1969 год: цунами на Кубанском побережье.

В том далеком уже октябре 1969 года на всем протяжении Кубанского побережья Азовского моря несколько дней дул сильный, тягучий юго-восточный ветер, именуемый у рыбаков «низовкой»


Море на участке от Ясенской косы в Приморско-Ахтарском районе до Керченского пролива отступило, уровень воды в прибрежной зоне упал почти на метр. В ночь на 28 октября ветер резко сменил свое направление. Задул сильный северо-западный ветер, называемый местным населением «майстра». Скорость ветра достигала 35-40 метров в секунду.


Под давлением воздушных масс северо-западного ветра, скопившиеся в результате длительного нагона в северной части Азовского моря миллионы кубов морской воды устремились с северо-западной части моря в сторону берегов Кубани. Сформировавшийся фронт ударной нагонной волны шириной несколько сотен километров и высотой до четырех метров, пересек Азовское море и в ночь с 28 на 29 октября обрушился на восточное побережье. Эпицентр стихии пришелся на прибрежные территории Темрюкского, Славянского и Приморско-Ахтарского районов Краснодарского края.


Нагонная волна полностью уничтожила рыбацкие поселки Чайкино, Вербеная, Перекопка, Ачуево, разрушила Темрюкский морской порт, судоремонтный завод, цеха Темрюкского консервного завода, рыболовецкие станы, расположенные на Вербенской косе. Пострадали объекты курортной застройки в станице Голубицкая и поселке Пересыпь. Была подтоплена прибрежная полоса суши и пресноводных лиманов шириной 10-12 километров, а между Темрюком и Ачуево море раздвинуло свои границы на 20-25 километров. Нагонная волна распространилась по рукавам, протокам и основному руслу реки Кубань на 70 километров, подтопив города Темрюк, Приморско-Ахтарск, Славянск-на-Кубани, приазовские станицы и хутора. Транспортная артерия между Краснодарским краем и Крымом - коса Чушка - полностью ушла под воду. Сильнейшим штормом с нагоном размыло автомобильную дорогу и разрушило полотно железной дороги.

1969 год: цунами на Кубанском побережье. Кубань, Природные катаклизмы, Наводнение, Азовское море, Длиннопост

Не подлежит оценке тот ущерб, который в одночасье нанесла стихия: погибли сотни людей, тысячи остались без крова, была уничтожена целая отрасль экономики прибрежных районов - рыболовство. Экономические потери, понесенные прибрежными территориями края, оценивались в сотни миллионов советских рублей.


Вся страна участвовала в восстановлении разрушенного стихией народного хозяйства. По горячим следам были определены зоны затопления, в которых запрещалось любое строительство жилья и производственных объектов. Людей, проживающих в опасных зонах, переселили. Были востановлены морской порт в Темрюке, цеха переработки рыбной продукции консервного завода, станы рыболовецких бригад и другие производственные и транспортные объекты. Всесоюзный институт ГИПРОГОР спроектировал дамбу, которая должна была в дальнейшем защитить побережье и прибрежные территории от разрушения и затопления. По горячим следам кинематографист Наталья Величко сняла художественный фильм «Ураган», в котором было показано, как советские люди героически борются со стихией.


Исторические материалы и гидрологические наблюдения говорят о том, что подобные катастрофические наводнения, связанные с нагонной волной, бывают на этом участке побережье не реже двух раз за сто лет. Катастрофе 1969 года предшествовали не менее значимые трагические события на Восточном побережье Азовского моря в марте 1914 года. Тогда стихия только на Ачуевской косе унесла жизни около тысячи человек, разрушив до основания рыбацкий поселок, насчитывающий 380 домовладений. Исторические хроники сохранили описание ужасных по своим последствиям наводнений в 1892 году, в марте 1843 года, в январе 1801 года. В военные хроники попало наводнение, случившееся в сентябре 1739 году и застигшее в походе 30-тысячное русское войско, двигающееся по побережью от Азова к Ачуеву.


Прошли годы, те трагические события кажутся нам далекими и нереальными. Снят с проката художественный фильм «Ураган». Пылятся где-то в хранилищах института ГИПРОГОР чертежи и проектная документация так и не построенной защитной дамбы, которая должна была спасти и порт, и город Темрюк, и выросший за прошедшие годы курорт в станице Голубицкая от наводнения. Время неумолимо приближает нас к тем возможным трагическим событиям, которые, как показывает история, неизбежны.


Что изменилось за прошедшие годы и готовы ли мы встретиться со стихией сегодня. К сожалению нужно константировать, что теперь ситуация еще сложнее, чем осенью 1969 года.


Изменение климата,  вызвало повышение уровня Азовского моря, увеличение количества водяных паров в атмосфере и среднегодовое колличество осадков, изменило привычное для данного региона движение масс атмосферного воздуха. Как следствие за последние 8-10 лет на побережье Темрюкского залива исчезли природные волногасящие пляжи. В 1969 году в районе Темрюкского порта и поселка Чайкино и на всем протяжении Темрюкского залива существовали до 500 метров шириной песчано-ракушечниковые морские пляжи. Именно они первыми встетили удар стихии и частично погасили энергию волны. Сегодня на их помощь расчитывать не приходится и последствия от удара нагонной волны будут еще серьезней.


Последние 15 лет при попустительстве местной власти идет интенсивная застройка зон возможного затопления. В настоящее время участки побережья, находящиеся в эпицентре трагедии 1969 года от Глухого канала в порту Темрюк до Высокого берега в станице Голубицкая и Ахтанизовская пересыпь, представляют собой сплошную курортную застройку с круглогодичными пансионатами, дельфинариями, аквапарками и другими прелестями курортной жизни. Не обойден вниманием этот участок побережья и у сильных мира сего.


Страшную опасность представляет для окружающей среды и Темрюкский морской порт в том виде, в котором он находится сегодня. В прошлом это рыбный порт, где обслуживались рыболовецкие траулеры. Никакая перевалка грузов в порту не осуществлялась. Отсутствовали даже портальные краны. Поэтому и урон прибрежной экосистеме при разрушении порта в октябре 1969 года был нанесен минимальный. Сегодня здесь переваливают более миллиона тонн различных грузов от углеводородов до токсичного химического сырья. На причалах открытым способом хранятся десятки тысяч тонн угля, химических удобрений. Все это бомба замедленого действия, которая способна в одночасье разрушить экосистему всего Кубанского Приазовья. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» предусматривает и дальнейшее развитие морского порта Темрюк. Однако в планах развития порта не говорится о строительстве берегозащитных сооружений, которые могли бы защитить порт от нагонной волны.


Целью данной статьи является не попытка испугать население и, тем более, остановить промышленное и курортное развитие прибрежных районов Азовского моря. Смоделировав вероятное повторение трагедии на реалиях сегоднешнего дня, убедить власть в необходимости направлять средства на инженерную защиту прибрежных территорий.


Автор статьи Георгий Ивашков, генеральный директор ОАО «Азово-Черноморская региональная контрольно-эксплуатационная служба»

https://kuban.mk.ru/article/2014/03/25/1003566-zabyityie-tra...

(с.) МК-Краснодар

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку