасте около года ребенок уже в состоянии объяснить свои потребности, если не словами, то хотя бы жестами, кивками и качанием головы. Если вам приходится догадываться, хочет ли ребенок то или другое, это плохой признак. Агнессу я научила говорить "да" и "нет" только в 3,5 года, придумав игру в викторину, когда мы вытаскивали из мешка предметы. У меня есть чудесное видео:

- Агнесса, это жираф?

- Неть!

- Правильно, это зебра. Это синий?

- Да!

- Это кубик?

- Неть, это пайайепипед!

В обычные детские развивашки они могут играть с большим интересом

Особые способности и интересы: дети с аутизмом совершенно не обязательно отстают в умственном развитии, напротив, очень часто они как будто сами выучивают алфавиты, цифры, цвета, - это сбивает с толку, такой смышленый ребенок ну просто не может иметь проблем. Разумеется это не значит, что всех развитых детей надо тащить к психиатру, я просто хочу отметить, что ум - не исключающий признак для аутизма. Но если же ребенок научился учатся читать раньше, чем говорить, то это гиперлексия - прямо сигнал обращаться за помощью, в американской психиатрии это "красный флажок" для аутизма.

Не уделяет внимания людям: когда обычный ребенок заходит в новое помещение или оказывается в новой ситуации, он рассмотрит лица присутствующих людей, пусть даже и будет стесняться и жаться к маме. Ребенок с аутизмом скользнет взглядом по лицам, а то и вовсе не удостоит их вниманием, а сразу отправится к игрушкам, дверцам и прочим вещам

Повышенный интерес к неигровым предметам: ребенок с аутизмом может игнорировать игрушки (может и не игнорировать), но может часами открывать и закрывать дверь, дверцы шкафчиков, включать и выключать свет, нажимать кнопки, смотреть на вентилятор или делать прочие монотонные действия

Неправильная игра в игрушки: даже после многократного объяснения, как правильно, ребенок с аутизмом может играть в игрушки по своему сценарию - взять шар и кеглю и монотонно бить их друг об друга, стучать машинкой по гаражу, бесконечно открывать двери игрушечного домика и закидывать туда кусочки пазла. Если попытаться его прервать или отвлечь, случится истерика.

Не откликается на имя: ребенок должен смотреть на человека, который его зовет, уже месяцев с 9. Стоило мне сказать что-то похожее на "Ребекка", как моя младшая на четвереньках неслась ко мне с другого конца квартиры, про Агнессу же я до 3 лет думала, что ей не нравится ее имя. В общем, если к году и далее ребенок откликается на имя или прозвище не 9 раз из 10, это тревожно, и не оправдывайте его тем, что он "просто занят". Попробуйте 10 раз в течение дня обратиться к мужу в разных ситуациях и записывайте, сколько раз он отреагировал, - ставлю на 10 из 10, вот ребенок должен точно так же. Пока я писала этот абзац, несколько раз обратилась к младшей, очень занятой своими делами, и ни разу не осталась без ответа (боже мой, вот счастье, просто не устаю благодарить судьбу, что вторая - норма). При этом, если вы позовете его «имя, мультики!» или «имя, возьми конфету!» — он примчится мигом, он видит свою выгоду и хочет ее получить, а просто общение с вами — не ценность для него, поэтому и на одно только имя реакции не следует.

Постоянство: ребенок с аутизмом может хотеть постоянства в окружающих его вещах. Есть только из одной тарелки, сидеть только на этом стуле, надевать колготы под любую одежду в любую погоду, ставить кубики именно в этом порядке, играть в игру по одному только своему сценарию, и если кто-то вмешивается и ставит кубики по-другому, может случиться истерика. Если ребенок зарыдал ни с того ни с сего, попробуйте проанализировать, может быть, вы сначала надели ему сапоги, а потом шапку, а раньше всегда делали наоборот.

Маршруты: разновидность предыдущего пункта, ребенок с аутизмом может хотеть ходить только одной и той же дорогой, и если вам нужно сегодня в другое место - случится истерика. Агнесса, например, до 4 лет не могла поворачивать назад (например, если мы что-то забыли и надо вернуться), поэтому мы делали петлю вокруг какого-нибудь здания и возвращались. И еще она могла ходить только по одной стороне улицы, если мы оказывались на другой и она это осознавала - начиналась неконтролируемая истерика.

Рядочки: дети с аутизмом часто выстраивают вещи или игрушки в ряд, это не игра, не имеет никакого смысла. Ну то есть если ваш ребенок выстроил в ряд игрушки и объясняет, что это поезд, и они все едут чух-чух, то это норма. А просто ряды, выложенные на полу или кровати, часто еще и из предметов в одной и той же последовательности, - это опасно.

Чувствительность к одежде: дети с аутизмом могут просто не хотеть надевать ту или иную одежду, если тактильные ощущения им неприятны. Им могут мешать этикетки, обратные стороны нашивок, слишком тесная одежда.

Нежелание нового: часто дети с аутизмом не хотят ничего нового, игнорируют новые игрушки, с трудом переодеваются в летнюю одежду после зимней, вообще с трудом надевают новую одежду. Иногда родителям приходится стирать новую одежду и вешать на сушилку вместе со старой, вроде как "да оно всегда тут было", только так удается обмануть ребенка и надеть новую вещь.

Стереотипные движения: часто у детей с аутизмом есть стимы, движения, которые они постоянно повторяют в момент сенсорной перегрузки. Они могут странно щелкать пальцами, водить руками у лица, прищелкивать языком, прыгать и махать руками, как крылышками. Навязчивые движения - всегда тревожный признак и повод обратиться к врачу.

Эхолалия: это у детей чуть постарше, не в год, - навязчивые повторения фраз. Могут быть фразы из мультфильмов и рекламы, абсолютно не к месту. Может быть повторение вопроса в качестве ответа. Водитель такси, который возил Агнессу и еще одного ребенка в спецсад, в шутку называл того второго ребенка "туки", попугай на иврите, - тот повторял каждую услышанную фразу. Ну личность водителя не будем обсуждать, он добрый вообще-то, просто как многие совершенно не в курсе аутизма.

Страхи: часто дети с аутизмом до истерик боятся странных вещей. Агнесса боялась закрывающихся дверей и уличных грилей с шаурмой, часто боятся например, воздушных шариков или темноты. Но если у ребенка есть только страхи и больше ничего из перечисленного, скорей всего, это отдельная проблема.

Нарушение коммуникации: на самом деле, это главный признак аутизма, но в раннем детстве родителям очень трудно определить, если она нарушена. Общение - как пинг-понг, вы кидаете шарик, а в ответ кидают вам. Если вы не получаете эти шарики, это звоночек.

Сложности взаимодействия с другими детьми: в раннем возрасте никаких совместных игр с другими детьми еще не ожидают, но ближе к 3 годам дети уже вовсю играют вместе. Ребенок с аутизмом может играть с ними рядом - но не вместе. Играть в тот же конструктор - но отдельно. Он может и откровенно бояться других детей и отказываться идти на площадку, если там есть дети. При этом он может спокойно реагировать на более старших и младших детей.

Нет ролевой игры: дети, даже маленькие, с интересом играют в куколки, домики, кормят кукол, укладывают спать. С возрастом играют в более сложные ролевые игры — притворяются животными, пожарными, играют в доктора, дочки-матери. Если таких символических и ролевых игр у ребенка нет — это нарушение развития. Агнесса могла максимум изобразить, что пульт — это телефон, и мимоходом покормить куклу из бутылки. Для 3 лет этого недостаточно.

Какие-то мимолетные игры в куклы возможны

Пищевая избирательность: у большинства аутистов проблемы с пищевым поведением. Если ребенок ест очень ограниченный набор продуктов, если ему нужна текстура только одного вида или только один цвет, если он есть яблоки дольками, но не ест яблоки кусочками — все это может сопутствовать аутизму. Агнесса с 4 лет получает пищевой треннинг и нам удалось расширить ее рацион, но она по-прежнему не ест ту еду, которую надо есть ложкой, не есть крупы, многокомпонентные блюда, а также не выносит точки на еде — мак, кунжут, специи и даже кусочки ягод в йогурте.

Я описала только неявные признаки, которые можно списать на характер ребенка или личностные особенности. Бывают и более заметные проблемы - агрессия, самоагрессия, навязчивые раздевания на публике, игры с собственным калом, крики и завывания - все это обычно заставляет родителей обратиться к специалистам раньше.

Если вы прочитали что-то, что применимо к вашему ребенку, не спешите впадать в отчаяние. Даже если у него и правда аутизм, с очень большой вероятностью ваш случай - как наш: когда терпением, любовью и занятиями можно добиться отличных результатов. Главное - не закрывать глаза на проблему, а начинать интенсивно работать.

В первую очередь загуглите "тест m-chat" для детей от 16 до 30 месяцев или "тест АТЕК" для детей от 30 месяцев до 5 лет. Если результаты неутешительные, в Москве можно обратиться для очной диагностики к психиатрам Осину, Мешковой и Коровиной. Идти надо обязательно к компетентным специалистам, очень часто врачи районной поликлиники не в состоянии диагностировать высокофункционального аутиста в 3 года, и вы просто потеряете время. И всегда помните, что как бы ни называлось состояние вашего ребенка, это точно тот же самый ваш любимый малыш, он остался прежним и ничуть не изменился. Даже если вам доведется получить диагноз — это самый страшный момент, дальше всегда будет только лучше и лучше, и однажды — совсем хорошо.



Взято из:  https://vk.com/marina.kochina

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.