Из комментариев.
http://anairos.livejournal.com/59242.html
Процесс, который можно упрощенно назвать размежеванием христианства и магии, весьма интересен для исследователя. В Добротолюбии, как одном из важнейших памятников монашеского дуализма, он, конечно, тоже прослеживается, а вершины своей достиг, как мне кажется, в протестантизме. Впрочем, современный католицизм тоже довольно далеко продвинулся, а вот православие, особенно русское, стало, наоборот, капитальным шагом снова в магию.
ОТВЕТИТЬ
grey_horse
15 мая 2017, 14:21:52 UTC
Некий болгарин составил колоду Таро "Золото Икон", где каждая карта - фрагмент той или иной иконы. Не знаю, впрочем, пользуется ли ей кто-нибудь.
osyotr
15 мая 2017, 10:32:40 UTC
Именно; а потому я долженъ точно знать, какую купить обувь, это логично. Моей волѣ слѣдуетъ совершенно истребиться, и никакого моего выбора быть не должно ни въ великомъ, ни въ маломъ. На этомъ стоитъ все послушничество, причемъ я обязанъ думать, что старецъ про обувь спрашиваетъ Бога, прибѣгая къ классической техникѣ экстаза. Логично также распространить этотъ подходъ и на мірянъ, ибо мы вѣдь всѣ хотимъ спастись.
А авторъ статьи какъ бы нѣсколько себѣ противоречитъ: сначала признаетъ, что связь одностороння, затѣмъ утверждаетъ ея необходимость, хотя рѣшение вродѣ какъ принимаешь ты самъ. И еще этотъ странный намекъ въ послѣдней фразѣ на правильную технику гаданія, до которой церковь еще не дозрѣла.
anairos
15 мая 2017, 12:30:42 UTC
Боюсь, это не автор себе противоречит, а Вы его невнимательно прочитали. Он как раз пишет о том, что связь не должна быть односторонней. Если Бог присутствует в жизни, а не находится где-то там, в недосягаемом Абсолюте, то и ответ на молитву непременно будет получен здесь и сейчас, очевидным для молящегося образом.
Это и есть "правильная техника гадания", которая, конечно, должна относиться не к обуви, а к тому, чему, по мнению автора, посвящено настоящее христианство: исправлению мира и увеличению добра в нем.
А вот если Бога из жизни убрать, то тогда и остается то, о чем Вы иронизируете: поклонение священникам и старцам, чья воля становится единственным зримым проявлением воли Божьей. При этом, конечно, полагается верить, что у священника или старца связь с Богом налажена, и Он, из Своего недостижимого далека каким-то мистическим (непременно мистическим) образом им отвечает.
osyotr
15 мая 2017, 13:47:15 UTC
Пусть и такъ. Во всякомъ случаѣ, авторъ подробно — и совершенно справедливо — говоритъ, что двусторонней связи теперь нѣту; изъ того, какъ онъ представляетъ ее въ прежнія эпохи (вполнѣ въ духѣ лектора общества "Знаніе", могу замѣтить), приходится заключить, что настоящей-то толкомъ и не бывало — а это уже ставитъ въ сомнительномъ свѣтѣ весь опытъ апостольскихъ мужей и все Преданіе. Вмѣсто же отвѣта на естественный вопросъ: что это за тяжелое недоразумѣніе было до сихъ поръ и что теперь съ нимъ дѣлать, — онъ вдругъ прекращаетъ рѣчь, ограничась довольно безпредметнымъ посуломъ, дескать отстроимся и заживемъ. То есть не очень понятно, о чемъ это было и зачѣмъ (и о чемъ, и какъ) все же молиться, покуда тайна не объявлена.
anairos
15 мая 2017, 13:56:11 UTC
Тогда у меня к Вам закономерный вопрос, как Вы представляете себе "настоящую" связь в таком случае. Раз, по Вашему мнению, та, что описана автором -- через знаки, подаваемые Богом во внешнем и внутреннем мире молящегося -- на Ваш взгляд, не настоящая.
Что же касается апостольских мужей и Предания, то, на мой взгляд, существует и без того немало причин подвергать обоснованному сомнению то, что нынешняя церковь говорит на обе эти темы :)
Ну а про то, что теперь делать, автор много говорил в других своих статьях. Правда, все его советы совершенно неисполнимы, потому что священноначалие скорее удавится, чем пойдет хоть на что-то из перечисленного.
osyotr
15 мая 2017, 14:14:13 UTC
Мнѣ-то для сомнѣній за глаза хватило и текстологической критики; скорѣй подразумѣвался вопросъ, какъ авторъ справляется со своими противоречіями.
Какъ вижу?.. Не знаю. Либо никакъ; либо приходится вѣрить, что когда-то боги сходили на землю — почему нѣтъ? Либо, наконецъ, чего-то стоитъ восточная техника и теорія умозрѣнья; съ этимъ еще разбираться. До поры я серьезно относился къ исихазму, но при сравненіи съ настоящей школой онъ разлетается вдребезги: рабфакъ, подготовительный классъ, подсмотренная гдѣ-то мантра-йога, объявленные "умнымъ художествомъ". Охти.
anairos
15 мая 2017, 17:43:41 UTC
У автора как раз нет никаких особых противоречий внутри его собственного мировоззрения. К Преданию он, кстати говоря, относится весьма прохладно, к догматическому богословию – еще прохладнее, и вообще его христианство более всего напоминает радикальный протестантизм.
А насчет исихазма – мне кажется, Вы его недооцениваете. Или, скорее, переоцениваете техники буддистов и йогов. Они любят наводить тень на плетень и прикрываться сложными мировоззренческими системами и идеологией, но на деле в техниках созерцания ничего принципиально нового придумать невозможно. Люди есть люди, и способов вхождения в контакт с потусторонней реальностью существует весьма ограниченное количество.
Фактически – всего три, остальное – их вариации. Исступление, внутренняя тишина и чтение мира. Последнее – как раз то, о чем говорит автор.
grey_horse
15 мая 2017, 18:52:18 UTC
Причем внутренняя тишина и чтение мира хорошо друг друга дополняют.
anairos
16 мая 2017, 03:17:44 UTC
Отчасти да. Но все же это несколько разные состояния. Одно – максимальная отрешенность от внешнего мира, другое – наоборот, слияние с ним.
osyotr
15 мая 2017, 19:22:33 UTC Комментарий изменен: 15 мая 2017, 19:31:22 UTC
Ну какъ сказать. Про Индію я пока очень мало знаю, зато о чаньской школѣ и цигунъ сумѣлъ составить себѣ кой-какое представленье (кстати, то обстоятельство, что я въ прошломъ синологъ, помогло здѣсь очень мало). Тамъ — да, пришлось продираться сквозъ тѣнь-на-плетень, надуванье щекъ и авторовъ, мало смыслившихъ въ предметѣ; но въ концѣ концовъ я хотя бы смогъ увидѣть систему — или, если угодно, цѣльный образъ; людей, которые очень хорошо понимаютъ, что они дѣлаютъ, пусть и затрудняются объяснить: китайцы всегда были блестящими практиками и никудышными теоретиками. У отцовъ-добротолюбцевъ я въ этомъ смыслѣ чувствую полнѣйшую безпомощность; каждый какъ будто начинаетъ сызнова мѣтодомъ тыка и боится самъ себя. А чему и удивляться — трудно придумать для этихъ дѣлъ базу менѣе подходящую, чѣмъ дуалистическое міровоззрѣнье съ абсолютно трансцендентнымъ Богомъ, злокозненнымъ "врагомъ" и неясной природы умозрительными чисто внѣшними "энергіями", насосанными то ли изъ Плотина, то ли изъ герметизма, то ли вообще чортъ знаетъ откуда. Насколько органично недуальность растетъ изъ дальневосточныхъ религій (и языка, и словесности, и изобразительныхъ искусствъ), настолько же чудовищно коряво она прилаживается къ религіямъ авраамическимъ.
Возможно, я напрасно помянулъ само слово "техника". Съ чѣмъ бы сравнить? ну, вотъ не дано тѣмъ же китайцамъ плясать, какъ неграмъ — и хоть убейся, и на потуги ихъ безъ слезъ не взглянешь. Исихазмъ попытался примѣнить все, о чемъ Вы говорили, и остался тупъ и скованъ. Важно ли дыханіе? а эмоціи? а поза? а мысли? а сердце какъ собственно физическій органъ, а не "сердечное мѣсто"? а темпъ рѣчи при чтеньи мантры? жалестно протягивать слова или говорить ровно? на которомъ языкѣ? вслухъ или про себя? послѣдовательно отъ языка — къ гортани — къ правому сосцу или или безъ никакой привязки къ тѣлу? Клубная самодѣятельность: нѣтъ двухъ отцовъ, чтобы писали хоть о чемъ-то одинаково. У одного лишь кого-то (Іоанна Карпаѳскаго? ужъ не помню) мелькомъ-мелькомъ помянута безсловесная темнота и пустота внутрь сердца — однако же это и все; кому оно что скажетъ, кромѣ человѣка, хоть краемъ слыхавшаго о дао или адвайтѣ? кто, вообще, эстетически разрабатывалъ хваленое апофатическое богословіе? ужъ всяко не Симеонъ Новый Богословъ). Самъ міръ, наконецъ, съ его стихіями — враждебенъ, дружественъ, безразличенъ?.. Можно ли помимо умного дѣланія заниматься умственной, а не только механической работой? каждую свободную минуту или часъ въ день? монастырь или міръ? зачѣмъ отрѣзать всю нижнюю часть тѣла со "чревомъ" (зачѣмъ хоть вещи не назвать своими именами?..) и бѣгать сублимаціи какъ огня — неужели не ясно, что къ старости пуще взбѣсишься? Я читалъ, какъ олдовый аѳонскій старецъ отказывался крестить младенцевъ мужеска пола, боясь "разжженія", послѣ полувѣковой-то аскезы, — это ли не полная непригодность метода? Ощущенье своей грѣховности — это чисто произносимое слово "...мя грѣшнаго" или живое ощущенье? слезный даръ — это таки даръ, психозъ или "прелесть"?
Охъ.
anairos
16 мая 2017, 03:28:59 UTC
СВЕРНУТЬ
Что есть, то есть. Дуалистическая картина мира в самом деле не слишком подходит в качестве теории для подобных техник.
Однако, на мой взгляд, тут дело всего лишь в том, что православные старцы – еще более никудышные теоретики, чем китайцы :) В плане же реальных результатов я не думаю, что они так уж сильно отличались. Просто эти результаты были направлены несколько на другое. И не всегда на то, чего хотелось бы самим монахам.
Например, в буддизме тема сиддх проходит как бы стороной (они перечисляются, после чего предупреждается, чтобы практик на них не зацикливался). А для отцов-добротолюбцев то, что монах, если он усерден, непременно станет источником чудесных явлений, не подлежит сомнению, и пишут они об этом намного чаще.
Создается впечатление, что христианские практики как раз больше подходят для, как это сейчас бы сказали, паранормального влияния на мир, чем для борьбы с собственными страстями. И ничего удивительного, придумывали-то их в Египте, славном именно своими магическими традициями. Вот и усвоили из индийского наследия в первую очередь то, что показалось ближе всего.
Ну а большинство вопросов, которые Вы задаете – не уверен, что на них имеет смысл давать однозначный ответ, и что наличие такого ответа есть признак глубокой проработки системы.
PS У меня от разбирательств с христианской системой были примерно те же ощущения, что у Вас от китайской :) Несколько помогло, что митрополит Антоний (Блюм) разобрался с ней раньше меня и изложил свои впечатления простым языком.