Это мой второй пост на Пикабу.
Возможно будет интересен нем, кто читал первоисточник и смотрел сериал.
К 100-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции в телевизоре стартовало
несколько громких сериалов, в сюжете которых была очередная попытка переосмысления событий Революции и Гражданской Войны в России. И если сериалы про Троцкого и Парвуса не предвещали ничего хорошего, то новая экранизация произведения Алексея Толстого подавала надежды. Почему? Ну, все-таки НТВ это не Первый канал и с трудом верилось, что у сценариста поднимется рука основательно изуродовать произведение классика.
Как выяснилось, я глубоко заблуждался на этот счет, но обо всем по порядку.
ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ.
Имеют крайне мало общего с литературными прототипами. Местами, разве что, мелькает тень узнавания Николая Ивановича и доктора Булавина, ну и неплохо показан Алексей Красильников, но на этом всё.
Катя, Даша, Вадим Рощин - не похожи на себя от слова СОВСЕМ.
КАТЯ - показана вечно раздраженной истеричкой, постоянно пререкающейся как со своими мужчинами, так и с людьми от которых в данный момент зависит ее судьба и жизнь. Эдакая
современная ТП с вечным любовным зудом, ибо как еще можно объяснить ее сиюминутными немотивированные влюбленности. Наверное сценаристам невдомек, что в начале XXв движение суфражисток еще только начинает набирать силу, что права женщин во всем мире еще сильно ограничены и просто не принято было женам орать на мужей - ни в высшем обществе, ни в крестьянских хатах.
ДАША - в оригинале прошла долгий мучительный путь от девочки-подростка до женщины, а впоследствии - до жены и боевой подруги. Но в сериале - не изменилась от начала повествования , так и осталась теткой лет 30 со слабо развитой логикой и мотивацией.
Впрочем, мотивация героев это отдельная песня. Так, по воле сценаристов Телегин сбегает в Красную Армию от своих семейных проблем. Почему не к Корнилову? А черт его знает...
Его мотивация равна нулю. Ему все равно за какие идеи и с кем воевать.
Рощин...превращен волей тех же сценаристов в не менее безвольное чмо. Чего только стоит эта ужасная сцена, где он, сокрушаясь о судьбе России, тут же делает предложение Кате.
Отдельно хочется сказать о Бессонове. По задумке сериальщиков его прототип совместили с криво переложенной историей Александра Блока и в итоге получилось "ни рыба, ни мясо".
Поэт Бессонов из романа погибает в санитарном обозе на фронте Первой Мировой - и вместе с ним как-бы погибает весь старый мир, без надежды возвращения к старому.
Сериальный же, каким-то чудом выжив, возвращается в Россию и пишет (за плюшки) восторженные оды в адрес большевиков. И конечно же не выдержав мук совести, кончает самоубийством.
Только вот глядя на невыразительное лицо и жиденькие волосы актера Шагина никак не верится, что это пугало могло кружить голову половине женщин Петербурга. Совершенно непонятно, зачем нужно было продолжать эту сюжетную линию.
СЮЖЕТ.
От оригинала в итоге осталось всего процентов 20. И то, если в первой половине сериала отступления в основном касались мелочей, то после 7 серии все свалилось в какую-то
адскую вакханалию и разгул воспаленной фантазии сценаристов. Раздуты и продолжены сюжетные линии второстепенных персонажей - например, Жадова и Лизы, в ущерб развитию сюжетных линий основных персонажей. Оригинальные диалоги и сцены (кстати, местами неплохо сыгранные) перемежаются с неубедительными и идиотскими - придуманными.
И если в литературном первоисточнике поступки и мотивация героев были понятны, то при просмотре сериала хочется пробить себе голову фейспалмом. Ибо идиотские и нелогичные сцены следуют одна за другой:
- Идиотская сцена обмена документами Рощина и Телегина и не менее невразумительный при этом диалог - что это было?
- Идиотская сцена, где Телегин (командир младшего звена) расстреливает главкома Сорокина - что это было?
- Абсолютно идиотская сцена с покушением Даши на Ленина - ЧТО ЭТО БЫЛО?
И этот список можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом, у сериала есть вполне себе ощутимый плюс. Нам не показывают хороших белых и плохих красных, что само по себе уже является прогрессом. Зато показывают идиотов с мутной мотивацией, которые сами толком не понимают за что воюют. И если у Алексея Толстого персонажи проходят через все круги ада, сомневаясь, мучаясь, но отстаивая свою правду или приходя к ней, то мужчины сериала всего лишь хотят быть со своими бабами, а остальное не имеет значения. Причем баб всего две на весь мир - Катя и Даша (и все их хотят).
Создатели сериала не сочли за труд вникнуть в психологию людей того времени, которые воевали по разные стороны баррикад. Они сделали проще - поставили себя на место героев и переписали под себя сюжет. Действительно, зачем мне страна и какие-то там идеи, если я люблю смазливое личико и мечтаю залезть ей под юбку? Да гори оно все синем пламенем, верно? Обидно то, что в оригинале все было с точностью наоборот.
Человеку, плохо знакомому с историей, довольно сложно разобраться кто с кем и за что воюет - чехи, добровольцы, Колчак, казачество, махновцы, зеленые, Петлюра, немцы, интервенция, красные, эсэры, большевики, кадеты, анархисты... Именно поэтому Алексей Толстой в своем романе дает подробное описание тех или иных исторических событий, которые проходят на заднем плане в процессе основного повествования. Создатели же сериала не утруждают себя даже элементарными объяснениями. Режиссер почему-то решил, что использование закадрового голоса или текста некомильфо. Кто такой ,например, у них Махно? Да так, фигня. Бандит с большой дороги, потрахивающий приблудившихся интеллигенточек. Савинков...кто он? Белый? Фиолетовый? А черт его разберет.
У среднестатистического обывателя при просмотре неизменно должно возникнуть чувство непонимания происходящего, но похоже НТВ это не сильно заботит. Ведь у них на первом месте (инстинкт размножения, ой то есть) высокие чувства, а все остальное не более чем фон.
Придирки, скажете вы? Возможно. В какой-то момент, махнув на все рукой, сосредотачиваешься на сериале как на самостоятельном произведении. Бог с ним, с первоисточником. Разве не могли в те времена существовать персонажи подобные сериальным? Быть может у НТВ получилось посредством фона и декораций переместить нас в атмосферу того времени?
ФОН, ДЕКОРАЦИИ И ДУХ ЭПОХИ.
Ну и тут, что называется, пальцем в небо. Если планы довоенного Петербурга выглядят довольно убедительно, то далее начинается полный трындец.
Военный историк Клим Жуков однажды довольно точно подметил, что проблема большинства современных фильмов о революции в том, что они никак не тянут на историческую достоверность, а являются лишь своеобразными представителями жанра фэнтези. И "Хождения по мукам 2017" не исключение.
В этой сильно альтернативной реальности в Петрограде осенью 17 и зимой 18 года нет проблем с электроснабжением (в домах буржуев радостно горят все лампочки), нет проблем с телефонной связью (яндекс такси и скорая помощь доступны по мобильному приложению) и уж совершенно точно нет никаких проблем со спиртным (персонажи не упускают повода
приложиться к заветной бутылочке со спиртом), ибо в этой реальности нет и речи про сухой закон военного времени. Правда в этой вселенной есть небольшие проблемы с топливом, но по всей видимости незначительные - сразу перестаешь переживать, заглядывая в сытые розовые лица главных героев. Они спокойно обменивают побрякушки на денежки (не у
мешочников и спекулянтов подальше от глаз красных патрулей, нет! в красивых и светлых зданиях и по твердому курсу!) и вполне себе сносно живут, покупая по случаю сдобные пряники для прислуги. А чего бы и не жить? Проблем с хлебом нет, топлива хватает, ни тифа тебе, ни холеры, ни прочих эпидемиев 18-21 гг. про которые столько в этих ваших
научных трудах написано.
Красная Москва летом 18 года выглядит еще интереснее. Там бандит Дальский в исполнении космоса-нашего-всея-Руси ("я ради вашего удивления и досуга жииииииизнью рискуууую")
ездит на автоповозке с личным шофером. Там продолжает работать гостиница для буржуев, в холле которой сидит швейцар в красивой ливрее. Там по улицам и бульварам продолжает прогуливаться нарядная публика, одетая по последнему писку моды. Там Даша заваливается на митинг чуть ли не в вечернем платье....
Деревня же не показана никак. Все что мы имеем, это пара мазанок на фоне сухих кустов. Ни тебе хотя бы одного общего фона Гуляй-Поля, ни прочих излишеств.
В общем по ходу просмотра сериала не покидает ощущение какой-то камерности, сродни театральной постановке.
До какого-то момента была надежда на адекватные батальные сцены, но нет. То ли бюджет был крайне мал, то ли агенты проклятого запада вмешались, то ли еще чего.
В кадре ни разу не засветилось более полусотни бойцов, и то преимущественно пехота на марше. Ни развернутых боевых действий, ни хотя бы одной конной атаки - НИ-ЧЕ-ГО. Война, в которой принимали участие сотни тысяч человек, на территории в тысячи километров, показана как мелкие партизанские стычки в лесу.
Такое ощущение, что в этой альтернативной реальности Россия сжалась до размера Люксембурга и это вполне объясняет, почему персонажи (в оригинале раскиданные на большие расстояния) поминутно пересекаются, будто действие происходит в пределах одной большой деревни.
В СУХОМ ОСТАТКЕ.
Ничего нового для современного русского кина. Кастрированный первоисточник, сырая отсебятина, картонные персонажи с мотивацией на уровне основных инстинктов на фоне картонных же декораций. Очередная вариация сказки на тему хруста французской булки, что подтверждают финальные букавки о дальнейшей судьбе персонажей.
За свою трилогию Алексей Толстой в 1943 году был удостоин Сталинской премии,которую передал в Фонд обороны на строительство танка Т-34.
Создателей же сериала хочется удостоить хорошей порки.
За сим, откланиваюсь. У меня всё.