Добавить пост
107 постов 32 подписчика

Популярные теги в сообществе:

94

Как у пеленгаса появилась мама

Наша история началась в 70-х годах прошлого века. А случилось всё в Министерстве рыбной промышленности СССР. Серьёзно нарушился план по вылову рыбы в Азовском море: одного из главных поставщиков морепродуктов в магазины «Океан». Особенно стал ощущаться недостаток бычка. Эта ценная пищевая рыба попросту стала массово вымирать. Ей было, очевидно, "фиолетово" на плановое хозяйство и заветы Ильича.


Надо было выяснить, что же произошло и как выправить ситуацию. Азовский институт рыбного хозяйства отправил старшего научного сотрудника – Любовь Семененко в Бердянск с единственной целью: выяснить причины массового мора рыбы и принять меры. Этой причиной оказались сами люди, производившие много органических отходов, отравлявших местную рыбу. Вот если бы какой-то обитатель питался этими отходами.


К сожалению, в Азове не водилось того, кто мог бы выручить море. Зато такая подходящая рыба водилась на Дальнем Востоке, в Японском море. Это Пеленгас, принадлежащий к кефалевым. Такое имя он получил от русских моряков, поскольку рыба шла строгим косяком или «пеленгом». Среди тамошних жителей не числился промысловой рыбой, а среди некоторых знатоков снискал презрение, как падальщик и мусорщик


В 1974-м году, с Дальнего Востока, в Бердянск были доставлены несколько тысяч живых мальков пеленгаса. Следовало приучить их к Азовскому рациону. Для этого, Семененко и её сотрудники биостанции на Кирилловской косе, готовили специальный корм из азовского ила, перегноя и… тушек бычков. Возможно, поэтому и ходил слух о том, что «пеленгас ест бычков»: эволюция не снабдила этот вид кефалевых зубами и поэтому съесть она никого не может.


Кроме пищи, потребовались уколы гормонов-усилителей репродуктивных функций. Дело в том, что пеленгас уже пробовали акклиматизировать, но он не давал потомства. У мощного Одесского НИИ рыболовства ничего не получалось. А вот у Семененко и её коллектива получилось: на третий год появились мальки, которые дали потомство. Было решено выпустить пеленгаса в море. А когда новая рыбка стала попадаться на удочки местным рыбакам, учёные ликовали: сработало!


Вскоре, пеленгас стремительно стал размножаться, становясь очень желанной промысловой рыбой. В конце 80-х годов, на стол Министру рыбной промышленности попал запрос о возможности организации поставок «крымской кефали» из СССР во Францию. Именно тогда «вспомнили» об учёных. Их наградили с опозданием, уже в новой России – выписали премии. Всех, кроме Семененко, которая осталась на Украине и едва сводила концы с концами, даже не защитив докторскую диссертацию. По сути, единственным её «учёным званием» осталось «Мама пеленгаса».


Существует ошибочное утверждение, что у пеленгаса не было «мамы», а был только гениальный «папа» - Генрих Гроут, который утверждает, что самолично перевёз несколько икринок на самолёте в 1974-м году (хотя тогда был только студентом 2-го курса), растил и выкармливал, а затем, выпустил в Азовском море. Вот они-то и стали тем самым пеленгасом, который можно купить в крымских рыбных магазинах. Однако, история помнит, кто же на самом деле подарил крымчанам дальневосточную кефаль – это Любовь Ивановна Семененко, руководитель лаборатории в Бердянске. «Мама пеленгаса».


*Азовское море в 6,5 раз превосходит по урожайности Каспийское море, в 40 раз – Чёрное и в 160 раз Средиземное. Азов важен для снабжения населения свежей рыбой. По сути, это персональная рыбная ферма России.

Как у пеленгаса появилась мама Пеленгас, Крым, Акклиматизация, Рыба, Кефаль, Длиннопост
Показать полностью 1
7

Грот-резонатор на Бор-Кая

Когда-то давно, в горах Крыма была большая карстовая система. С Южных склонов, где находилась пещера, стараниями воды и ветра постепенно срезался слой за слоем и образовался грот-купол с резонирующим эффектом. Местные жители называют его также как и скалу – «Бор-Кая» или «Меловая Скала». После дождей, частенько из грота вытекает «лунное молоко»: породы, растворённые в воде.


В наше время, это место получило известность своим эффектом усиления голоса. Чтобы прочувствовать мощность образующегося звука, надо обладать определённой смелостью и залезть внутрь. Затем, стоя в расщелине, крикнуть вверх. Эхо будет настолько мощным и необычным, что вам захочется спеть или поговорить голосом древнего патриция.


На самом деле, всё просто. Волны долетают до купола, отражаются и возвращаются обратно, собираясь в фокус. Этот процесс повторяется несколько раз. Так, образуется низкочастотная основа – звуковая среда, на которую накладываются всё новые и новые звуки. В результате, голос приобретает необычную мощность и плотность.


Лучше всего в гроте звучат низкие частоты. Мужской голос, барабаны, варган. Известны предложения затащить внутрь резонирующей пещеры даже бас-гитару с усилителем или терменвокс, но видимо, гора ждёт своего смельчака, который испытает её и проведёт первый в истории Крыма «Саундчек на Бор-Кая».

Грот-резонатор на Бор-Кая Скалы, Резонатор, Грот, Крым, Длиннопост, Фотография
Грот-резонатор на Бор-Кая Скалы, Резонатор, Грот, Крым, Длиннопост, Фотография
Грот-резонатор на Бор-Кая Скалы, Резонатор, Грот, Крым, Длиннопост, Фотография
Грот-резонатор на Бор-Кая Скалы, Резонатор, Грот, Крым, Длиннопост, Фотография
Показать полностью 4
224

Атака борщевика

«Вы пошто забрали у моего ребёнка сабельку?!» …Она психовала буквально минуту и смотрела на меня так, будто я забрал не палку, а последнюю крошку хлеба у голодающего… Только после того, как я объяснил, в кусты какого растения полезла её кроха и что потом будет, она нашла в себе силы поблагодарить меня за бдительность.


Борщевик жил себе высоко в горах и никак спуститься на поля не мог. Но ему помогла железная рука Сталина! По воле Госплана СССР и «босоногого академика» Трофима Лысенко, с именем которого связаны нападки на генетику (так называемая «лысенковщина»), борщевиком были когда-то засажены целые поля. Со вполне разумной целью: на корм коровам и козам, чтобы увеличивались удои молока в разрушенной после войны стране. Всё-таки, борщевик прекрасно растёт на сухих почвах, ухода не требует и «выдавливает» другие растения-сорняки. Кормовая масса в 20 раз выше всех известных кормовых силосных культур, а скорость роста – до 10 см в сутки! Чудо, что за растение!


Но позже выяснилось, что растение ядовито: борщевик быстро выходит из-под контроля и «дичает». У зверушек появляются мутации, а сок растения вызывает ожоги у колхозников. Всему виной состав сока, в который входят фуранокумарины. Эти вещества резко увеличивают чувствительность кожи к солнечному свету, а через несколько часов появляются ожоги в виде пузырей, а шрамы остаются на всю жизнь. В тяжёлых случаях, когда ожогами было охвачено более половины всей поверхности тела (60% и выше), люди получали билет «на тот свет». Были отмечены случаи потери зрения у детей, которые по незнанию использовали пустые трубочки борщевика «как телескопы». Не временно, а навсегда становились слепыми такие дети.


Сейчас, оставленный бесконтрольно, борщевик наступает: захватывает новые и новые территории. Системных государственных программ по борьбе с этим опасным сорняком не принимается, а вывести его без серьёзных и дорогих мер со стороны государства уже не получится. Особенно много таких «белых зонтиков» на склонах Демерджи. Удивительно, что даже на этом самом хоженом маршруте Крыма, даже нет никаких информационных табличек об опасностях на маршруте. Именно там когда-то мой знакомый получил серьёзные ожоги, когда зелёным неопытным туристом, решил «поиграть в Индиану Джонса» и прорубал тропу через заросли, как ему думалось, «простого лопуха».


Как обезопасить себя? Поделитесь этой статьёй со своими друзьями и близкими. Борщевик ежегодно калечит и даже убивает людей. И всё по незнанию, что это за «красивые белые зонтики на больших листьях лопуха». Нам же, помогает вариант просто держаться от борщевика подальше. А незнакомые растения не трогать. Например, растение Ясенец (Купина), которая тоже вызывает ожоги. Вы их не трогаете – они вас.

Атака борщевика Борщевик, Крым, Ожог, Горы, Демерджи
Показать полностью 1
13

Эссе о музее подводных лодок в Балаклаве

Всё началось ещё в далёком 1944-м году, когда союзники высадились на побережье, начав операцию «Оверлорд». Официально, чтобы помочь СССР сокрушить гитлеровскую военную машину, а на самом деле – продвигаясь навстречу наступавшим по Европе русским и захватывая территории. Уже для себя. В далёком 1945-м году, союзники собирались после Германии наступать на Советский Союз. Британский премьер Уинстон Черчилль, ещё в 1944-м году отдал приказ разработать операцию «Немыслимое». Продолжение войны. Только теперь уже на территории СССР.


А пока штабисты союзников рисовали карты наступлений, победители делили накопленный Германией военно-технический опыт. Не обошлось и без бывших нацистов. Технический директор ракетного центра Пенемюнде, Вернер фон Браун, стал руководителем Американской космической программы, а профессор Манфред фон Арденне, помогал Советскому Союзу сконструировать свою Атомную бомбу.


США готовились к войне, «наращивая атом», чтобы в один момент направить армады бомбардировщиков и уничтожить одним махом весь военный потенциал Советов. Но все планы остались только на бумаге. Сталин распорядился построить такой объект, где смогли бы спрятаться наши подлодки, а после нанести ответный удар по наступающим войскам. Обеспечить гарантированное возмездие: такой результат применения оружия, когда не будет победителей, и все участники конфликта будут уничтожены.


После долгих поисков, такое место было найдено. Это была узкая извилистая Балаклавская бухта. Стоянка английских войск во время Крымской войны и давшая позже название «маскам-шоу» всем спецназовцам мира. Гору «Таврос», прорыли насквозь так, чтобы с одной стороны корабли могли заходить, а с другой стороны – выходить. Всего так в Балаклавской подземной базе «825ГТС», помещалось 7 подлодок проекта «613» и «633».


Создание такой базы изменило план войны: американские подводные лодки должны были следовать за нашими, и нанести удар первыми, чтобы не дать возможности реализовать «План возмездия». К счастью, у нас было разработано и прошло успешное испытание новое оружие на подлодке С-49. Той самой, что находится в Балаклавском музее. За характерный вид с двумя огромными «стволами», её прозвали на флоте «двустволкой». Эта надстройка добавилась для испытания ракето-торпед «Водопад», более известного в НАТО, как SS-N-16 ”Stallion”.


Справка. Лодка в погруженном состоянии слушает «гидрокосмос» вокруг себя. И если распознает шум приближающейся торпеды или корабля, то принимает меры: выключает двигатель, маневрирует, сбрасывает маскирующие ловушки. Будучи выпущенной из торпедного аппарата, ракето-торпеда «Водопад», летит до места предполагаемого нахождения вражеской субмарины по воздуху и не может быть услышана. Затем сбрасывает торпеду в воду. Подлодка противника в таком случае обречена, поскольку уже не успевает предпринять контрмер.


После появления «Водопадов», американские подводники уже не смогли никогда себя чувствовать спокойно, опасаясь в любой момент быть «подстреленными». Интересно, что ничего подобного за рубежом нет: натовские подводники могут воевать с нашими только классическими торпедами. В этом случае, у русских всегда есть преимущество: можно услышать приближающуюся торпеду и принять меры по уклонению от встречи с ней.


✅Противолодочный комплекс «Водопад» и сейчас находится на вооружении России. Музей же, с настоящей подводной лодкой, теперь действительно «Музей подводных лодок в Балаклаве», поскольку посетители и раньше приходили смотреть именно на настоящие боевые корабли. Теперь это стало возможным. Лодка с ноября 2021-го года находится на почётном центральном месте, в сухом доке «Объекта-825ГТС». Рекомендую посмотреть!


Ссылка на оригинал статьи:

https://vk.com/wall-63054301_22742

Эссе о музее подводных лодок в Балаклаве Музей, Подводная лодка, Балаклава, Торпеда, Водопад, Длиннопост
Показать полностью 1
48

Главный памятник дважды города-героя Севастополя

В 1854 году, эскадра союзников окружила Севастополь. Против России сражался почти «Евросоюз». Корабли Англии, Франции, Османской Империи (Турции) и Сардинского королевства (Италии) блокировали черноморский порт. Подавив береговые батареи и войдя в бухту, союзная эскадра могла бы расстрелять город, превратив его в кучу развалин. Главнокомандующий князь Меншиков повелел: «Затопить корабли у входа в бухту, создав из них заграждение». Приказ о корабельном самоубийстве возмутил флотских до ярости. Это что же! Сказать на весь мир, что черноморский моряк – трус?! Но наш, деревянный парусный флот, воевать со стальными манёвренными пароходами «Владычицы морей» - Британии, всё равно не смог бы.


Своими руками пустить на дно то, что строилось и поддерживалось в завидном всему миру порядке? Вице-адмирал Корнилов, сам несогласный с приказом, выполнил его: пушки с кораблей снял, матросов отправил на берег, боевые корабли – затопил. В отличие от крепостных николаевских солдат, совсем другими вояками оказались матросы. Им же принадлежат и лавры героев-разведчиков. Например, Матросу Кошке – уроженцу Полтавы. Всего же флотские экипажи обороняли Севастополь почти год. И всё это время затопленные корабли держали оборону и не пускали корабли союзников в бухту: пропарывая им днища и ломая рулевое управление. Жертва была не напрасной. Оборона города держалась ровно до 1856 года – до заключения мирного договора с союзниками.


50-летие обороны Севастополя, власти города отметили строительством памятника на искусственной диоритовой скале, посвящённого этому беспримерному затоплению. Он выглядит как колонна с двуглавым орлом на вершине, увенчанным Большой Императорской Короной. На груди – щит с изображением Георгия Победоносца. Орёл держит венок и смотрит с якорем в сторону Севастопольского рейда – туда, где пролегла цепочка затопленных кораблей. Ранее, там, где начиналась цепочка кораблей и куда смотрит орёл, из воды поднималась бронзовая мачта корабля. К сожалению, она была уничтожена во время шторма 1975-го года и до сих пор – не восстановлена.


Во времена борьбы с царским наследием, были попытки свалить и разбить диоритовую колонну канатами из-за имперского двуглавого орла на вершине. Но местные жители отстояли памятник, посвящённый погибшим на войне морякам. Несколько раз спиливался и восстанавливался крестик на короне. В оригинале он был Георгиевским, с расширенными краями, как символ воинской Славы и Доблести. Такой крест и стоит на Императорской Короне Российской Империи. Очевидно, ожидает замены его современная версия, более напоминающая католический крест, установленный при Украине.


Памятник пережил немецкую оккупацию – не был взорван или снесён. Уцелел во время бомбёжек. Однажды на него чуть было не «наехал» неуправляемый пылающий германский танкер. Одну из бомб, сброшенных немецкой авиацией на памятник, нашли в 2005 году и успешно обезвредили. А сколько ещё спряталось мин и снарядов на дне бухты, в иле! Примером этого, может служить гибель линкора Новороссийск, подорвавшегося у причала на «минном сюрпризе» в 1955 году, спустя 11 лет после завершения боёв за город.


📌Переживший две революции, гражданскую войну, землетрясение 1927-го года, нацистскую оккупацию и периоды борьбы с наследием «проклятого имперского прошлого» - памятник сохранился. Сейчас это напоминание о стойкости в обороне, а также том, что России не впервой сражаться против Европы в одиночестве. 😉


(с) Михаил Шабанов, краевед, инструктор-проводник по горному туризму

Главный памятник дважды города-героя Севастополя Севастополь, Памятник, Война, Евросоюз, Длиннопост, Политика
Показать полностью 1
129

Я - легенда, или троллейбус на перевале

Каждый, кто хоть когда-нибудь путешествовал из Симферополя в Алушту или обратно, обращал внимание на необычный памятник. Это троллейбус, поставленный на «вечную стоянку» на Ангарском перевале в Крыму. С 1972-го по 2012-й, борт №3776 перевёз примерно 5,5 миллиарда человек (чуть меньше населения Земли). Если бы эти люди, смогли взяться за руки, то этой «цепочки» хватило бы опоясать земной шар более 200 раз!


Как же этот иноземец, родом из Чехословакии, оказался на маршрутах горного Крыма? Вспоминает работник «Крымтроллейбуса», инженер Валерий Шабанов: «Мне рассказывали мастера такую историю. Пришли к нам два троллейбуса. Чешская «Шкода» и «Наш». Ну, надо же испытать. Погрузили на места пассажиров мешки с песком и погнали через Перевал. «Наш» загорелся, когда ехал в горку. Хорошо, что водитель успел убежать! А «чешка» ничего, прошла. Чинили потом «Наш» своими силами, чинили приехавшие инженеры завода – и всё без толку. Так у нас и стала ходить «Шкода»…».


Эксплуатация «9-Тр» началась в Крыму с 1962-го года. «Девятка» показала себя крепкой в эксплуатации машиной: кузовной ремонт ей не понадобился более 40 лет. Были, конечно, и конструктивные недостатки: недоставало плавности хода. Машина могла начинать движение и тормозить рывками из-за контактно-реостатной системы управления. Плавность достигалась установкой более новой тиристорно-импульсной системы. В салоне на высоких скоростях была сильная вибрация: сиденья дрожали на перегонах, поскольку амортизация была рессорной.


Попытки замены устаревшей «Шкоды», конечно, были, но начались уже в эпоху Украины: на изделия авиазавода «Антонов» и даже днепропетровского «ЮМЗ», специализировавшегося ранее на ракетно-космической технике. Но на некоторых маршрутах «Шкода 9Тр» оказалась незаменимой. Слишком тесными были улочки Ялты и работы более новым моделям не нашлось. Заменять их стали позже, когда в Крым, с 2011-го года стали поступать укороченные версии «Богданов».


В новых экономических реалиях «Шкода-9Тр» эксплуатируется. В основном, как вспомогательный транспорт. У нас, в Крыму, в Алуштинском троллейбусном парке есть борт №7012, который служит в качестве машины техпомощи. А в некоторых украинских городах (Тернополе и Ровно), резервные «Девятые» и поныне выходят на линию. Некоторым из этих машин скоро исполнится 60 лет!

Я - легенда, или троллейбус на перевале Троллейбус, Крым, Перевал, Skoda
Показать полностью 1
8

Космоспелеолог - профессия будущего

Космические объекты, например, Луна, обладают полезными ископаемыми – железом, алюминием, титаном. А в грунте накоплен редкий изотоп «Гелий-3», который может быть топливом для термоядерных реакторов. Достаточно всего 30 тонн, чтобы обеспечить всю Землю электричеством. На Луне же его накоплено 500-1000 тысяч тонн! Стоимость электричества будет в несколько десятков раз меньше, чем у вырабатываемой сейчас энергии. Но пока что интерес у человечества направлен отнюдь не в Космос. К примеру, строительство и обслуживание лунного города по американскому проекту «Lunar Oasis» обошлось бы США в 50 млрд. долл. ежегодно на протяжении 10 лет. Всего 500 миллиардов. Однако, считается более правильным содержание американских войск в Афганистане, где затраты составляют примерно 80 миллиардов в год. Эти траты начались ещё с 2011-го. Очевидно, что Лунный город при таком «скромном финансировании» был бы давно построен.


А почему всё же не построены базы на Луне и Марсе? Дело не только в деньгах, и даже не в кислороде для дыхания, который можно получить из инопланетного льда. А в самих условиях обитания. Например, возьмём условия жизни на Марсе. Температура: от -120 до +20 градусов. Условия жизни на Луне ещё суровее: даже на солнечной стороне, температура опускается ночью до -173, а днём поднимается до +127. Из-за слабой атмосферы, космические лучи достигают поверхности: разлагают органику и выполняют роль стерилизатора, убивая всё живое. Ну а если прикрыться куполом? Без земной атмосферы, даже самый обычный метеорит, например, массой 10 грамм, несущийся с обычной для космоса скоростью в 6-7 км/с, запросто пробивает стальную пластину толщиной 5 мм.


Но есть выход! Как вы думаете, где стабильная температура? Решение подсказано виноделами: под поверхностью. Зарывшись в лунный грунт, на глубину в 1 метр, мы находим слой со стабильной температурой в -35 градусов. На антарктической станции «Восток» люди живут при более низкой температуре в -89 градусов ниже нуля. Необходимость долбить и рыть туннели сопряжена с большими трудозатратами. Очень привлекательной выглядит идея стать космическим «пещерным человеком». Большая часть пещер на Земле появилась в результате действия воды (этот процесс называется «карстом»), а на других планетах пещеры образовывались за счёт вулканической деятельности.


Луна сплошь залита потоками извергнувшейся лавы, которые мы называем «морями» (например, Море Москвы). Следы активности вулканов в прошлом найдены на Марсе. Например, там находится самая высокая гора Солнечной Системы – вулкан Олимп, высотой в 24 км. Земная «кроха», гора Эверест чуть меньше 9 км. Очевидно, что вулканические процессы происходят и на Меркурии, и на Венере. А самые зрелищные примеры космического вулканизма наблюдаются на спутнике Юпитера – на Ио. Струи вулканического вещества выбрасываются с такой силой, что взлетают на 200 километров в космос!


Нас же интересуют космические пещеры, которые можно использовать в качестве подземных баз. Вулканические пустоты представлены, в основном, лавовыми туннелями и куполами. Они обладают прекрасной теплоизоляцией. В них долго сохраняется температура. А за счёт кристаллизации застывшей лавы, образуется прочный монолитный каменный свод. Образуются такие полости за счёт повышенного давления вулканических газов, выталкивающих вязкую лаву на поверхность. За такими сводами образуется аккуратный туннель. Остаётся только перегородить его шлюзами, закачать воздух и построить внутри дома. Как у подводной лодки с множеством отсеков.


Такие полости на Луне и других космических объектах, встречаются чаще, чем на Земле. Предположительно, лавовый туннель, протяжённостью в несколько десятков километров найден в районе Холмов Мариуса на Луне. Косвенно о «пустой» Луне с множеством подземных ходов говорят и лунотрясения. В том числе, искусственные. Отработавший своё лунный модуль американского космического корабля «Аполлон» после завершения полёта просто сбрасывался на Луну. И если бы на Земле, колебания поверхности после удара 2,5-тонного корабля продолжались бы несколько минут, то на Луне сейсмографы зарегистрировали колебания более часа! Способ, известный геологам и спелеологом по поиску пустот – ударом кувалды по железной чурке с регистрацией отраженных колебаний. Луна как бы подсказывает о своём строении. Колебания свидетельствуют о множестве пустот.


Пока что, исследования глубин планет не планирует ни одна страна в мире. Тут и сложности с оборудованием зонда автоматическим спелеоснаряжением, а также трудности электроснабжения – под поверхностью не будет света, а значит, не будет электричества от солнечных батарей. Не будет радиосвязи с Землёй. Операторы не смогут вовремя вмешаться и корректировать работу зонда. Поэтому к работам, связанные с поиском мест размещения лунных баз будут привлекаться люди. Это должны быть специалисты, прошедшие обучение в земных условиях. Китай и Россия планируют создание Лунной базы на основе советского проекта «Звезда» уже в 2030-е годы. Вот именно тогда уже понадобятся специалисты по земной спелеологии, способные исследовать подземный мир Луны в скафандрах!

Космоспелеолог - профессия будущего Космос, Спелеология, Луна, Россия, Длиннопост
Показать полностью 1
43

МЕТРО В КРЫМСКИХ ГОРАХ

В Крыму есть метро и это не подземный ход, соединяющий правительственные здания с вокзалом в Симферополь, а самый настоящий туннель, с укреплённой над входом буквой «М». Вот только бегает по этому пути из Счастливого в Ялту, не поезд, а вода. Началась эта история ещё в Великом Могучем СССР…


Однажды, глава советского государства, Никита Хрущёв, отдыхал в Ялте. Его сильно возмутила подача воды по часам. Тут ещё и визит короля Непала в Крым! Невозможно было принять ванну или просто постоять под душем. Одна из легенд сообщает, что именно дипломатический скандал привёл к строительству метро в Крыму.


Проблема снабжения водой Южного берега полуострова всегда стояла остро. Источников воды мало, а те, что есть – сезонные и зависят от осадков. Нет снега и дождя – нет воды. А вот Северные склоны горного Крыма более водные. В верховьях реки Бельбек были обустроены водохранилища, чтобы отправлять аккумулированную воду на питание Ялты.


Всего за несколько лет было пройдено более 7 километров горных пород на глубинах от 200 до 900 метров. Строителей ждали несколько сюрпризов. По воспоминаниям гидрогеолога Юрия Шутова, когда прошли очередные метры, вода вдруг хлынула прямо из горы и затопила недостроенный туннель. Оказалось, что метростроевцы вскрыли «законсервированную» в камне горы воду. Водную «линзу» или «карман», спавший со времён образования гор.


Строительство было закончено в 1964-м году, и почти сразу обеспечил водой Ялту для круглосуточного водоснабжения жителей. Хотя проект был рассчитан на 50 лет «без ремонта», уже в 1979-м году, были обнаружены в бетонном канале трещины. Было предложено построить вторую ветку, но развал СССР поставил точку на стройке. Тоннель постепенно ветшал, а у Украины, которой досталось сооружение в наследство, денег на ремонт не было. Можно было только латать отдельные фрагменты.


В 2021-м году, рядом со старым туннелем, началось строительство нового. Диаметр будет увеличен до 4-х метров. «Метростроевцы» вошли в склоны горы 23-го апреля, и начали одевать новый туннель в бетонную рубашку. Щиту предстоит пройти 7,5 километров под Ай-Петри и выйти в окрестности села Васильевка, близ Ялты. Прогнозируемое время завершения строительства по графику – февраль 2024-го года.


Работы ведёт Санкт-Петербургское ООО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС». Кстати, именно эта компания ведёт обновление и ремонт канализационных сетей под Симферополем близ железнодорожного вокзала, на бульваре Ленина.

МЕТРО В КРЫМСКИХ ГОРАХ Крым, Горы, Метро, Счастье, Симферополь, Вода, Ялта
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!