Личный пионерский опыт: как столкнулись желание выделиться одних, глупость других и моё упорство.
Сегодня в День Пионерии многие будут рассказывать разное о себе и пионерах, но мой опыт уникален для пионера 80-х, он в малой степени напоминает трудности первых пионеров, находившихся во враждебном окружении. Итак, по порядку...
Мне довелось сменить несколько школ за время учёбы - типично для ребенка из семьи военного. Во втором классе я учился в школе #28, где директором школы была гори она в аду Конотоп Ирина Игнатьевна - невероятно противная тётка с инициативой. Одной из её инициатив было принятие ЛУЧШИХ учеников в пионеры не в третьем классе, а во втором. На год раньше чем было принято во всей стране.
Справка для тех, кто удивлён:
Несмотря на то, что пионерская организация в СССР имела всесоюзный Устав и центральные органы управления ("Всесоюзный совет пионерских дружин" или как-то вроде этого), фактическое руководство осуществлялось руководством школ и местными (районными, городскими, областными) комитетами ВЛКСМ. Поэтому, захотела директор школы принять в пионеры во втором классе - сделала.
И вот, в День Пионерии, после торжественных речей, под звуки горнов и барабанов - я был принят в пионеры. Получилось прекрасно и отлично запомнилось. Повязала мне пионерский галстук Лена - моя хорошая знакомая, из семьи друзей моих родителей.
С Леной мы до сих пор общаемся, в т.ч. обязательно поздравляем друг друга с Днём Пионерии 🙂
Через полгода, прямо во время первой четверти третьего класса я перешёл в другую школу. Школа находилась в частном секторе. Это был не элитный коттеджный посёлок, нет. Тут жили простые люди, работающие на заводах, но живущие в личном доме с участком и всеми вытекающими отсюда обстоятельствами: сад, огород, свиньи, курочки и определённая ментальность. Когда-то этот посёлок был окраиной, но постепенно многоэтажки подобрались к нему, окружили и двинулись дальше.
(фото из интернета)
И посреди этого частного сектора возвышалась ШКОЛА. Огромное четырёхэтажное здание сталинской классической архитектуры. Со своими дебильными традициями, естественно. В первый же день, прямо в момент знакомства с учителем и классом (мама заполнила какие-то бумаги у школьного секретаря, а та тут же отвела меня в класс), классным руководителем мне был учинён допрос:
- Почему в галстуке?
- Я - пионер.
- В пионеры принимают в третьем или четвёртом классе.
- В нашей школе лучших (для меня это было реально важно - примечание моё) принимают в пионеры во втором классе.
- Так не бывает. Ты врёшь. Снимай галстук!
- Не сниму.
- Почему ты не слушаешь учителя?
- Я - пионер и не сниму галстук.
И так на пол-урока 🙁
Разумеется, что мои новые одноклассники - эта милая девятилетняя школота, изо всех сил поддерживали меня (нет). На перемене учительница привела своих подружек (таких же 40...50-летних старух) - двух или трёх учителей параллельных третьих классов и они продолжили обрабатывать меня.
- Ты слышала когда-нибудь чтоб в пионеры во втором классе принимали?
- Нет. Врёт он!
- Снимай галстук!
- Посмотри какой наглец - пререкается со взрослыми людьми!
- Ему три учителя говорят, а он не слушается!
- Надо родителей вызвать к директору!
И прочее в том же духе в течение всей перемены. Чувствовал я себя примерно как первый пионер во враждебном реакционном окружении
Разумеется, я и рядом не стоял с настоящими пионерами-героями "двадцатых" - такими как Павлик Морозов, Коля Мяготин и Кычан Джакыпов - но в тот момент я ощущал себя как будто среди кулачья и подкулачников.
На следующей перемене я имел разговор с одноклассниками. Вместо обычного для переехавшего новичка "ты прописан?" мне пришлось отвечать на подобные же вопросы от сверстников. В ходе их, кстати, я сразу ощутил разницу менталитета городских жителей (до этого я общался только с такими же городскими ребятами, в большинстве своем - детьми военных) и "поселковых" из пролетарских семей. Аллюзии на схожесть ситуации с обстановкой 1920-х годов от этого только усиливались.
В течение следующих перемен и ещё несколько дней бывало такое:
1. На меня приходили посмотреть "старшаки" из 4-х, 5-х и даже 6-х классов. "Где тут этот пионер?"
2. Когда мы с одноклассниками шли по посёлку, то одноклассники с гордостью представляли меня всем встречным: "это наш MalvinasArg, его в пионеры приняли во втором классе, потому что он лучший".
3. Даже когда я был без пионерского галстука вне школы - в магазинах, поликлинике, общественном транспорте - какой-то маленький ребёнок мог указать на меня пальцем и громко крикнуть: "Это MalvinasArg - он пионер!"
4. Девочки из нашего и других классов писали мне записки "MalvinasArg, ты мне нравишься, у тебя такой большой ... галстук давай дружить". Но я по малолетству очень смущался и игнорил их всех.
Через какое-то время ко мне и моему галстуку все привыкли и прежнего ажиотажа не было. Разве что одноклассницы продолжали писать записки - потому что я - лучший 😉 Но история имела любопытное продолжение: после нового года в наш класс пришёл новенький. В процессе знакомства он спросил меня о галстуке, я рассказал как и что - так он на следующий день заявился в пионерском галстуке и пояснил "меня, как и MalvinasArg-а приняли во втором классе, а вчера я просто галстук надеть забыл". Каков сучонок, а? Что характерно - он был сыном какого-то начальника, учителя это знали и к нему они не цеплялись. Среди сверстников он ажиотажа не вызвал, а постепенно все поняли что он - говнюк. Он в "нулевые" стал депутатом местного масштаба, я ни капли не удивился 😎 Я его даже жалел немного тогда: он ведь не ощутил всю радость от принятия в пионеры, его же не принимали, он сам себе присвоил звание пионера.
Поздравляю всех пионеров со 100-летним юбилеем пионерской организации!