357
Авантюрист и самозванец XVII века Тимофей Анкудинов
28 Комментариев в Лига историков  
Авантюрист и самозванец XVII века Тимофей Анкудинов Лига историков, 17 век, авантюрист и самозванец, Тимофей Анкудинов, длиннопост

Словарь Брокгауза и Эфрона характеризует личность этого легендарного авантюриста так: Анкудинов Тимофей Дементьевич – самозванец, выдававший себя за царевича Ивана Васильевича, сына царя Василия Шуйского. Он довольно долго разъезжал по Европе, пока не попал в руки московским властям. Был казнен – четвертован – в Москве в 1654 году, и включался в список преданных анафеме вплоть до времен императора Павла I.

Историки предполагают, что Тимофей (или как его чаще называли — полуименем Тимошка) Анкудинов родился в 1617 году в Вологде в семье мелкого торговца, покупавшего у деревенских жителей холст и полотно, затем перепродавая его московским купцам. Будущий самозванец еще в детстве поражал всех своими талантами, а потому его отдали на обучение в монастырскую школу, где он изучал письмо, чтение, церковное пение и арифметику. Успешно получив основное образование, Анкудинова приметил вологодский архиерей Нектарий и решил взять его к себе прислужником-келейником. Юноша весьма стремительно набирал авторитет в глазах немолодого архиерея, так что тот даже решил женить своего расторопного и смышленого слугу на собственной внучке, Авдотье, а вдобавок наградить молодую чету приданым в виде трех деревень с большим рыболовным хозяйством.

Показать полностью 9
25
Речь Руты Ванагайте на тусовке Алексиевич
8 Комментариев  
165
Чуть не забыл! С праздником, археологи!
27 Комментариев в Лига историков  
Чуть не забыл! С праздником, археологи! Лига историков, день археолога, праздник-праздник

15 августа в России археологи отмечают свой профессиональный праздник! Речь идёт, разумеется, не о «чёрных копателях», расхитителях исторического наследия нашей Родины, а о настоящих археологах, постоянных участниках профессиональных экспедиций.

Хотя День археолога не существует как официальный праздник, все археологи в России отмечают его 15 августа. Есть несколько легенд о том, почему празднование выпало именно на эту дату.


Одна гласит, что ещё перед Великой Отечественной войной в Новгородской археологической экспедиции археологи в шутку решили отпраздновать день рождения Буцефала – коня Александра Македонского. Другая связана с празднованием дня рождения старшего научного сотрудника Института археологии АН СССР Татьяны Сергеевны Пассек, из чьей экспедиции 1940–1950-х годов вышло много профессиональных археологов.


Впрочем, об этих легендах особенно никто не вспоминает, а дата 15 августа закрепилась как День археолога. И по традиции в тех экспедициях, которые ещё находятся «в поле», то есть заняты раскопками, в этот день проводят «посвящение в археологи».


Сообщество Лига Историков и я лично поздравляем всех опытных и молодых археологов с профессиональным праздником и желают новых научных открытий! Прошлое зависит от вас! Без прошлого нет будущего!

41
Как изменилась температура с 1900 года
48 Комментариев в Наука | Science  

Значительное повышение глобальной температуры за последние 100 лет наглядно показано в анимации, которая напоминает биение сердца.


Информация о температуре более чем за век была умещена в ролик длиной 35 секунд финским физиком. Налицо огромный подъем температурных показателей, зафиксированных в 191 стране с 1900 года и по сегодняшний день.


Мягко пульсирующие синие и желтые линии год от года уступают темным оттенкам. Кульминация графика — багряно-красные цвета и огромный скачок в уровне тепла.

56
Ракетный «пукан» нации
25 Комментариев  
Ракетный «пукан» нации Политика, Украина, ракетный скандал, Яблоков, сатира, длиннопост

Сначала планировались празднования Дня независимости с парадом войск НАТО, потом аресты. В результате, в полном соответствии с классикой, решили совместить. Национальное антикоррупционное бюро собирается посадить 37 топ-чиновников. Среди них уважаемые люди: прокуроры, члены Кабмина, судьи, депутаты, ответственные чиновники, пришедшие к власти уже после революции достоинства Яценюка, Кличко и Тягнибока. А потом парад, народные гуляния и братание с Европейским Союзом, поскольку аккурат с первого сентября нам ярко светит членство в ЕС.


Меня слегка настораживает, что на третьей годовщине разгона «анижедетей» (как оказалось, Леонид Кравчук орал в этот день караоке вместе с кровавым тираном) столько людей оказалось не достойными высокого звания строителя светлого европейского будущего. Те же 37 проходимцев, по данным НАБУ, наворовали 87 миллиардов гривен в рекордно короткие сроки. Хотя среди них наверняка есть активисты майдана, соратники спикера Парубия и другие одаренные люди с врожденными дефектами речи. Ну, время сегодня такое, когда логопеды плачут.


Вы представляете, какие деньги опять поступят в бюджет? Колоссальные суммы. Гораздо больше, чем успел вывести Янукович в шести КамАЗах (инфа стопроцентная, источник Таня Черновол, тоже со справкой). На эти средства Украина начнет реализовывать программу освоения пояса астероидов Юпитера. Украинские эксперты, приглашенные в студию «112» телеканала, высказали предположение, что на многих астероидах есть неисчерпаемые запасы газа. Для экономики нации, постоянно «потерпающей» от агрессии северного Путина, очень важно диверсифицировать все. И стать абсолютно независимыми в преддверии членства в европейских структурах.


Понятное дело, что обыкновенный, с…ка, героизм простых детективов НАБУ, которые вынуждены вступать с объектами расследований в сексуальную связь, зачастую противоестественную, искренне восхищает. Все помнят об агенте «Катерине», которая при помощи ряда половых ухищрений расколола легендарного главаря «янтарной мафии». Тендер на поход с «Катериной» в ночной клуб «Катюша» произвел настоящий фурор среди представителей преступного мира и недобитков банды Януковича.


И тут наш стратегический союзник, партнер и лучший друг, на которого мы все равняемся, причем круче, чем в свое время на КПСС, нанес вероломный удар. Паршивая газетенка «Нью-Йорк Таймс», практически желтый тротуарный таблоид, опубликовала по заказу кремлевских спецслужб грязный пасквиль на безвизовую нацию. Не буду перечислять все инсинуации, от которых кровь стынет в жилах и не хочется уже никакую «Катерину». По версии безграмотных американских писак, северокорейские шпионы, посланные лично Ким Ир Сеном, вступив в преступный сговор с целым рядом украинских чиновников, ракетчиков с «Южмаша» и завербовав талантливых тернопольских баллистиков, украли секретные технологии производства межконтинентальных ракет.


В результате сегодня Северная Корея чуть ли не каждый день что-то запускает. Причем такое, что уже спокойно достигает побережья Соединенных Штатов Америки. Эксперты телеканала «112», наспех отловленные возле пункта сдачи стеклотары, в один голос утверждают: «мир стоит на пороге ядерной катастрофы». Они советуют запасаться продуктами первой необходимости, сохранять абсолютное спокойствие и никогда, слышите, никогда не бросать окурки в пустые бутылки! Из-за этого скотства приемщики отказываются принимать вполне годную к последующему употреблению стеклотару.


После появления клеветнического материала в стране победившей гидности разразился настоящий скандал с воплями, криками и опровержениями. Я лично оцениваю потенциал поднявшегося срача по категории «леденящий душу pizdec». И не я один. Пропавшая на долгое время Юлия Тимошенко, абсолютный фаворит всех заказных социологических исследований, мгновенно почувствовала запах подгорающего ануса власти. Даже анонсированные НАБУ массовые посадки предателей революции не могут сравниться с этой скандальной ракетной волной. В чутье Кыцюндеру не откажешь. Оно (чутье) немного притупилось, но, тем не менее, действует. Тимошенко досрочно прервала свое информационное молчание (она планировала появиться на сцене 24 августа, в День независимости) и больно ударила самого гаранта нации. «Украина может попасть под санкции, если подтвердится обнародованная в «Нью-Йорк Таймс» информация о причастности украинской авиакосмической отрасли к ракетным технологиям КНДР», – режет правду-матку Кыцюндер. Совершенно сногсшибательное сочетание слов получается: «Украина под международными санкциями». Обычно это относится к «преступному путинскому режиму», но не к оплоту евроинтеграции. Начался зашквар. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов, практически не дожевав походный бутерброд, выступил с экстренным опровержением. Говорит, что все это происки путинских разведслужб, которые пытаются безуспешно стравить нацию со стратегическим союзником. А тем временем Кыцюндер разошелся и обвинил президента и премьера в «вопиющем непрофессионализме».


Десятки политологов, экспертов и просто лиц с врожденными расстройствами психики мгновенно стали выступать в эфирах с пространными опровержениями. Они договорились до того, что ракетные технологии украла российская разведка и, предварительно взломав компьютеры Пентагона, провела спецоперацию «подстава великого кормчего». Имеется в виду, естественно, Порошенко, а не Мао. Была дана отмашка жестко гасить любые проявления ракетного скандала. Но дерьмо потекло по трубам, и теперь уже опальная «Самопомочь» львовского мэра Садового вступила в процесс поджаривания главного пукана страны. Хотят, мерзавцы, сформировать парламентскую комиссию по расследованию причастности украинских чиновников к созданию ракетного оружия Северной Кореи. Пока все происходящее очень напоминает «оффшорный скандал», который тушили полгода. А в данном случае процесс идет, несмотря на сезон отпусков, гораздо быстрее. Короче, СУГС! Украина в очередной раз подтвердила статус сверхдержавы. Как только в мире происходит особо ядреная херня, сразу же находится украинский след.

Александр Яблоков

Показать полностью
1073
5 самых грозных боевых топоров
87 Комментариев в Лига историков  
5 самых грозных боевых топоров Лига историков, боевые топоры, Секира, валашка, бердыш, полэкс, бородовидный топор, длиннопост

Топор — орудие войны и мира: им можно одинаково хорошо рубить как дрова, так и головы! Сегодня мы расскажем о том, какие топоры завоевали себе славу и были наиболее популярны у воинов всех времен и народов.

Боевой топор бывает самым разным: одноручным и двуручным, с одним и даже с двумя лезвиями. При сравнительно легкой боевой части (не тяжелее 0,5−0,8 кг) и длинном (от 50 см) топорище, это оружие обладает впечатляющей пробивной силой — все дело в малой площади соприкосновения режущей кромки с поверхностью, в результате чего вся энергия удара концентрируется в одной точке. Топоры часто использовали против тяжелобронированной пехоты и кавалерии: узкое лезвие отлично вклинивается в сочленения доспехов и при удачном попадании может прорубить все слои защиты, оставив на теле длинный кровоточащий надрез.


Боевые модификации топоров широко использовались во всем мире начиная с древнейших времен: даже до эпохи металла люди вытесывали топорища из камня — это при том, что кварцевый стес по остроте не уступает скальпелю! Эволюция топора многообразна, и сегодня мы рассмотрим пятерку самых впечатляющих боевых топоров всех времен и народов:

Показать полностью 5
104
Крымская война: Скандинавский фланг
5 Комментариев в Лига историков  

часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7

Крымская война: Скандинавский фланг Лига историков, Крымская война, 1853-1856, скандинавский фланг, длиннопост

автор: Сергей Махов


Осторожно! Количество исторических параллелей с современными геополитическими реалиями превысит ваши ожидания. 

Показать полностью 8
77
Крымская война: Белое море
2 Комментария в Лига историков  

часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, 

Крымская война: Белое море Лига историков, Крымская война, 1853-1856, длиннопост

автор: Сергей Махов

Подробно поговорив в предыдущих статьях о Тихоокеанском театре боевых действий Крымской войны, давайте теперь перенесемся на берега Белого моря. Здесь крейсера англичан и их союзников оказались в соответствии с планом морской блокады России на всех направлениях. Архангельск, естественно, был лакомым кусочком, который союзники пропустить не могли. В ходе войны у англичан появились и более амбициозные планы, вроде «освобождения Финляндии», к которому следовало привлечь и нейтральную Швецию. Но обо всем по порядку.


Союзники в Белом море


19 июня 1854 года в Белом море появился отряд кэптена Эразмуса Омманея в составе 26-пушечного фрегата «Эвридик» и двух паровых шлюпов – «Миранда» (15 пушек) и «Бриск» (16 пушек).

Показать полностью 8
654
От юнги до адмирала
39 Комментариев в Лига историков  
От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Несмотря на трудности и опасности, в Англии XVII-XVIII веков служба в военно-морском флоте считалась достаточно престижной. Причин у этого было несколько. Среди них – неплохое, даже у матросов, жалование, социальное обеспечение, недоступная большинству тогдашних обывателей возможность побывать в дальних странах. Кроме того, Роял Неви для усердного и способного моряка мог сыграть роль социального лифта, позволяя в определенных границах перемещаться по карьерной лестнице.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Карьерная лестница Роял Неви


Как же строилась карьера в британском флоте, и мог ли матрос (перефразируем здесь Наполеона) носить в своем ранце адмиральский жезл? К слову, во Франции, а позднее и в Германии адмиралы действительно имели свой адмиральский жезл. В Англии подобной практики не было, но, надеюсь, читатели простят такое преувеличение.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Чаще всего на службу попадали еще мальчиками, в 10–12 лет. Почему шли? Во главе угла, конечно же, были экономические причины. Дело в том, что зарплата даже нижних чинов в британском флоте считалась достаточно высокой – от 10 (юнга) до 24 (старший матрос) шиллингов в месяц. Это были большие деньги – к примеру, шляпник в Лондоне в этот же период времени зарабатывал около 10–12 шиллингов в месяц, то есть на уровне юнги. Башмачник – до 15 шиллингов. Крестьянин зарабатывал 3–4 фунта в год (в фунте 20 шиллингов, то есть выходило всего 5–7 шиллингов в месяц).


Доходы юнг и матросов не шли ни в какое сравнение с зарплатами коков (2 фунта 2 шиллинга в месяц), боцманов (4 фунта) или штурманов (6 фунтов 6 шиллингов в месяц). Естественно, что господа офицеры получали еще больше. Правда, в мирное время они сидели на половинном окладе.


Так что, несмотря на жестокие порядки и муштру, народ в Royal Navy тянулся. Да, в торговом флоте была возможность в определенные сезоны заработать много больше, но арматоры часто обманывали матросов, выплачивая суммы не полностью (или вообще не выплачивая). Да и сама непостоянность таких заработков не внушала мыслей о стабильном доходе.


Естественно, подобное положение дел не касалось военного времени. В отношении тех, кто был набран с помощью «прессинга», работали самые низкие ставки из возможных. Но основной костяк военного флота, который сохранялся и в мирное время, получал зарплату исправно, и суммы денежного довольствия были сравнительно большими.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Кроме того, работа военного моряка была сравнительно легка, да не покажется это утверждение нашим читателям странным. Лорд Хоу в 1793 году писал:


«если ввести измерение «человеко-тонны» (которое сродни плотности населения) в морское дело, то окажется, что на каждого матроса в торговом флоте приходится от 10 до 20 тонн водоизмещения, на кораблях Ост-Индской компании – 15 тонн на человека, на военном корабле – 2–3 тонны водоизмещения на человека. Иными словами – на военных кораблях в обычном их состоянии присутствует куча бездельников. Действительно, ведь большая часть экипажа на военном корабле нужна только в бою, в обычном плавании или в порту можно обойтись гораздо меньшим количеством людей».


Как писал Джулиус Сезар в 1761 году,


«в мирное ли, или в военное время военно-морской флот был для моряка местом, которое обеспечивало сравнительно легкое и безбедное существование».

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Типичный моряк британского флота, 1740-е годы

Ну и не стоит забывать про социальное обеспечение и льготы.


А это и еда за государственный счет, и устройство в случае увечья в один из морских госпиталей. Для этих целей из зарплаты моряка удерживались шесть пенсов (пенс – 1/12 шиллинга) в месяц — что-то типа оплаты накопительной части в пенсионный фонд сегодня. Ну и, конечно же, это призовые деньги. Да, задержки в выплате денежного довольствия имели место. Но после реформ Энсона в 1757 году было установлено, что при нахождении корабля в домашних водах эта задержка не может составлять более двух месяцев, а если корабль находился на какой-то колониальной станции — то не более шести месяцев. В общем, служба на Королевском флоте имела зримые преимущества перед другими профессиями того времени.


Отметив денежные и социальные преимущества, не забудем и о морской романтике, а также присущей людям жажде неизведанного.


Как писал Адам Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»:


«матери из низших сословий часто боятся посылать своих сыновей в школы, расположенные рядом с морским портом, поскольку вид кораблей и рассказы матросов могут соблазнить их сбежать на флот и уйти в море».

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Уильям Спэвенс, сын мясника, сбежавший во флот в 11 лет, в своих мемуарах писал так:


«До службы на флоте я думал, что матросы должны быть счастливыми людьми. Они посещают разные страны, видят другие места, природу, посещают даже самые отдаленные уголки земли. Я думал только о несильных штормах, тропических красотках, легких деньгах и успешных плаваниях».


Ну и не стоит забывать еще об одном факте. Дисциплина на торговых судах была очень слаба, вернее – ее не было вообще. Там очень часто происходили мятежи, арматоры и заказчики периодически обманывали своих подчиненных, не выплачивали им заработанные деньги, и люди месяцами ходили в суды в попытках отсудить хоть что-то из своих честно заработанных. Так вот, очень часто морякам, завербовавшимся в военный флот, капитаны и даже Адмиралтейство помогали выиграть такие суды и оказывали юридическую поддержку.


Известен случай, когда Роберт Баркер, плотник из Ливерпуля, не только не получил своих денег, но и был избит своим работодателем так, что потерял глаз. Тем не менее, в 1758 году плотник завербовался на 74-пушечный «Торбей», которым командовал Аугустус Кэппел. Он показал себя отличным моряком, офицеры корабля оказывали Баркеру всемерную поддержку. По возвращении в Англию с помощью офицеров Роберт выиграл суд у своего бывшего работодателя и получил 26 фунтов компенсации за избиение, а также – все заработанные деньги (еще около 4 фунтов). При этом напуганный столь мощной поддержкой торговец выплатил деньги прямо в здании суда, не дожидаясь опубликования решения в газетах. И это был далеко не единичный случай. Как писал адмирал Харви:


«Наши моряки похожи на упрямых детей, не знающих, как реализовать себя, и задача офицеров – помочь им, лелеять их, как перворожденное дитя лелеет любящая мать, ради чести и блага нации».

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Моряки были настоящей, даже замкнутой в себе кастой, изолированной от большинства своих соотечественников. Они даже на берегу жили в некоей «черте оседлости» приморских городов, говорили на собственном языке, и эта кастовость и закрытость для многих также была одной из привлекательных черт службы на кораблях.


От юнги до суб-офицера


Итак, какая же иерархия была на военном корабле? Здесь мы рассмотрим иерархию 1760–1790-х годов, поскольку именно к этому времени она сложилась в единообразную структуру. Прежде всего, следует четко различать «джентльменов» (выходцев из знатных семей) и «неджентльменов» (выходцев из рабочих семей или разночинцев), ибо права и обязанности у них были совершенно разные.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Отдых на нижней палубе, 1740-е. Судя по наличию женщин и карт – где-то в порту

В XVIII веке «неджентльменов», то есть профессиональных моряков неблагородного происхождения, называли Tarpaulins (брезентные), из-за брезентных плащей, которыми пользовались моряки. Мальчишки-«неджентльмены», пришедшие на корабли, изначально получали должности юнг, или мальчиков (boy). Юнга на борту был самым низшим звеном. Он был слугой, помогал коку в столовой, занимался мытьем посуды, штопаньем мундиров и т.д. В бою юнги исполняли роль «пороховых обезьян» (powder monkey), то есть рассыпали по мешочкам порох для орудий под надзором вышестоящих моряков и подносили картузы с порохом к орудиям.


Юнги-«джентльмены» (young gentlemen) были, скорее, учениками, проходящими производственную практику на корабле, чтобы, набравшись опыта, стать мичманами (midshipmen). Они, естественно, не использовались как слуги, в плавании чаще всего находились на верхней палубе вместе с мичманами, учились работе с астролябией и хронометром. А в бою могли даже командовать орудийным расчетом.


Военно-морских училищ у англичан не существовало до 1733 года. Именно тогда в Портсмуте была основана Королевская военно-морская академия (Royal Naval Academy), куда пришли первые 40 новобранцев. Смешно, но даже в «дикой» России Морская академия была создана на 18 лет раньше.


План учебы представлял собой чередование естественных дисциплин с получением практических знаний. Срок обучения составлял 2 года. Чтобы простимулировать поступление в академию, в ее Уставе было прописано, что выпускники могут держать экзамен на чин лейтенанта через 4, а не через 6 лет практических плаваний. Однако в Англии существовала какая-то мистическая вера в превосходство практического опыта над теоретическими знаниями. До 1806 года Королевская военно-морская академия влачила жалкое существование – большинство джентри и джентльменов предпочитали отдавать своих недорослей сразу на корабли. Апофеозом сложившейся ситуации стали слова английского короля Вильгельма IV:


«никакое место так не подходит для воспитания из маленького британца настоящего джентльмена, как ют военного корабля».

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Таким образом, до середины XIX века (то есть до появления броненосных флотов и машин) в Англии не придавали особого значения военно-морскому образованию, предпочитая ему практику.


От юнг перейдем к морякам. Если на корабль приходили не в юном возрасте, то изначально самой низшей ступенью была должность «лэндсмена» (landsman, «сухопутный человек»). «Лэндсменом» считался любой моряк, у которого стаж был менее года службы. Их использовали в основном в неквалифицированном ручном труде.


«Лэндсмен», если он не погибал или не умирал от болезней, не свалился за борт и т.д., мог дорасти до «ординарного моряка» (ordinary seaman, моряк с опытом от 1 до 3 лет плаваний). Это была тоже черная, неквалифицированная работа, но более ответственная – покраска корпуса и мачт, сращивание тросов, погрузочные работы с безопасными грузами, спуск-поднятие лодок и т.д.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Моряки Роял Неви против берберийских пиратов

Имевшие опыт более 3 лет плаваний становились матросами (able seaman). Они уже могли нести вахту, стоять за штурвалом, проводить под руководством плотника или боцмана ремонтные работы. Из них набирались такие категории, как команда плотника (carpenter's crew), орудийная обслуга (gunsmith), ответственные за содержание четверки пушек (quarter gunner). Изначально орудийные расчеты делились на «четверки». Это было очень удобно, поскольку в прошлом разные типы пушек обслуживались расчетами, кратными четырем. Чуть позже это правило перестало действовать, 32-фунтовые пушки обслуживались расчетом из 14 человек, 24-фунтовые — 12 человек, 18- фунтовые — 11 человек. 12- и 9-фунтовые пушки обслуживались расчетами из восьми и шести человек, соответственно. Тем не менее, название quarter gunner осталось и означало главу орудийного расчета, занимающегося вопросами обслуживания и эксплуатации пушек.

Далее шли старшины (петти-офицеры), к которым относились:


помощник квартирмейстера;


помощник парусных дел мастера;


помощник плотника;


помощник конопатчика;


помощник боцмана;


помощник комендора;


помощник оружейника;


капрал;


вахтенный (watch captain);


бондарь;


интендант;


рулевой;


старшина (yeoman);


парусных дел мастер;


главный старшина (master-at-arms, изначально оружейник, ответственный за хранение и выдачу оружия и боеприпасов, потом стал просто начальником над старшинским составом);


конопатчик;


канатчик (ropemaker);


оружейник (как раз это – ответственный за складирование и выдачу оружия).


В принципе при наличии усердия к службе, везения и обучаемости наш «лэндсмен» мог дослужиться до суб-офицерских должностей – это, в зависимости от специализации, плотник, боцман или комендор. Именно эти должности на уровне прапорщика или уоррент-офицера, составляли элиту «нижней палубы», являясь младшими унтер-офицерскими должностями.


«Джентльмены» в разговоре называли их «кокпитным суб-офицерством» (cockpit mate), поскольку, в отличие от матросов, их жилые помещения были расположены на кокпите – помещении, расположенном на нижней палубе в корме судна. Не следует путать этот кокпит с кокпитом у современных яхт, катеров и т.д., который представляет из себя открытое сверху, замкнутое пространство. К слову, в Англии кокпитами называли и городские районы, в которых жили беднота, воры, проститутки, одним словом – отбросы общества.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Кстати, к этой же категории суб-офицерских должностей причисляли и помощников мичманов (midshipman's mate), помощников штурманов (master’s mate) и помощников хирургов (surgeon's mate). Изначально помощники штурманов набирались из матросов, но к середине XVIII века эту должность занимал один из мичманов, который готовился сдавать экзамен на лейтенанта. Он помогал корабельному штурману (master) управлять кораблем, держать курс, поднимать нужные паруса, сообщал о проблемах с мачтами или парусами и т.д.


Юнги-«джентльмены» чаще всего сразу становились помощниками мичманов, а потом – мичманами, то есть их карьера шла гораздо быстрее, чем у обычных обитателей нижней палубы.


В 1753 году на кораблях от III ранга и выше была введена должность второго штурмана, поскольку управление 74-пушечными и более крупными кораблями было признано довольно сложным, и штурман с помощниками уже не справлялся с обязанностями.


Далее шли «патентные офицеры» (warrant oficers). Эта категория офицеров британского флота конца XVII – начала XIX века включала в себя специалистов, весьма значительно разнящихся между собой как по положению во флотской иерархии, так и по выполняемым функциям. Общим для них было то, что они получали патент (warrant) на право занятия должности не от Адмиралтейства (как королевские офицеры), а от Совета по Флоту (Navy Board). Каждый из них руководил соответствующим подразделением, или службой.


Эти офицеры уже приравнивались к «джентльменам» (commissioned officers) и питались в офицерской кают-компании (wardroom).

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Офицер Роял Неви, конец XVIII века

Штурман (master) для получения своего патента сдавал экзамен в Тринити-Хауз – британской лоцманской и лоцмейстерской корпорации. Существовало несколько путей для занятия этой должности. Один из них – продвижение по службе из нижних чинов, когда моряк учился искусству судовождения на должностях квартирмейстера и подштурмана. Также штурманами становились те мичманы, которые потеряли надежду на лейтенантский патент или предпочитали синицу в руках журавлю в небе. Наконец, в штурманы шли из капитанов или помощников торгового флота.


Штурман отвечал за судовождение и навигационные инструменты, размещение и укладку балласта, груза и снабжения (т.е. посадку судна), надзирал – посредством подчиненных ему старших рулевых (квартирмейстеров) – за состоянием провизии, парусов, якорей и т.п.


Положение штурмана в судовой иерархии было достаточно двусмысленным. С одной стороны, формально в командной лестнице он шел за младшим из лейтенантов. Это означало, что при выходе из строя капитана командование судном передавалось первому лейтенанту, затем второму, и так далее, и только после выхода из строя всех линейных офицеров штурман мог принимать командование судном. С другой стороны, выполняемая им функция была очень важна, что отражалось, например, в его жилищных условиях (каюта штурмана была такой же, как у первого лейтенанта). Также получаемое им денежное довольствие на большинстве судов было больше, чем у лейтенантов, и только на фрегатах шестого ранга – меньше (данные на вторую половину XVIII – начало XIX столетий). Со времен средневековья штурман был первым помощником капитана, только в середине XVII века он стал ниже лейтенанта (тогда единственного). В англо-голландских войнах бывали случаи, когда штурман отличившегося корабля получал командирскую должность.


Хирурги, как правило, не имели медицинского образования и изучали свое ремесло посредством ученичества. Они получали патент после сдачи устного экзамена в коллегии по делам больных и раненых (The Sick and Hurt Board).


Баталер (purser) назначался флотской коллегией из числа тех, кто прослужил капитанским секретарем (clerk) не менее года или в секретариате флаг-офицера не менее полутора лет. Но это положение часто нарушалось, и баталеры назначались по протекции.


Баталер заведовал денежным, вещевым и провиантским довольствием. В связи с тем, что ему доверялись значительные ценности, он должен был внести солидный залог перед получением патента. Это несколько напоминало систему покупки офицерских патентов в британской армии (патент флотского офицера не мог быть приобретен за деньги). Оклады казначеев были довольно низки, на уровне боцмана, но они имели право на получение прибыли от экономии при закупках (разница между фиксированной ценой, исходя их которой адмиралтейство выделяло средства, и фактической ценой закупки). В связи с этим баталеры обычно подозревались экипажами в мошенничестве, зачастую справедливо. Хотя случались порой и банкротства казначеев, но в основном это был прибыльный бизнес.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Капеллан назначался соответствующим церковным учреждением с получением патента от флотской коллегии. До конца XVIII века капеллан получал небольшой оклад, на уровне матроса 1 статьи, и его статус патентного офицера был сомнителен. Среди священнослужителей находилось мало желающих идти на эту должность, поэтому немногие корабли (в основном старших рангов) имели их на борту. Но к 1790-м годам их денежное довольствие было увеличено, и положение в качестве патентных офицеров упрочнилось.

Так же патент получали кондукторы (боцман, плотник и главный комендор).


Обязательным условием для кондукторов (впрочем, как и для всех специалистов) было наличие определенного уровня грамотности – умения читать, писать и знания арифметики.


Боцман обычно происходил из нижних чинов, и его назначение не сопровождалось сдачей специального экзамена, а происходило по представлению капитана или флаг-офицера. В его обязанности входил уход за такелажем, парусами, получение и содержание тросов, парусов и прочего подшкиперского имущества, составление отчетов о сохранности и движении этого имущества, крепление палубного и трюмного имущества, работа с якорями, шлюпками и т.п. Ему подчинялись парусный мастер (sailmaker) и канатный мастер (ropemaker). Еще одной обязанностью боцмана, более известной широкой публике, было поддержание дисциплины среди нижних чинов и организация палубных работ. В этом ему помогали его непосредственные помощники – боцманматы.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Современный реконструктор в униформе мичмана Роял Неви образца 1790 года

Плотник (или тиммерман) в отличие от боцмана проходил предварительную подготовку на берегу учеником у корабелов на королевских или частных верфях, а также должен был прослужить на борту не менее полугода в должности помощника тиммермана. После этого, предъявив сертификат об ученичестве и характеристику с судна о «добронравном поведении», он мог претендовать на получение патента от флотской коллегии. Главной ответственностью тиммермана был корпус судна. Под его началом находилась довольно большая команда, до десяти человек на большом корабле, которая осуществляла регулярные инспекцию, уход и ремонт корпуса, мачт, стеньг и реев, также занималась обыденными плотницкими работами. Как и у боцмана, в ведении плотника находилось имущество, за которое он нес материальную и дисциплинарную ответственность.

Главный комендор (gunner) отвечал за материальную часть орудий и принадлежностей к ним, включая лафеты, ядра, бомбы, пороховые погреба, и т.д. Для получения патента он должен был сдать экзамен в коллегии артиллерийского и технического снабжения (Ordnance Board), что зачастую на практике нарушалось. В середине XVII века положение главного комендора в судовой иерархии было довольно высоким, он был вхож в офицерскую кают-компанию. Но с Реставрацией его положение постепенно изменилось до кондукторского.


В подчинении главного комендора находилась довольно большая команда, состоявшая из одного или двух помощников комендора, оружейного мастера (Armourer) и командиров «четверок» (quarter gunners).


Преподаватель (Schoolmaster) сдавал экзамен в Тринити-Хаузе на знание навигации и математики. Он не только обучал этим дисциплинам мичманов, но и зачастую учил их читать и писать. Первоначально его оклад складывался из отчислений с мичманов, затем к ним добавилась ставка матроса, а в начале XIX века он стал самым высоким из всех окладов унтер-офицеров.


Младший офицерский состав представляли мичманы (midshipman), капеллан, хирург, баталеры, штурман, а с 1800 года и суб-лейтенанты. Последние могли командовать малыми кораблями не имея звания лейтенанта и не защитив экзамена на лейтенантскую должность.


Стоит отметить, что с нижней палубы можно было выбиться в младшие офицеры, до боцмана или даже до штурмана включительно.


Еще немного благотворной бюрократии


Желавших стать старшими офицерами мичманов и суб-офицеров ждало испытание – сдача экзамена. Это новшество было введено в 1677 году, когда Сэмюэл Пипс решил ввести тесты на профессиональную пригодность при получении какого-либо старшего чина. Прежде чем ввести тесты официально, Пипс опробовал их на командующем флотом, на минуточку – брате короля, герцоге Якове Йоркском, и выяснил, что в морском деле брат короля фактически ничего не смыслит.


Но Яков оказался большим умницей, не отругал Пипса, а утвердил с мая 1677 года обязательное устное тестирование лейтенантов по двум предметам — навигация и математика.


Ой, что тут началось!

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

До царствования Карла II аристократия обычно шла служить в армию. После Реставрации Яков Йоркский и принц Руперт Пфальский ввели моду на флот. А тут — экзамены какие-то! Но Пипс не остановился и на этом. Выше уже упоминалось о патентованных офицерах, здесь сведем эту информацию воедино.


Для корабельных хирургов было назначено тестирование перед назначением на корабль. Оказалось, что многие из них готовы лечить «мацой с печенью летучей мыши и кровью монгольской девственницы», но совершенно не умеют наложить жгут или пустить кровь!

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Лейтенанты Роял Неви времен Наполеоновских войн, кадр из сериала про Хорнблауэра

Баталеров при назначении стали проверять на отсутствие проблем с законом, чему мошенники, раньше паразитировавшие на поставках флоту, безмерно огорчились. Были введены экзамены даже для корабельных капелланов, чтобы исключить появления на кораблях бездельников и тунеядцев, прельщенных жалованием пастора.

Чтобы как-то снизить недовольство, Пипс сделал следующую вещь — претендента на звание лейтенанта экзаменовали опытные капитаны и (по желанию) адмиралы.


После экзамена соискатели получали патент на должность, этот патент служил основанием для получения жалования и публикации в «Морском списке».


Вершина карьеры


Сдав экзамен и став лейтенантом, молодой человек получал возможность рано или поздно стать кэптеном. И здесь возникает такое звание, как master and commander. Изначально оно являлось промежуточной должностью между лейтенантом и кэптеном. Фактически это был лейтенант, командовавший внеранговым судном (до 1747 года — судном 6 ранга и ниже) и исполнявший в одном лице обязанности штурмана (master) и командира (commander). Считалось, что этим корабликам штурман не нужен, слишком жирно, поэтому командиры и штурманы были на них, что называется, «два в одном».


Лейтенанты (в том числе и морские пехотинцы) и кэптен составляли офицерский состав на борту судна. Офицеры обедали в кают-компании, кэптен – в своей каюте, но мог быть приглашен офицерами для совместного застолья в кают-компанию.


В качестве частного примера давайте рассмотрим экипаж линейного корабля HMS «Victory» в 1805 году. Общее количество моряков на борту – 821 человек. Это капитан – Томас Харди, 9 офицеров, 21 мичман, 77 «кокпитных суб-офицеров», 11 офицеров морских пехотинцев (один капитан, два лейтенанта и прапорщики), 135 морских пехотинцев и 536 моряков. В последнее число входили «ординарные матросы», «лэндмены» и т.д, а кроме того – 31 «бой»-юнга.


Если лейтенант становился кэптеном, то рано или поздно, согласно цензу и продвижению по службе за счет умерших, он мог дорасти до контр-адмирала, потом до вице-адмирала, а потом и до адмирала.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

С 1702 года в Англии официально существовало всего три эскадры – Белая, Синяя и Красная. В свою очередь, каждая из них делилась на авангард, арьергард и центр. Исторически так сложилось, что еще со времен англо-голландских войн Белая Эскадра была авангардом, Красная – центром, Синяя арьергардом. В свою очередь первый дивизион Белой Эскадры считался авангардом Белой Эскадры, второй – центром, третий – арьергардом. Таким же образом на дивизионы делились эскадры и других флагов.


Каждым из этих дивизионов командовали адмиралы. Всего их было девять, поэтому и адмиралов было девять. Таким образом, на флоте существовало всего девять (!!!) вакансий адмиралов – три контр-адмирала, три адмирала и три вице-адмирала, которые различались по цветам флага. Соответственно, «бутылочное горлышко», через которое мог проскочить кэптен, чтобы стать адмиралом, было чрезвычайно узким. Дополнительную сложность вносило то обстоятельство, что человека, получившего адмиральское звание, просто не могли уволить из флота. В результате дряхлые старики, впавшие в маразм, не давали продвигаться вверх по карьерной лестнице способным кэптенам.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Наверное, самый известный у нас master and commander – Рассел Кроу в роли Джека Обри

В 1748 году у тогдашнего главы Адмиралтейства Джорджа Энсона не хватило духа замахнуться на эту традицию. Однако он поступил довольно хитро – дряхлые адмиралы, не хотевшие увольняться, получали пышные должности без реального влияния на дела флота, а в высшее командование пришли молодые способные люди. Именно благодаря Энсону получили адмиральские звания Хок, Боскауэн, Ноульс, Таунсенд. В итоге к 1748 году в Британии уже было 8 адмиралов, 10 вице-адмиралов и 9 контр-адмиралов.

Механизм увеличения числа адмиралов был прост. Были введены звания «адмиралов без различия по эскадре» (Admiral without distinction of squadron), которых во флоте чуть позже иронично прозвали «желтые адмиралы» (admiral of the Yellow): желтый флаг чаще всего поднимали при карантине. Такими адмиралами могли стать подающие надежды кэптены, ждущие своей очереди на адмиральскую должность согласно старшинству, либо как раз уже одряхлевшие адмиралы, переведенные на представительские должности.


Система, однако, оставалась совершенно негибкой. Невозможно было обогнать тех, кто был впереди в списке, несмотря ни на какие таланты или заслуги. Впрочем, это обстоятельство не мешало Адмиралтейству в случае необходимости найти способного кэптена или адмирала внизу списка, чтобы он возглавил эскадру или флот. Главной проблемой было запрограммированное продвижение неспособных пост-кэптенов в адмиралы согласно принципу очередности, без возможности как-то замедлить или оспорить это продвижение.

От юнги до адмирала Лига историков, Royal Navy, от юнги до адмирала, длиннопост

Кроме того, в английском флоте имелась должность коммодора, то есть кэптена, получившего адмиральскую должность (но не звание!) на кампанию или на боевой поход. При этом коммодор командовал одновременно и своим кораблем (то есть сохранял должность кэптена), и приданными ему силами. По результатам кампании или операции коммодор мог либо вернуться на должность кэптена, либо, если еще подходила и выслуга лет, стать контр-адмиралом.

автор: Сергей Махов


источник

Показать полностью 18
103
Кавалерия. Часть 4: кавалерия Чингизхана.
96 Комментариев в Лига историков  

часть 0.0., часть 1, часть 1.2, часть 1.3, часть 1.4, часть 1.5, часть 2, часть 2.1, часть 2.2, часть 3.

Кавалерия. Часть 4: кавалерия Чингизхана. Лига историков, кавалерия, серия постов, кавалерия Чингизхана, длиннопост

О монголах сохранилось достаточно много информации. Самым значимым является труд Плано Карпини «История монголов», где автор очень много внимания уделяет вооружению и тактике монгольских всадников. Из описания ясно, что в методы ведения боевых действий монголы не внесли ничего нового. Конница их также делилась на тяжёлую, среднюю и лёгкую и использовала тактику, применявшуюся кочевниками за тысячу лет до них.

Карпини даёт некоторые советы о том, чем должно быть вооружено войско, сражающееся против монголов:


«Все же желающие сражаться с ними должны иметь следующее оружие: хорошие и крепкие луки, баллисты (видимо, арбалеты), которых они очень боятся, достаточное количество стрел, палицу из хорошего железа или секиру с длинной ручкой (острия стрел для лука или баллисты должны, как у татар, когда они горячие, закаляться в воде, смешанной с солью, чтобы они имели силу пронзать их оружие), также мечи и копья с крючком, чтобы иметь возможность стаскивать их с седла, так как они весьма легко падают с него, ножики и двойные латы, так как стрелы их нелегко пронзают их, шлем и другое оружие для защиты тела и коня от оружия и стрел их. А если некоторые не вооружены так хорошо, как мы сказали, то они должны идти сзади других, как делают татары, и стрелять в них из луков и баллист»

Показать полностью 9


Пожалуйста, войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь