Cynpyra

На Пикабу
Дата рождения: 12 июля 1987
поставил 3 плюса и 3 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
6031 рейтинг 69 подписчиков 1 подписка 69 постов 12 в горячем

Минстрой России рассказал о нюансах заключения «прямых» договоров между собственниками квартир и ресурсоснабжаюшими организациями

3 апреля 2018 вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, позволяющие собственникам помещений в МКД заключать договоры предоставления коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.


В связи с большим количеством поступивших в Минстрой России обращений, специалисты Министерства высказали свою позицию по ряду вопросов, связанных с заключением таких "прямых" договоров (далее – прямые договоры).


В частности, в письме подробно разъяснен механизм защиты граждан от получения "двойных" квитанций на оплату коммунальных услуг после перехода на прямые договоры. В случае, если после заключения прямого договора управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги, она должна будет уплатить потребителям, которым были представлены такие платежные документы, штраф. Кроме того, специалисты Министерства отметили, что при заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация и именно на нее возлагается обязанность по представлению платежных документов потребителям. Поэтому выставление платежек лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в этом случае является нарушением лицензионного требования. Лицензионный контроль в отношении управляющих организаций осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.


Отвечая на вопрос о разграничении зон ответственности управляющей организации и РСО в случае заключения прямого договора при предоставлении некачественных коммунальных услуг, Минстрой России указал следующее. Лицо, осуществляющее управление МКД, выступает "единым окном" для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и отвечает за качество таких услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций. Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.


Также в письме пояснено, что плата за общедомовые нужды при переходе на прямые договоры выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.


На вопрос о том, как будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры, Минстрой России ответил, что предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками/ нанимателями) и коллективных (общедомовых) приборов учета, должны лица, осуществляющие управление МКД.


Приведены ответы на ряд иных вопросов.


Так, например, отмечено, что ресурсоснабжающая организация не обязана получать согласие собственников помещений в многоквартирном доме для реализации права на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в связи с наличием у последнего задолженности перед РСО.


В отношении данного основания расторжения договора ресурсоснабжения Минстрой России также пояснил, что юридически значимым в этом случае является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги. Наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в МКД, не является основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения.


Также Минстрой России указал, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора с РСО, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.


Письмо Минстроя России: http://www.garant.ru/files/2/4/1196942/pismo_ministerstva_st...


Источник: http://www.garant.ru

Показать полностью

Разработан порядок обработки параметров биометрических персональных данных в целях идентификации граждан.

Разработан порядок обработки параметров биометрических персональных данных в целях идентификации граждан. Персональные данные, Информационная безопасность, Биометрия, Госуслуги, Проект НПА, Закон, Банк

С  30 июня текущего года госорганы и банки смогут собирать биометрические данные граждан и устанавливать по ним личность. Согласно новым правилам, если человек однажды посетит офис банка и согласился зарегистрировать свои биометрические образцы (лицо, голос), то потом сможет стать клиентом любого другого банка без необходимости посещать его (ст. 8 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ). Информация о нем будет заноситься в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единую биометрическую систему (ЕБС). В связи с эти Минкомсвязь России представила проект приказа, которым будет определен порядок обработки (включая сбор и хранение) параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок их размещения и обновления в ЕБС, а также требования к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки указанных персональных данных (С текстом приказа Минкомсвязи России "Об утверждении порядка обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядок размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе, а также требований к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/05-18/00081030)).


Согласно проекту приказа, хранение биометрических персональных данных, в том числе, размещенных в единой биометрической системы, в целях идентификации будет осуществляется в течении трех лет с момента их размещения в системе. Планируется, что обновление указанных данных будет проводится по истечении устанавливаемого срока хранения и в случае изменений биометрических характеристик человека (лица, голоса), препятствующих проведению идентификации. Также предполагается, что при отзыве субъектом персональных данных согласия на их обработку будет запрещено использовать биометрические персональные данные для идентификации.


При этом министерство предлагает отдельно предусмотреть положение об ответственности уполномоченного лица органа или организации за ошибку при установлении личности гражданина в процессе сбора параметров биометрических персональных данных, если это приведет к неблагоприятным последствиям для участников отношений.


Помимо этого, планируется определить и критерии и требования к качеству изображения лица и записи голоса, в частности, что:


выражение лица идентифицируемого должно быть нейтральным, рот закрыт, оба глаза открыты нормально для конкретного человека (включая поведенческие факторы или медицинские заболевания);

лицо должно быть равномерно освещено, чтобы на изображении лица отсутствовали тени и блики;

не допускается использование ретуши и редактирования изображения;

допускается кадрирование изображения;

в случае фотографирования человека в очках не допускается наличие солнцезащитных очков или отражения вспышки от очков;

формат изображения лица – JPEG или PNG;

запись голоса на русском языке в виде парольной фразы без использования шумоподавления.

Независимая антикоррупционная экспертиза документов завершится 30 мая, а общественное обсуждение – 7 июня.


Источник:

http://www.garant.ru/

Показать полностью

Отдых на природе: где можно развести костер?

Отдых на природе: где можно развести костер? Майские праздники, Шашлык, Отдых, Костер, Административное нарушение, Природа, Длиннопост
Майские праздники - самое подходящее время для выездов на природу. Традиционно эти выезды сопровождаются приготовлением горячей пищи (шашлыка, барбекю, ухи), а стало быть, и разведением огня. Кроме того, это самый подходящий период для возобновления работ на приусадебном участке, которые нередко сопровождаются сжиганием остатков прошлогодней травы, мусора. Насколько все это безопасно?


1. Перед тем, как отправляться на пикник, первое, что необходимо уточнить, - не введен ли особый противопожарный режим в вашем регионе (уточнять нужно в органе местного самоуправления, см. п. 17 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР). Если режим введен, ни о каком костре и речи быть не может, а для шашлыка придется подыскать другое муниципальное образование или даже регион (п. 9 Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, утв. приказом МЧС России от 26.01.2016 N 26 (далее - Порядок разведения костров).


Если особого противопожарного режима нет, то разводить костер можно. Но - если Вы собираетесь делать это в населенном пункте, причем на землях общего пользования - необходимо уточнить в органе местного самоуправления, где именно и, главное, как именно можно разводить костер. "Зажигать" не там, и не теми способами, которые изобретены местной властью, в нашей стране запрещено (абз. 3 п. 74 ППР).


2. Если стоит ветреная погода, разводить костры также запрещено (п. 9 Порядка разведения костров)!


3. Выжигание травы на торфяниках и на землях с/х назначения (то есть - в поле, на лугу и др.) категорически запрещено (п. 72.1, п. 218 ППР)!


Не на торфяниках выжигать траву можно только в безветренную погоду и только при условии, что участники этого действия держат наготове первичные средства пожаротушения, то есть огнетушители и штыковые лопаты. На выжигаемом участке и рядом с ним, разумеется, не должно быть валежника, кустарника, деревьев и пр., а участок для выжигания травы должен располагаться на расстоянии не ближе 50 метров от ближайшего объекта (п. 72.1 ППР).


4. Развести костер на поле или живописном лугу можно, но это очень непростая затея: только в котловане, яме или рве (не более 1 метра в диаметре и не менее 0,3 метра в глубину) либо в металлической бочке или мангале емкостью не более 1 куб. метра; место для огня должно быть на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (ларька, дома и т.п.), 100 метров - от хвойных деревьев, 30 метров - от лиственных деревьев. И, разумеется, участники данного мероприятия должны быть снабжены и огнетушителями, и сотовыми телефонами (для вызова пожарной охраны).


5. Костер для шашлыка на даче разводится по тем же правилам. Но если вы используете мангал, то разжигать костер можно уже не в 50 метрах от дома, а ближе - до 5 метров (см. п. 5 Порядка разведения костров).


6. Если вы устраиваете пикник в лесу, то вооружитесь лопатками и запомните: в хвойном молодняке, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев, на участках поврежденного леса, торфяниках и на лесосеках, не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, разводить костер нельзя!


В других местах (если посчастливится отыскать уголок леса, который не подпадает ни под одно из перечисленных описаний) для разведения костра придется предварительно соорудить специальную площадку: окопать ее со всех сторон так называемой минерализованной полосой (то есть по всей поверхности полосы снять верхний слой и добраться до минерального слоя почвы). Ширина этой полосы - не менее полуметра (п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417).


7. Устраивать пикник на обочине дорог категорически не рекомендуется: во-первых, неуютно, а во-вторых, разведение любого огня здесь строго запрещено (п. 283 ППР).


8. После использования открытого огня очаг горения нужно засыпать землей или залить водой до полного прекращения горения (тления).


9. Остатки угля и жидкости для розжига нужно забрать с собой, а не оставлять возле потушенного костра (п. 18 ППР).


10. За разведение костра в неположенном месте нарушителям грозит административная ответственность.


11. Следует также помнить, что большая часть норм о разведении костров и об ответственности за их разведение в неположенном месте может содержаться в законодательстве на региональном уровне.


Так, например, в московских парках разрешается использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для приготовления пищи с помощью открытого огня (жаровни, барбекю, решетки, котлы) на специально обустроенных площадках. Это площадки, свободные от зеленых насаждений, травяного покрова в радиусе не менее 2 метров, оборудованные информационным щитом, противопожарным инвентарем (лопата, ведро, емкость с песком), емкостью для сбора мусора и отдельно оборудованной емкостью для сбора углей. Разведение костров вне таких площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы запрещены (ч. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", п. 4.4. Правил пожарной безопасности..., утв. постановлением Правительства Москвы от 19.04.2016 N 186-ПП). Административная ответственность за указанные действия предусмотрена п. 3.20 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".


Источник: http://base.garant.ru/57334843/

Показать полностью

Дрон для путешествий: как не попасть на штраф?

Широкое распространение дронов приводит к объективной необходимости установления жестких правил их эксплуатации. Их использование в России регулируется Воздушным кодексом. В соответствии с добавленным в ст. 33 Воздушного кодекса РФ п. 3.2 все беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг подлежат обязательной регистрации в качестве воздушного судна, которая осуществляется ФГУП "ЗащитаИнфоТранс". Процедура регистрации схожа с постановкой на учет автотранспортного средства: дрону присваивается номер и специальная радиометка с техническими характеристиками устройства и фамилией владельца – "внешнего пилота". Последнему необходимо получить разрешение в городском Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции. Сведения о беспилотных воздушных суднах, зарегистрированных на территории РФ, хранятся в реестре Росавиации.


Законодательное регулирование беспилотных авиационных систем обусловлено тем, что дрон потенциально является источником повышенной опасности: может стать причиной аварий и травм гражданского населения. Кроме того, на практике были прецеденты, когда владельцы дронов перемещали посредством беспилотников запрещенные предметы и вещества. Именно поэтому Минтрас России планирует ужесточить ответственность: штрафные санкции за запуск незарегистрированного дрона для гражданского населения могут вырасти с 2-5 тыс. руб. до 20-50 тыс. руб., а для должностных лиц - с 25-30 тыс. руб. до 100-150 тыс. руб. На данный момент проект изменений ст. 11.4-11.5 КоАП проходит внутриведомственное согласование. В случае если у граждан нет права на использование воздушного судна, штраф для физлиц могут повысить с 2-2,5 тыс. до 30-50 тыс. руб. Подобные меры должны способствовать снижению количества нарушений и повысить уровень безопасности воздушного пространства России.


Для того чтобы вывезти беспилотник за пределы РФ, например, для осуществления фото- и видеосъемок в отпуске, а затем ввезти его обратно, при прохождении таможенного контроля необходимо иметь при себе техническую документацию: паспорт на изделие, инструкцию по использованию беспилотника. Важно изучить и местное законодательство: некоторые страны запрещают ввоз на свою территорию и использование дронов, купленных в других странах. Либо могут потребовать пройти обучение, получить лицензию, заплатить сбор и т.п. Правила использования беспилотников постоянно меняются, поэтому лучше уточнять информацию непосредственно перед отъездом (например, на форумах и т.п.).


ФСТЭК России письмом от 11 июля 2016 г. № 240/56/3303 ( пояснил, что квадрокоптеры относятся к беспилотным летательным аппаратам, поименованные в Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее – Список, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661). В случае если характеристики беспилотного летательного аппарата хуже характеристик согласно п. 9.1.12.1 раздела 1 Списка и дрон не оснащен любым видеотранслирующим оборудованием и навигационными приборами, определенными в категории 7 раздела 1 Списка, то таможенные органы не потребуют предоставить идентификационное заключение ФСТЭК России или иной организации, уполномоченной на проведение экспертизы в целях экспортного контроля. Ввоз прочих беспилотных летательных аппаратов на территорию Российской Федерации должен осуществляться по лицензиям ФСТЭК России. Что касается транспортировки дронов, то правила международных авиаперевозок не запрещают брать подобные устройства на борт воздушного судна. Таким образом, владелец беспилотника сам выбирает способ транспортировки: в багаже или в ручной клади.


Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/tuzov/1195448/

Показать полностью

Обзор изменений действующего законодательства, вступающих в силу в период с 01.05.2018 - 01.06.2018.

1. С 1 мая 2018 года МРОТ устанавливается в сумме 11 163 рубля в месяц, что соответствует действующей величине прожиточного минимума трудоспособного населения

(Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ).


2.Уточняются понятия и процедуры, связанных с проведением технического осмотра транспортных средств.

К полномочиям профессионального объединения страховщиков в сфере технического осмотра теперь относится не ведение учета бланков талонов технического осмотра, а ведение учета бланков диагностических карт.

Предусматривается, что оператор технического осмотра при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств обязан не отказывать в выдаче диагностической карты, а указать в диагностической карте данное несоответствие и дать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства.

(Федеральный закон от 23.04.2018 N 110-ФЗ).


3. Вводятся правила оформления документов о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения по договору обязательного страхования пассажиров (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296382/55dd25...).

Документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах должен составляться перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в отношении каждого произошедшего события, в результате которого при перевозке был причинен вред жизни, здоровью, имуществу пассажира. В случае причинения вреда багажу пассажира на воздушном и автомобильном транспорте документ о произошедшем событии именуется коммерческим актом. В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира на ж/д транспорте документ о произошедшем событии именуется актом о несчастном случае. В случае причинения вреда багажу пассажира на ж/д транспорте документ о произошедшем событии именуется коммерческим актом и (или) актом общей формы.

Приводится перечень информации, которую должны содержать указанные документы.

Документ о произошедшем событии должен составляться в 2-х экземплярах, один из которых направляется в течение 5 рабочих дней со дня произошедшего события страховщику, заключившему договор обязательного страхования, а второй хранится у перевозчика, если иное не установлено законодательством РФ.

Правила не распространяются на случаи причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на морском транспорте, а также причинения вреда имуществу пассажира на внутреннем водном транспорте.

(Приказ Минтранса России от 27.12.2017 N 540).


4. Вступает в силу Приказ Минстроя России от 05.12.2017 N 1614/пр, которым утверждена Инструкция по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

Инструкция (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297050/f3427e...) обязательна для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, систем вентиляции и дымоходов помещений многоквартирных домов, жилых домов, а также для лиц, использующих газ для удовлетворения коммунально-бытовых нужд, на территории РФ.

Инструкция содержит правила поведения управляющих компаний, ТСЖ, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов), индивидуальных предпринимателей и собственников, нанимателей (пользователей) жилых и иных помещений, а также потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

Инструкцией также предусматривается круг субъектов и порядок проведения инструктажа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, а также примерный перечень тем для проведения первичного инструктажа потребителей газа.

(Приказ Минстроя России от 05.12.2017 N 1614/пр).


5. Вводятся в действие Правила охраны труда в организациях связи.

Правилами (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291249/4e9c6c...) устанавливаются государственные нормативные требования охраны труда при организации и осуществлении основных производственных процессов и выполнении работ в приемных и передающих радиоцентрах, на радиостанциях, на телевизионных станциях и ретрансляторах, станциях космической связи, в радиобюро, коммутационно-распределительных аппаратных, на станциях радиоконтроля, в организациях проводного вещания, на телефонных станциях, на телеграфах и станциях радиотелефонной связи, в организациях, обеспечивающих подвижную радиотелефонную связь, кабельное и спутниковое телевидение, осуществляющих работы по строительству и обслуживанию воздушных линий связи, линий проводного вещания, радиорелейных линий, линейных сооружений кабельных линий передачи.

Правила обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими деятельности в организациях связи.

Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя. На основе правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого в организациях связи, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного представительного органа (при наличии).


6. Скорректирован порядок упрощенной процедуры оформления ДТП.

Максимальный размер страховой выплаты, которая производится по договору ОСАГО при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции, повышен с 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Также предусматривается, что в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях ДТП (на территориях остальных субъектов РФ с 1 октября 2019 года) теперь можно будет оформить без участия сотрудников полиции даже при наличии разногласий участников ДТП. В таком случае суть разногласий должна быть отражена в заполняемом участниками ДТП бланке извещения о ДТП.

Определено, что при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тыс. рублей при наличии разногласий участников ДТП данные о ДТП должны быть зафиксированы его участниками и переданы в АИС ОСАГО одним из следующих способов:

- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы РФ информации, позволяющей установить факт ДТП и координаты места нахождения транспортных средств в момент ДТП;

- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП.

(Федеральный закон от 29.12.2017 N 448-ФЗ).


7. Вводятся положения, направленные на пресечение распространения SIM-карт без предоставления реальных паспортных данных абонента.

Устанавливается, что услуги мобильной связи предоставляются только тем абонентам, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи.

Проверка достоверности сведений об абоненте осуществляется путем установления фамилии, имени, отчества, даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность, подтверждаемых:

- предоставлением документа, удостоверяющего личность;

- через единую систему идентификации и аутентификации;

- использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

- через единый портал госуслуг;

- через информационные системы госорганов при наличии у оператора подключения к таким системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Оператор связи теперь обязан прекратить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, или предписания Роскомнадзора, сформированного по результатам контрольных мероприятий, в случае неподтверждения в течение 15 суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах, а также в случае предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей связи и средств связи.

Абонент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель при использовании корпоративных тарифов обязаны предоставить оператору связи сведения о каждом фактическом пользователе. При этом не требуется согласие таких пользователей на передачу их персональных данных оператору. В случае ликвидации абонента - юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя абонентские номера, выделенные таким абонентам, могут быть переоформлены на фактического пользователя путем заключения с ним соответствующего договора об оказании услуг связи.

(Федеральный закон от 29.07.2017 N 245-ФЗ).

Показать полностью

В этом году запланирован запуск единой цифровой платформы для государственных порталов.

В этом году запланирован запуск единой цифровой платформы для государственных порталов. Госуслуги, Электронная подпись, Цифровая экономика, Минкомсвязь, ЭДО, Портал

Об этом говорится в аналитическом докладе "Рунет сегодня", опубликованном в рамках 22-го Российского Интернет Форума (РИФ 2018). Ожидается, что уже в текущем году единая цифровая платформа объединит 45 государственных порталов (которых в настоящее время в России насчитывается более чем 5 тыс). Новая платформа будет представлять собой маркетплейс с качественным интерфейсом, предоставляющий сервисы и для органов власти, граждан и бизнеса. Необходимость внедрения единой цифровой платформы объясняется, в частности, тем, что на сегодняшний день не выработано единого стандарта для государственных порталов, они выглядят по-разному и обладают разным интерфейсом. При этом, по данным Минкомсвязи России, в прошлом году через портал госуслуг было оказано 1,3 млрд услуг, и на нем зарегистрировано уже 65 млн человек. А общее число доступных федеральных электронных услуг достигло 968.


В конце июля прошлого года была утверждена Программа "Цифровая экономика РФ", (http://www.garant.ru/news/1126660/)в рамках реализации которой к 2024 году планируется, в частности:


покрытие все городов-миллионников cвязью 5G и выше;


успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и "умного города");


старт работы не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.


Источник: http://www.garant.ru/news/1192008/

Показать полностью

Мессенджеры и соцсети будут скрывать свое сотрудничество с правоохранительными органами.

Мессенджеры и соцсети будут скрывать свое сотрудничество с правоохранительными органами. Административное нарушение, Информационная безопасность, Мессенджер, Госконтроль, Надзор, ФСБ

Правительство РФ обязало владельцев мессенджеров и соцсетей хранить в тайне любую информацию о сотрудничестве с правоохранительными органами. Также устанавливается, что при взаимодействии с госорганами не могут использоваться программно-технические средства, находящиеся за границей (постановление Правительства РФ от 18 января 2018 г. № 211). Кабмин внес изменения в Правила взаимодействия организаторов распространения информации в Интернете с уполномоченными госорганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности страны (http://base.garant.ru/70709018/#p_14)


При этом, если правоохранительный орган направит запрос о предоставлении информации, касающейся работы мессенджера, его владелец обязан будет предоставить удаленный доступ к нему в течение трех месяцев с момента получения такого запроса. Нововведения вступили в силу 30 января.


С 1 января этого года идентификация пользователей мессенджеров должна происходить через "привязку" учетной записи к абонентскому номеру (http://www.garant.ru/news/1124309/). А за нарушение этого запрета для физлиц установлен штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., юрлиц – от 800 тыс. до 1 млн руб. (http://www.garant.ru/news/1156284/). При этом ИП будут нести ответственность за указанное правонарушение как юрлица (ст. 13.39 КоАП).


Источник: http://www.garant.ru/news/1166964/

Показать полностью

12 вопросов о настоящем и будущем правовом регулировании космоса.

12 вопросов о настоящем и будущем правовом регулировании космоса. Инновации, Межнациональные отношения, Международные договоры, Космос, Длиннопост, Законодательство
Несмотря на необъятность и неизведанность космического пространства международное сообщество пытается урегулировать основные аспекты деятельности человека в космосе, статус космонавтов и ряд других вопросов – сегодня действует несколько соответствующих международных договоров. Однако не исключено, что правовое регулирование космической деятельности может измениться, причем в не самой отдаленной перспективе, учитывая стремительное развитие технологий, например, планы по созданию колонии на Марсе, развитию космического туризма и добыче полезных ископаемых на небесных телах.


1. Где начинается космическое пространство?


В международных соглашениях и национальном законодательстве это, как ни странно, не регламентируется. Однако теоретики права указывают, что по негласной договоренности между странами космосом считается пространство за пределами земной атмосферы на расстоянии около 100-110 км над уровнем моря. В отдельных случаях уточняется, что пространство до орбиты Луны считается ближним космосом, а далее, за ее пределами – дальним космосом.


2. Как сегодня регулируется космическая деятельность?


На наднациональном уровне действует несколько международных договоров, наиболее важным из них считается Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, принятый в 1967 году (http://base.garant.ru/2540462/ далее – Договор по космическому пространству). В него вошли основные принципы регулирования, в соответствии с которыми исследование и использование космического пространства являются достоянием всего человечества, космос открыт для исследования и использования всеми государствами в мирных целях, а также свободен для научных исследований.


После этого договора было принято еще несколько, которые касаются уже отдельных вопросов, но в целом основаны на тех же принципах. Так, страны согласились о порядке действий в случаях, если экипаж космического корабля потерпел аварию, находится в состоянии бедствия или совершил вынужденную или непреднамеренную посадку (Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство - http://base.garant.ru/2540362/ далее – Соглашение о спасании). Определено также, что запускающее государство, то есть то, которое непосредственно осуществляет или организует запуск космического объекта, либо с территории или установок которого осуществляется запуск, несет абсолютную ответственность за выплату компенсации, если его объект причинил ущерб на поверхности Земли или воздушному судну в полете (Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами - http://base.garant.ru/2540324/ далее – Конвенция о международной ответственности).


Кроме того, сегодня установлен порядок регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, а также отдельные особенности эксплуатации природных ресурсов Луны (Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство - http://base.garant.ru/2540325/ , Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах - http://base.garant.ru/2541174/).


Также действует и национальное законодательство в космической сфере. Например, предусмотрено, что деятельность в космосе относится к ведению Российской Федерации (п. "и" ст. 71 Конституции РФ). Также применяется отдельный закон – Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I "О космической деятельности". В соответствии с его преамбулой исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов. А к числу направлений космической деятельности отнесены, к примеру, научные космические исследования, использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания, пилотируемые космические полеты, производство в космосе материалов и иной продукции и ряд других. Еще в нашей стране действует профстандарт "космонавт-испытатель" (приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 614н "Об утверждении профессионального стандарта "Космонавт-испытатель").


Отдельные положения, касающиеся различных аспектов космической деятельности, есть и в других актах. Например, определено, что налогообложение по нулевой ставке производится при реализации товаров, работ и услуг в области космической деятельности (подп. 5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса).


3. Космонавт с точки зрения права – кто он?


Космонавты имеют в международном договоре торжественный и даже поэтично звучащий статус "посланцев человечества в космос" (ст. V Договора по космическому пространству). Определено также, что при осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства – участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств-участников.


Так, в частности, если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлился на территории, находящейся под юрисдикцией стороны-участницы Соглашения о спасании, она незамедлительно должна принять все возможные меры для его спасания и оказания всей необходимой помощи (ст. 2 Соглашения о спасании). А если выяснится, что экипаж космического корабля опустился в открытое море или в другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, то сторона-участница соглашения должна оказать помощь в осуществлении операций по поискам и спасанию экипажа, если она в состоянии это сделать.


Но в то же время космонавт, разумеется, не теряет связь с государством, которое отправило его осваивать пространство. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль и над объектом, и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле (ст. VIII Договора по космическому пространству).


4. Кому принадлежит космос?


Никому, поскольку космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами (ст. II Договора по космическому пространству). При этом исследовать и использовать космическое пространство могут все государства без какой бы то ни было дискриминации, оно также свободно для научных исследований.


Однако государства сохраняют право собственности на запущенные космические объекты и их составные части. Даже если они обнаружены за пределами государства – участника Договора, в регистр которого они занесены, то должны быть возвращены этому государству, только ему придется по требованию представить опознавательные данные (ст. VIII Договора по космическому пространству).


5. Военные базы в космосе – это возможно?


Нет, их создание запрещено. Государства – участники Договора взяли на себя обязанность не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения. Такое оружие нельзя устанавливать на небесных телах и размещать в космическом пространстве иным образом (ст. IV Договора по космическому пространству).


Отдельно указано, что создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведения военных маневров также запрещено. В то же время военный персонал и оборудование можно использовать для мирных целей.


Кроме того, нельзя проводить испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве. Это касается стран-участниц еще одного международного договора (подп. "а" п. 1 ст. I Договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой).


6. Как такое регулирование может измениться в будущем?


Право, как не раз уже отмечали эксперты, консервативно, и поэтому оно часто отстает от практики. Космическая деятельность не стала исключением. В частности, как считает председатель Московской коллегии адвокатов "Горелик и партнеры" Владимир Горелик, ни национальное законодательство, ни международно-правовые акты пока не адаптированы к частно-правовым потребностям развития общества.


"В государственном строительстве не получил необходимого развития институт правового прогнозирования, что препятствует своевременному выявлению процессов, требующих срочного и адекватного реагирования с использованием правовых инструментов, – обратил внимание эксперт. – Человечество осваивает космос больше полувека, однако действующие международные договоры, а также конституционное и внутреннее законодательство ведущих держав, наиболее активно участвующих в этом процессе, пока не гармонизированы и не позволяют в необходимой мере учесть противоречивые интересы и космические амбиции ведущих держав".


Пока можно лишь предполагать, когда именно появится регулирование космоса с точки зрения частных интересов. "Следуя за предположениями некоторых ученых, актуальность национального регулирования и регулирования с позиции предпринимательских отношений появится ближе к концу XXI века, причем оно не будет различать стран, но отдельные государства станут соревноваться в предоставлении льготных режимов для космических предпринимателей", – высказался член правления СЭЦ "Модернизация" Артем Юдкин. По его мнению, сначала право собственности распространят на природные ресурсы, добытые на небесном теле, а с ускорением освоения космоса в коммерческих целях встанет вопрос о новом правовом статусе космонавта. "В том виде, в каком он регулируется сегодня – это регулирование особого характера. Увеличение количества коммерческих негосударственных космонавтов, работающих на регулярной основе, поставит на повестку дня вопрос о специальном трудовом регулировании, включая увеличенный отпуск, сверхсокращенные сроки для выхода на пенсию, а также гарантии профессиональной переподготовки", – предположил эксперт.


Другие специалисты считают необходимым уточнить и иные термины. Так, по оценке ведущего специалиста ПАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва Александра Бессарабенко, это касается термина "запускающее государство", закрепленного в Конвенции о международной ответственности. Он пояснил, что в случае, если при выведении или спуске причиняется ущерб третьему государству, то в соответствии с этой Конвенцией ответственность возникнет для того государства, чей космический корабль причинил ущерб, поскольку они самостоятельно отвечают за выведение регистрируемых орбитальных элементов на орбиту. То есть, по оценке специалиста, возникает опасность трактовки, согласно которой каждая из стран-партнеров должна будет самостоятельно нести ответственность за причинение ущерба через свои орбитальные элементы. А в настоящее время, напомнил он, для обеспечения МКС используются главным образом российские космические корабли ("Союз-МС" и "Прогресс-МС"). "С тем, чтобы избежать в этом случае невыгодного для России толкования, было бы целесообразно, если бы Партнеры в таких случаях несли солидарную ответственность (поскольку космическими кораблями всегда доставляются совместные экипажи и грузы)", – сделал вывод Александр Бессарабенко.


С необходимостью корректировки действующих документов согласна и Госкорпорация "Роскосмос". Она отметила, что дополнительные разъяснения и уточнения нужны в сферах милитаризации космоса и коммерческого использования космических ресурсов. Разрешения также потребуют проблемы, связанные с засорением околоземного космического пространства и обеспечением безопасности космических операций.


7. Требует ли детального правового регулирования добыча полезных ископаемых вне Земли?


Эксперты сошлись в том, что детальное регулирование в будущем потребуется. Артем Юдкин предположил, что будет принят отдельный международно-правовой акт, а отдельные страны установят сверхльготный режим налогообложения и иной финансовой нагрузки для предприятий, добывающих и перерабатывающих природные ресурсы небесных тел – для вовлечения в переработку космических природных ресурсов малого промышленного и исследовательского бизнеса.


С необходимостью принятия отдельного международного акта согласился и Владимир Горелик. Такой документ, по его мнению, должен быть всеобъемлющим, охватывающим все возможные сферы космической отрасли и особенно ее коммерческое использование. "Коммерческое использование полезных ископаемых на Луне, Марсе и других планетах Солнечной системы стало вопросом ближайшего десятилетия, а может быть, и нескольких лет", – сделал прогноз эксперт. Также он считает, что уже сейчас ведущие космические державы должны думать о создании единого международного органа, управляющего космической отраслью в мировом масштабе, а также о заключении международно-правового соглашения, устанавливающего основание и порядок формирования космической собственности на небесные тела, их отдельные участки, недра, полезные ископаемые и видные ресурсы, если таковые будут обнаружены. Юрист связал это с тем, что научно-техническое развитие США, России и Китая не исключает практически одновременную высадку космических десантов на ближайшие планеты.


В то же время, как обратила внимание Госкорпорация "Роскосмос", используемые в международных договорах формулировки "в интересах всех", "равноправный доступ" и "получение выгоды от такой деятельности" никоим образом не устанавливают, что выгода от разработки и использования космических ресурсов будет равной для всех государств. То есть не исключено, что реализация этого права отдельным государством и размер получаемой им выгоды не будут зависеть от размеров доли его участия в космической деятельности.


8. А разве добыча полезных ископаемых на других планетах не противоречит принципу, в соответствии с которым космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению?


Действительно, в этом можно усмотреть определенное противоречие. Как рассказала Госкорпорация "Роскосмос", в ноябре 2015 года в США был принят закон о конкурентоспособности в области коммерческих космических запусков. То есть таким образом впервые в истории национальный законодательный акт наделил неправительственные лица, граждан и организации отдельно взятого государства правом добывать, присваивать, владеть, транспортировать и продавать минеральные ресурсы небесных тел, включая астероиды. Затем закон об исследовании и использовании космических ресурсов принял Люксембург – в июле 2017 года. "В первой же статье указанного закона установлено, что ресурсы космоса могут быть присвоены, что противоречит положениям статьи II Договора по космосу, – отметили в Роскосмосе, – Кроме того, вызывает сомнение легитимность выдачи каким-либо государством лицензий на разработку недр на территориях, которые не находятся под его юрисдикцией, на основании национального законодательства, которое в свою очередь не распространяется за пределы территории государства".


Таким образом напрашивается вывод, что попытки урегулировать такую деятельность на уровне одного государства могут затруднить выработку единого международного механизма. "Поскольку сложно представить, что как в ходе его создания, так и имплементации, государства, уже имеющие соответствующие нормы в национальном законодательстве, легко согласятся на необходимость их приведения в соответствие с новыми международными правилами, – пояснили в Роскосмосе. – Скорее, при разработке международных норм они будут стремиться внедрить собственные подходы и убеждать остальных принять их". Поэтому, как представляется, главным критерием при совершенствовании национального законодательства должно являться соответствие нормам международного права.


9. Как с точки зрения права будет регулироваться деятельность колонизаторов других планет?


По мнению Артема Юдкина, вопрос длительного пребывания космонавтов на небесных телах в рамках "колонизаторской деятельности" столкнется с необходимостью введения особого правового режима проживания "колонизаторов" и взаимоотношений между ними. "Представляется, что наиболее логичным будет введение режима, близкого к правовому режиму на водном судне, находящемся в плавании (доминат капитана судна), но с сохранением форм прямой демократии в управлении при принятии некоторых хозяйственных и социальных решений", – рассуждает эксперт. Однако, как представляется, эти отношения несколько усложнятся, если придется регулировать взаимодействие между "колониями" различных государств. В этом случае, как считает эксперт, в отношения будут встраиваться на дистанционной основе и уполномоченные органы самих государств. Потребуется, например, разрешать споры внутри "колоний" и между ними, возможно также, что возникнет необходимость миграции "колонизаторов" из одной колонии в другую, регулирование которой, как считает Артем Юдкин, будет близко к переводу с одной работы на другую, но в рамках разных правопорядков.


В целом, как предполагается, определение правового статуса "колонии" или исследовательской территории будет схожим с национальным регулированием, с той разницей, что определение границ таких территорий пройдет на основе международного соглашения. Возможно при этом, что в будущем особый статус колонии будет приравнен к территории муниципального образования или региона, вот только для этого, по расчетам эксперта, должно пройти несколько поколений "колонизаторов", в основном проживающих на небесном теле. Нужно также учесть, что колонии так или иначе будут зависеть от Земли, поскольку, как минимум, не смогут заниматься производством. "Вопрос обеспечения "колоний" длительное время (возможно несколько веков) будет зависеть от поставок с родной планеты, поэтому самоопределение колоний – дело совсем уже фантастических сроков", – заключил он. Так, постепенное сращивание статуса жителя планеты Земля и лиц, проживающих на небесном теле, должно пройти в течение 150-200 лет, считает эксперт.


Вместе с тем, если уйти из области юридической фантастики, то на этот вопрос можно ответить и с точки зрения действующего законодательства. Госкорпорация "Роскосмос" отметила, что поверхность или недра Луны не могут быть присвоены никаким образом и являться собственностью какого-либо государства, международной, государственной или неправительственной организации, юридического или физического лица. А следовательно, высадка на Луне одного человека или группы людей никак не изменяет правового статуса небесного тела или части его территории. Кроме того, как напомнил Роскосмос, каждый из тех, кто находится в космосе или высадится на Луну или любую другую планету, будет оставаться гражданином конкретного государства и находиться под его юрисдикцией. А значит, для юридических и физических лиц вопросы, например, гражданства, уплаты налогов, заключения брака, рождения детей и т. п. будут решаться в соответствии с национальным законодательством конкретного государства, под юрисдикцией которого они находятся.


Следовательно, ребенок, рожденный в "колонии" на Марсе, не будет считаться "марсианином". Его гражданство будет определяться в соответствии с земным законодательством той страны, под юрисдикцией которого находится "колония".


10. Нужно ли создавать специальное законодательство о космическом туризме?


По мнению экспертов, регулирование космического туризма – немаловажный вопрос. Его особенность заключается в том, что статус туриста будет отличаться от привычного сегодня. Напомним, в соответствии с российским законодательством, турист – это лицо, посещающее страну в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в месте временного пребывания (ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; далее – закон о туристской деятельности).


Статус туриста предполагает значительное число прав и небольшое – обязанностей. Например, он имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда, свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам, обеспечение личной безопасности и сохранности имущества, беспрепятственный доступ к средствам связи и т. д. (ст. 6 закона о туристской деятельности). Обязанностей туриста не так много – соблюдать законодательство страны пребывания и уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции и религию, сохранять окружающую среду и бережно относиться к памятникам, соблюдать правила въезда и выезда, а также соблюдать правила личной безопасности (ст. 7 закона о туристской деятельности).


В случае с космическим туристом, скорее всего, появятся более определенные цели туризма (например, познавательные или исследовательские), а также вырастет число обязанностей. "Если сегодня турист, в том числе и космический – в первую очередь потребитель своеобразной туристской услуги, то в дальнейшем, особенно при длительном проживании на небесном теле, на него будет возлагаться все больше обязанностей, в первую очередь, хозяйственных, приближая его к общему статусу космонавта", – предположил Артем Юдкин. Несомненно также, что к космическим туристам будет предъявляться ряд требований, в том числе касающихся физической подготовки. Возможно, к примеру, что ему, как и обычному космонавту сегодня, придется пройти теоретическую и практическую подготовку к выполнению космического полета, а также запомнить, какие действия нужно совершать в аварийных и нештатных ситуациях в космическом полете (приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 614н "Об утверждении профессионального стандарта "Космонавт-испытатель").


Есть и другое мнение – по оценке Роскосмоса, туристическая деятельность уже регулируется международными и национальными нормами права, а космический туризм, как разновидность такой деятельности, уже имеет большинство необходимых правовых инструментов, в том числе по вопросам страхования, защиты прав потребителей, их правового статуса и ответственности организаций, предоставляющих соответствующие услуги. Госкорпорация добавила, что законодательство Российской Федерации не исключает возможность осуществления космического туризма как одного из видов коммерческой деятельности.


11. Есть ли такая отрасль и учебная дисциплина – космическое право?


Теоретики права считают международное космическое право отраслью международного права. Отмечается, что оно начало формироваться вместе с запуском первого искусственного спутника Земли в СССР в 1957 году. Источниками международного космического права считаются перечисленные выше международные договоры.


Узнать о космическом праве могут студенты-юристы, дошедшие в учебниках по международному праву до соответствующей главы. Однако можно найти и отдельные учебные пособия, посвященные международному космическому праву.


ООН разработала даже учебную программу, посвященную данной дисциплине. Правда, она предназначена для содействия работе региональных центров подготовки в области космической науки и техники, связанных с ООН. Но также отмечается, что ее можно использовать в качестве методического пособия и в рамках других учебных заведений и образовательных инициатив. В программу вошли такие модули, как "Основные понятия международного права и космического права", "Международное право и другие нормативные положения, применимые к дистанционному зондированию, географическим информационным системам, спутниковой метеорологии и деятельности в области глобального климата", "Спутниковая связь и применимое международное право и другие нормативные положения", "Глобальные навигационные спутниковые системы и применимое международное право и другие нормативные положения".


12. Выпускают ли сегодня вузы "космических" юристов?


Как отметила Госкорпорация "Роскосмос", подготовка специалистов в области международного космического права в России только недавно выделилась в самостоятельное направление профессиональной подготовки. "Серьезной задачей в этом процессе является комплексное обучение, включающее организацию практического взаимодействия учащихся с государственными, общественными и международными организациями, чья деятельность связана с нормотворчеством и правоприменением в области космической деятельности", – отметили в ведомстве.


Дисциплины, связанные с космическим правом, сегодня преподаются в частных учебных заведениях и некоторых государственных. Так, например, в расписании для аспирантов МГИМО первого года обучения по направлению Международное право можно найти дисциплину "Международное воздушное и космическое право". Кроме того, на факультете космических исследований МГУ имени М. В. Ломоносова размещено описание магистерской программы "Государственное управление в космической отрасли". В рамках этой программы, как обещают на сайте, магистранты могут в числе прочего освоить такую дисциплину, как право в космической сфере.


Можно предположить, с учетом перспектив развития космической деятельности, что заниматься специалисты по космическому праву смогут чем угодно – от дистанционного зондирования до разработки проектов по освоению космоса.


***

Пока при ответе на вопросы о будущем правового регулирования космоса можно ориентироваться либо на действующие документы – и признавать их недостаточно детальными, либо, по сути, фантазировать в рамках правового поля. Поэтому стоит скорее согласиться со специалистами и признать, что правовое регулирование космической деятельности требует обновления и развития.


Источник: http://www.garant.ru/article/1190513/

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!