Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

26 апреля 1985 года — восстание советских военнопленных в лагере Бадабер.

26 апреля 1985 года — восстание советских военнопленных в лагере Бадабер. СССР, Бадабер, Война в Афганистане, История, Политика, Длиннопост

Восстание в лагере Бадабер — эпизод Афганской войны, в ходе которого 26 апреля 1985 года произошёл неравный бой между отрядами афганских моджахедов и поддерживавшими их частями регулярной пакистанской армии, с одной стороны, и группой советских и афганских военнопленных — с другой. Попытка военнопленных освободиться из лагеря не удалась. В результате двухдневного штурма лагеря Бадабер с применением артиллерии большинство военнопленных погибли.



Предыстория


В 1983—1985 годах в небольшом кишлаке Бадабер на территории Пакистана, в 10 км южнее Пешавара и в 24 км от границы с Демократической Республикой Афганистан, находился лагерь афганских беженцев. При нём был организован «Центр подготовки боевиков Святого Халида ибн Валида», где под руководством военных инструкторов из США, Пакистана, Китая и Египта проходили обучение будущие моджахеды, намеревавшиеся вернуться в Афганистан для продолжения сопротивления против контингента советских войск. Всего в лагере работали 65 инструкторов по военному делу, преимущественно из Пакистана и Египта. Шестеро из них были гражданами США. Сам учебный центр принадлежал партии «Исламское общество Афганистана» (англ. Jamiat-e Islami of Afghanistan), одной из самых влиятельных и крупных оппозиционных групп, противостоящих советскому влиянию в регионе в рамках операции «Циклон». Известно, что лагерь также пользовался негласной поддержкой пакистанских властей.


Лагерь вместе с военной базой занимал огромную площадь — около 500 гектаров. Помимо глинобитных домишек и палаток там располагались шесть складских помещений с оружием и боеприпасами и три тюрьмы. Сюда привозили военнослужащих Вооружённых сил ДРА и «шурави» (советских военнопленных), захваченных на протяжении 1983—1984 в Панджшере и Карабаге. До этого они содержались преимущественно в зинданах, оборудованных каждым отрядом самостоятельно. Всего в Бадабере, по разным данным, насчитывалось около 40 афганских и 14 советских военнопленных.


Во время заключения любое общение с шурави и афганскими военнопленными было запрещено. Любого, пытавшегося заговорить, бичевали. Советских пленных использовали на самых тяжёлых работах, за малейшую провинность жестоко избивали; одновременно душманы склоняли пленных к принятию ислама. У военнопленных созрел план: захватить склад с оружием на территории лагеря и потребовать от руководства моджахедов встречи с представителями советского или афганского посольств в Исламабаде. Все знали, на что идут: некоторые в плену пребывали уже по три года, насмотрелись на зверства радикалов, поэтому обратного пути у них не было.



Восстание


26 апреля 1985 года в 21:00, когда весь личный состав лагеря был собран на плацу для совершения вечернего намаза, группа советских военнопленных «сняла» двух часовых у складов артвооружения и на вышке, освободили пленных, вооружились захваченным на складах стрелковым, артиллерийским оружием и попыталась скрыться. В распоряжении восставших оказались боеприпасы к спаренной зенитной установке и пулемёту ДШК, миномёт и гранатомёты РПГ. По другой версии — их основной целью был захват радиостанции с целью выхода в эфир для сообщения своих координат. Предполагается, что организатором восстания был уроженец Запорожья Виктор Васильевич Духовченко, 1954 года рождения.

26 апреля 1985 года — восстание советских военнопленных в лагере Бадабер. СССР, Бадабер, Война в Афганистане, История, Политика, Длиннопост

План лагеря Бадабер



Однако освободившимся не удалось реализовать свои цели, так как трое бывших военнослужащих — этнических таджиков из числа пленных перешли на сторону противника и предупредили его о намерениях восставших. Узнав о происходящем, дежурный по учебному центру Хаист Голь поднял тревогу и принял все возможные меры по недопущению побега военнопленных. Восставшие были окружены в лагере и заняли оборонительные позиции в здании арсенала и на угловых башнях.


В 23 часа по приказу лидера ИОА Бурхануддина Раббани место боестолкновения было блокировано тройным кольцом окружения, составленным из 300 душманов и военнослужащих, бронетехники и артиллерии пакистанской армии. Раббани лично предложил восставшим сдаться и пообещал сдавшимся сохранить жизнь. Но они ответили категорическим отказом и, в свою очередь, потребовали встречи с представителями советского или афганского посольств в Пакистане, а также вызвать на место происшествия представителей Красного Креста. Восставшие пообещали взорвать склад, если их требования не будут выполнены. Раббани отверг эти требования и принял решение начать штурм, который продолжался всю ночь.


К 8 часам утра 27 апреля стало ясно, что восставшие сдаваться не намерены. Во время штурма Раббани чуть было не погиб от разрыва гранатометного выстрела, при этом серьёзные осколочные ранения получил его телохранитель. Раббани решил закончить штурм уничтожением лагеря. В 8 часов утра начался артобстрел Бадабера пакистанской тяжёлой ствольной артиллерией, после чего склад вооружения и боеприпасов взорвался.


Имеются различные версии о причинах этого взрыва. Согласно одним источникам, склад вооружения и боеприпасов взорвался из-за залпов реактивных установок. Последовавшая затем серия взрывов уничтожила лагерь Бадабер. Троих контуженных оставшихся в живых оттащили к стене и взорвали ручными гранатами.


По другим источникам, восставшие сами взорвали склад, когда исход боя стал уже ясен.


По версии Раббани склад взорвался из-за попадания выстрела РПГ. После чего погибли все пленные и охранники, остававшиеся запертыми внутри склада.


Огромную силу взрыва подтверждают свидетельские показания:


Произошёл мощный взрыв. Ракеты взрывались и разлетались в разные стороны…


Что я увидел на месте взрыва… это были пальцы в одной стороне, рука — в другом месте, уши — в третьем. Мы смогли найти в целости лишь тело Кинета и половину тела ещё одного пленного, которую оторвало и отбросило в сторону. Всё остальное было разорвано на куски, и ничего целого мы больше не нашли.


— Гулям Расул Карлук, в 1985 году — командир учебной роты в лагере Бадабер.


Раббани куда-то уехал и некоторое время спустя появилась пушка. Он отдал приказ стрелять. Когда орудие выстрелило, снаряд угодил прямо в склад и произошёл мощный взрыв. Всё взлетело на воздух. Ни людей, ни здания — ничего не осталось. Всё сравнялось с землёй и повалил чёрный дым. А в нашем подвале буквально произошло землетрясение.


Раббани сказал: «Выгоните всех из подвала, пусть они сюда подойдут». И он нам сказал: «Давайте, соберите всех. Всё, что осталось от ваших земляков». А останки здорово разбросало. Мы их приносили по кускам и складывали в яму. Так и похоронили… Моджахеды с автоматами стоят: «Давай-давай, быстрее-быстрее!» Мы ходим, собираем, плачем.


— Рустамов Носиржон Умматкулович, узник лагеря Бадабер.


В докладной записке СВР уточняется, что подавлять восстание Раббани помогали силы регулярной армии Пакистана:


Информация о героическом восстании советских военнопленных в лагере Бадабер подтверждается имеющимися в нашем распоряжении документами Госдепартамента США, материалами МГБ Афганистана, показаниями непосредственных очевидцев и участников этих событий со стороны моджахедов и пакистанцев, а также заявлениями руководителей вооруженных формирований Б.Раббани (ИОА), Г.Хекматияра (ИПА) и других…


Район восстания был блокирован отрядами моджахедов, танковыми и артиллерийскими подразделениями 11-го армейского корпуса Вооружённых сил Пакистана. Против восставших были применены РСЗО «Град» и звено вертолётов ВВС Пакистана. Радиоразведка 40-й армии зафиксировала радиоперехват между их экипажами и авиационной базой, а также доклад одного из экипажей о нанесении бомбового удара по лагерю. Лишь совместными усилиями моджахедов и пакистанских регулярных войск удалось подавить это восстание. Большинство из восставших пало смертью храбрых в неравном бою, а тяжело раненые добиты на месте.



Потери


По состоянию на 2010 год, известны имена некоторых участников восстания:


1. Белекчи Иван Евгеньевич рядовой


2. Варварян Михаил Арамович рядовой


3. Васильев П. П. сержант


4. Васьков Игорь Николаевич рядовой


5. Дудкин Николай Иосифович ефрейтор


6. Духовченко Виктор Васильевич моторист


7. Зверкович Александр Николаевич рядовой


8. Кашлаков Г. А. младший лейтенант


9. Кирюшкин Г. В. младший лейтенант


10. Коршенко Сергей Васильевич младший сержант


11. Левчишин Сергей Николаевич рядовой


12. Матвеев Александр Алексеевич ефрейтор


13. Павлютенков рядовой


14. Рахимкулов Р. Р. рядовой


15. Рустамов Носиржон Умматкулович Узник лагеря, свидетель восстания.


16. Рязанцев Сергей Егорович младший сержант


17. Сабуров Сергей Васильевич лейтенант


18. Сайфутдинов Равиль Мунаварович рядовой


19. Саминь Николай Григорьевич младший сержант


20. Шевченко Николай Иванович водитель грузовика (гражданский), один из предполагаемых руководителей восстания.


21. Шипеев Владимир Иванович рядовой


Кроме того, согласно расследованию В. П. Аляскина, в указанный период в лагере Бадабер могли также находиться Алманов Х., Анпакин А., Габараев К., Духовченко В., Евтухович О., Журавлев Ю., Раджабов Н., Ращупкин А., Швец В., Махмад-Назаров Х. и некоторые другие советские военнопленные.



Охрана лагеря


Согласно документам Генерального штаба ВС СССР, погибло более 120 афганских моджахедов и беженцев, ряд иностранных специалистов (в том числе 6 американских советников), 28 офицеров пакистанских регулярных войск, 13 представителей пакистанских властей. База Бадабер была полностью уничтожена, в результате взрыва арсенала мятежники потеряли 3 установки РСЗО «Град», свыше 2 млн патронов, около 40 орудий, миномётов и пулемётов, около 2 тыс. ракет и снарядов различного типа. Погибла и канцелярия тюрьмы, а с ней и списки узников.


По версии Бурхануддина Раббани погибло всего 20 моджахедов.



Последствия


Инцидент вызвал переполох среди пакистанского руководства и афганских моджахедов. 29 апреля 1985 года генерал Мухаммед Зия-уль-Хак, президент Пакистана, принял решение засекретить всю информацию об инциденте. В период между 29 апреля и 4 мая место событий посетили губернатор Северо-Западной пограничной провинции генерал-лейтенант Фазал-Хак и лично Мухаммед Зия-уль-Хак, имевший тяжёлый и неприятный разговор с лидерами душманов. После этого разговора среди формирований Гульбетдина Хекматияра был распространён его приказ о том, чтобы впредь «шурави» в плен не брать, а при захвате уничтожать на месте».(эта директива распространялась лишь среди отрядов Исламской партии Афганистана, действовала в течение 1985 года и была отменена под давлением американских советников).


Пакистанскими властями был полностью конфискован выпуск пешаварского журнала «Сафир», который рассказывал о восстании в крепости. Однако сообщение о восстании советских пленных поместила популярная левая пакистанская газета «Муслим». Эту новость затем распространили западные СМИ.


28 апреля 1985 года советское руководство также представило себе масштабы случившегося:


Согласно данным аэрокосмической службы, в СЗПП Пакистана взрывом большой силы разрушен лагерь подготовки моджахедов Бадабера. Размер воронки на снимке, полученном со спутника связи, достигает 80 метров.


— из донесения Центра аэрокосмической службы, 28 апреля 1985 года


Территория лагеря площадью в квадратную милю была покрыта слоем осколков снарядов, ракет и мин, а человеческие останки местные жители находили на расстоянии до 4 миль от места взрыва… В лагере Бадабер содержалось 14-15 советских солдат, двоим из которых удалось остаться в живых после того, как восстание было подавлено…


— из сообщений американского консульства в Пешаваре в госдепартамент США от 28 и 29 апреля 1985 года


9 мая 1985 года посольство СССР в Исламабаде посетил представитель Международного Красного Креста Девид Деланранц и подтвердил факт вооружённого восстания в лагере Бадабер.


11 мая 1985 года советский посол в Исламабаде В. Смирнов вручил президенту Зия-уль-Хаку протест, в котором заявлялось, что «вся полнота ответственности за случившееся возлагается на пакистанскую сторону». С протестом выступил и МИД ДРА. Однако никаких мер против Пакистана со стороны СССР в дальнейшем не было предпринято. Об этом заявлении 15 мая 1985 года со ссылкой на ТАСС сообщила газета «Комсомольская правда».


16 мая 1985 года постоянный представитель ДРА при ООН М. Зариф направил письмо на имя генерального секретаря ООН, которое было распространено в качестве официального документа Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.


Лишь 27 мая 1985 года из материалов агентства печати «Новости» о произошедшем узнала широкая общественность СССР. Смысл сообщения — сугубо политический; в нём не было ни слов соболезнования родственникам, ни восхищения подвигом пленных, ни скорби об их трагической судьбе. Их гибель была использована как повод в очередной раз раскритиковать администрацию Р. Рейгана.



Память


До 1991 года власти Пакистана отвечали на все запросы об инциденте отрицательно, ссылаясь на неосведомлённость. Они настаивали на том, что на их территории нет и не было советских военнопленных. Согласно Юсуфу Мухаммеду, офицеру пакистанской разведки (англ. Inter-Services Intelligence), инцидент «мог бы мгновенно выйти из-под контроля или привести к международной конфронтации».


Впервые официальный представитель Исламабада признал факт гибели в Бадабере советских военнослужащих в беседе с представителем российского посольства в декабре 1991 года. Это признание последовало лишь после того, как факт их участия в восстании ранее подтвердил Б. Раббани. В начале 1992 года заместитель министра иностранных дел Пакистана Шахрияр Хан официально сообщил имена шести участников восстания в Бадабере.


8 февраля 2003 года Указом Президента Украины «за личное мужество и героизм, проявленные при выполнении военного, служебного, гражданского долга» младший сержант Сергей Коршенко был награждён орденом «За мужество» 3-й степени (посмертно), а младший сержант Николай Саминь Указом президента Казахстана — орденом «Айбын» («Доблесть») 3-й степени («за отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, а также за подвиги, совершённые при защите интересов государства», посмертно).


Неоднократные обращения к российскому руководству с целью увековечивания памяти павших воинов и посмертного представления их к государственным наградам не нашли положительного отклика[8]. В 2003 году наградной отдел Минобороны России сообщил Комитету по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ, что процедура награждения за выполнение интернационального долга завершена в июле 1991 года на основании директивы заместителя министра обороны СССР по кадрам. В 2004 году Комитету также было дополнительно разъяснено:


Минобороны не обладает информацией, которая раскрывала бы истинную картину трагических событий, происшедших в апреле 1985 года в лагере афганских беженцев Бадабера. Имеющиеся же отрывочные данные являются противоречивыми… В настоящее время, по прошествии 20 лет, трудно объективно оценивать те события и конкретные личные заслуги их участников…


По мнению В. П. Аляскина, такая позиция российского руководства в этом вопросе выглядит весьма неоднозначно, поскольку не менее 10 человек из приведённого списка участников восстания призывались на военную службу с территории Российской Федерации.



http://nnm.me/blogs/rus001/26-aprelya-1985-goda-vosstanie-so...