Сообщество - Славянская мифология и сказки
Добавить пост
246 постов 2 909 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

24

Кощей

Кощей Арт, Кощей, Сказка, Славянская мифология

https://www.artstation.com/artwork/PeZXAB

296

Яга

Яга Арт, Славянская мифология, Баба-яга, Сказка, Eleth
Показать полностью 1
16

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Вилы

Описание вил чаще всего сводится к крылатым женским духам с распущенными волосами, по некоторым версиям они связаны с водой, по другим - с лесом и полями. Насколько я понял, данный образ в разных вариациях встречается у разных народов (болгарская и сербская вила, польская wila, даже у кельтов есть vilia). Поскольку я часто встречаю споры о достоверности тех или иных источников, в комментариях был бы рад узнать от специалистов ссылки на литературу про вил, чтоб и другие читатели ознакомились подробнее.

В Песне Сирин, отталкиваясь от описанной в ранних статьях концепции создания образов, вилы предстают полевыми “феями”, светлячками с собственными ритуалами, которые застают Анютка и Беримир.

СКАЗ: Песня Сирин | Разработка Вилы Анимация, Персонажи, Сказка, Мультфильмы, Славянская мифология, Славянское фэнтези, Фольклор
272

От создателей "Копатели чёрного моря"

Оказывается, украинский народ - это базовая составляющая славянского направления, а русский народ второсортный.. представляете? А ещё оказывается белорусский, русский и украинский народы никогда не были братскими...

Что ж... Осталось только узнать, кто строил египетские пирамиды :)

Источник видео - прямой эфир: https://youtu.be/qhlHPRGcdfM
Канал, на источник видео: https://youtube.com/c/UATVchannel

101

Кто такой водяной: фольклор

Тёмной июньской ночью 1174 года был убит в собственном доме суздальский князь Андрей Боголюбский. Эту историю, конечно, знают все. А что было потом?


Народ рассказывал, что брат князя, Михаил, казнил убийц, братьев Кучковичей, а потом свалил их трупы в короба и бросил в озеро, которое с тех пор каждый год в ночь убийства волнуется и бурлит. Короба с проклятыми останками остались колыхаться на воде в виде замшелых кочек, и вокруг озера до сих пор разносится унылый стон: это мучаются казнённые душегубы.


И хотя находиться это озеро могло только где-то неподалёку от Суздаля, по всей Руси небольшие глубокие озёра с тёмной водой попали под подозрение. А если особенности дна создавали в них воронки и омуты, то уж наверняка к таким озёрам никто бы в одиночку подойти не осмелился. Всплески воды там принимались за хлопки в ладоши, совиное ухание - за чей-то хохот, а тени животных у деревьев на берегу - за призраков.


В общем-то, к рубежу XIX-XX веков, русский народ практически насчёт любого озера имел определённые сомнения. Ведь даже самое светлое и безопасное озеро в сумерках становится местом загадочным и пугающим. То рыба шевельнёт водную гладь, то в отражении примерещится чей-нибудь неразборчивый силуэт.


Бывало, что богатое воображение рисовало людям под зеркалом озера целые города с домами и дорогами, с куполами и крестами церквей, якобы ушедшие под воду в незапамятные времена. Некоторые даже утверждали, что слышали тихий звон колоколов, доносящийся оттуда.


Конечно же, у озера не могло не быть своего хозяина, и имя ему - Водяной. Это он смеётся и хлопает в ладоши, и это его следы иногда удавалось разглядеть на мокрой траве, растущей по берегам. Если он был благодушен, то голый, обмотавшись тиной, сидел на какой-нибудь коряге или плавал на ней по своему озеру. Если же сердился, то мог разрушать плотины и мельницы, или оседлать коня, корову или быка и ускакать на них к себе домой. Тогда оставалось только искать по берегам утонувшее или увязшее животное.


Обычно водяные пакостили только по ночам, но бывало, что и среди бела дня, сидя на дне своего озера, хватали купающихся за ноги и тянули вниз. Одного такого шалуна в Олонецкой губернии выгнали из озера при помощи икон и молебна, и тот ушёл жить в Ладожское озеро, где нечисти много, и где живётся ей привольно везде, кроме двух островов - Коневецкого и Валаамского.


Могут жить водяные не только в озерах, но и в лесных реках, особенно в тихих, низинных, окружённых густым бором так, что до воды не достают солнечные лучи. В особенности любят они, чтобы реку перегородило какое-нибудь упавшее дерево, бурелом, и образовалась заводь - там они и будут сидеть. Если такая заводь сделана человеком для водяной мельницы, то и она вполне подойдёт. В этом случае водяной будет ночевать прямо под мельничным колесом.


Самый главный враг водяного - домовой. Если встретятся, то непременно вступают в драку. Добряки-домовые не по душе злобным водяным, которые никогда не помогают человеку, а только и ждут утопленников и самоубийц. Легко губят водяные всех, кто придёт к ним во владения после заката, или не перекрестившись перед купанием, или без нательного креста. Особо опасными считаются полночь и полдень, когда на мгновение приоткрывается завеса между мирами.


Тех, кого водяной утащит в пучину, он превращает в кабальных рабочих и заставляет перемывать песок, переливать воду. А если утопилась девица, то водяной мог на ней жениться. Больше всего он любит дочерей, проклятых своими родителями.


Как натешится водяной, он может отдать труп, и тогда родные его найдут и похоронят. А может и оставить себе пленника навечно, тогда его душа никогда не обретёт покой. В таких случаях можно было попробовать пустить по воде деревянную чашку с тремя восковыми свечами. Где она останавливалась, там искали утопленника.


Питается водяной раками, налимами и угрями, поэтому знающие люди их не едят. Опасались трогать и сомов, потому что на них водяной разъезжает по своим владениям, как на конях.

Единственный человек, который не только не боялся водяных, но и мог вступать с ними в некие околодружеские отношения - это мельник. От водяного зависит крепость плотины возле мельницы, поэтому мельник водяного всячески ублажает, чтобы тот поддерживал конструкцию. Многие мельники носили на себе прядь шерсти черного козла, любимого водяным зверя, да ещё держали у себя животных черной масти - особенно кошек и петухов. Разозлится водяной, разбушуется, но тут увидит чёрную шерстку, и успокоится.


Ходили слухи, что водяные требуют от мельника за помощь жертв, и что мельники могут бросить им на откуп какого-нибудь запоздавшего путника. Но это всё-таки только слухи. На самом деле бросали в свою заводь мельники только дохлых животных. Да и то редко, а чаще ограничивались чашкой муки или даже крошками, оставшимися на столе после обеда. В прежние времена ещё перед постройкой мельницы под первое бревно закапывали живого петуха и три стебля ржи, выросшие с двумя колосьями. Но потом стали ограничиваться уже только лошадиным черепом, который бросали в воду.


Подобие взаимовыгодных отношений с водяным имели и рыбаки. Перед тем, как закинуть удочку, они бросали в воду щепотку табака и говорили: "на тебе, водяной, табаку, а ты давай мне рыбку".


Максимов "Нечистая, неведомая и крестная сила" (1903)

t.me/lang_witch | vk.com/lang_witch
Кто такой водяной: фольклор Водяной, Фольклор, Длиннопост
Показать полностью 1

Немного интересностей

19

Труп Невесты: история свадебных обычаев древних славян

Труп Невесты: история свадебных обычаев древних славян Традиции, Ужасы, Свадьба, Религия, Славяне, Обычаи, Странный обычай, Жених и невеста, Славянская мифология, Длиннопост

Для нас свадьба — большой праздник. Тот самый, где полагается порвать три баяна, повеселиться, напиться, а где-то даже и подраться. Считается, что традиции широко гулять на свадьбу такими и были с незапамятных времён. На самом деле весёлая свадьба, так называемый «красный стол» — вторая часть древнего ритуала. Первой частью был «чёрный стол» — ритуальные похороны невесты. Зачем невест «хоронили» и при чём тут современное свадебное платье? Да-да, когда-то давно, с момента обручения, девушка, которую назвали невестой, становилась живым мертвецом для своих родных и близких. И если сейчас невеста носится в предвкушении праздника, выбирая себе платье, заказывая банкет, и составляет список гостей, раньше девушкам перед свадьбой полагалось... горевать по себе. Как по покойнице.


Белое платье и фата. Для нас это символ невинности невесты и классический атрибут свадьбы. Однако раньше эта одежда имела совершенно другой смысл. Раньше у славян белым был погребальный саван, в который было принято облачать покойников. А на голову мертвеца клали покрывало, чтобы он не «подсматривал» за живыми и не мог им навредить.


Почему невесту причисляли к мертвецам


По одной из гипотез лингвистов, слово «невеста» означало — «невесть кто». Браки нередко заключались с жителями соседних сёл, про таких невест женихи знали мало: ни о их прошлом, ни о их характере, ни о их родне. Кроме того значение «невесть кто» обезличивает невесту, как и было в народе принято обезличивать мертвецов.

По большому счёту, девушка действительно переходила из одного мира, где она жила в доме с родными братьями и сёстрами, любящими матерью и отцом, в другой мир. В дом жениха. Гарантии, что там с ней будут обращаться так же, как в родном доме — нет. И вообще, считалось, что в день свадьбы девушка умрёт, а вместо неё на этот свет родится новая женщина.


Саван и баня


Сразу же после помолвки невесту по традиции полагалось переодеть в погребальный или траурный наряд. У славян погребальный саван чаще всего был белого цвета (цвет снега и смерти). Нередко невестам шили специальные рубахи, с рукавами, полностью скрывающими пальцы, чтобы «покойница» не могла дотронуться руками до людей и вещей. С этого дня невеста становилась гостьей в своём доме, с неё снимали обязанности по дому. В любом случае, в такой рубашке сложно было что-то сделать. Кроме того, «покойница» перед свадьбой должна была пойти в баню (в данном случае это имитировало обряд омовения перед похоронами).


Жалобная песня


Главной «работой» невесты становилось оплакивание своей судьбы. Считалось, что если не плачешь перед свадьбой, то будешь плакать в семейной жизни. Вот девушки и плакали. И часто — от всей души. Потому что понимали, что жизнь уже точно не будет прежней. Ну, а если плакать не хотелось: девушка выходила замуж по любви, а свекровь со свёкром выглядели хорошими людьми, то для этого существовала специальная традиционная жалобная песня, которую нужно было исполнить перед родными и подругами.


«Выкуп» и свадьба


В день свадьбы, наконец, с погребальными темами расставались. Из мира живых к невесте являлся жених, который прорывался к суженой через кордон подружек и вызволял будущую жену из мира мёртвых. Тот обычай в видоизмененном виде дошёл до нас и превратился в традицию «выкупа» невесты. А дальше — уже начиналось настоящее веселье. Когда можно и три баяна порвать... Кстати, в древности невеста действительности становилась после свадьбы другим человеком. Ей давали другое родовое и личное имя. Есть в этом какой-то смысл: как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт. И даже эта традиция сохранилась до наших дней, разве что имя себе сейчас женщины в замужестве не меняют.


А вы знали об этих обычаях?


Источник:


https://www.novochag.ru/family_and_children/fun/kak-svadebno...

Показать полностью
61

Велес

Велес Арт, Славянская мифология, Велес

RyzhGlass

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!