Выбираем авто. Не бита, не крашена? Один хозяин? Пробег 70.000?
Прогресс не стоит на месте, и сегодня особо ушлые мастера научились скручивать пробег сразу по всем блокам, выставлять неравномерный маленький пробег, прописывать по чекпоинтам не ровное число (например 90000), а рандомные (89478, допустим). Всё это затрудняет диагностику и ставит в тупик тех, кто выбирает авто без специалиста или с не особо вдумчивым диагностом. Остается старый верный способ рассчитывать пробег исходя из состояния салона и примерного исчисления пробега по годам. Я попытался разобраться и немного систематизировать это дело, ваши комментарии и дельные советы приветствуются!
Итак, обратимся на сайт одного аналитического агенства (ссылка внизу), и получим среднегодичный пробег легкового авто для России: 16.700 км. Величина среднего пробега для новых автомобилей (в возрасте до трех лет) составляет порядка 20 тыс. км в год, от 3 до 10 лет примерно 18 тыс. км, от 10 до 20 лет около 15 тыс. км и автомобилей старше 20 лет чуть меньше 10 тыс. км.
Применим статистику на практике - автомобиль начала 2011 года выпуска, сейчас 2017 год. У такого автомобиля среднестатистический пробег должен быть в районе 114.000 км. Если вы видите автомобиль с пробегом 30, 40, 50 тысяч - повод хорошенько подумать и проверить его перед приобретением.
Посчитали среднее значение, теперь пора рассматривать салон. Как известно, первое, что пытаются высмотреть покупатели - состояние руля и педалей. Начнем с руля:
думаю, не надо рассказывать, как выглядит новый руль. Новый, непотёртый руль видно сразу, и скажу вам, до 40-50 тысяч км он в принципе сохраняет свой лоск и красоту. К 100-120 тысячам на кожаном руле могут появиться небольшие потёртости (НЕБОЛЬШИЕ, повторяю) в районе спиц по бокам, в месте наиболее частого прикосновения.
У автомобиля с пробегом 200 тысяч встречается вот такой руль:
Ну и, думаю, ни у кого не возникнет сомнения в том, что у автомобиля с данным рулём пробег приближается к отметке в 300-350 тысяч
Не забудьте осмотреть кнопки на руле и периферии - к сожалению, общей рекомендации дать нельзя, ведь на некоторых машинах кнопки живут не одну сотню тысяч км, на других же едва дотягивают до 150, но точно вам скажу - на пробеге до 100 тысяч км не должны бросаться в глаза потертости, истончения покрытия кнопок (все хорошо видно при включенной подсветке в виде небольшого ореола вокруг места нажатия). Картинка ниже показывает, как выглядят кнопки при пробеге около 300 тысяч км
Еще раз позволю заметить, что эти данные основываются на моем личном опыте и наблюдении, а картинки по большому счёт взяты из поиска. Владелец мог надеть на руль оплётку или банально его поменять на идентичный. Именно поэтому мы рассмотрим другие косвенные признаки, указывающие нам на реальный пробег.
Педали.
Опять же не буду выкладывать новые педали, думаю, человек в здравом уме понимает, как они должны выглядеть. Вот какие педали встречаются на пробеге до 100 тысяч км:
Дальше педали с пробегом 150-200 тысяч и педали на пробеге от 250.
Опять же, если только их не меняли, не ставили накладок, не накрывали целлофаном (мало ли что встретится!:) ) В особо запущенных случаях педали были с рваными краями, неправильной формы, кривые. Всё это говорит о пробеге за 250-300 тысяч км.
Пора встать с водительского сидения и взглянуть на него. Здесь можно дать общую рекомендацию для тканевых и кожаных салонов - сравните материал сиденья слева (с места посадки водителя) и справа (от тоннеля). Чем сильнее разница (потертость, рваные края, продавленность), тем больше пробег. Обычно тканевые салоны "живут" без бед до 100 тысяч км, кожа теряет лоск после 200 тысяч. И опять же - не пробуйте сравнить кожу Porsche Cayenne, некоторые из которых даже по истечении 10-12 лет и надлежащем уходе выглядят будто на годовалой машине, и кожу некоторых (без обид) корейских и китайских авто, которая трескается и распускается на лоскуты к 150 тысячам.
Следующий совет может оказаться бессмысленным, если в машине недавно сделали химчистку. Оцените загрязненность потолка и ковра под сиденьями. Слишком засаленный или дырявый карпёт вряд ли будет говорить в пользу маленького пробега. Также посмотрите на коврики - если они оригинальные и выглядят свежо, это может быть + в копилку оригинального небольшого пробега, но если же перед вами ноунейм ковры из лавки дяди Анзора с авторынка, может даже не от вашей машины - подумайте, а что случилось со старыми, на пробеге-то 50 тысяч (допустим)?!
Теперь закройте водительскую дверь и посмотрите под ручку - здесь на машине любого цвета, будь то черный или зеленый или белый, остаются следы ногтей, колец, ключей (многие открывают дверь держа металлические ключи в этой же руке). Следы можно начинать рассматривать уже с 40-50 тысяч км. Слева машина с пробегом около 50 тысяч, справа - за 150
Также неплохой идеей будет осмотреть стекло водителя - слишком зацарапанное от постоянных опусканий-подниманий калёное стекло выдаст машину с пробегом от 100 тысяч км
Таким образом, если салон авто запущен, то лучше отказаться, ведь тут либо пробег вдвое-втрое выше заявленного, либо за машиной банально не следили, что еще хуже.
Кроме того, я бы поинтересовался у продавца проведенным ТО - допустим, если вы видите свежие тормозные диски на машине с пробегом 60 тысяч км, а они, допустим, должны меняться только на 120, или свежий ремень ГРМ на 40 тысячах, при заявленном интервале замены в 100 тысяч км - это повод насторожиться.
Ну что ж, на этом я пожалуй остановлюсь, и еще раз напомню - все факты в посте имеют сугубо эмпирический характер. Предлагаю делиться в комментариях личным опытом наблюдения износа узлов и салона авто и сопутствующего ему пробега. Спасибо за внимание!
P.S. сайт статистики: https://www.autostat.ru/news/6069/