23

10 мая 1978 года начались

начались съемки сериала «Место встречи изменить нельзя»

10 мая 1978 года начались Владимир Высоцкий, Сериалы, Место встречи изменить нельзя, Советское кино

В тот же день Марина Влади обратилась к режиссеру Станиславу Говорухину с просьбой заменить ее мужа, Владимира Высоцкого, в фильме на другого актера. О том же попросил и Высоцкий: «Мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль». Говорухин уговорил от роли не отказываться. Кино, которое впервые покажут по ТВ за 8 месяцев до смерти Высоцкого, станет культовым.

Такой Жеглов, каким он придуман и сделан в «Месте встречи», своевольно смешал карты, нарушил расклад, создал поле, в котором завихрились непредсказуемые смыслы. Оправдывает ли цель затраченные на ее достижения средства? Детективный роман братьев Вайнеров предполагал однозначно отрицательный ответ, фильм Говорухина от него уклонился (киновед Любовь Аркус)

Фильм был снят по мотивам романа Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». В основу романа, написанного в 1975-м, легли подлинные события. После войны в Москве и Подмосковье орудовала банда Ивана Митина (она же — «Банда высокого блондина» и «Черная кошка»). В банду входили более 10 человек, в том числе и «приличные люди»: рабочие оборонного завода, стахановцы, сам Митин — кавалер ордена Трудового Красного знамени. На их счету было 28 разбойных нападений, 11 убийств, 300 тысяч рублей награбленного.

Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик — и ты уже на небесах

Версии, кто именно предложил превратить роман в кино — разные. По одной, Высоцкий, которому братья Вайнеры подарили книгу, сказал им, что это готовый сценарий, и он хочет застолбить за собой роль Жеглова. По другой, Говорухин показал роман Высоцкому со словами — «прекрасная роль для тебя». Как бы то ни было, «Эру милосердия» взяли в работу на Одесской киностудии. В качестве режиссеров рассматривались Вилен Новак и Алексей Баталов, но они отказались. Высоцкий предложил Говорухина. Вайнеры кандидатуру поддержали, тем более что Говорухин пообещал ни слова не менять в их сценарии.

Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать

Высоцкий как претендент на роль Жеглова был вне конкуренции. Под него даже изменили в сценарии внешние характеристики «романного» Жеглова — в книге он смуглый парень, с иссиня-черными волосами и плечами, которые не помещаются в пиджаке.

Вор должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу!

С выбором актера на роль Шарапова было сложнее. Против Николая Губенко выступил Высоцкий — мол, схожие типажи. А против Владимира Конкина выступили братья Вайнеры — в их представлении, опытный разведчик, 42 раза ходивший за линию фронта, должен был выглядеть иначе. Но после проб с другими актерами «похуже и пожиже», сценаристы с выбором согласились. Позже, уже во время съемок, Говорухин вспомнил про Леонида Филатова:

Это был бы тот Шарапов, какого я хотел с самого начала — не уступающий Жеглову по силе, не пасующий перед ним

При скромном бюджете довольно точное попадание в типажи даже второстепенных героев обогатило детектив элементами психологической драмы.

Ты на руки-то его погляди. Из него такой же шофер, как из Промокашки скрипач

Несколько сцен во время отъезда Говорухина на кинофестиваль в ГДР как постановщик отснял Высоцкий. Снимал быстро, держал всех в тонусе, так что киногруппа потом жаловалась режиссеру — «замучил».

Милосердие — поповское слово

Несмотря на обещания режиссера не вмешиваться в сценарий, изменения были. Это привело к конфликту со сценаристами — братья Вайнеры даже удалили свою фамилию из титров. Позже, правда, попросили вернуть.

Премьера по ЦТ состоялась 11 ноября 1979 года. Пять дней жизнь в стране на время эфира замирала.

Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом им начинать дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень

Успех фильма был грандиозным. В том числе и потому, что вопрос — «оправдывает ли цель средства» и возможна ли «эра милосердия» — остался открытым.

— Ты убил человека.

— Я убил бандита.