Как выбрать велосипед. Гайд для начинающих или с малым опытом
Кто не хочет читать - купите себе горный велосипед марки Stels Navigator (не реклама) желательно тысяч от 40 хотя бы (сейчас нет хороших велосипедов за 15-20 тысяч).
Всем привет! Я тот самый молодой специалист проекта "Бесовец" и заметил, что в комментариях пикабутяне часто не могут выбрать себе велосипед и постоянно ссылаются на наш проект. Данный пост посвящается тем, кто пытается подобрать себе велосипед, но не понимает какой лучше, чем отличаются или вообще даже не задавался никогда этим вопросом, но рано или поздно столкнется с ним. Подойдет этот материал исключительно новичкам и в основном тем, кто собирается кататься каждый сезон с интересом, но не более. Мы не рассматриваем выбор велосипеда под экстремальные и спортивные виды катания типа BMX, Downhill, Freeride и даже Cross Country, кто этим занимается и так должен понимать, что и для чего нужно, а если не понимает, то долбит мозги людям на специальных форумах и комьюнити. Любые профессиональные райдеры могут пропускать или что-то добавить от себя в комментариях.
Будем отталкиваться от того, что брать надо так называемый горный велосипед. Это самый универсальный вариант, который подойдет под любые задачи среднего пользователя, можно и на работу ездить в костюме, и на дачу с удочками за спиной, а можно и в костюме с удочками на работу, короче универсальный. Есть варианты всяких дорожных велосипедов, шоссейных, гревел байки набрали популярность и т.д. Они весьма специфичны и под свои нужды, со своими нюансами и подходят больше тем, кто точно знает как выбрать велосипед и для чего.
Для начала примем основное правило - никаких ашан-байков, никаких двухподвесов. Ашан-байком называется любой велосипед неизвестного бренда из сомнительных неспециализированных магазинов. Собственно название и появилось из-за массового выброса убогих велосипедов на рынок через сеть магазинов Ашан.
Эти велосипеды имеют внешний вид профессиональных байков 20-30 летней давности (либо полностью идиотский вид, как на второй картинке), их копировали китайцы с велосипедов типа GT, которые на тот момент использовались в профессиональных гонках. Вот GT Force 2010 года, но между ними и ашан-байком с первой картинки в пропасть.
На это все сходство закончилось, все остальное радикально отличается от профессионального велосипеда. За эти деньги вы получите стальной неподъемный велосипед с очень слабыми узлами, плохими колесами, полностью непригодными амортизаторами (точнее просто пружинами их имитирующими), отвратительными тормозами и в целом низшее качество компонентов. Данный байк можно взять только из условия, что больше денег нет и вообще он нужен в деревню от дома до магазина сгонять за хлебом. И то, если есть возможность взять что-то лучше, то возьмите. Собственно двухподвесом называется велосипед, который имеет амортизационную вилку и амортизатор заднего колеса (заднего треугольника). Велосипеды, где эти амортизаторы настоящие и правильно работают начинаются от 80-90 тысяч, не меньше. Нужны они под конкретные задачи и не для комфорта, а для управляемости и стабильности.
Итак, основная задача звучит так - горный велосипед без заднего амортизатора известного бренда в велосипедном или спортивном магазине.
Собственно в начале поста я привел в пример Stels Navigator не просто так, он именно такой. Это не реклама Stels и если пост выйдет хоть куда-то и представитель компании Stels это заметит, то пожалуйста напишите мне, я скажу куда денежку отправить.
В принципе этой информации уже достаточно, в нормальном магазине будут нормальные консультанты и они должны помочь выбрать велосипед грамотно, а далее идут детали для любознательных и зануд.
1. Рама велосипеда - это основа, для горного велосипеда ищите алюминиевую раму. Она легче, в принципе это все, что нужно знать. Не берите стальные, они тупо тяжелее, а прочности алюминиевой вам хватит более чем. Хороший велосипед такого типа однозначно будет на алюминиевой раме. Мы не будем разбирать подробности или говорить о марке алюминиевого сплава, просто алюминий. Важно выбрать размер этой самой рамы, для этого воспользуйтесь таблицей выбора ростовки рамы под свой рост, это как выбор обуви под размер ноги. Если возьмете не тот размер, то вам будет не удобно, возможно вы даже этого понимать не будете, но спина будет болеть, а колени стучать по выносу руля. Вот такую таблицу приводит у себя на странице магазин Триал-Спорт:
Это определенные условные стандарты, но на пограничных значениях надо пробовать отдельно. Например мне всегда подходили рамы XL, но велосипед на 29" колесах был уже слишком длинным и L подошел лучше, рост у меня 185 и я как раз на границе по данной таблице. В других магазинах таблицы ± такие же.
Больше вам знать о раме ничего не нужно, другие параметры подбирать не имеет смысла, все остальное для профессионалов.
2. Вилка - держит переднее колесо, гасит удары. Берите велосипед, где вилка не хуже Suntour, если получится, то берите так называемые воздушные вилки, в идеале вообще фирмы Fox или RockShox. Это лишь вопрос цены, но от этого заметно меняется качество и надежность. Впрочем дешевая Suntour при обычном катании в парке не развалится и лет за 5-6, скорее велосипед поменяете или забросите вообще.
3. Навесное оборудование (чуть ли не основная составляющая цены велосипеда). В него входит все, что висит на раме и вилке, разве что не считая колес, это тормозные ручки и сами тормоза, задние и передние переключатели скоростей с манетками (чем переключают скорость на руле), шатуны или система (куда вкручиваются педали, включая кареточный узел с подшипниками).
В основном качество велосипеда отличается именно уровнем этого оборудования, ряд популярных производителей типа Shimano и Sram разбили свои линейки примерно на 7 серий, но между ними иногда такая никчемная разница, что по сути это просто выкачивание бабла с потребителя. Ниже таблица серий оборудования Shimano:
Соответственно чем выше категория, тем больше надежность, но новичкам и любителям дальше серии Deore не имеет смысла смотреть вообще. Вы не поймете разницу, пользоваться функционалом не будете и просто переплатите деньги. А что касается разницы между Tourney, Altus, Acera и Alivio, то там ее тоже практически нет, ну разве что Tourney совсем уж простенькая, да и то работает. Аналогичную таблицу можете найти у Sram, обе эти фирмы самые распространенные и одинакового между собой качества (да начнется срач).
В любом случае вам надо брать велосипед с дисковыми тормозами (возможно гидравлические, сейчас в основном они, раньше были на тросиках), количество скоростей не имеет принципиального значения, если вы старше 14 лет и не придется с пацанами мериться во дворе количеством звездочек спереди и сзади (кстати, сейчас стараются переходить на 1 звезду спереди и 10-12 звезд сзади, определённые плюсы в этом есть, но не для новичка). Обязательно убедитесь, что каретка на промышленных подшипниках (картинка 1), а не насыпных (картинка 2). Это то, что очень влияет на ресурс работы, насыпные очень быстро забиваются грязью, надо постоянно обслуживать и менять смазку, подтягивать ну и т.д. В целом это уже редкость, но на совсем дешевых вариантах встречаются.
4. Колеса - состоят из покрышек, ободьев (ободов), спиц и втулок. Никогда не берите колеса на пластиковых "спицах", как второй пример ашан-байка выше. Данные колеса это пародия на трековые велосипеды, которые стремятся к крайне низкому весу и идеальной аэродинамике, там эти колеса не испытывают никаких нагрузок, кроме велосипедиста и поворотов на треке. При обычной прогулке вы их будете постепенно убивать, они нифига не из тех же материалов, что и профессиональные, а поправить восьмерку или вообще восстановить что-то в них не реально. Покрышки любые более менее шипастые, чтобы и по земле/грязи ехать можно было, и по асфальту вполне сойдут. Если брать совсем асфальтную резину с гладкими протекторами, то чуть в сторону от асфальта и могут быть проблемы с устойчивостью. Спицовка колеса должна быть стандартной 32-48 спиц, никаких спицовок типа "солнышко", когда все спицы от втулки идут напрямую в обод и не пересекаются между другими спицами, это до первого резкого поворота. Обода просите двойные, главное не одинарные, они хуже держат боковые нагрузки и будут образовываться часто восьмерки.
Размер колес мы рассматриваем для людей от 14 лет и старше. Собственно для детей и взрослых не высокого роста берите размер колес 26" и 27,5". Для рослых ребят от 175 см и выше имеет смысл смотреть на новомодные 29". Принципиально фатальной разницы между ними не будет, но взрослым большим ребятам на 29" будет комфортнее в езде. Размер указан в дюймах, речь идет о диаметре колеса (соответственно покрышки и обода).
5. Экипировка.
В целом ничего необычного, одевайте лучше спортивную и удобную одежду, обязательно катайтесь в шлеме. В идеале повесьте бутылочку на раму и пейте воду, футболку купите синтетическую для отвода пота, возите с собой маленький рюкзак с минимальным набором типа комплект шестигранников, насос, клей (просто супер клей на основе цианакрилата, даже заплатки не нужны, могу научить клеить без них), трос с замком. Очень рекомендую подобрать велотрусы, которые можно надевать под одежду и обязательно на голое тело. Их структура и швы не дают натирать ничему при долгих покатушках и так называемые "памперсы" впитывают пот и смягчают жопные ощущения от сидения.
Основные бренды, которые стоит рассматривать:
Author, Cannondale. Corratec, Cube, Format, Forward, Giant, GT, Jamis, Merida, Mongoose. Norco. Outleap, Scott, Specialized, Stels, Trek.
Это самые распространенные и наиболее удачные варианты для выбора велосипеда. Только тут надо понимать, что условный Specialized может быть офигенно крутым велосипедом за ценник 400-500 тысяч, а вот за 15-20 тысяч он будет хуже русских велосипедов Stels или Forward, тут играет имя. Однозначно выделил бы для новичков фирмы: Format, Giant, GT, Merida, Outleap, Stels, Trek. Из этих однозначно можно что-то классное подобрать за вменяемый бюджет и вряд ли что-то плохое возьмете.
В целом это все, что нужно знать для выбора первого велосипеда или понимания что купить, чтобы не выбрать совсем какое-то говно. На этом можно будет спокойно кататься в любые велопрогулки или походы. Удачи при покупке велоконя и хорошего катания. Если что-то хотите спросить, то добро пожаловать в комментарии. Сам я не являюсь профессиональным велосипедистом, я древний любитель. Когда-то активно занимался BMX, сейчас активно педалирую по городам, иногда каким-то спускам. По образованию инженер, вместе с многолетним опытом легко могу стать велосипедным консультантом. Пишу на голом энтузиазме с целью помочь, хоть и сезон уже на убыль идет. Я специально не пишу что-то более подробно, это не поможет тем, кто ничего не понимает и понимать не хочет, а хочет просто покататься летом когда захочется и чтобы велосипед не делал голову владельцу. Если надо написать о чем-то более развернуто, то давайте посмотрим на реакцию, оценим необходимость.