Сообщество - От винтов!
Добавить пост
436 постов 764 подписчика

Популярные теги в сообществе:

5049

Плод любви

Плод любви Вертолет, Беременность, Авиация, Юмор
Показать полностью 1
4083

Глазами пилота

3775

Вертомойка самообслуживания

Вертомойка самообслуживания Вертолет, Обледенение, Испытание, Юмор, Длиннопост
Вертомойка самообслуживания Вертолет, Обледенение, Испытание, Юмор, Длиннопост
Вертомойка самообслуживания Вертолет, Обледенение, Испытание, Юмор, Длиннопост

Испытания противообледенительной системы вертолета UH-1 при помощи специальной водораспылительной установки.

Показать полностью 3
3196

Конец эпохи. Бразилия отказалась от российских вертолетов

22 февраля на сайте “Военного обозрения” была опубликована статья о том, что Бразилия выводит из состава своих ВВС все имеющиеся у них вертолеты Ми-35. В течении года их эксплуатация прекратится и борта будут мирно догнивать свой век где-то в Бразилии.

Жалко, обидно за технику. Но, в общем, вполне ожидаемо. Примерно так мне и думалось лет 5 назад - бразильцам придется сливать наши вертушки. И дело тут не в политике или надежности техники. Дело тут в “философии” нашей техники и ее несовместимостью с бразильским “менталитетом”.

Давайте через аналогию. Продукция Мерседес и АвтоВАЗ. (Только не реальный, а гипотетический АвтоВАЗ, который бы делал продукцию, сравнимую или превосходящую по ТТХ с Мерседесом.) Берешь за дорого Мерседес, ездишь на нем, а когда что-то ломается, то гонишь его в сервис и плачешь, оплачивая счет. В случае с АвтоВАЗ - покупаешь дешевле, ездишь, а когда что-то сломается, то есть неиллюзорный шанс это “что-то” починить своими силами в гараже. При условии, что ты и твои кореша Витёк и Санёк накидаются чуть медленнее, чем будет идти ремонт.

Вот. С вертолетами всё примерно также. Либо берешь у Америки Апач, спокойно его эксплуатируешь, а когда что-то ломается, то приезжает дяденька и чинит его. За очень большое бабло. Либо берешь Ми-шку зна-а-ачительно дешевле, но надо быть готовым к тому, что этому вертолету жизненно необходима вменяемая наземная команда. Которая будет его обслуживать на протяжении всего цикла жизни вертолета.

Апач - это Лего из черных ящиков. И при отказе одного черного ящика он заменяется на другой черный ящик. Что внутри ящика - эксплуатация если и догадывается, то никак свои догадки подтвердить не может. Отечественный Ми - советский детский конструктор. Борт, который десяток опытных спецов может в продуваемом ангаре раскидать на отдельные винтики примерно на две трети. И потом собрать обратно. И борт даже летать после этого будет.

Как следствие, для условного Апача нужна налаженная логистика. Нужно, чтобы могли бесперебойно поступать “черные ящики”. Иначе вертолеты окажутся прикованы к земле. Поэтому американские вертолеты подходят:

а) американской армии, у которой нет проблем с логистикой;

б) тем армиям, которые воюют только по отмашке вашингтонского обкома (самое крупное количество Апачей вне США находится в Англии;

в) армиям тех стран, у которых налажены бесперебойные поставки из Америки (например, Израиль);

г) и еще те страны, где вертолеты вообще не нужны, а куплены были по принципу “чтобы было” (Япония).

А там, где проблемы с логистикой вполне вероятны, то США и сами могут отказаться от своих чудо-вертолетов. Не верите? В 2010-х годах США покупали для Афганистана российские Ми-17, а не пригоняли на войну свои супер-вертушки. Не помню точно количество, но количество купленных тогда вертолетов точно было больше 50. Из-за этого контракта, кстати, из под санкций 2014-15 годов был выведен РосОборонЭкспорт. Американцы не могли его заблокировать, потому как сами оплачивали поставки наших бортов.

Что до русских вертолетов, то эксплуатировать их можно где угодно. Команда мечты из АО-шника, ВД-шника и объемного склада с запчастями может обеспечить бесперебойную работу вертолета очень надолго. А если усилить эту команду еще парочкой специалистов, то борта спокойно будут летать от капиталки до капиталки. А вот без толковой наземной команды у вертолета есть все шансы превратиться в тыкву. И именно это и произошло с Ми-35 в Бразилии. Я это знаю - я там был, и довольно долго.

Всего Россия поставила в Бразилию 12 вертолетов. Первую партию в конце 2009 года, последние борта - в начале 2015 года. Мы бы их за год поставили - это бразилы, как могли, растягивали контракт.

В Бразилии эти вертолеты запихнули в авиаполк в славном городе Порту-Велью. Для нас, приехавших на сопровождение русских, это был город, как город. Круглогодичные +35, красивые латиноамериканки и дешевый вкусный алкоголь. Бразилия же. Заграница. А вот для местных это была дыра дырой, в которую едут из под палки и только за очень большие деньги.

Я сначала не верил, что у бразильцев настолько не котируются эти края. Поверить пришлось, когда я узнал, что у военных год службы в Порту-Велью идёт за полтора года выслуги. Так что этот Порту-Велью для местных всё одно, что в России Севера. И желающих там служить особо нет. И вот именно туда загнали наши вертушки.

Привезли первые вертолеты. Приехала русская бригада. Обжились. Сдали борта местным ВВС. Шел 2010 год. И вот тут выяснилось, что бразильская армия придумала “хитрый фокус” с этим полком. Там не было постоянного обслуживающего борта персонала. Бразилы “присылали” своих армейских технарей в Порту-Велью в командировки - на месяц-полтора, а затем этих технарей отзывали и присылали на их место других. И так по кругу.

Логика у них была такая - люди будут приезжать раз в полгода, учиться и меняться. Таким образом через несколько лет у них будет несколько смен технарей. Как обычно, вмешалась реальность - военные приезжали, месяцок пинали балду и отваливали домой. Экзаменов на знание предмета с ними никто не проводил.

Гиблость это схемы стала понятна в 2011 году, когда выяснилось, что бразильцы до сих пор самостоятельно не могут провести даже предполетную подготовку. А на бортах к этому времени они научились только менять колеса и аккумуляторы. Ответственные за этот бардак люди тогда получили по ушам и начали хоть что-то делать.

Родили такую идею. С военными заключались контракты. 5-7 лет в Порту-Велью. Повышенный паёк и год за полтора. Нашлись военные, которым это было интересно. Армия их прислала обслуживать вертолеты. Мы их начали учить. Многое не получалось. Особенно в первый год. Но, со временем, натаскали мы этих бразильцев - большую часть работы по обслуживанию бортов местные уже делали сами. Ура.

В 2017 году русские из Бразилии уехали. Всё, гарантия закончилась, контракт завершен.

В 2020 году “Вертолеты России” открыли в Бразилии, в городе Белу-Оризонти, сервисный центр по обслуживанию этих бортов. С этого момента участь вертолетов была предрешена.

В 2011 году президентом Бразилии стала Дилма Русеф. Она когда-то, во времена мамонтов, пострадала от военной хунты. В тюрьме успела посидеть в 1970-х. С тех пор на армию у нее ярко выраженная антипатия. И через пару лет своего президентства она начала закручивать гайки - сокращать расходы на армию и так далее.

Для Дилмы всё закончилось импичментом в 2016 году, но ущерб армии был нанесен серьезный. Многие из технарей, служивших в Порту-Велью в 2012-14 годах, говорили, что они добивают контракт в этом захолустье и прощаются с армией. Год за полтора - на пенсию в 40 лет. Что может быть прекраснее?

А теперь считайте на пальцах. В Порту-Велью эти военные техники появлялись в 2011-12 годах. Контракты на 5-7 лет. К 2020 году в армии никого из них уж и не осталось. Была у них какая-то смена? Если только после 2017 года, когда последние русские оттуда съехали. Чему эта смена смогла научиться из вторых рук?

Да, открыли сервисный центр. Но этот центр предполагал крупные работы. Капитальный ремонт. Или серьезный ремонт борта - например, когда пилот при посадке долбанулся хвостовой балкой о бетонку (реальный случай). В 2020-21 годах такой ремонт был сделан. И вот где-то после этого выяснилось, что обслуживать эти борта в бразильских ВВС особо и некому.

А русских из сервисного центра на каждую замену предохранителя или замену лампочки не нагоняешься. (И это тоже реальные случаи.) К тому же (я сейчас у Гугла уточнил) Порту-Велью и Бело-Оризонти разделяют 3 тысячи километров. Какой, блин, гений логистики разместил единственный вертолетный полк с Ми-35 и единственный сервисный центр к этим Ми-35 на таком расстоянии? У меня нет ответа на этот вопрос, но надеюсь, что этот гений уже понял всю глубину своей неправоты.

Так что где-то в 2021 году у бразильских ВВС было 12 вертолетов - скорее всего, восстановленных и полностью работоспособных. И еще был жирный прочерк в графе “грамотный технический персонал, способный эти вертолеты обслуживать”. И что оставалось? Сознаваться, что они лопухнулись? Приглашать за деньги русских, чтобы они обучили очередную партию технарей? Отправлять техников в Россию на обучение? Из-за каждого чиха гонять борта за 3 тысячи км?

Бразилия пошла другим путем. Списала все эти вертушки. “Вывела за штат”. С формулировкой, что “с бортами были проблемы”. И с заявлением, что “ВВС страны не просили столь мощную машину и использовали её не по назначению”. Последнее верно - Ми-35 действительно ими по назначению никогда не использовались. Просто летали. (В основном, летали по коробочке рядом с этим Порту-Велью. Но многие из бортов успели до 500 часов налета добраться еще в гарантийный период.) Но незаслуженная тень на отечественном военном авиапроме осталась. Из-за папуасов, которые за 12 лет не смогли наладить у себя нормальное обслуживание техники.


Мой сборник с 30 историями о Бразилии живет на AuthorToday по этому адресу.

Показать полностью
2699

Катапультирование из вертолёта

Катапультирование из вертолёта Вертолет, Катапультирование, Полет, Пилот, Гифка, Авиация
Катапультирование из вертолёта Вертолет, Катапультирование, Полет, Пилот, Гифка, Авиация

UPD. В посте использовано архивное видео тестов катапультирования Sikorsky S-72

#comment_196037446

Показать полностью 1
2285

Ми-26. Тяжелый транспортно-десантный вертолет

1823

Пилоты вертолетов особенные

Пилоты вертолетов особенные Авиация, Вертолет, Вертолетчики, Профессиональный юмор, Длиннопост
Дело в том, что вертолеты отличаются от самолетов.
Самолет по своей природе хочет летать, и если ему не слишком сильно мешают случайные возмущения или действия некомпетентного пилота, он будет лететь.
Вертолет же летать не хочет.
Он удерживается в воздухе сочетанием различных сил и средств управления, действующими друг против друга, и, если есть малейшее нарушение этого тонкого равновесия, вертолет прекращает полет, немедленно и катастрофически.
И нет такого понятия, как планирование вертолета.
Вот почему, быть пилотом вертолета так сильно отличается от того, как быть пилотом самолета, и поэтому, как правило, пилоты самолетов - открытые, с ясными глазами, приятные экстраверты, а пилоты вертолетов - задумчивые, замкнутые в себе ожидатели неприятностей.
Они знают, что если чего-то плохого еще не случилось, то это скоро произойдет.
Это цитата из комментария о войне во Вьетнаме американского журналиста Гарри Ризонера на ABC News в 1971 году.  В ней довольно метко подмечены особенности вертолетов и вертолетчиков. Видимо поэтому, цитату много раз перепечатывали и перепечатывают под разными названиями и она довольно известна. Кажется удивительным как человек, далекий от авиации в общем и вертолетов в частности так тонко проникся вертолетами.
Однако по одной из версий, эти слова - это перефразированные размышления строевого летчика Рока Лайонса, воевавшего на Хьюи во Вьетнаме. Он остроумно и с юмором, а местами довольно тонко, высказался насчет полетов на вертолетах, поэтому его слова тоже заслуживают внимания:
Все, что попадает в небо, летит по неестественным принципам.
Ни у кого никогда не возникнет желания подкрасться к старому опытному пилоту вертолета и хлопнуть в ладоши. Он скорее всего попытается спрятаться, возможно захнычет... А затем встанет и надерет вам задницу.
Ведь старых вертолетов, лежащих вокруг аэропортов практически нет, в отличие от старых самолетов. И для этого есть своя причина. Задумайтесь, ведь вокруг аэропортов ошивается  тоже не так много старых вертолетчиков - поэтому первое так проблематично.
Всегда легко вычислить пилотов вертолетов в транспорте: в поезде, самолете, автомобиле или в лодке. Они никогда не улыбаются, они всегда прислушиваются к машине, и они всегда слышат что-то, что они считают не в порядке. Пилоты вертолетов летят в напряжении, они больше похожи на сжатую пружину, словно в ожидании когда детали их устройства разлетятся в стороны.
Полет на вертолете на любой высоте свыше 150 метров считается безрассудным, и его следует избегать. Полет на вертолете на любой высоте или в любом режиме, который препятствует посадке менее чем за 20 секунд, считается явным безрассудством.
Помните, что на вертолете есть лишь около одной секунды, чтобы сбросить шаг в случае отказа двигателя, прежде чем ситуация станет неисправимой. В случае если этот момент упущен, вертолет летит так же, как и машина с двадцатью ящиками колы. Даже идеально выполненная авторотация дает коэффициент планирования, лишь немного лучше чем у кирпича. Авторотация с разворотом на 180 градусов, на мой взгляд, является сложнейшим элементом высшего пилотажа, которого необходимо избегать.
Если крылья движутся вперед, отстают, хлопают, колеблются и движутся быстрее, чем сам фюзеляж, происходит что-то противоестественное. Разве так люди должны летать?
На висении, если начинается снижение, нужно увеличить шаг, подкрутить дроссель (поддержание оборотов постоянными), дать  левую педаль (чтобы парировать реактивный момент) и переместить ручку влево (парировать смещение вправо), чтобы удержать место висения. Если теперь нужно перестать набирать высоту, нужно сделать противоположное в том же порядке. А в случае ветра  всё это нужно делать по несколько раз каждую секунду. Не кажется, что это довольно странный способ летать?
Пилоты Хьюи боятся ощутить чувство невесомости в животе (низкая или отрицательная перегрузка) во время полета на этом двухлопастном вертолете с полужесткой втулкой. Иначе уже слишком близок момент когда вертолет сделает правую бочку с катастрофическими последствиями. В связи с этим на Хьюи следует избегать любых затяжных пилотажных маневров. (Примечание. Здесь речь идет о мастбампинге и о возможном последующим опрокидывании, явление характерно для легких вертолетов с полужесткой втулкой несущего винта.)
И если на вертолете все работает нормально, можно только временно считать себя везунчиком. Что-то вот-вот да сломается.
Сказав все это, я также хочу сказать, что полет на вертолете является одним из самых приятных и волнующих впечатлений, которые я когда-либо получал. Я налетал более 11 000 часов на реактивных и винтовых самолетах и вертолетах, прежде чем повесить свои крылья. Чего мне больше всего теперь не хватает, так это скользить над верхушками деревьев со скоростью 100 узлов, в одиночестве на легком вертолете.
Когда мой брат узнал, что я собираюсь летать на вертолетах он, со всем превосходством летчика-истребителя (который никогда не летал на вертолетах),  сказал что «полет на вертолете похож на мастурбацию. Получаешь удовольствие в время занятия, но похвастаться нечем».
И теперь, много лет спустя, я знаю, что хоть это было иногда и совсем не весело, но зато это именно то, чем могут похвастаться лишь только те , кто пережил такой опыт.
Пилоты вертолетов особенные Авиация, Вертолет, Вертолетчики, Профессиональный юмор, Длиннопост

Источник

Показать полностью 2
1792

Работа не для слабонервных

Отличная работа, все прочитано!