20

12 минут Леонова

Выход в открытый космос. Работа или просто прогулка космонавта в

космическом пространстве. У профессионалов он так и называется, ВКД – Внекорабельная деятельность.

Первый выход в открытый космос был подготовлен специалистами ОКБ-1, ныне это Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени Сергея Павловича Королёва. Выход бы совершён космонавтом Алексеем Леоновым. 55 лет назад, 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2», который был специально оборудован для этого полёта специальной надувной шлюзовой камерой, Алексей Леонов открыв люк и сделал шаг в пустоту космического пространства. За этим событием следила вся страна. Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики.

Документальный проект видеостудии РКК "Энергия" основанный на воспоминаниях самого Алексея Архиповича Леонова.

Дубликаты не найдены

Похожие посты
45

Самые Мощные Магниты во Вселенной. Что Происходит в центре Галактики? | Магнетар

1 новость

С помощью 4-метрового телескопа в Чили ученые обнаружили более 100 новых малых планет за Нептуном

Dark Energy Survey (DES) – проект, в рамках которого и было сделано открытие, - использует 4-метровый телескоп, расположенный в Чили. DES официально начал свою работу в августе 2013 года и завершил свою последнюю сессию наблюдений 9 января 2019 года.


Целью Dark Energy Survey является понимание природы темной энергии путем получения высокоточных изображений южного неба. Хотя DES не был специально разработан для обнаружения так называемых транснептуновых объектов, его характеристики позволили использовать его в этих целях.

Транснептуновый объект (ТНО) — это небесное тело Солнечной системы, которое обращается по орбите вокруг Солнца, и у которого среднее расстояние до Солнца больше, чем у Нептуна (30 а.е.).

Для обнаружения ТНО исследователям пришлось разработать новый способ отслеживания движения. Измерения проводились каждый час или два, что позволило исследователям легче отслеживать перемещения объектов.

Благодаря этому методу, исследователи нашли 316 транснептуновых объектов, 139 из которых ранее были неизвестны.

Плутон - самый известный TНО и находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, то есть на расстоянии 40 а.е. TНО, обнаруженные с использованием данных DES, находятся на расстоянии 30 - 90 а.е.

Исследование также описывает новый подход к поиску объектов подобного типа и может помочь в будущем поиске Планеты Девять - гипотетической планеты размером с Нептун, которая, как считается, существует за пределами Плутона, а также других, пока необнаруженных планет.

Теперь, когда завершена очередная сессия наблюдений, исследователи повторно проводят анализ всего массива данных DES, на этот раз с более низким порогом обнаружения объектов. Это означает, что в ближайшем будущем очень вероятно, исследователи обнаружат до 500 ТНО.

Каталог ТНО также будет полезным научным инструментом для исследований солнечной системы. 

Источники: https://iopscience.iop.org/article/10.3847/1538-4365/ab6bd8

https://arxiv.org/pdf/1909.01478.pdf

https://phys.org/news/2020-03-minor-planets-neptune.html




2 новость

Новый анализ состава грунта Луны ставит под сомнение современное представление об ее формировании

На основании предыдущих исследований ученые разработали гипотезу, что Луна была сформирована из обломков от столкновения ранней Земли с протопланетой Тейя. Исследование образцов лунного грунта миссий Аполлон, показало почти идентичный состав изотопов кислорода Земли и Луны.

Гипотеза о столкновении хорошо объясняет эти данные, однако трудно с ее помощью прийти к единому выводу: либо Тейя и Земля изначально имели похожий изотопный состав по кислороду, что маловероятно, либо произошло их полное смешение при ударе, что также вызывает сомнения.

Ученые из Университета Нью-Мексико предположили, что глубокие слои лунной мантии, должны быть наиболее близки по составу Тейе. Были проведены высокоточные измерения изотопного состава кислорода ряда лунных образцов. Среди них были базальты, высокогорные анортозиты, нориты и вулканическое стекло - нераскристаллизовавшийся продукт быстро остывшей лавы.

Исследователи обнаружили различия в изотопном составе по кислороду в зависимости от типа исследуемой породы. Это может быть связано с различной степенью смешения пород Земли и Тейи в результате столкновения. Изотопы кислорода из образцов, взятых из глубоких слоев лунной мантии, наиболее отличались от изотопов кислорода Земли. Таким образом, можно предположить, что состав этих образцов наиболее соответствует составу Тейи.

На основании полученных данных, ученые предполагают, что Тейя образовалась дальше от Солнца, а также, что во время столкновения, состав Тейи не был потерян из-за смешения пород. Помимо этого, исследование может помочь в понимании того, как сформировалась наша Луна.

 Источники: https://www.nature.com/articles/s41561-020-0550-0

https://www.sciencedaily.com/releases/2020/03/200310164742.h...

https://phys.org/news/2020-03-earth-moon-identical-oxygen-tw...


3 новость

Группа ученых разработала новую и беспрецедентно детальную компьютерную модель, которая может объяснить происхождение магнетаров. Работа открывает новые возможности для понимания самых мощных и самых ярких взрывов звезд.

Магнетар или магнитар — нейтронная звезда, обладающая исключительно сильным магнитным полем. Более подробно о магнитарах Вы можете узнать из другого нашего видео. Ссылка на него, также как и на все источники, будет в описании.

Теоретически существование магнетаров было предсказано в 1992 году, а первое свидетельство их реального существования было получено в 1998 году. При этом, происхождение магнетаров до сих пор остается неясным.

Нейтронные звезды, к которым относятся и магнитары - это компактные объекты, содержащие от одной до двух солнечных масс с радиусом всего около 10-20 км. Магнитары отличаются излучением рентгеновских и гамма-лучей. Энергия, которая необходима для этого, по-видимому, связана с их чрезвычайно сильным магнитным полем. Исходя из этого ученые предполагают, что магнитары должны вращаться намного быстрее и иметь магнитное поле в 1000 раз сильнее по сравнению с обычными нейтронными звездами. Однако, откуда берутся магнитары?

В недрах звезд происходят термоядерные реакции с превращением водорода во все более тяжелые элементы вплоть до железа. Тяжелые элементы остаются в ядре, тогда как во внешних слоях продолжаются реакции с самыми легкими химическими элементами.

Силы гравитации звезды постоянно возрастают, и когда у звезды заканчивается водородное топливо, она начинает расширяться. Звезды с массой намного больше солнечной заканчивают свою эволюцию грандиозным взрывом сверхновой. При этом, на ядро действуют огромные силы сжатия, разрушающие сами атомы, заставляя электроны сходить с орбит вокруг центра атома, вдавливаться в протоны и таким образом образовывать нейтроны. В результате получается сверхплотное вещество, состоящее не из атомов, а из одних тесно упакованных нейтронов. Так рождается нейтронная звезда. Больше информации Вы можете получить из других наших роликов.

Некоторые теории предполагают, что магнетары могут «наследовать» магнитные поля от своих звезд-предшественников. Однако, очень сильные магнитные поля в звездах могут замедлять вращение звездного ядра. Таким образом, получившиеся нейтронные звезды вращались бы медленно.

Международная группа ученых предложила другую модель. По их теории магнитные поля присущие магнитарам могут быть вызваны самим процессом формирования нейтронной звезды.

В первые несколько секунд после коллапса звездного ядра – то есть быстрого сжатия и распада звезды под действием собственной силы тяготения, новорожденная горячая нейтронная звезда остывает, испуская нейтрино – элементарные нейтральные частицы с очень маленькой массой. Охлаждение вызывает сильные внутренние потоки массы, похожие на пузырьки кипящей воды в кастрюле. Такие перемещения звездного вещества, могут привести к усилению любого ранее существовавшего слабого магнитного поля. Этот механизм усиления поля работает, например, в жидком железном ядре Земли или в конвективной оболочке Солнца, что это значит? По мере приближения к поверхности Солнца температура быстро уменьшается. В результате происходит конвекция - перемешивание вещества и перенос энергии к поверхности светила самим веществом.

Чтобы проверить теорию, команда исследователей использовала суперкомпьютер Французского национального вычислительного центра для того, чтобы смоделировать конвекцию новорожденной нейтронной звезды. На основании нового подхода ученые обнаружили, что слабые для начала магнитные поля могут быть усилены до огромных значений (1016 Гаусс) при достаточно быстрых периодах вращения

На моделях, полученных учеными видно, что периоды вращения, меньше 8 миллисекунд, обеспечивают более сильный эффект усиление поля, чем более медленное вращение.

Помимо того, что это исследование проливает свет на образование магнетаров, эти результаты помогают в понимании самых мощных и самых ярких взрывов массивных звезд. К примеру, излучение сверхсветовых сверхновых больше в сотни раз, чем у обычных сверхновых, а гиперновые имеют в 10 раз большую кинетическую энергию и периодически связаны с гамма-всплеском продолжительностью в несколько десятков секунд. Подобные взрывы должны иметь свои уникальные процессы для получения настолько большого количества энергии из ядра звезды.

Так называемый сценарий «миллисекундный магнитар» в настоящее время является одной из наиболее многообещающих моделей для подобных исключительных явлений. В соответствии с данной моделью быстрое вращение нейтронной звезды является дополнительным источником энергии, который увеличивает мощность взрыва. Необходимый эффект может быть достигнут при напряженности поля около 1015 Гаусс, что очень похоже на значения рассчитанные для эффекта усиления поля звезды при миллисекундном периоде вращения.

До сих пор главным недостатком миллисекундного магнетарного сценария было предположение о наличии специального магнитного поля, не зависящего от скорости вращения нейтронной звезды. Результаты, полученные в ходе данного исследования, обеспечивают теоретическую поддержку модели, которая прежде отсутствовала, и таким образом магнитное полез данной звезды зависит от скорости вращения.

Исследование было опубликовано в журнале Science Advances, все ссылки на источники будут в описании.

 Источники:https://advances.sciencemag.org/content/6/11/eaay2732

https://phys.org/news/2020-03-theory-magnetar-formation.html

https://in-space.ru/astrofiziki-vyyasnili-otkuda-berutsya-mo...


4 новость

Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути увеличивает свою активность по непонятным пока причинам

В центре нашей галактики находится сверхмассивная черная дыра Стрелец А*. По сравнению с другими подобными объектами она, не отличается особой активностью. Однако, со временем мощность вспышек, выбрасываемых материей, которая падает в недра черной дыры, становится все выше.

Астрофизик из Льежского университета и его коллеги из Бельгии и Франции проанализировали рентгеновское излучение черной дыры с 1999 по 2015 года. За этот период времени было зарегистрировано 107 вспышек, причем с 2014-го года их интенсивность начала увеличиваться.

В своей новой работе, ученые исследовали данные с 2016 по 2018 года. За это время было обнаружено еще 14 рентгеновских вспышек. Любопытно, что мощность и количество самых слабых вспышек почти не изменились, в то время как самые яркие стали мощнее и чаще. Увеличение активности обнаруживается и в ближнем инфракрасном диапазоне.

По предварительным данным за 2019 год было зарегистрировано 4 яркие вспышки, что является беспрецедентным за такой короткий период времени. Дополнительные данные помогут лучше разобраться в том, что же происходит возле Стрельца А*.

Дальнейшие исследования по мнению ученых поможет подтвердить все нарастающую с 2014 активность черной дыры и выяснить, что стало ее причиной?

Исследование было принято к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.
Источники: https://arxiv.org/abs/2003.06191

https://curiosmos.com/black-hole-at-the-center-of-the-galaxy...

Показать полностью
88

OSIRIS-REx ПОЛУЧИЛ ДЕТАЛЬНЫЕ СНИМКИ АСТЕРОИДА БЕННУ

Астрономы опубликовали в открытом доступе самую детальную карту поверхности астероида Бенну, которая была составлена из снимков межпланетной станции OSIRIS-REx. На ней различимы объекты размером до 5 сантиметров, сообщается на сайте миссии.


Бенну представляет собой 500-метровый околоземный астероид из группы Аполлонов, который был открыт в 2013 году и назван в честь птицы из древнеегипетской мифологии. Он имеет среднюю плотность около 1190 килограммов на кубический метр, что позволяет отнести его к классу объектов типа «кучи щебня», и считается одним из самых темных малых тел Солнечной системы. С конца декабря 2018 года его исследует автоматическая межпланетная станция OSIRIS-REx, которая в конце августа этого года соберет несколько сотен граммов грунта с его поверхности и доставит капсулу с ним к Земле к сентябрю 2023 года.

216

Рассекречены документы о первом выходе человека в открытый космос

Госкорпорация «Роскосмос» рассекретила документы о реализации программы первого в мире выхода человека в открытый космос.

«18 марта 1965 года свершилось событие, имеющее важное общецивилизационное значение: впервые в мире человек покинул пределы кабины космического аппарата и вышел в открытое космическое пространство», — сказано на сайте «Роскосмоса».


В документах содержатся подписи и пометки, которые своими руками делали главный конструктор ОКБ-1 (сейчас Ракетно-космическая корпорация «Энергия») Сергей Королев, председатель Государственной комиссии Георгий Тюлин, а также представители руководства страны и другие деятели советской науки и промышленности.


Также в числе рассекреченных документов есть стенограмма послеполетных докладов командира корабля «Восход-2» Павла Беляева и летчика-космонавта Алексея Леонова, бортовой журнал корабля и многие другие материалы.


Информации очень много, читайте на сайте Роскосмоса

Рассекречены документы о первом выходе человека в открытый космос Роскосмос, Космос, Алексей Леонов, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Рассекречены документы о первом выходе человека в открытый космос Роскосмос, Космос, Алексей Леонов, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Рассекречены документы о первом выходе человека в открытый космос Роскосмос, Космос, Алексей Леонов, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Рассекречены документы о первом выходе человека в открытый космос Роскосмос, Космос, Алексей Леонов, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Рассекречены документы о первом выходе человека в открытый космос Роскосмос, Космос, Алексей Леонов, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Показать полностью 3
1739

Ответ на пост «В Оренбурге здание с Музеем космонавтики передадут РПЦ» 

Возможно, я не прав и оскорблю чьи-то чувства, но искренне считаю, что давно пора создать свою религиозную организацию. Допустим: Светское движение. И зарегистрировать её должным образом, как того требует законодательство России.

Согласно российскому законодательству, религиозное движение должно иметь следующие признаки:

- вероисповедание;

Светское движение может верить в науку.

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

Богослужением может являться любое занятие настоящей наукой: биология, химия, языкознание - что угодно. Учишь что-нибудь по учебнику, значит занимаешься в том или ином виде наукой - служишь науке.

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Обучать этой "религии" могут в храмах: ВУЗах, школах, музеях научных побед человечества. Под "обучением религии" и "религиозным воспитанием" можно представить получение нормального светского образования, которое при желании (исключительно) верующего, может включать элементы изучения любых других религий (как часть психологии, это же про то, что у людей в головах).

Символ веры тоже выбрать любой можно, хоть E=mc2

Хотите человекоподобного "бога"? Да, пожалуйста: вот вам Эйнштейн, Ньютон и целый сонм людей, которые своей научной деятельностью дали человечеству реальные знания о вселенной. Хотите управляющую организацию? Легко: РАН есть.

Ведь, если РПЦ в виде Русской Пастафарианской Церкви или Русской Пиратской Церкви существует, то чем плохо обычное Светское мировоззрение?

Теоретически, по российскому законодательству все религии равны, и РПЦ не сможет отнимать религиозные здания у другой религиозной организации. Такому мировоззрению будут не просто обязаны обучать в школах, как вариант атеизма, а именно как религиозное образование, скажем вместо часа веры в Христа или ещё кого, будет час математики, физики, истории. Любой реальной науки, по принятому РАН учебнику.

Я, конечно, понимаю, что это всё невозможно, но помечтать не вредно.

214

Открыта первая «однобокая» пульсирующая звезда

Большинству звезд свойственны пульсации, которые изучает астросейсмология. Обычно они вызваны внутренними причинами, но бывают и более интересные случаи. Например, в новой работе астрономы обнаружили двойную звезду, в которой одно светило пульсирует вдоль соединяющей компоненты оси. Более того, такие колебания в одном полушарии оказываются гораздо сильнее, чем на противоположном. Пока что это уникальный объект, но он может стать прототипом нового типа переменных звезд.

http://short.nplus1.ru/MqVaQOJOZH8

Открыта первая «однобокая» пульсирующая звезда Наука, Новости, Астрономия, Космос, Звёзды, Гифка
45

Полярная звезда и галактика 2MASX J02341709+8920469, фото в любительский телескоп :)

Полярная звезда и галактика 2MASX J02341709+8920469, фото в любительский телескоп :) Полярная звезда, Космос, Телескоп, Фотография, Астрономия, Наука, Звезда

Если взять телескоп , и посмотреть на небо вооруженным глазом,  то мы уже видим не одну звездочку , а пять ,  а иногда  даже шесть :)  Но если  мы добавим  к телескопу астро камеру  , и  зарядим выдержку  побольше ,  то начинают  вылезать  такие крохотные  "зверушки" , которые простым глазом  даже в телескоп никогда не увидеть . Одна из таких галактик  внезапно проявилась у меня на одном из тестовых снимков Полярной звезды. Галактика 2MASX J02341709+8920469 ,  данных о которой так мало, что  я очень долго  пытался понять, что  же вообще  такое я заснял :) Снимок сделан мной в городе Тамбов,  примерно неделю назад в 250 мм телескоп . Выдержка 15 секунд,  серия из  20 кадров сложенная в один. Полярная звезда на такой выдержке выглядит пугающе :)  Как же далеко шагнула любительская астрофотография , и технологии съемки, что из среднего  по размерам  провинциального города России,  можно  вылавливать  в небольшой телескоп  такие вот  объекты . удаленные  на колоссальные расстояния,  под миллиард световых лет :)

1001

Сфера Дайсона

Сфера Дайсона Dyson, Наука, Космос, Seti, Гифка, Длиннопост

«Сфера Дайсона» - оболочка для сбора энергии звезды - самый масштабный технический проект любой цивилизации.


Идея "сферы" была предложена физиком Фриманом Дайсоном в 1960 году [1]. Фриман Дайсон умер в прошлую пятницу 28 февраля 2020 года в возрасте 97 лет.


Дайсон был выдающимся физиком в области квантовой механики. Кстати, оказалось, что у меня с Дайсоном были общие друзья, которые рассказали, что уже в 21 веке начал учить русский язык, чтобы читать в оригинале работы математика Александра Михайловича Виноградова [2].


В 1960м, когда Дайсон писал про "сферу", люди ещё не задумывались о ресурсах. Это уже в 70х после подорожания нефти во время "Войны Судного Дня" начали экономить бумагу, выключать свет и спрашивать «а сколько ваша машина жрет бензина?» А в 60х бензин был по 10 копеек за литр и начал летать Ту-144...


Следствием роста цивилизации потребления должен был стать дефицит энергии и Дайсон предположил, что для максимального использования энергии центральной звезды цивилизация будет вынуждена окружить звезду и обитаемую планету непрозрачной сферой. Сфера будет поглощать свет звезды, преобразовывать его в энергию и направлять потребителям. Огромное количество вещества, необходимого для создания такой сферы предполагалось брать из необитаемых планет. По оценкам, для сферы Дайсона вокруг орбиты Земли маленького Меркурия могло и не хватить, зато Юпитера - с избытком. Заниматься разборкой ненужных планет и строительством сферы Дайсона должны были роботы-автоматы.

Сфера Дайсона Dyson, Наука, Космос, Seti, Гифка, Длиннопост

Лобовой вариант - твёрдая сфера вокруг звезды, между орбитами Марса и Земли - маловероятен. Сфера была бы уязвима для ударов астероидов и метеоритов.

Сфера Дайсона Dyson, Наука, Космос, Seti, Гифка, Длиннопост

Более реалистично смотрится вариант с большим количеством спутников, напоминающий проект космического интернета Илона Маска. Но в этом случае неизбежны возмущения орбит спутников, изменение их траекторий, столкновения, космический мусор и прочее. Кроме того, будет происходить утилизация только малой части излучения звёзды.

Сфера Дайсона Dyson, Наука, Космос, Seti, Гифка, Длиннопост

Наиболее красивый вариант - космические паруса, отражающие свет с подвешенными к ним приемниками-передатчиками энергии. Такие паруса создадут оболочку вокруг Солнца, световое давление на которую уравновесится силой притяжения Солнца. Энергия, отражаемая космическими парусами, проецируется на приемники энергии, подвешенные к парусам, и направляется на родную планету. Сейчас в качестве материала для таких парусов рассматривается лёгкий и прочный графен.

Сфера Дайсона Dyson, Наука, Космос, Seti, Гифка, Длиннопост

Сам Дайсон не предлагал создавать сферу имени себя, и, кстати, вообще просил не называть идею «сферой Дайсона». Концепцию «Сферы Дайсона» он предложил только для поиска инопланетных цивилизаций.


Сфера Дайсона не излучала бы в видимом- или радиодиапазоне, но давала бы мощное инфракрасное излучение.


Поиск источников мощного точечного инфракрасного излучения во Вселенной - один из вариантов поиска внеземных цивилизаций. В 2015 и 2016 добровольцы, обрабатывающие данные космического телескопа «Кеплер» находили звёзды, похожие на сферу Дайсона, но проверка это не подтвердила [3].


Лично на меня концепция сферы Дайсона действует угнетающе. Как представлю себе Солнце, закрытое оболочкой, сделанной из развалин Юпитера, так делается тошно от объема выполненных работ и итоговой беспросветности.

Сфера Дайсона Dyson, Наука, Космос, Seti, Гифка, Длиннопост

Сейчас иногда рассматривают варианты сферы Дайсона для решения энергетических проблема человечества (см. например, работы Джорджа Дворского [4] и критику этих работ [5]).


У Дайсона был другой глобальный проект, которым он руководил - космический корабль, летающий на атомных бомбах. Об этом проекте: Путь к звёздам: ядерный межзвёздный корабль «Орион»



ЛИТЕРАТУРА:

1. Freemann J. Dyson. Search for Artificial Stellar Sources of Infra-Red Radiation (англ.) // Science : journal. — 1960. — Vol. 131, no. 3414. — P. 1667—1668. — doi:10.1126/science.131.3414.1667. — Bibcode: 1960Sci...131.1667D. — PMID 17780673.


2. Математика нелинейного мира Беседа А. М. Виноградова и Александра Гордон: Текст и видео


3. "The Most Mysterious Star in Our Galaxy" ROSS ANDERSEN OCTOBER 13, 2015 The Atlantic.


4. ”How to build a Dyson sphere in five (relatively) easy steps” George Dvorsky Mar 29, 2012 Sentient Developments


5. «Destroying Mercury To Build A Dyson Sphere Is A Bad Idea» by Alex Knapp Forbes Apr 3, 2012

Сфера Дайсона Dyson, Наука, Космос, Seti, Гифка, Длиннопост
Показать полностью 6
154

Секретная "Заря"

Тридцать пять лет назад, 27 января 1985 года, вышло секретное правительственное постановление, в котором Научно-производственному объединению «Энергия» предписывалось сконструировать и построить орбитальный корабль нового типа, получивший обозначение 14Ф70 и красивое имя «Заря». Заложенные в проект требования к кораблю были словно взяты из фантастических романов: он мог стать настоящим чудом техники, закрепив космическое лидерство СССР на десятилетия вперёд.

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост

Комплекс «Мир»


На последнем этапе развития советской космонавтики приоритетным направлением стало строительство долговременных орбитальных станций (ДОС). Чтобы расширить возможности эксплуатации, их предлагалось собирать из блоков, доставляемых один за другим.

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Базовый блок комплекса «Мир» с модулем «Квант» и кораблём «Союз ТМ-4» в полёте; декабрь 1987 года. РКК «Энергия»

В начале 70-х годов на этом принципе под руководством Василия Павловича Мишина прорабатывался Многоцелевой орбитальный комплекс 19К (МОК). Его основным элементом должна была стать 70-тонная база, которую собирались выводить на солнечно-синхронную орбиту наклонением 97,5° сверхтяжёлой ракетой-носителем Н-1 (11А52). Затем на близкие орбиты стартовали бы «самоходные» модули, сконструированные на основе кораблей «Союз». Они могли причаливать к базе для решения тех или иных задач. К сожалению, программа создания ракеты провалилась, и в мае 1974 года Валентин Петрович Глушко, назначенный руководителем Научно-производственного объединения (НПО) «Энергия», закрыл проекты Н-1 и МОК.


В качестве альтернативы рассматривалась станция, состоящая из блоков типа 17К («Салют»). В начале 1976 года НПО «Энергия» выпустило Техническое предложение по созданию ДОС №7 и №8. Основами должны были стать базовые блоки 17КС №12701 и 17КС №12801. На них планировалось установить по два осевых стыковочных узла для кораблей «Союз-Т» и «Прогресс», а на малом диаметре рабочего отсека — два боковых стыковочных узла для целевых модулей, взятых из проекта МОК. Обе станции планировали собирать на орбитах наклонением 65° с обзором территории СССР, что потребовало разработки более грузоподъёмной ракеты «Союз-У2» и модификации пассажирского корабля до варианта «Союз ТМ».


В 1979 году НПО «Энергия» было перегружено выполнением большого количества заказов, поэтому пришлось призвать на помощь специалистов Конструкторского бюро «Салют», которые значительно пересмотрели проект ДОС. После длительного периода согласований началась непосредственная проработка модульной станции, однако она постоянно пробуксовывала, ведь в то же время деятельность по созданию ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» входила в наиболее напряжённый период. В начале 1984 года выяснилось, что уложиться в директивные сроки по «Бурану» невозможно, поэтому правительство приняло решение: срочно доделать ДОС №7 и запустить её к дню открытия XXVII съезда КПСС.


В ночь с 19 на 20 февраля 1986 года ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту базовый блок комплекса, который получил официальное название «Мир». 15 марта к нему пристыковался первый корабль — «Союз Т-15» с космонавтами Леонидом Денисовичем Кизимом и Владимиром Алексеевичем Соловьёвым на борту. Многолетняя орбитальная эпопея началась.


Универсальный корабль


Базовый блок 17КС №12801 предполагали использовать в качестве «дублёра», если бы произошла авария при запуске в феврале. Но специалисты рассчитывали на лучшее, поэтому ещё в 1984 году приступили к проработке на его основе проекта Орбитального сборочно-эксплуатационного центра (ОСЭЦ).


Задачами ОСЭЦ были определены монтаж и развёртывание крупногабаритных конструкций, а, кроме того, обслуживание спутников, включая их ремонт! Орбитальный центр должен был обладать разветвлённой инфраструктурой: заправочными станциями, стапелями, буксирами. В качестве первого этапа предлагалось, начиная с августа 1993 года, собрать в космосе комплекс 180ГК («Мир-2»).

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Один из вариантов орбитального комплекса «Мир-2». РКК «Энергия»

Возможности кораблей «Союз» и «Прогресс» явно не соответствовали столь амбициозным планам. Применение корабля «Буран» для сборки орбитальных станций оставалось под вопросом. Поэтому сотрудники НПО «Энергия» пришли к выводу: необходимо создать принципиально новый транспортный корабль, способный решать весь спектр задач, которые возникнут при строительстве ОСЭЦ.


Идея универсального многоразового корабля обсуждалась ещё во времена Мишина. Теперь она получила одобрение в рамках постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 января 1985 года.


Корабль «Заря» (7К-СМ, 14Ф70) разрабатывался в 178-м отделе под руководством опытнейшего ветерана предприятия — лётчика-космонавта Константина Петровича Феоктистова. Процесс проектирования лично контролировал Генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин Петрович Глушко.


С самого начала проектанты взялись создать пилотируемый корабль, а затем модификациями приспособить его для выполнения специальных миссий в автономном или совместном с другими космическими аппаратами режимах. Эскизный проект был выпущен в первом квартале 1987 года и защищён на Научно-техническом совете Министерства общего машиностроения. В целом предложенный вариант одобрили, но с замечаниями, которые разработчики учли к маю 1988 года. После этого Главное управление космических средств (ГУКОС) Министерства обороны поддержало проект.


Размерность корабля выбиралась в соответствии с габаритами и энергетикой перспективной ракеты «Зенит-2» (11К77), которая должна была стать штатным носителем «Зари». Кроме того, корабль мог размещаться в грузовом отсеке «Бурана».


В начале разработки корабль массой около 13 т задумывался полностью многоразовым и был одномодульным, то есть строился в виде большого спускаемого аппарата с вертикальной посадкой. В верхней части находились выдвижной стыковочный узел и приборные отсеки, в средней — кабина экипажа, в нижней — тяжёлые агрегаты и посадочные двигатели с топливными баками. Для выхода реактивных струй в лобовом щите располагался открывающийся люк. К тому времени это решение было отработано на возвращаемых аппаратах Транспортного корабля снабжения, но имело ряд недостатков. Для того чтобы при посадке не повредить корабль собственным выхлопом, требовались довольно длинные посадочные опоры. Кроме того, размещение точки приложения тяги ниже центра масс требовало создания мощных органов системы управления. Поэтому был принят иной вариант компоновки. Проектанты убрали двигательный отсек из нижней части и расположили по периферии спускаемого аппарата, получившего название «возвращаемый корабль» (ВК). Связку двигателей разместили вдоль корпуса, обеспечив пересечение векторов тяги выше центра масс и тем самым повысив устойчивость. В верхнем днище отсека, противоположном лобовому щиту, сделали тоннель с люком и иллюминаторы с оптическими визирами для ориентации. Орбитальное маневрирование возложили на отдельную двигательную установку (ДУ), которую с подсистемами вывели в одноразовый навесной отсек (НО), отделяемый перед входом в атмосферу.


Корабль оснащался перспективным андрогинно-периферийным агрегатом АПАС-89, который можно было использовать для стыковки с орбитальным комплексом «Мир» и кораблём «Буран».

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Многоразовый пилотируемый космический корабль «Заря» (7К-СМ, 14Ф70): 1 — возвращаемый корабль, 2 — транспортируемые грузы, 3 — посадочный двигатель, 4 — рабочий отсек, 5 — аэродинамический щиток, 6 — иллюминатор, 7 — звёздный датчик, 8 — катапультное кресло, 9 — пульт управления, 10 — антенна аппаратуры сближения, 11 — агрегатный отсек, 12 — бортовая аппаратура, 13 — двигатели причаливания и ориентации, 14 — лобовой теплозащитный экран-амортизатор, 15 — допплеровский измеритель скорости, 16 — система дозаправки и двигательная установка, 17 — навесной отсек, 18 — система электропитания с электрохимическим генератором, 19 — навесной холодный радиатор. РКК «Энергия»

Габариты корабля в новом варианте составляли: диаметр — 4,1 м, длина — 5 м, масса — 15 т. «Заря» позаимствовала у предшественников ряд технических решений и систем. В частности, возвращаемый корабль по форме выглядел как масштабно увеличенный спускаемый аппарат «Союза». Теплозащитное покрытие боковой поверхности корабля было «плиточным» — того же типа, что и на «Буране».


Наиболее оригинальной частью проекта стала схема приземления. Во время снижения в атмосфере выпускался стабилизирующий парашют относительно небольшой площади. На километровой высоте начинали работать двадцать четыре двигателя. Их сопла располагались под небольшим углом к продольной оси корабля так, чтобы истекающие струи не повредили обшивку. В качестве компонентов топлива применялись высококонцентрированная перекись водорода и керосин. При этом управление спуском осуществляли ещё шестнадцать однокомпонентных (на перекиси) двигателей. Они должны были обеспечивать точность приземления не хуже 2,5 км и перегрузку не более 10 g.

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Посадка возвращаемой части корабля «Заря». РКК «Энергия»

Для повышения безопасности экипажа до набора необходимой статистики полётов нового корабля предусматривалась программа использования проверенных систем аварийного спасения. К примеру, на «Заре» начального этапа собирались установить катапультные кресла, хотя их размещение ограничивало численность экипажа до четырёх человек.


Согласно проекту, возвращаемый корабль мог использоваться до пятидесяти раз (!), что достигалось применением многоразовой теплозащиты и реактивной посадкой, гасившей скорость приземления почти до нуля.


Мечты и реальность


К 1989 году НПО «Энергия» выпустило полный комплект конструкторской документации, после чего на Заводе экспериментального машиностроения (ЗЭМ) можно было начинать изготовление материальной части. В то же время на пусковой установке стартового комплекса «Зенит» космодрома Байконур смонтировали агрегат обслуживания для «Зари».


Круг задач, которые собирались решать с помощью нового многоразового корабля, был вчерне определён. «Заря» могла доставлять экипажи численностью от двух до четырёх (в перспективе — до восьми) человек на орбитальные комплексы «Мир» и «Мир-2», работать в составе комплексов не менее 195 суток (в перспективе — до 270 суток), возить грузы в беспилотном варианте, выполнять операции по спасению экипажей других кораблей, а также совершать автономные полёты в интересах Министерства обороны и Академии наук.


В целом «Заря» представлялась более рациональным вариантом многоразового корабля, ведь доставка сменных экипажей и расходных материалов на орбитальную станцию вовсе не требовала 30-тонной грузоподъёмности «Бурана». Кроме того, «Заря» выводилась на орбиту носителем «Зенит-2», запуск которого был в десятки раз дешевле сверхтяжёлой «Энергии».

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Старт ракеты «Зенит-2» на космодроме Байконур, 9 сентября 1998 года

Несмотря на очевидные достоинства корабля, в 1989 году все работы по нему были свернуты. Официальной причиной такого решения называют «дефицит финансирования», который начал ощущаться в конце 80-х годов: основная часть средств, выделяемых советской космонавтике, уходила на программу «Энергия-Буран». Впрочем, причины закрытия могли быть и другими. Например, известно, что военные заказчики весьма скептически относились к идее реактивного приземления. Оригинальная схема вызывала закономерные вопросы со стороны тех, кто привык к отработанным средствам: парашютам и двигателям мягкой посадки. Работник НПО «Энергия» Сергей Щербак рассказывал, что в числе претензий фигурировала невозможность дублировать работу посадочного устройства «Зари».


Свою роль сыграл и «человеческий фактор». Ветераны предприятия свидетельствуют, что Константин Петрович Феоктистов вступил в серьёзный конфликт с Юрием Павловичем Семёновым, который в 1989 году стал Генеральным конструктором НПО «Энергия». В результате главный идеолог проекта был вынужден уйти на пенсию, что пагубно отразилось на судьбе корабля.


И всё же некоторые технические решения, придуманные для «Зари», пытались использовать в более поздних программах. Например, в 1995 году обсуждался российско-американский проект восьмиместного корабля-спасателя, доставляемого шаттлом на Международную космическую станцию и находящегося в её составе пять лет в постоянной готовности к спуску. Отдельные элементы «Зари» можно найти в российских многоразовых кораблях «Клипер» и «Федерация» (недавно переименованной в «Орла»). Проблема в том, что все эти разработки до сих пор остаются проектами, которые пока не добрались до космоса.

Секретная "Заря" Космос, Заря, Ркк Энергия, Станция мир, Союз, Космонавты, Космонавтика, Длиннопост
Агрегат обслуживания пилотируемых космических кораблей «Заря» и ракета-носитель «Зенит-3Ф» на космодроме Байконур
Источник
Показать полностью 6
168

«Беспрецедентный импульс»

«Беспрецедентный импульс» Ркк Энергия, Ракетостроение, Жрд, Наука и техника, Космос, Длиннопост

Вот и подошел к завершению этап доводочных испытаний двигателя 11д58МФ, где специалистами РКК Энергия, был достигнут самый высокий в мировой практике показатель энергоэффективности и совершенства двигателя — удельного импульса (Напомним, что удельный импульс выражает время, в течение которого двигатель развивает тягу в 1 ньютон 1N = 1кгс/0,102 используя 1кг топлива) для керосинового ЖРД(Жидкостный ракетный двигатель)

«Беспрецедентный импульс» Ркк Энергия, Ракетостроение, Жрд, Наука и техника, Космос, Длиннопост

Тем самым, опередив предыдущего фаворита в гонке за совершенство - РД0124 КБ Хим автоматики(с 3й ступени <Блока И» ракеты-носителя Союз 2.1б) с показателем удельного импульса в 359с


Новая модификация двигателя 11д58МФ в свою очередь, смогла достичь беспрецедентного в мировой практике уровня технического и энергетического совершенства, где показатель удельного импульса в пустоте, достиг невероятных - 372х секунд.


Для сравнения


РД0124 - 359с

РД120 - 355с

Merlin 1D vac+ - 347c

РД 180/191 - 337c

Merlin 1D+ - 321с

РД107А - 320с


11д58МФ( Разгонный блок ДМ03) обладает рядом особенностей, требующих нестандартных подходов к его проектированию. Блоки двигателей малой тяги, работающие на газообразном кислороде и обеспечивающие предстартовый импульс разгонного блока и ориентацию РБ в полёте. Охлаждение камеры осуществляется жидким кислородом без использования внутреннего завесного охлаждения, сопло камеры выполняется с неохлаждаемым насадком с высокой степенью расширения( 1 к 500 / 1:500 ). Эффективность организации рабочего процесса в камере сгорания обеспечивается щелевой смесительной головкой, в которой использована схема смешения компонентов топлива: струя горючего в сносящем потоке окислителя. Основные проектно-конструкторские решения по камере сгорания: использование щелевой смесительной головки двигателя, выполнение геометрии тракта охлаждения с переменными высотой, толщиной и углом наклона ребра к оси камеры, технология изготовления, сборки и пайки смесительной головки и камеры сгорания прошли экспериментальную апробацию. В процессе проектирования ЖРД был определён состав агрегатов пневмогидроавтоматики, блока двигателей малой тяги, автономной системы управления двигателем, подход к выбору которых носит универсальный характер и может быть использован при разработке аналогичных двигателей.


Представляется возможным оценить результаты выполненной работы по созданию двигателя 11Д58МФ.


Камера сгорания


Камера сгорания (КС) двигателя 11Д58МФ обладает следующими особенностями:


—охлаждение камеры осуществляется криогенным кислородом без использования внутреннего завесного охлаждения камеры сгорания (КС) горючим, что позволяет значительно повысить удельный импульс.


- тракт охлаждения образован фрезерованными каналами с переменной высотой, углом наклона к оси и толщиной ребра;


- на дне каналов электроэрозионным способом нанесена искусственная шероховатость с оптимальным профилем;


- на огневую стенку из бронзы БрХЦрТ со стороны продуктов сгорания нанесено хромовое покрытие малой толщины;


- смесительная головка щелевого типа и конструкция в основном заимствуется от двигателя-прототипа 11Д58М;


- профиль сверхзвуковой части сопла выполнен со второй угловой точкой.


При проектировании конструкции тракта охлаждения был проведён комплекс расчётных работ, направленных на обеспечение оптимального теплового состояния огневой стенки камеры сгорания при сохранении приемлемого перепада давления. Была разработана расчётная методика, позволяющая проводить оценку теплового состояния камеры сгорания с учётом особенностей течения криогенного кислорода. При проектировании камеры было принято, что каналы тракта охлаждения должны иметь переменный профиль. Фрезерование каналов, имеющих переменную высоту, угол наклона к оси и толщину ребра, для современных станков с числовым программным управлением (ЧПУ) не представляет сложности. Нанесение искусственной шероховатости, предназначенной для интенсификации теплообмена от огневой стенки к охладителю, является отработанной технологической операцией, хотя и достаточно трудоёмкой.


Соединение бронзовой огневой стенки и стальной наружной оболочки камеры осуществляется высокотемпературной вакуумной пайкой. Этот процесс является одним из самых ответственных при изготовлении камеры, поскольку отклонения от технологического процесса пайки могут приводить к запаям тракта охлаждения. Две из семи изготовленных камер сгорания были изготовлены с запаями одного-двух каналов тракта охлаждения, связанными с отличиями технологии их изготовления от штатной: в сужающейся части камеры сгорания наружная оболочка сопла была сформирована вкладышами. Тем не менее, данные камеры сгорания прошли огневые испытания, во время которых были получены ценные данные по поведению конструкции при наличии дефекта. После перехода к штатной технологии изготовления КС с использованием развальцовки сверхзвуковой части сопла последующие камеры сгорания не имели дефектов, связанных с запаями тракта охлаждения.


Эффективность рабочего процесса в камере сгорания зависит от качества распыла и смешения компонентов топлива, обеспечиваемого смесительной головкой. Принцип работы щелевой смесительной головки основан на смешении и горении струй горючего в сносящем потоке окислительного газа, что обеспечивает более высокую равномерность поля температур по сравнению с форсуночными головками (струйно-струйными и струйно-центро-бежными). Наибольшим недостатком щелевой смесительной головки является сложная технология изготовления: кольца, образующие каналы подачи горючего, соединяются высокотемпературной вакуумной пайкой. Несмотря на некоторую схожесть технологии с пайкой камеры, требования к обеспечению режима пайки смесительной головки значительно строже. При пайке необходимо обеспечить надёжное соединение периферийного кольца, выполненного из меди, с толстостенным стальным корпусом, соединение колец подачи горючего и пилонов, и при этом герметичность полученных соединений должна быть полной. Для этого требуется равномерность температурного по-ля в процессе пайки и плавное остывание после него.


Качество изготовления щелевой смесительной головки контролируется проведением проливки водой и продувкой воздухом, во время которой измеряется равномерность поля скоростей на выходе. При высокой неравномерности во время огневой работы камеры смесительная головка может создавать высокотемпературные струи, которые приведут к перегреву огневой стенки и её прогару, что и было обнаружено при огневых испытаниях некоторых опытных камер сгорания.


Для подтверждения эффективности и надёжности охлаждения жидким кислородом было изготовлено и испытано 3 экспериментальных и 5 опытных камер сгорания (ОКС). Максимальная наработка на одной из камер составила 210 с при 7 включениях. Получен большой объём экспериментальных данных: показатели экономичности рабочих процессов в камере сгорания, значения перепада давления и подогрева кислорода в тракте охлаждения, поведение основного материала и хромового покрытия огневой стенки. Исследованы процессы окисления поверхности тракта охлаждения и разработаны мероприятия по снижению их влияния. Проведён анализ поведения материала огневой стенки при появлении пролиза огневой стенки и втекания кислорода в огневую полость: катастрофического разрушения конструкции при этом не происходит, камера сохраняет работоспособность. Таким образом, получено экспериментальное подтверждение проект-но-технических решений.


Методический подход, основанный на автономных испытаниях каждого элемента двигателя, отработке циклограммы запуска двигателя на экспериментальной установке, обеспечивает гибкость процесса разработки двигателя и позволяет оперативно вносить уточнения и усовершенствования. До начала изготовления маршевых двигателей будет отработано большинство принятых технических решений.

«Беспрецедентный импульс» Ркк Энергия, Ракетостроение, Жрд, Наука и техника, Космос, Длиннопост

На сегодняшний день можно сделать однозначный вывод: что фаворитом в области разработки и производстве керосиновых ракетных двигателей — Россия вот уже 50 лет занимает абсолютное лидерство. И даже в ближайшей перспективе будущего, не видеться никого, кто бы смог на столь высоком техническом уровне составить конкуренцию отечественному двигателестроению.

Показать полностью 2
77

У Роскосмоса запросили еще 18 млрд рублей на "лунный" корабль "Орел"

У Роскосмоса запросили еще 18 млрд рублей на "лунный" корабль "Орел" Роскосмос, Луна, Орел, Рогозин, Ангара, Ркк Энергия, Длиннопост, Космос

МОСКВА, 16 дек – РИА Новости. Ракетно-космическая корпорация "Энергия" запросила у Роскосмоса дополнительно 18 миллиардов рублей на разработку пилотируемого транспортного корабля "Орел", предназначенного для полетов к Луне, говорится в материалах корпорации, имеющихся в распоряжении РИА Новости.


"Дефицит финансирования - 18 миллиардов рублей", - говорится в материалах, представленных РКК "Энергия" Роскосмосу.


"Предлагаемые решения: …Выделить дополнительные средства в объеме 18,1 миллиарда рублей по госконтракту ОКР "ППТК" (ЛКИ-1) (опытно-конструкторская работа "Перспективный пилотируемый транспортный корабль" (Летно-конструкторские испытания-1") – ред.)", - указывается в материалах.


Из этих средств дополнительные 2,7 миллиарда рублей требуются на разработку системы аварийного спасения корабля, 2,2 миллиарда рублей – на доработку системы исполнительных органов спуска, 524 миллиона рублей – на доработку системы управления движением и навигацией, 595 миллиона рублей – на доработку системы бортовых измерений, 678 миллионов рублей на доработку системы электроснабжения, 668 миллионов рублей – на систему жизнеобеспечения экипажа, 918 миллионов рублей – на двигательную установку и т.д.

У Роскосмоса запросили еще 18 млрд рублей на "лунный" корабль "Орел" Роскосмос, Луна, Орел, Рогозин, Ангара, Ркк Энергия, Длиннопост, Космос

В настоящее время контракт на создание космического корабля "Орел" предусматривает финансирование работ с 2016 по 2025 год общим объемом 57,5 миллиарда рублей. Согласно данным сайта госзакупок, на сегодняшний день по этому контракту оплачено 18,5 миллиарда рублей, из которых РКК "Энергия" отчиталась перед "Роскосмосом" о работах на 819,3 миллиона рублей.


Разработка нового российского космического корабля "Орел" (ранее назывался "Федерация") для полетов к Луне ведется уже десять лет. Первый испытательный запуск корабля в беспилотном варианте значился в планах на 2015 год, а первый пилотируемый полет назначили на 2018 год. Но затем планы многократно менялись. Сейчас первый испытательный запуск корабля "Орел" планируется на 2023 год на ракете "Ангара-А5" с космодрома Восточный. В 2024 году намечается беспилотный, а в 2025 году пилотируемый полет корабля к Международной космической станции. В 2026 и 2027 годах также планируются полеты на "Ангаре", а в 2028 году – первый старт на ракете сверхтяжелого класса "Енисей". Тогда же, в 2028 году, летные испытания корабля планируется завершить и перейти к его эксплуатации. В 2029 году планируется облет на нем Луны, а в 2030-м - высадка российских космонавтов на ее поверхность.


Ракетно-космическая корпорация "Энергия" ведет изготовление двух первых экземпляров корабля "Орел": первый будет полноразмерным макетом для испытаний при первом пуске на "Ангаре-А5" в 2023 году и "Енисее" в 2028 году, а второй – полноценным многоразовым кораблем (10 полетов) для летных испытаний и последующей эксплуатации.


В 2018-2019 годах глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин неоднократно заявлял, что корабль получит новое мужское имя вместо женского "Федерация". Как сообщали РИА Новости в Роскосмосе, одна из идей - назвать корабли типа "Федерации" по реестру первых кораблей, построенных Петром I: "Орел", "Флаг", "Аист". К этому решению и пришли. Как сообщил ранее Рогозин, первый серийный корабль получит название "Орел". Как будет называться второй корабль, он не объявлял.

Показать полностью 1
63

В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике

11 октября мир потрясла печальная новость - умер Алексей Архипович Леонов, первый человек в открытом космосе, участник двух космических экспедиций, «Восход-2» и «Союз-19» (Союз-Аполлон) и герой Советского Союза.

Не все знают, но Леонов был еще и прекрасным художником! Его работы, которые хранятся в нескольких музеях мира, в том числе и в Третьяковской Галерее, — не научная фантастика. Голубую Землю и зеленое пламя полярного сияния он видел своими глазами с высоты около 500 километров.

Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми его работами и почтить память этого великого человека!

В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост

"Над Черным морем"

"В картине «Над Черным морем» я постарался изобразить Землю такой, какой видел ее с высоты около пятисот километров. Район Черного моря выбран не случайно, ведь именно тут был осуществлен выход из корабля. Кроме того, здесь в поле зрения попадают самые характерные детали земной поверхности — море, горы, равнина."

В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост

"Космический корабль "Восход-2"

"Верх для меня там, где было солнце, а низ — где шлюзовая камера корабля. Я завис в семи метрах от корабля лицом к солнцу. Чувствовал прикосновение его лучей на губах, где не было светофильтра. Солнце было неземное: яркое и очень жаркое. Я видел корабль сияющим, хорошо просматривались мелкие детали и надписи на двигательной установке."

В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост

"Ночное свечение ореола атмосферы"

"Отошёл обтекатель — он предохранял конструкцию корабля от воздействия плотных слоев атмосферы. В корабле стало светло — в иллюминаторе появилось солнышко. Зайчик от солнышка запрыгал по приборной доске, по потолку. Небо на наших глазах из голубого превратилось в синее, затем в фиолетовое и чёрное."

В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост

Утро в космосе"

"Выходим из ночи в утро. Видно, как начинает быстро светлеть горизонт. Яркая красная полоса опоясывает всю Землю, затем переходит в оранжевую, оранжевая в голубую, голубая через синий полутон в фиолетовую, и затем уже простирается чёрное бархатное космическое небо. Вот и солнце встаёт. Оно большое и необычно выглядит в своем красном кокошнике — солнечной короне. Несколько секунд, и корона растаяла. Солнце становится меньше и меньше, но зато ярче и ярче."

В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост

В 1975 году впервые в истории две державы – СССР и США – осуществили совместную космическую экспедицию. Космические корабли "Союз" и "Аполлон" состыковались на орбите. В составе советского экипажа были Алексей Леонов и Валерий Кубасов, в составе американского – Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Дональд Слейтон.В честь этого знаменательного события Алексей Архипович написал картину "Стыковка кораблей "Союз" - "Апполон"

В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост

"Выход в открытый космос"

В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост

В 2017 году, выступая в Третьяковке, Леонов рассказал о рисовании в невесомости: «Я думал много перед полетом: что же я сделаю? И какая техника должна быть? Краска не идет, пастель не идет, акварель не идет. Остается только одно — карандаш, хорошая бумага. Карандаши средней твердости».
В соавторстве с другим космическим художником, Андреем Соколовым, Алексей Леонов создавал прекрасные фантастические картины о покорении космоса и его необычайной красоте!

В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост
В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост
В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост
В память об А. А. Леонове, космонавт и художнике Алексей Леонов, Космос, Космонавты, Картина, Длиннопост
Показать полностью 11
472

Космос ближе чем кажется

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Смотрел в субботу фильм "Время первых" и внезапно подумал: "а ведь это было недалеко". Звоню другу - "а погнали?" "А погнали!"

Быстрое гугление показало что Яндекс (не реклама) в курсе куда нам надо.

Утром в 9 выехали из города, Яндекс сказал что ехать 140 км до места посадки.  Соврал наверное. Собственно, дорога как дорога, асфальт неторопливо заканчивается, начинается гравий, глина, местами лужи, больших ям нет. До Басима ходят маршрутные газельки. Басим - это посёлок в Пермском крае наиболее близкий к месту посадки космонавтов. Именно из него в 1965 году и начинали спасательные экспедиции. За Басимом Яндекс сказал что ехать 19 километров. Обнадёжил.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Самое начало, дальше местами немного хуже. В самых плохих местах заботливо настелена гать из бревен. Всё проезжаемо. Правда, внезапно где-то потеряли передний номер.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Задний уже прикручен на саморезы, мы теряли его на Усьве. А вот про передний не подумали. Опрометчиво.

На дороге попадаются лесорубы, тракторы, остановились возле мужика что жёг специально пеньки, мужик стрельнул сигарет и показал куда направление куда ехать. Ну как показал - ткнул на указатель.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Встретили пермяков, у них так получилось что собрались они ехать две недели назад и приехали как планировали. Совпало со смертью Алексея Леонова. Им навигатор показал в самом конце пути прямо противоположное направление. Догнал их, объяснил что навигатор у них не совсем прав. Заплутали бы.

До самого места посадки доедет только подготовленная техника или лесовозы, пришлось метров 600 идти пешком. Рябины - море. Рядом с городом её уже почти нет. Тут вкусная и много.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Рядом прошлись лесорубы, попортили тайгу.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

А вот и сама стела

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Мы похоже были первые за сегодня, пермяки шли по нашим следам.

Когда-то тут стоял 6-метровый памятник, отлитый из чистого титана. Его, чтобы завезти сюда, сделали из трёх частей - иначе в машины не помещался. Чтобы машины проехали - настелили дорогу из бетонных плит. Остатки ещё иногда попадаются. Какая была могучая страна, чтобы завезти памятник - настелили в тайге несколько километров бетонки! И в 90-х этот памятник конечно своровали. Грустно. Теперь поставили эту стелу.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Возложили цветы и гроздья рябины. Оглянулись вокруг. Клавиатуру прибили мы, березниковские энкаунтерщики, ещё в 2011 году. На табличке с надписью 7 написано "Велокудымкар". Суровые ребята, в прошлом году они от Кудымкара на Конжаковский камень в Свердловской области заехали. Флаг с надписью NORD незнаю.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Чуть выше доска с выжиганием. Это у знакомого джипера сын выжигал. Приколочена в 2014 году. Вроде.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Сегодня Макс подтвердил происхождение таблички. Это фотка из 2014 года.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Более древние артефакты. Эмблема местного джиперского клуба "Диверсант" незнаю какого года и нашивка "Энкаунтер", прибита вроде году в 2007 пермскими энкаунтерщиками.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Вот и пермяки нас догнали. Пофоткались. Выяснили что есть общие знакомые. Мир маленький.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Пошёл дождь, пошли и мы. К машинам. На входе (для нас уже на выходе) увидели ещё табличку.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Вообще, считается что стела установлена не совсем на месте посадки. Где-то рядом была или поляна или вырубка. Там и воткнули первую стелу. Ещё где-то ниже есть вырубка на месте вертолётной площадки. Мама рассказывала (она тогда в 10 классе училась) что на спасательную экспедицию устремились почти все свободные взрослые люди близлежащих поселений. Дети, у которых родители участвовали в поисках были на вершине детского счастья и в центре внимания. Так что нифига не Лобанов углядел ракету в зеркале заднего вида в вертолете, а житель поселка Басим нашел космонавтов. Спасатели выстраивались вдоль всей траектории предполагаемого падения спускаемого аппарата и методично прочесывали лес.

Дождь усилился, уехали. Пермяки рванули в Пермь через Кудымкар, а мы отъехали под ближайший охотничий навес пообедать.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Занятное место. С дороги обычный навес, а в лесу похоже целый лагерь стоял. Это не болото и не речка, похоже на затопленный карьер. Вокруг еще ямы залитые водой.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

В другом месте занятное небольшое сооружение. На ловушку непохоже, на схрон от зверья тоже. Грибы еще растут. Правда несъедобные.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

В еще другом месте кухня была видимо.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Дорога назад

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Дорога вперёд

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Дорога проезжаемая для любого полного привода. Из Березников выехали в 9 утра, дома был в 7 вечера. Из Перми плюсом 3 часа в каждую сторону.

Обратно заехали к церкви в деревне Уролка. Основана в 1814 году. Однако, 200 лет уже храму. Поддерживается в рабочем состоянии, из трубы дымок шёл. Подозреваю, что помогают церквухе заключённые что сидят в расположенной рядом колонии. Фотки колонии не будет, они все одинаковы.

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Внутрь не заходили, фото в профиль

Космос ближе чем кажется Алексей Леонов, Космос, Длиннопост

Вот собственно и всё.

А нет. До этого я был на месте посадки в 2011 году, тогда проехали на спор на Королле Филдере. Вёл машину @Hexpl0rer, его отчёт опубликован на местном форуме. https://berforum.ru/topic/48999-polnyy-privod/?page=65&amp;t...


Вот так. Иногда космос ближе чем кажется.

Показать полностью 22
4042

Космонавт Алексей Леонов скончался

Космонавт Алексей Леонов скончался Космонавты, Алексей Леонов, RIP, Смерть, Великий человек, Космос, Видео, Некролог, Негатив

Умер космонавт Алексей Леонов, первый человек в открытом космосе. Ему было 85 лет.

Алексей Леонов скончался 10 октября после продолжительной болезни в Московской клинической больнице № 68. Последние дни он провел в клинике.


Вечная память !

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: