Как гопануть соседа на город? Обзор настолки и дополнений Каркассона
Думаю, что рассказывать об основах Каркассона не имеет смысла. Практически все, кто хоть немного обитает в мире настолок, знает, что это за игра. Для тех немногих, кто не в курсе, опишу механику в двух (ну почти) словах.
Игроки поочереди вытягивают из общей стопки (рюмки, мешка, башни, или куда еще додумаются запихнуть) тайлы и размещают их на столе к уже ранее выставленным. Таким образом на столе появляется карта, состоящая из различных объектов (дорог, городов, монастырей и полей). По ходу партии игроки также выискивают на карте ничейные недостроенные объекты, кричат "мое!" и кладут туда своих человечков. Когда объект достраивать уже некуда, то он считается завершенным и приносит своим владельцам победные очки. Если интересно, в интернете есть куча обзоров, раскрывающих базовые механики. Я же тут для того, чтобы поговорить о чем-то более веселом.
Достаточно часто слышу критику в сторону Каркассона, что он слишком простой, скучный или даже какой-то детский. Я в корне не согласен с этим утверждением. Во первых в механику каркассона идеально вплетена возможность создания конфликта между игроками. Игра не заставляет вас этим заниматься. Но если вы захотите, то никто не сможет вам запретить украсть чужую собственность. Покажу на примере.
По правилам игрокам нельзя выставлять своих подданных на уже занятые объекты. Но есть обходной маневр, который в правилах прямо не упоминается, но однозначно был задуман изначально. Строите вы огромный город. Король городов. Вас переполняет гордость за ваше детище. Но тут...
Какой-то красный хмырь начинает строить второй город подозрительно близко к вашим границам. Это не к добру. Сейчас город зеленого и город красного являются разными. Но стоит красному вытащить из стопки подходящий тайл...
И он становится равноправным владельцем этого чудесного огромного города. Теперь и красный и зеленый получат одинаковое количество очков за сие творение. А если красный пойдет дальше, и умудрится таким-же образом пристроить к городу еще одного своего человечка, то зеленый и вовсе останется с носом. Так себе перспективка. И зеленый это прекрасно понимает. Теперь оба игрока напряжены. На кону стоит куча очков, делиться которыми никто не хочет. Рано или поздно кто-то достигнет успеха и заберет себе награду. (к слову, город на фото принесет больше 45 очков. И это не предел).
Прелесть игры в том, что она не заставляет вас заниматься подобным. Вы можете всю партию тихо мирно сидеть каждый в своих землях и строить, понемногу добывая очки. А можете постоянно вызывать оппонентов на подобные стычки, вызывая целый спектр всевозможных эмоций.
Второй прелестью Каркассона являются дополнения. Каждое из них привносит в игру новые механики, усложняя ранее простую игру. Не все дополнения хороши. Но без многих из них я уже не представляю каркассон.
Вот так выглядит мой набор. Каркассон "колесо фортуны" + три дополнения. Все это из прошлого издания. Сейчас все снова перекрутили. Компонентов не так уж и много, правда же? =) А, забыл еще немного. Самую малость. Чутка тайлов:
Их становится дофига. Настолько дофига, что даже официальной подставки-башни кощунственно не хватает.
Все правила начинают умещаться только в 5 буклетов. А обычная партия на двоих занимает около 4 часов (если разыгрывать все).
И все 4 часа игроки любезно воруют друг у друга объекты, мешают строительству и устраивают настоящие войны за поля. А возможности дополнений способствуют этому. Так какие дополнения помогут вам ограбить вашего оппонента? Сейчас расскажу.
Самым простым и очевидным можно назвать большого мипла. Выглядит злобно, ест как два рта. Зато и считается за двоих. Пристроишь такого в чужой город, и ты в шоколаде. Останется только удержать позиции и достроить свою новообретенную собственность.
Мэр. Почти как большой миппл, только с модными штанцами. Ставить имеет смысл только в города. На некоторых тайлах городов есть маленькие изображения щитов. Сколько щитов в городе, за стольких миплов будет считаться мэр. А если щитов нет, то он бесполезен. Его любой бомж с галерки подвинет.
Замок. Не отбирает чужие объекты, но также может сделать твоему оппоненту очень неприятно. Когда ты завершает город из двух тайлов, то вместо того, чтобы получить свои законные очки, ты можешь вложить их в благое дело и поставить там замок. Теперь под ударом все сооружения, хотя бы одним тайлом находящимся в окрестностях этого замка (а это шесть тайлов как на фото выше). Первый объект, который будет завершен в этих окрестностях принесет владельцу замка столько-же очков. А теперь представь, что ты пристроил такой замок к чужому городу на 50 очков. А потом еще с помощью двойного мипла забрал этот город себе. Злобный взгляд в твою сторону обеспечен.
Башни. Как много в этом слове... Повсюду на карте теперь начнут появляться места для установки башен. И ты сможешь там эти самые башни ставить. Нафига? При установке нового яруса башни игрок может забрать в плен любого мипла в ее окрестностях. Построился кто-то неудачно рядом с основанием для башни? Считай, что его уже там нет. А забрать себе пустой объект проще простого.
Злой и ужасный дракон! Вызовешь такого, и он пройдется по окрестностям, выгоняя всех миплов из своих насиженных мест. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОСТОРОЖНО. Может знатно насолить и тебе.
Принцесса. Сидит в своих городах, пакостит и выгоняет бедных рыцарей прочь. Поставь тайл с такой особой в чужой город, и можешь выгнать из города одного его подданного. Теперь город свободен, заходи кто хочет. Ну а если хочется испортить отношения окончательно, то лайфхак! Если ты завершаешь чужой город тайлом с принцессой, то по правилам игры сперва происходят все телодвижения с миплами, а уже потом начисляются очки. То есть ты можешь выгнать игрока из его любимого города и тут-же этот город достроить. В итоге очки за него не достанутся никому.
А это портал. Тут все просто. Позволяет заселить своего мипла в любой НЕ ЗАНЯТЫЙ объект на карте. Выгнал кого-то из города, а затем заселился туда сам. Ляпота!
Ну а если выгнать не получится, то можно напакостить с помощью ведьмы (желтенькая). Ставишь такую в чужой город, и очки за него сразу же урезаются вдвое. А если ведьма уже находится там, где должна, то можешь помочь и себе. Ставь волшебника на свой объект, и очков получишь еще больше.
Еще есть грабитель. Ставится на дорожку подсчета очков к чужим миплам. Когда выбранный игрок получит за что-то очки, то ты тоже не останешься обделен. Половину от навара можешь смело добавить к своим очкам. К сожалению, игрок-жертва меньше очков от этого не получит, но все равно мало приятного, когда кто-то паразитирует на твоей работе.
Ну а еще есть круги на полях. Сомнительная штука. Заставляет игрока либо убрать одного мипла со своих владений, либо добавить туда еще одного. Остальные игроки должны будут выполнить то-же действие, что и первый. В редких случаях может оказаться полезно.
Чуть не забыл про Рэд булл. Окрыляет. Выставляешь такой тайл стрелочкой в нужное место, кидаешь кубик, а затем ставишь своего мипла на любой объект на выпавшем расстоянии. Прелесть крыльев в том, что поставить мипла можно даже на чужой объект.
Теперь вроде все способы обобрать ближнего своего, которые есть в каркассоне. Но дополнения далеко не все. Остальные дополнения могу также описать, если кто-нибудь в комментариях попросит. Но надеюсь, что этого будет достаточно, чтобы показать, что каркассон не настолько скучный, как о нем говорят некоторые. Интерес от игры напрямую зависит от того, какие люди в него играют. Если человек готов идти на конфликт в игре, то поводов и способов для этого в каркассоне более, чем достаточно.