korovsky

На Пикабу
поставил 319 плюсов и 67 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
2233 рейтинг 4 подписчика 8 подписок 3 поста 3 в горячем

Game studies: наука о видеоиграх

Game studies: наука о видеоиграх Компьютерные игры, Исследования, Длиннопост
Знаете ли вы, что изучение видеоигр — это отдельная научная дисциплина? На английском она называется "game studies" или "ludology" (людология), а русские учёные ещё говорят о «философии видеоигр». Вообще–то изучать видеоигры стали довольно давно, как минимум с 70–х (возможно, и раньше), но считается, что научное сообщество окончательно признало game studies полноценной дисциплиной в 2001 году, когда появился первый международный рецензируемый научный журнал с одноимённым названием. Ещё через два года товарищи из Копенгагенского университета информационных технологий, которые основали этот журнал, выделились в отдельное подразделение — Center for Computer Games Research. В том же году в Финляндии появилась Ассоциация исследований цифровых игр (Digital Games Research Association) — своеобразный профсоюз для всех, кто изучает игры, со своим журналом и рассылкой.


Если считать, что game studies родились именно в 2001, сейчас дисциплине 17. Растёт она очень быстро: журналов уже десяток или больше, причём выпускать их не гнушаются даже самые крупные издатели - Springer и Elsevier. Не говоря уже о том, что игры так или иначе изучают во многих европейских и американских университетах — кто со стороны геймдизайна и разработки, кто со стороны медиа вообще и культурологии. Кстати, game studies — это междисциплинарная штука: считается, что видеоигры нельзя рассматривать только со стороны геймплея или только со стороны истории, поэтому учёные глядят через призму социологии, психологии, культурологии, программирования и так далее. Если психолог проведёт исследование «Как GTA влияет на уровень насилия в школах», оно будет относиться к game studies. Если искусствовед напишет статью «Влияние фильмов Тарантино на игры Suda51», она тоже впишется в game studies. Но и работа вроде «Дизайн уровней в Journey и эмоциональное влияние на игрока» тоже вполне себе game studies.


Недавно я написала большую статью о том, где видеоигры изучают в России и в мире (а у нас их тоже изучают, да), куда идти за исследованиями и где показывают университетские лекции про игры. Все научные центры не перечислить, поскольку на Западе game studies довольно популярны, поэтому я делала акцент либо на близких к читателю (Россия) и важных местах (Копенгаген), либо на тех, откуда можно утащить интересных материалов. В статье очень много ссылок: на сайты научных центров, на журналы, на отдельные научные работы, на плейлисты с лекциями (видео) и на отдельные лекции. Вот почему я просто даю ссылку на внешний сайт, вместо того, чтобы писать здесь длиннющий пост с огромным количеством линков.


Но чтобы меня не обвинили в рекламе, я постараюсь сделать так, чтобы этот пост был полезным и для тех, кто не будет читать статью. Вот немного инфы:


В России видеоигры изучают, в основном, в Московском центре исследований видеоигр и в Лаборатории исследования компьютерных игр в Питере. Наши учёные сделали неофициальный сайт о game studies - gamestudies.ru. А их американские коллеги из Pew Research Center (эта организация проводит масштабные опросы) в 2015 провели исследование гейминга и геймеров. Ну и в заключение, бонусом, оставлю ссылку на международный рецензируемый научный журнал о ролевых играх.


Примечание: на картинке - обложка сборника, который выпустила Лаборатория исследования компьютерных игр в прошлом году.

Показать полностью 1

Как обмануть беспилотные автомобили (и не только их)

Как обмануть беспилотные автомобили (и не только их) Нейронные сети, Беспилотный автомобиль, Длиннопост, Распознавание, Распознавание лица, Видео

Сейчас активно обсуждают беспилотные автомобили — насколько они лучше или хуже обычных, как они изменят будущее и, конечно, насколько они безопасны. Некоторые подходят к этому со стороны проблемы вагонетки: мол, кто знает, как поведёт себя машина в критической ситуации, когда жертв не избежать? Но есть ещё один интересный аспект, который касается безопасности беспилотников: что, если машину можно сознательно обмануть? Чем это будет грозить на дороге? Сейчас объясню подробнее.


Сообщество автомобильных инженеров (SAE) выделяет 6 уровней автоматизации автомобилей:

0-й уровень: отсутствие автоматизации

1-й уровень: необходимо участие водителя

2-й уровень: частичная автоматизация вождения

3-уровень: автомобиль справляется с задачей самостоятельно, но может запросить участия водителя

4-уровень: высокая степень автоматизации

5 уровень: полная автоматизация


Таким образом, сказанное дальше будет касаться не всех беспилотных автомобилей, а только тех, что попадают в пятую категорию. Так вот, полностью автономные машины ориентируются в пространстве за счёт камер и нейронных сетей. Если объяснять на профанном уровне, выглядит это примерно так: камера снимает картинки, а сети их классифицируют: это вот дорожный знак, это — грузовик, это — внезапно! — олень и так далее. Четыре года назад спецы из Гугла, Фейсбука и Нью-Йоркского университета показали, что нейросети можно намеренно обмануть. Можно таким образом обработать картинки, что мы не заметим никаких перемен, а ИИ будет неверно их классифицировать. Такие изображения-обманки называются "adversarial examples" (это можно перевести как «состязательные примеры», но устоявшегося русского термина, вероятно, нет). Лучше всего объяснить на примере:
Как обмануть беспилотные автомобили (и не только их) Нейронные сети, Беспилотный автомобиль, Длиннопост, Распознавание, Распознавание лица, Видео

Нам кажется, что здесь и слева, и справа изображена панда, но сеть GoogLeNet принимает правую картинку за гиббона и совершенно в этом уверена.


Adversarial examples оказались весьма неприятной проблемой. Во-первых, выяснилось, что они не теряют своих обманных свойств и в физическом мире. Если такую картинку распечатать на обычном принтере, потом сфотографировать смартфоном и скормить нейронной сети, она по-прежнему будет работать. Это на практике продемонстрировали ребята из Google Brain и OpenAI — они заставляли ИИ принимать библиотеку за тюрьму, а стиральную машинку за половик. Вот видео для наглядности:

Другой интересный эксперимент провели учёные из Университета Карнеги — Меллон. Они аналогичным образом обманули систему распознавания лиц и выдали себя за известных людей. Для этого исследователи придумали цветовые паттерны, которые заставили бы нейронные сети принять их за конкретных знаменитостей, напечатали эти паттерны на глянцевой бумаге и наклеили на обычные очки. В двух случаях из трёх их ждал 100-процентный успех. Таким образом они показали, что обмануть нейросети можно 1. в реальном мире 2. не вызывая особых подозрений — ведь люди часто носят очки и цветные экземпляры среди них — не редкость. Вот видео с конференции, где исследователи сами рассказывают о своей работе — оно понятнее, чем научная работа на ту же тему.

Во-вторых, для того, чтобы создать хитрые картинки, не обязательно точно знать, как устроена сеть или иметь доступ к набору изображений, на котором её обучают. В марте этого года товарищи из OpenAI рассказали, что провели атаку методом «чёрного ящика». Единственное, что им нужно было знать — как целевая нейросеть классифицирует некоторые объекты.


В-третьих, можно создать adversarial examples, которые смогут одурачить не одну, а сразу несколько сетей, даже если те устроены по-разному. То есть такие «оптические иллюзии» до некоторой степени универсальны, хотя обмануть чем-то одним все сети на свете нельзя (или мы пока об этом не знаем). В общем, страшная вещь — можно дурить в реальном мире сразу несколько алгоритмов, и при этом необязательно всё-всё про них знать.


При чём здесь автономные автомобили? Ну, как видим, это работает не только с ними, но и их тоже касается. Как говорит специалист по технологиям машинного обучения Григорий Сапунов вот в этой статье: «Тема с автомобилями представляет особый интерес в силу того, что автомобиль — это объект повышенной опасности и если в нём появится чёрный ящик, который можно таким образом обмануть, то это риски. И риски намеренного обмана злоумышленником, и риски того, что автомобиль сам по себе может неправильно среагировать на какую-то ситуацию, и мы заранее не знаем какую (и к тому же мы до конца не понимаем, на что именно он вообще реагирует). То есть потенциально под угрозой человеческие жизни и здоровье, это нехорошо. Получается, что производитель не может дать никаких гарантий».

Специалисты пока не пришли к единому мнению о том, насколько adversarial examples опасны для беспилотных машин. Например, учёные из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне считают, что бояться нечего, потому что камеры движущегося автомобиля видят предметы с разных углов и в разных масштабах. Они провели такой эксперимент: сделали картинки-обманки, внешне похожие на обычные сигналы «стоп», наклеили их на дорожные знаки и несколько раз проехали мимо на автомобиле. Тачка была не простая, а с видеокамерой — изображение сразу поступало нейронным сетям. В большинстве случаев сети верно опознавали знак, ошиблись они всего-то в паре кадров. Учёные объяснили это тем, что машина большую часть времени находилась слишком далеко от дорожного знака, и камера попросту не могла разглядеть изменения картинки, которые обманули бы компьютер. Они пришли к выводу, что в реальном мире, где предмет можно разглядеть с разных углов и на разных дистанциях, о хитрых картинках можно вообще не беспокоиться.


Но с ними согласны не все. Например, ребята из уже упоминавшейся OpenAI (кстати, один из основателей компании — Илон Маск) привели контраргументы всего через 5 дней после публикации того исследования. Они не стали заморачиваться и писать научную работу, а просто опубликовали пост в блоге. Суть такова: спецы OpenAI создали изображение, которое нейронные сети классифицируют неправильно, с какого бы угла они на них не смотрели. Это распечатанная на принтере фотка милого котёнка среди зелени — как её не увеличивай, как не поворачивай, а ИИ всё равно принимает её за настольный компьютер или монитор. Таким образом, получается, что смена ракурса не защищает машины от обмана и опасность остаётся. Этот пост опубликовали совсем недавно, 17 июля, так что нам только предстоит узнать, что на это ответят другие специалисты.

Видео команды OpenAI, где они демонстрируют картинку-обманку с разных ракурсов

В заключение, пожалуй, стоит ещё раз напомнить о том, что проблема касается не только беспилотных автомобилей. Как говорит Григорий Сапунов: «Во многих местах, где нейросети используются для анализа изображений (определение товаров, системы безопасности, и т. д.) часто используются какие-то готовые нейросети, возможно дообученные на данных пользователя. Возможно, выяснится, что многие сервисы подвержены одной и той же проблеме и неверно классифицируют одни и те же картинки просто потому, что построены на одной и той же нейросети. Это может оказаться довольно массовой проблемой, где-то критичной, где-то нет».


Поскольку я не настоящий сварщик, а просто начиталась постов и научных работ (там, где они понятны простому смертному), в комментарии приглашаются специалисты по нейронным сетям, если такие здесь есть. Возможно, я что-то передаю не точно, и они могли бы меня поправить.


P.S. Баянометр ругался на картинку, но она хорошо иллюстрирует тему поста.

Показать полностью 1 3

Кикстартер: автоматическая щётка чистит все зубы сразу за 10 секунд

Кикстартер: автоматическая щётка чистит все зубы сразу за 10 секунд Гаджеты, Стоматология, Зубная щетка, Зубная паста, Kickstarter, Краудфандинг, Автоматизация, Длиннопост

На Кикстартере собирают деньги на полностью автоматическую зубную щётку, которая за 10 секунд чистит все зубы одновременно. Работает так: вставил девайс в рот, нажал на кнопку, несколько секунд — готово. Или, по крайней мере, так заявлено в рекламе. Наверняка мы не узнаем до октября-декабря — только тогда бейкерам начнут рассылать первые образцы.


Устройство состоит из шарика с электронной начинкой и своеобразной силиконовой капы (mouthpiece), которая прикрепляется к нему с помощью сильных магнитов. Силикон не простой, а антибактериальный и убивает 99% микробов (если верить производителю, опять же). Внутри — мягкие щётки, расположенные под углом в 45 градусов к десневому краю и микроканалы, через которые поступает паста. При нажатии на кнопку девайс начинает вибрировать, а щетинки двигаются вперёд-назад и очищают сразу всю полость рта. Вообще 10 секунд кажется мало, потому что стоматологи обычно говорят про несколько минут. Но товарищи из Amubrush приводят такую арифметику:


«Рот взрослого человека содержит 32 зуба, и у каждого зуба 3 видимых поверхности, которые необходимо очистить. Поэтому каждый раз, когда вы чистите зубы, вам нужно очистить 96 поверхностей (3*32). Обычной или электрической щёткой вам нужно чистить зубы как минимум 120 секунд — это позволяет чистить каждую поверхность только 1,25 секунд. С Amabrush вы чистите каждую поверхность 10 секунд, поскольку она очищает все зубы одновременно. Это означает, что каждую поверхность щётка чистит в 8 раз дольше, а общая длительность процесса в 12 раз меньше (10 секунд вместо 120).»

Кикстартер: автоматическая щётка чистит все зубы сразу за 10 секунд Гаджеты, Стоматология, Зубная щетка, Зубная паста, Kickstarter, Краудфандинг, Автоматизация, Длиннопост

После использования девайс нужно сполоснуть, как обычную щётку. Менять его придётся так же часто — раз в три-шесть месяцев, иначе, говорят, неэффективно будет чистить. Поскольку чистящая поверхность от электронной начинки «отстёгивается» можно купить две (или сколько нужно) силиконовых капы, поставить их на подставку, а дальше каждый член семьи берёт свою, присобачивает её к рабочей базе и чистит зубы. Правда, непонятно, как отличить одну белую фигню от ровно такой же другой белой фигни.


Создатели щётки, кстати, не говорят, что она сама по себе лучше обычной. Они говорят, что большинство людей чистят зубы неправильно или не чистят совсем, потому что сильно устают по вечерам, а Amubrash, якобы, сделана по всем рекомендациям стоматологов, поэтому результат так и так получится лучше. Правда, в действии она смотрится не особенно красиво: как будто взрослый человек засунул себе в рот огромную пустышку. Но если рекламные обещания окажутся правдой, это можно будет простить.

Кикстартер: автоматическая щётка чистит все зубы сразу за 10 секунд Гаджеты, Стоматология, Зубная щетка, Зубная паста, Kickstarter, Краудфандинг, Автоматизация, Длиннопост

Зарабатывать товарищи будут, во-первых, на сменных капах, а во-вторых на зубной пасте. Паста, говорят, нужна не простая, а специальная, более жидкая, чем обычная. Они её производят сами и будут продавать по 3 евро за капсулу. Капсулы хватает на месяц, зарядки — на две недели. Щётку предлагают в обычном (79 евро) и Pro-варианте (99 евро), так вот в Pro вдобавок встроена беспроводная зарядка. Вообще в Amubrush очень много накручено: обещают и блютус, и разные режимы, и приложение, и настройку времени чистки и много других «возможностей», которые пока не конкретизируют. Но пока всё это только обещания, почитаем отзывы осенью и зимой (бета-тестеры получат свои наборы в октябре, обычные пользователи — в декабре).


Пока у ребят всё хорошо — им ещё 22 дня кампании осталось, а они собрали уже в 20 раз больше желаемой суммы, миллион евро вместо 50 000.


P.S. Мне не удалось найти постов об этой щётке поиском и не придумалось ничего умнее, чем запостить это в любимое сообщество про науку, потому что про гаджеты сообществ сходу тоже не нашлось. Заранее прошу прощения, если они-таки где-то есть и отнести пост нужно было туда.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!