101 Вызов Пожарные Истории "41й"

Как же хорошо, когда у тебя хорошие, адекватные соседи. Особенно — в городских высотках, когда на одном квадратном метре почвы живёт не один десяток человек. В деревне люди знают всех соседей на своей улице, кого-то по именам, с кем-то просто здороваются. В городах мы годами не замечаем тех, кто живет в квартире за стеной. А стоило бы знать их, ведь многоквартирные дома — зона повышенной опасности. Рядом могут быть неблагополучные семьи, алкоголики, наркоманы, старики, которые легко забывают выключить газ. Пожарные нередко выезжают на уже знакомые адреса, где когда-то тушили сами или работал другой караул...


Вызов поступил в 00:56. Караул спал и видел спокойные цветные сны. Лишь дневальный с диспетчером коротали бессонные часы на посту. Тревога прорезала немую сонную тишину пожарной части. Два хода на выезд. Голос из динамиков безжалостно уточнил, что горит квартира и заявки всё поступают и поступают. Понятно, что это не ложняк и медлить нельзя ни секунды.


Пожарные быстро, стараясь спросонья не ушибить друг друга при спуске по столбам, запрыгнули в боёвки и через считанные минуты машины мчали по пустым осенним улочкам. Путь занял семь минут. Уже на подъезде их ещё раз поторопили с ЦУКСа, напомнив, что заявки всё поступают и поступают.


— Прибыли дворами с ограниченной скоростью, — передал начкар Стас на пункт связи.


Спустя полминуты в радиоэфире вновь послышался его голос.


— По данному адресу, открытое горение квартиры на четвёртом этаже, звено ГДЗС, водяной ствол, разведка, насос на гидрант, магистральная линия, — объявил он.


Илья и Артём быстро вытащили из машины дыхательные аппараты и связки рукавов, прихватили аварийно-спасательный инструмент и ринулись в подъезд. Их коллеги, Павел и второй Илья, проследовали на автонасосе до ближайшего к дому гидранта. На нём так некстати была припаркована машина. Парни побежали к другому гидранту. Автонасос подогнать к нему было уже невозможно, поскольку прибывшие допсилы поджали пожарную машину сзади. Решили проложить линию от пожарной колонки напрямую к автоцистерне. Размотали три семьдесят седьмых рукава магистральной линии, бросились к машине, надели противогазы, прихватили с собой спасательные устройства «Финист» и поспешили к подъезду, на помощь своим.


— Скорая на месте! — доложил начальнику караула водитель Иван.


— Отправляй к нам, — сразу запросил Стас.


Несмотря на поздний час, во дворе столпились жильцы. Некоторые снимали всё на камеру, наверное, надеясь в случае неудачи залить видео в сеть и с умным видом с другими диванными экспертами выискивать промахи пожарных. Ну, да и бог с ними.

Стас зацепил рукавной задержкой линию и выбросил размотанные рукава из окна подъезда на улицу. Там водитель Иван подсоединил упавшую полугайку к трехходовому разветвлению. Всё готово. Можно пускать воду.


Тем временем Илья и Артём вскрывали металлическую дверь. Она особо не сопротивлялась и распахнулась перед пожарными, умело орудовавшими ломом-хулиганом и кувалдой. Дверь открылась легко, будто её уже не раз ломали.

Рукавная линия уже полна воды. Артём пошёл к очагу возгорания, Илья — в другом направлении, проверять комнаты — на ощупь, потому что мощный фонарь бессилен против стойкого дыма.

Артём внезапно почувствовал, как что-то опутало его, но здоровущий пожарный упорно шёл напролом сквозь невидимую в дыму преграду. Он подошёл к полыхающей кухне так близко, как только позволяло тепловое воздействие. И начал тушить. Вода быстро сбивала языки пламени. Артём не сразу понял, почему упрямо и интенсивно продолжает гореть, а потом пригляделся и заметил факельное горение из газового трубопровода. Пожарный то и дело сбивал пламя, но из-за высокой температуры и тлеющей мебели газ вспыхивал вновь и вновь. Опять сбив пламя, он заткнул отверстие газопровода пальцем и смог ликвидировать ближайший к трубе очаг возгорания, который снова и снова воспламенял газ, вырывающийся наружу под большим давлением. Пожарный сообщил начкару об утечке. Стас запросил службу газа.


Двигаться по квартире было сложно — дыма было так много, что пожарные не сразу поняли в чём дело. Оказалось, они запутались в огромной смотке опаленных проводов, свисавших с потолка и дергали друг друга в разные стороны. К счастью, Стас уже выключил автоматы в электросчётчике, и оплавившаяся оплётка проводов с оголенными жилами не причинила пожарным вреда: тока в них уже не было. И, если Артём сумел освободиться сам, то Илье, попавшему в самую их гущу, повезло куда меньше. Тело его плотно обвили медные жилы, шевелиться он практически не мог — словно пчела в паутине. В тщетных попытках высвободиться, он внезапно наступил на что-то мягкое. Не сразу, но ему всё же удалось разглядеть, что возле входной двери лежала женщина в странной позе под каким-то хламом и листами фанеры.


— Тёма, здесь пострадавший! — Илья сквозь маску дыхательного аппарата начал громко звать друга на помощь.


Артём наконец услышал его, вернулся в прихожую и помог другу выпутаться из проводов, затем они вместе вытащили женщину из квартиры. Проверили её пульс — не прощупывается. Оставив прибывших медиков колдовать над женщиной, они вернулись обратно в квартиру.

Пожар потушили быстро. На этаж поднялись парни с автонасоса и начали вместе с Ильёй проверять оставшиеся комнаты. Начкар зажал клавишу на рации и передал на пункт связи: квартира, номер, ликвидировано, проливка, Степняк-1 тяжёлый, передан врачам скорой.


Обстановка в квартире была, мягко говоря, странная. Все стены и потолок были чёрными от копоти, на полу возле окна лежал рваный двуспальной матрас, валялись бутылки из-под пива и водки, кругом хлам и барахло. Парни открыли окна и вернулись в прихожую. Уже почти не было дыма, и пожарные обнаружили ещё одну комнату, вход в которую был забит фанерой.


https://vk.com/videos496218841?z=video496218841_456239087%2Fpl_496218841_-2 - (Видео с того пожара 1)


Они разломали хлипкую конструкцию и проникли внутрь. Там был полный мрак: эта комната уже когда-то горела, и видимо, хозяева решили не заморачиваться с ремонтом и просто заколотили её. Весь пол был покрыт смятыми бутылками из-под пива, жильцы по всей видимости не выносили мусор, а складировали его туда, словно это не комната в жилом доме, а помойка. Илья убедился, что и здесь никого нет, и пошёл на кухню, где Артём ещё проливал дымящиеся останки мебели.


— Давай помогу, Тём! — предложил он.


— Да, попроливай здесь, а то я запарился уже, — пробубнил здоровенный парень сквозь маску дыхательного аппарата.


Передав ствол, Артём вышел из квартиры и, наконец-то стащив с себя маску, сделал глубокий вздох.


Илья тем временем аккуратно, чтобы не особо лить воду, заканчивал с проливкой. Но внезапно услышал тихое шипение и прислушался: сначала поднес ствол к уху — но звук шёл не оттуда. Оглядевшись, он увидел трубу газопровода. С неё был сорван гибкий шланг, а рядом на боку валялась газовая плита. Шипело из отверстия в трубе, кран отсутствовал и перекрыть утечку было невозможно.


Стоит ли говорить, что в такие моменты становится не по себе. Газ вообще дело такое: концентрация бытового газа в закрытом помещении от пяти до пятнадцати процентов — взрыв. К счастью, окна на кухне отсутствовали: лопнули, ещё до того, как Артём начал тушить пожар.


https://vk.com/videos496218841?z=video496218841_456239088%2Fpl_496218841_-2 - (видео с того пожара 2)


— Утечка газа! — крикнул пожарный, светя фонарем в сторону входной двери.

Мосгаз уже прибыл на место. Илья подождал, пока газовщики поставят заглушку, и только тогда покинул кухню.


Отнеся дыхательные аппараты в машину, пожарные вернулись к подъезду. Там стояли парни с отделения Автонасоса вместе с одним из оперативных дежурных. Он как раз рассказывал, как в этой же квартире уже тушили пожар.


— В третью смену было дело, года четыре назад, — сказал дежурный. — Тогда приехали, а комнаты полыхают. Звено ушло, эту бабу, которую вы сегодня вытащили, тогда тоже спасли, потом зачернили быстро, а кто-то окошко открыл неудачно. Тут и получилась обратная тяга… Олег был командиром отделения. Его огнем отрезало в дальней комнате, а пацаны попадали на пол и выползли в подъезд. И огонь через петли в соседнюю квартиру ушёл, прорезавшись туда словно автогеном. Уже потушили всё, огня нет, дым рассеялся, а из соседней квартиры бабка выходит и говорит: «Сынки, а у меня квартира горит!». Я ей говорю: «Не бойся, бабуль, всё потушили!», смотрю — а у неё из-за спины как черняга повалит, вот уже и прихожая полыхает.

Пожарные рассмеялись.


А я сразу понял: вот и новая история...


По рации раздался голос второго оперативного дежурного:


— Ребят, поднимитесь сюда, здесь ребенок пятилетний ещё может быть.


Артём с Ильей поспешили обратно. Илья сразу сказал, что не может там быть никого, ведь он там всё обыскал. Когда поднялись обратно на этаж, оперативный дежурный на лестнице рассматривал найденную сумку с документами, необходимыми медикам для госпитализации пострадавшей. Вытащенная пожарными женщина оказалась восемьдесят второго года рождения. По найденному свидетельству о браке стало понятно, что замужем она за дедушкой сорок седьмого года рождения, которого, по всей видимости, давно нет в живых. И у неё есть пятилетний сын.


Жильё было в ужасном состоянии: не квартира, а помойка. Маленький ребенок во время пожара мог спрятаться под кровать, под ванну или забиться в шкаф. Он мог быть в любом укромном уголке… Но в квартире его не было. Пожарные вздохнули с облегчением.


Потом выяснили: Анна была дома одна, пьяная. Трубу в санузле прорвало, и разгоряченная женщина начала психовать и крушить и без того ужасную квартиру. Зайдя на кухню, она стала хаотично швырять вещи, ветошь попала на горящую конфорку и загорелась. Пытаясь сбить пламя, она опрокинула газовую плиту. Металлическая подводка оторвалась, и сразу вспыхнул газ. Возникло сильное факельное горение из газового трубопровода. Кухня в момент разгорелась.


Но могло быть и хуже: если бы газ не прогорал, то смог бы быстро заполнить всё пространство кухни и комнат. И — взрыв.

Так что цените своих хороших и адекватных соседей.


© Кирилл Павлухин

101 Вызов Пожарные Истории "41й" 101 Вызов Пожарные Истории, Кирилл Павлухин, Длиннопост