Сообщество - Лига Оркестровой Музыки
Добавить пост
251 пост 1 297 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

6958

Подарок любимому дирижеру

2959

Музыка, которую слышали все, но мало кто знает откуда она: "Цветочный дуэт" из оперы "Лакме".

"Цветочный дуэт" из оперы "Лакме" французского композитора Лео Делиба часто используется в рекламных роликах, а также в современной обработке. Используется также в качестве саундтрека в сериале «Интерны» 


(С 1-й минуты)

2671

Она хотела петь, и она пела, остальное неважно.

Безголосая, бездарная певица, непонятно каким чудом пробившаяся на большую сцену - думаете, такое может быть только в наше время? Вовсе нет. Бузова в этом не первая.


Знакомьтесь, Флоренс Фостер Дженкинс!

Современники и потомки называли ее самой ужасной оперной певицей всех времен и народов. Критики писали, что эта певица полностью лишена таланта, голоса, чувства ритма, музыкального слуха, дикции, контроля дыхания, владения голосом и даже хоть сколько-нибудь приятного тембра, и современный слушатель полностью согласится с ними – от Дженкинс остались записи, вполне доступные на YouTube, и они звучат как жестокая пародия на оперное искусство.

(Осторожно, уши могут закровоточить!)

Сама же Флоренс до самой своей смерти искренне верила, что она – величайшая оперная певица в мире, а смех в зрительных залах на ее концертах и критика в прессе – не более чем нападки со стороны злобных завистников ее божественного сопрано.


Свою певческую карьеру Флоренс начала лишь в 40-50 лет. После смерти своих родителей она получила в наследство приличное состояние, которое помогало ей поначалу финансировать свои выступления.


Постепенно она стала не просто знаменитостью, она превратилась в легенду. Репертуар Дженкинс состоял из произведений Моцарта, Верди, Штрауса и романсов Брамса, которые находились далеко за пределами ее технических возможностей. По воспоминаниям очевидцев, даже ее бессменный аккомпаниатор Косме Макмун вынужден был порой корчить рожи за спиной Флоренс, чтобы удержаться от смеха.


Флоренс любила сложные костюмы, которые придумывала сама, и часто выходила на сцену в образе '"Ангела вдохновения", в изысканном шелковом платье с картонными крыльями за спиной, что, может, и пошло бы юной стройной девочке, но на корпулентной немолодой даме создавало дополнительный комический эффект. В общем, публика валом валила на ее концерты.


Апофеозом ее карьеры стало выступление в Карнеги-холле в 1944 году (Флоренс было 76 лет!). Места были распроданы за несколько недель вперед, несмотря на военное время, кризис и высокую стоимость билетов. Трудно сказать, чего было больше на этом концерте: аплодисментов или смеха в зале.


Она умерла через месяц, 26 ноября 1944 года. Умерла в общем-то счастливым человеком, ведь она исполнила свою мечту, она хотела петь, и она пела, а остальное, в сущности, неважно.

Показать полностью 1
2119

Прием кукушки

В семидесятых годах прошлого века Всесоюзная фирма «Мелодия» издала удивительную пластинку — «Лютневая музыка XVI — XVII веков». Ее буквально сметали, когда она появлялась на прилавках магазинов. Пластинку переиздавали каждый год, но она все равно ходила в раритетах и заигрывалась на «Вегах» и «Аккордах» до глубоких царапин.

Исполнителем музыки там значился какой-то гитарист-лютнеист Владимир Вавилов.


Позже музыка с этого винилового диска стала известна всему миру. По крайней мере три пьесы:

«Канцона» старинного композитора Франческо да Милано - прославилась с помощью Бориса Гребенщикова, который, слегка переврав ее, перепел как «Город золотой».

«Ave Maria» неизвестного автора XVI века, ставшая шедевром в мире оперы, потом превратившаяся в произведение Джулио Каччини.

И «Ричеркар» Нигрино — одна из популярнейших композиций у аутентистов, музыкантов, воссоздающих звучание музыки прошлого.


Но спустя какое-то время в музыкальных кругах начались брожения и сомнения в подлинности авторства, указанного на пластинке... Ну не укладываются все эти пьесы в эстетические рамки лютневой музыки эпохи барокко!


Исследователи творчества Милано не нашли среди произведений итальянца ничего, хоть сколько нибудь похожего на то, что исполнял Вавилов.


Ещё больше неясного было с "Ave Maria" Каччини: мелодия с пластинки была похожа на другие произведения Каччини, примерно так же, как музыка Дунаевского похожа на музыку Моцарта.


Содержащиеся в Ave Maria септаккорды по "золотой секвенции“, синкопы в басу, 7-я повышенная ступень в миноре, двойная доминанта… Такого в принципе не могло быть написано 400 лет назад! Многие эксперты вообще предполагали, что эта музыка не итальянская. Она русская, говорили они, и современная, и никак не могла быть написана ни в XVI, ни в XVII веке.


Самым простым было бы обратиться за разъяснениями к самому Вавилову, но уже через три года после выхода пластинки Вавилов скончался от рака в больнице. Спрашивать было не у кого...


И только в 2005 году один исследователь-энтузиаст Гейзель Зеев решил окончательно выяснить авторство загадочной музыки и провел подробное и основательное расследование. И пришел к выводу, что автором почти всех композиций пластинки является сам исполнитель - Владимир Вавилов!


А причины того, что он решился на такую крупную аферу и указал себя лишь в скромной роли исполнителя, весьма грустны и прозаичны. Он просто не верил в возможность иным способом издать собственную музыку - музыку малоизвестного советского гитариста с незапоминающейся фамилией Вавилов. Поэтому для каждой из них он "назначил" известного итальянского средневекового автора и для убедительности добавил туда старинную английскую песню "Зеленые рукава" (в ее старинности сомнений нет). Этакий прием кукушки - свои сочинения подкинуть в "гнездо" другого композитора.


И подлог удался: на ничего не подозревающих итальянцев, уже четыре века пребывающих в раю, неожиданно свалилась всероссийская слава! А Вавилов этими багородными итальянскими именами прикрывал, защищал свою музыку для того, чтобы она могла звучать в концертных залах.


Ведь канцону нельзя посвятить съезду партии, а от ричеркара нет никакого прока для великой стройки. Что же до Ave Maria, то и представить себе невозможно, чтобы советскому музыканту пришло в голову написать хотя бы ноту во славу этой мифической девы, которая, как известно, является давно разоблаченной выдумкой церковников!


Но чем дальше, тем интереснее...

Многочисленные беседы с родными и друзьями Владимира Вавилова раскрыли новые детали. Оказывается, Вавилов много сотрудничал с "Союзмультфильмом" и написал много песенок для мультиков, но в титрах его имя не ставили!


Кроме того, Вавилов опубликовал много композиций для семиструнной гитары. И в нотах было написано: "современная обработка русских народных мелодий — Владимир Вавилов". Но никто в музыкальных кругах таких русских народных мелодий не знал.


Исполнял он и концерт Паганини. По мнению музыковедов, не мог Паганини написать такой концерт!


Дочь Вавилова вспоминала, что однажды стала свидетелем разговора отца с родственницей. "Родственница пела в хоре. Отец написал для хора песню. Она спросила, почему он не хочет издать ноты под своим именем. Папа отмахнулся. Мол, кто меня пропустит, пусть будет неизвестный автор, главное, чтобы песня звучала".


Получается, что Вавилов занимался этим всю жизнь - писал музыку и давал ей жизнь под другими именами...


Но это так трудно понять. Почему он не ставил свое имя? Как он мог так легко отдать свою славу? Все, что написал, отдать другим?


Понять это можно только зная Владимира как человека. Близкие знали его как человека. Из интервью с дочерью: "Слышала такое выражение: «Я в искусстве!» Он никогда бы так не сказал. Он СЛУЖИЛ искусству. И очень хотел, чтобы его музыка звучала. Ему было это гораздо важнее, чем известность его фамилии. Это сейчас в шоу-бизнесе одно позерство и жажда славы. А тогда было совсем другое время. К тому же издаться было очень сложно - цензура, комиссии. Союз композиторов вообще был организацией небожителей. А он кто? Недоучка..."


"Концерты Паганини", "обработки русских народных мелодий", безымянные песни и музыка к мультикам - открывается непаханое поле для желающих восстановить справедливость и вернуть авторство, но только не "недоучке", а гениальному русскому композитору Владимиру Вавилову.

Владимир Вавилов, Канцона.

Исполняет автор.

Владимир Вавилов, Ave Maria.

Лютня - Владимир Вавилов

Орган - Марк Шахин

Вокал - Надежда Дроздова-Вайнер

Владимир Вавилов, Ричеркар

Лютня - Владимир Вавилов

Орган - Марк Шахин

-------------

Однажды одному композитору 19 века пришла идея написать музыку о.... наркотических галлюцинациях. Сказано - сделано. Теперь это произведение одно из самых популярных в его творчестве и даже стало его визитной карточкой. Об этом в следующий раз.

Показать полностью 3
1955

Если бы "Мурку" написал Бах

Никогда еще "Кузнечик", "Мурка" и "Пусть бегут неуклюже" не звучали так строго и монументально.


Один студент Гнесинки, Денис Федоров, решил повеселить однокурсников и преподавателей, в шутку написав к экзамену по полифонии "Большую фугу на тему «В траве сидел кузнечик» и много других тем".

Всего в фуге шесть основных мотивов:


Кузнечик

Песня крокодила Гены

Девочка Надя

Прощание славянки

Мурка

Лейтмотив 5-й симфонии Бетховена


А также использованы фрагменты:


Концерта И. С. Баха для 2-х скрипок, ре-минор BWV 1043

Концерта А. Вивальди для скрипки, ля-минор

Маленькой польки М. Глинки

Прелюдии Шопена до-минор, опус 28, №20

Рондо И. С. Баха из сюиты для оркестра № 2, BWV 1067

Тема B-A-C-H

Песни Чебурашки.


Появление каждого мотива или фрагмента обозначено в нотах на видео.

Показать полностью
1613

Нежность хрусталя

Челеста - или по-русски «небесная» - это музыкальный инструмент, похожий на маленькое пианино. У неё такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн металлические пластинки, иногда они бывают стеклянными. Молоточки ударяют по этим пластинкам, и они звенят прозрачно и тонко.


В отличие от пианино, челеста мало известна широкой публике. Используется она в основном не сольно, а в симфонических оркестрах. И произведений, где ее можно услышать - не так много.


Но есть две мелодии, известные абсолютно всем. И там звучит челеста. Просто не все задавались вопросом, на каком же инструменте исполняется эта нежная, прозрачная, хрустальная мелодия?

На втором видео был Танец феи драже из балета Щелкунчик Чайковского.


Именно Чайковский открыл для России этот инструмент, тайно привезя его из Франции специально для премьеры балета Щелкунчик.

Что из себя представляет и изготовление:

Немного о челесте на английском:

Танец Феи Драже в сольном исполнении:

Танец Феи Драже, партия челесты:

Показать полностью 5
1555

Не спать, англичане!

Гайдн при жизни был большим оптимистом и любил пошутить.


Давая концерты в Лондоне, он часто замечал, что многие жители британской столицы приходят послушать музыку не из любви к искусству, а отдавая дань традициям, которые, как известно, в Англии очень сильны.


Дирижируя оркестром, Гайдн иногда оглядывался в зал и то в одном, то в другом ряду замечал сладко спящих зрителей. Композитор, со свойственным ему чувством юмора, нашел выход из положения. Он сочинил новую симфонию, специально для лондонцев.

Начиналась она плавно и тихо, словно нарочно убаюкивая зрителей. И вдруг мелодию прерывали оглушительный удар барабана и гром литавр. Естественно, все, кто уже задремал, мгновенно просыпались. Затем снова лилась плавная музыка, и снова неожиданное форте. И так несколько раз.


Выспаться не удавалось никому, и симфония получила соответствующее название - "Сюрприз", или "Симфония с ударами литавр".

Показать полностью
1517

Когда рвётся везде

На 0:20 порвалась струна на скрипке, на 0:43 порвался волос на смычке.

Отличная работа, все прочитано!