Пара человек была удивлена тем, что владелец лично поехал разбираться с жалобой сотрудника. Вообще у очень многих сочетание слов "сеть магазинов" рисует картинку огромных торговых площадей, кучи отделов (бухгалтерия, юротдел, отдел рекламы, транспортники и тд). На самом деле все гораздо проще. Магазины моего дядьки - совсем небольшие, формата "у дома". Громкого названия, какого-то бренда и прочего в помине нет. "Все для дома" - вот что написано на скромных вывесках. Посуда, вантузы, крепежи, лампочки, нитки-иголки - за этим в наши магазины приходят люди, живущие в спальных районах.
Управленческая пирамида невысокая. В магазинах работает по 6-8 человек, среди которых есть заведующий и/или т.н. менеджер, который исполняет обязанности главного, когда у заведующего выходной. Заведующие и/или менеджеры всегда должны быть на связи с операторами. Их у нас было четверо - на каждого приходилось по пять магазинов. Операторы подчиняются напрямую владельцу. Смежно работают два бухгалтера. Отдельно - пять человек на головном складе (упаковка, комплектация заказов на магазины). Юридическими вопросами, ко, поставками, рекламой, арендой занимался дядька со своим помощником. Плюс два отличных мужика у нас работали грузчиками/развозчиками товара по точкам. Они же, поскольку катались по магазинам ежедневно, чинили все, что там ломалось. Вот и весь штат. У меня самого определенной должности не было. Помогал по возможности там, где было нужно. Мог заменить любого, кроме бухгалтеров.
Вернусь к потере магазина. На самом деле, как я узнал несколько дней назад, он не второй, а пятый потерянный. Три магазина Ирина продала за ничтожные деньги вместе с товаром и наемными рабочими, причем еще пару месяцев назад.
На должности операторов хочу остановиться. На мой взгляд, на этих четырех людях держалось очень многое. Они работали с базами на каждый магазин. Проверяли присланные документы (справки-отчеты, кассовые книги), обрабатывали заказы на товар, отслеживали продвижение той или иной группы товаров, составляли свои списки заказов на опт, а главное - координировали работу самих магазинов. Переучеты, переоценки, накладные - это все была их работа.
Когда Ирина начала наводить порядок и первым делом урезала людям зарплаты, два оператора уволились. Они были готовы на две недели отработки, но Ира, задрав нос, гордо заявила, что раз они не ценят работодателя, пусть забирают деньги за отработанные дни и валят сейсекунд. Что женщины и сделали. На оставшихся двух операторов легла двойная нагрузка.
- Ничего страшного, - уверенно отвечала дядькина вдова на мои крики, - Незаменимых нет, мы быстро найдем замену.
Потом очень удивлялась, что очереди специалистов со знанием 1С, желающих поработать по 10 часов в день 6/7 за тридцать тысяч нет. А просьба оставшихся двух операторов доплатить им за чудовищную перегрузку, вызвала натуральное возмущение:
- То есть, неделю вы справлялись, а теперь не справляетесь?
И... Ира потеряла еще одного оператора.
- Иди на хуй, - вяло махнула рукой оператор Ольга, которая в свое время работала с дядькой в самом первом его магазине, прошла огонь, воду и медные трубы, очень ответственный человек, надежный, ценный для фирмы, - Просто иди на хуй. Отрабатывать ведь не нужно? Заявление пишу задним числом, расчет и... иди на хуй, Ира.
Мозг Иры не включился даже тогда. Она пару дней поверещала о том, что халдеи вусмерть охуевшие. Временно должность оператора занял я. На место еще одного оператора была посажена одна из Ирочкиных подружек, Инга. Девица пару дней потыкалась, и авторитетно сказала Ире, что надо искать людей.
Все это время поставки в треть магазинов были парализованы. Мы не успевали формировать заказы, соответственно складские работники их не собирали и не отправляли.
Забавный факт. Поскольку нагрузка у складских и упаковщиков снизилась, Ирина решила что сделать? Правильно, уволить двух из пяти. Зачем им платить? Куриный мозг не предполагал, что работа может наладиться, а нагрузка на склад снова возрасти. У меня тогда впервые в жизни сел голос.
Когда в конторе появилась Катерина, я подохуел.
- Ир, зачем ты ее сдернула с магазина?
- А что? Инга ее обучит. Девочка же умненькая, Володя от нее без ума был.
- Я от нее тоже без ума, но ты головой понимаешь, что топовый магазин оставила без главного? Через неделю там без нее пиздец начнется!
- Она может управлять магазином и отсюда.
- Ну конечно... - и тут мелькнула нехорошая мысль, - А сколько ты ей сейчас платить будешь?
Ирина расхохоталась:
- Ну ты как маленький, ей-богу.
Предполагалось, что Катя будет работать за те же деньги, что в магазине.
- Что ты глаза таращишь? Она сама согласилась! А за что ей платить сейчас 50к? Она еще ничего не умеет! А я ей оплачиваю дорогу в контору в конце концов!
- Дорогу? - волею судеб нас услышала тот самый единственный оставшийся оператор. - Вы оплачиваете Кате дорогу? Я сюда (сюда - это на Ленинский, питерцы оценят расстояние) с Озерков езжу. По полтора часа каждый день в одну сторону. Мне бы тоже не помешала оплата дороги.
- Маша, мы с вами обсудим этот вопрос позже, - резко ответила Ирина, - Я занята.
Оператор, огретая железным тоном, удалилась. Я посмотрел на Иру и спросил:
- Завтра сорок дней. Ты вообще как?
- Я... - Ира сникла... - Давай не сейчас.
- А давай сейчас, - разозлился я, - У Марии умер муж в пятницу. В прошлую, блять, пятницу. У нее остался ребенок-инвалид и ипотека. Что ты с ней будешь обсуждать позже? Причины, по которым она ссыт с такой перспективной работы уйти?
- Как умер? - Ира впала в ступор, - А как же...
- Да никак, ты же охуеть как занята. Инга вот твоя в курсе, - я был очень зол, - Она и разрешила ей выходные. И слава богу, ты-то бы хуй разрешила мужа похоронить!
- Что... Что ты... - лепетала Ирина. Вид был у нее как у побитой собаки. Самоуверенная бизнесс-леди превратилась в жалкую понурую тетку. Ей стало очень плохо. Я понял, что переборщил. Помолчал и ушел. Она плакала, а я чувствовал себя дерьмом. Мерзкое ощущение, когда вроде и сказал все правильно, но все же как-то не по-мужски.
Оно того стоило. Маша получила хорошую премию. И теперь дорога работникам оплачивалась. Операторам, складским и тем, кто временно работает на другом магазине.
Я мог бы вскинуть кулак в воздух и назвать это победой, но общей картины это не изменило.
Инга, как я и ожидал, обучать Катерину не стремилась. Она посадила чудо-девку за комп (напротив моего), нависла над ее плечом и стала орудовать мышкой:
- Вот смотри, у нас есть список от склада. Заходишь сюда, создаешь документ, потом сюда, сюда, вводишь поиск по коду, пишешь код, даешь количество, добавляешь, оп! И так все позиции, потом проводишь. Это вот так. Если документ не проводится, значит, где-то ошибка. Ищи. Позови, если что.
- Инга, стоп! - Катя подняла руки, - Я ничего не поняла. Создаешь документ? Перемещение? Реквизиты по умолчанию?
- О господи, - закатила глаза Инга, - просто попробуй повторить, это что, так сложно?
И моментально смылась. Две минуты - охуенное такое обучение создания накладной.
- Говно вопрос, - бормотала Катерина, - повторить. Тыщапицот движений мышкой за минуту, и вот мы уже знатоки 1С... Создать...
- И вот это с магазина на Дыбенко списать, - Инга вернулась, чтобы кинуть папку Катерине на стол, - Принцип тот же, - удаляясь, добавила девица.
- Есть, сЭр! - гаркнула чудо-девка, чем меня немало повеселила.
- Я помогу, Кать, - пообещал я, - Не бойся. Ты сейчас в корневом каталоге...
Катерина разобралась в программе за день.
- Ты уже работала в 1С, да? - спросил я в тот же день.
- Ну, у меня были какие-то практики в универе, но я мало что помню.
- Ты училась в ВУЗе? - о_О
- Я даже закончила, - не отрываясь от монитора, ответила чудо-девка, - но в Латвии. Отчет не проводится, это что значит?
- Что кто-то налажал. Это правда? У тебя высшее?
- Да.
- А тебе сколько лет? У тебя экономическое?
- Нет. Мне сейчас надо позвонить в магазин и проверить наличие? База не принимает отчет.
- Да. Колпино? Я сам позвоню. Какой код?...
Я был заинтригован. А Катерине было некогда со мной общаться на отвлеченные темы. Она работала, училась и постоянно разбиралась с косяками, оставленными ей в наследство. Смею предположить, Инга за пару дней работы наворотила такой пиздец, что разгрести его за пару недель было невозможно.
Каждый магазин ежедневно присылает текстовый файл - отчет с кассового аппарата. Его нужно свести с общей базой. Если магазин работает как следует, этот отчет проводится за минуту.
Тем, кто далек от учета, дам простой пример на пальцах.
Вы закупили 100 единиц товара и распределили их на 20 магазинов. По 5 штук по N цене. Отгрузили, отправили, занесли в базы. В 20 баз, в каждой прописаны 5 единиц.
В магазинах принимают полученный товар. И оказывается, что им прислали не 5 единиц, а 4. Или наоборот, на единицу больше (крайне редко). Еще часто оказывается, что ранее в магазине товар продавался не по N цене, а N+20 или N-20.
Магазины отправляют оператору исправленные накладные. На их основе он вносит в базу новые данные. Исправляет количество товара, в случае накладки с ценой составляет акт на переоценку - товар будет продаваться по N цене. Если он продавался в магазине ранее, работникам нужно точно сообщить конторе, сколько товара в магазине есть по факту. Все данные опять же исправляет оператор, выравнивает базу, присылает магазину новые ценники.
Если оператор видит, что фактически в магазине 7 единиц товара, а база говорит, что итого должно быть 12, он сперва перерывает базу за несколько лет, чтобы проследить движение товара (это до хрена времени, скажу я вам), а потом разговаривает с заведующим магазином. Либо эти потерявшиеся пять штук найдутся в закромах магазинного склада, либо они будут списаны как кража/потеря, и тогда оператору нужно заводить новый документ на списание, или пополнить данными уже существующий документ на такие случаи. Если разница явно очень большая, назначается внутренняя проверка.
Это несложно.
Катерина столкнулась с тем, что отчеты, которые ей присылали, не совпадали с базой. Я, когда видел разницу в 1-2 штуки товара, закрывал на это глаза и списывал. Погрешность в 1-2 штуки была изначально заложена в стоимость товара.
- Это прекрасно, - кивнула Катерина, - Но эта погрешность у тебя очень стабильна. Каждый месяц в магазине R пропадает ровно три занавески для душа. Саша, ровно три. Каждый месяц. И это я случайно натолкнулась. Что будем делать?
Катя отвечала за работу семи магазинов. С каждым у нее были контры.
Потому что ни один присланный отчет толком не сводился.
Она получала данные и пыталась их обработать. Не получалось - выявлялись десятки ошибок.
Я был свидетелем десятков телефонных диалогов. Катя звонила заведующим/менеджерам, перечисляла коды товаров, по которым были вопросы, просила перелопатить склады и сообщить ей количество того или другого товара.
Заведующие, привыкшие к размеренной и спокойной работе, а не бегать и пересчитатывать и докладывать в ближайшее время, раздражались. Кто-то больше, кто-то меньше. Интересно, что магазины, у которых расхождение с базой были минимальные, очень быстро отзванивались.
Магазины, в которых к тому времени были набраны хрен знает какие работники, в том числе и ведущие работники, т.е. менеджеры, вставали в позу.
- Какого черта оператор смеет вмешиваться во внутреннюю работу нашей точки? Какое ее дело, сколько мы чего продали?
Ирина, сама того не зная, наняла людей, которые в рот ебали само понятие субординации.
Того, что на место хороших тактичных продавцов придут рыночные хабалки, можно было ожидать. Но того, что Ира их поддержит, я не ожидал.