MILITARIA

MILITARIA

Пикабушник
поставил 0 плюсов и 0 минусов
Награды:
5 лет на Пикабу
303 рейтинг 0 подписчиков 1 подписка 1 пост 1 в горячем

ФИЛЬМУ "ВИКИНГ" ПОСВЯЩАЕТСЯ. ОДЕЖДА ДРУЖИННИКОВ, РУСОВ, ВОИНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ IX-X ВЕКОВ

Создатели уверяют что перелопатили за 7 лет уйму документов, восстановили костюмы той эпохи, зная что простой народ поверит в любую чушь с экрана, и Козловский в коже и забрызганный грязью, дикий (так как еще не во Христе) куда брутальнее светлого русского человека тех веков, абсолютно не грязного (Днепр как ни крути под боком, купайся хоть до осени), в кафтане, шапке. Поэтому были созданы эти ужасные образы полувикингов, полугерманских племен из фильма Гладиатор. Убожество надо развеять. Кстати, за русов тоже обидно. Уж кто-то, а скандинавские мужчины славились издревле личной гигиеной, вниманием к бороде, волосам, косам и тому, во что ты одет. Существует ряд художников-реконструкторов, профессионалов, которые в сотрудничестве с археологами, историографами досконально восстанавливают облик Руси среза тех веков. Как можно было просто мимо пройти этих работ и снять какое-то грязное и немытое сборище в деревянном остроге по середине поля и назвать это Киевом и его жителями? Глумление над своей историей.


Кафтан, как тип одежды, несомненно, был заимствован русами у кочевников. Сам покрой его как раз приспособлен для верховой езды. Хорошо сохранившиеся образцы аланских кафтанов IX века, найденные на Северном Кавказе, дают представление о системе кроя этого типа одежды. Аланские кафтаны, в зависимости от богатства владельца, изготавливались из шелка (византийского, китайского и согдийского) либо из льна. Некоторые кафтаны подбивались мехом — подобный способ утепления изображен на одной из болгарских миниатюр XI века.


Более суровые климатические условия на большей части территории Древней Руси (особенно в ее северных районах), а также дороговизна такого материала, как шелк, дают основание предполагать, что при шитье русских кафтанов могла использоваться шерстяная ткань. На нашей реконструкции показан кафтан из шерстяной ткани, орнаментированной в технике набойки черной краской. Арабский путешественник и географ X века Ибн Фадлан, описывая похороны знатного руса, в частности, говорил: «Итак, они надели на него шаровары, и гетры, и сапоги, и куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапки из парчи, соболевую».


Помимо Гнёздова, подобные кафтанные «нагрудники» из тесно расположенных «разговоров» зафиксированы только в некоторых погребениях в древнерусском могильнике Шестовицы под Черниговым и в крупнейшем скандинавском могильнике «эпохи викингов» — Бирке.


Наборы из нескольких десятков пуговиц — скорее всего, также от кафтанов — найдены и в погребениях по обряду трупосожжения в Седневском и Черниговском могильниках. В то же время нельзя указать прямые аналоги подобного типа «нагрудников», которые встречались бы в кочевнических памятниках. Аланские кафтаны, например, застегивались всего на несколько пуговиц. С определенной долей вероятности можно предположить, что русы, заимствовав у степных кочевников саму идею кафтана, изменили эту одежду в деталях.


Штаны. К сожалению, никакими прямыми свидетельствами о покрое штанов того времени авторы не располагают. Обращение к письменным и изобразительным источникам позволило показать на реконструкции штаны типа шаровар. О ношении русами таких шаровар — широких, собранных в сборку у колена, — упоминает, в частности, арабский историк начала X века Ибн Русте.


Обувь. Никаких остатков обуви в погребении не обнаружено. Воин на реконструкции одет в обычные для того периода ботинки-полусапоги. Также вполне допустимо и ношение заимствованных у кочевников сапог (выше они упомянуты в описании Ибн Фадлана). Зимой и в ненастье на обуви носили подковки в виде обувных шипов, получивших в специальной литературе название «ледоходных». Подобные шипы использовались и для подковывания лошадей.


Плащ. Найденная в погребении бронзовая подковообразная фибула свидетельствует о наличии плаща. Изображенный на реконструкции плащ, покрывающий один бок воина, опис ывает в своем сочинении Ибн Фадлан (там этот вид верхней одежды называется «кисой»). Возможно, плащ носили иным способом. В погребении фибула располагалась в области пояса сбоку от покойного — это позволяет предположить, что застегивали ее не на груди или плече, а сбоку под рукой.


Шапка. Прямых свидетельств о присутствии в погребении головного убора нет. Только возле головы покойного найдено несколько пуговиц, аналогичных пуговицам на кафтане и, возможно, относящихся к шапке.


Представленный на нашем рисунке головном убор является реконструкцией "русской меховой шапки", известной по скандинавским сагам. В Бирке в двух погребениях найдены серебряные, украшенные сканью и зернью, конические колпачки, которые трактуются как окончания головных уборов колпакообразной формы с меховой оторочкой. По мнению некоторых шведских исследователей, именно так выглядела "русская шапка", изготовленная мастерами Киевской Руси. Сама форма шапки, скорее всего, принадлежит кочевническим культурам – об этом, в частности, свидетельствуют колпачки, аналогичные происходящим из Бирки, но украшенные в другой технике и найденные в Венгрии.

ФИЛЬМУ "ВИКИНГ" ПОСВЯЩАЕТСЯ. ОДЕЖДА ДРУЖИННИКОВ, РУСОВ, ВОИНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ IX-X ВЕКОВ Викинг кино, История, Историческая реконструкция, Историография, Militaria, Костюм, Военная история, Длиннопост
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!