Сообщество - Эзотерика и магия
Добавить пост
1 071 пост 3 545 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Россиянам порекомендовали выбирать младенцам «наполненные силой природы» имена

Имена, наполненные силой природы, порекомендовали для новорожденных россиян эксперты Комитета лесного хозяйства Московской области. Пользователей сети удивил данный список.


«Мода на необычные и запоминающиеся сохраняется по сей день. Ведь каждый родитель хочет вложить в имя не только уникальность, но и силу, символизм и особые качества», — говорится в сообщении.


Рекомендованные Лесхозом имена для девочек звучат так: Араукария, Липа, Птелея, Робиния, Олива, Менциса, Дугласия, Кетелеерия, Пиния, Павия, Аралия, Павловния, Купидония. А мальчиков советуют называть следующими именами: Кипарис, Лайм, Бархат, Тис, Агатис, Платан, Сумах, Церцис, Снежноцвет, Самбук, Алектрион, Бигнай, Цитрон.


«Благоразумные родители не будут делать из своих чад посмешище, как в школе, так и по жизни, называя их подобными "сильными" именами», «А отчество как будет звучать... Хотя я думаю, что до момента, когда нужно будет давать ребенку отчество, юноша уже сменит имя», «Прям представила себе, как зовут женщину: "Кетелеерия Ивановна, подойдите сюда!"» — прокомментировали данную информацию в сети.


Источник

Показать полностью

"Ощущение" взгляда... (мобилизованным на заметку)

Просматривая ленту, особенно на фоне мобилизации, заметил много обсуждений ситуаций возможных в боевых условиях, попалось даже что-то о снайперах и ощущениях/замечаниях неких мало значимых элементов.


Поскольку занимаюсь темой энергетики, немного проясню ситуацию. Думаю, почти все замечали что, внезапно обернувшись, как бы спонтанно, натыкались на чей-то взгляд. Либо, наоборот, глядя на кого-то, получали реакцию, когда человек поворачивал голову, хотя его не окликивали или не привлекали внимание каким-то другим способом.


Для обычных людей, у кого научная картина мира является верхом знания это может показаться странным. Для тех, кто занимается темой эзотерики, тем более - практикует, ничего необычного нет. В общепринятой "научной" парадигме все вещи связанные с тонкофизическими и энергетическими процессами подпадают под "теги" бред/фантазии/развлекуха от безделья. Почему - вопрос отдельный и очень длинный, могу написать статью, если кому интересно, но здесь не про это. Здесь про то, что, оказавшись на месте военных действий имеет смысл подключить дополнительные ресурсы, помимо привычных органов чувств. Далее чуть распишу.


Мир вокруг состоит не только из физики, он пронизан энергопотоками, причем, настолько, что физика как бы на их фоне почти не заметна, но в силу обстоятельств нам кажется ровно наоборот. И любое действие физического тела сопровождается энергетическим дублем, читай - проявлением в другом, более тонком формате. Так вот, взгляд, вернее - поток внимания, который за ним стоит, состоит из такого вот энергетического выплеска, который, при должном навыке, либо просто расслабленном, не замусоренным деятельностью/мыслями состоянии ощущается довольно легко.


Почему упомянул про снайперов. Потому что заметить что угодно другое можно глазами/ушами/анализом. Снайпера так не отследить, а вот поток внимания от него, пусть даже он в 3-х километрах ощутить также просто, как если бы человек стоял за спиной. Вообще, эта тема довольно распространена, наверняка у многих было, когда им вдруг захотелось кому-то позвонить, а тот человек говорит - О! А я о тебе только что думал. Либо вдруг, как бы случайно, захотелось взять телефон, а там сообщение/послание, только что пришло, либо приходит секунду спустя, а телефон на беззвучке.


Все эти вещи из одной темы. Поток внимание ощущается на любом расстоянии, даже если нет взгляда "в спину". Т.е. теоретически, научившись распознавать сопутствующие этому ощущения, вы можете перехватить поток внимания от готовящихся нанести по местности удар ракетчиков сидящих в сотне километров, и вовремя свалить. Понятно, что скорее всего понять, что это именно ракетчики вы сможете чуть позже, но вот лежащее в потоке внимания намерение можно научиться читать вполне себе.


Я не военный, но в магических практиках регулярно сталкиваюсь с такими вещами, и то, что можно выхватить на уровне энергий от различных структур специфического назначения, зачастую ничуть не слабее по эффекту прямого физического воздействия.


Если интересно, могу написать подробнее, но в целом, просто рекомендация для тех, кто пойдет на фронт, чем можно дополнительно помочь себе и товарищам, помимо привычных всем вещей.

Показать полностью
7

Эзотерические истории – 15. Чудес не бывает, но непонятное случается

Из духовных законов бытия следует, что случайных событий не бывает, всё в мироздании происходит на основе причинно-следственных связей. Но нередко причина события находится в Тонком мире, а следствие проявляется в более плотном, нашем физическом мире. И тогда мы видим только следствие, причина которого нам неведома. В зависимости от вида события и нашего миропонимания мы это событие называем чудесным, случайным или непознаваемым. Эзотерики такими терминами обычно не пользуются, для них это событие обыденно, как и прочие события, причина которых видима. В лучшем случае эзотерик при необходимости или желании доступными ему средствами старается выяснить причину события.


Расскажу об одном случившемся со мной событии, которое с обыденной точки зрения можно было бы назвать «чудом». Случилось оно более десяти лет назад. С работы в четверг вернулся поздно вечером, изрядно уставший. Поставил машину в гаражный бокс в ГСК и ушел домой. А в субботу собрались на дачу, пришел за машиной, сел, повернул ключ зажигания, а машина мертвая, лампочки не горят. Посмотрел на рычаги и кнопки управления и увидел, что включен ближний свет. Когда вечером ставил машину, то из-за усталости и невнимательности забыл выключить фары. В боксе горела яркая лампочка, на ушах висел аудиоплейер с музыкой, в итоге не увидел света и не услышал предупреждающего писка. Померил тестером напряжение на аккумуляторе, а стрелка лишь немного дергается от нуля вольт. В ГСК есть автосервис, отнес туда аккумулятор, электрик пообещал поставить на зарядку до следующего утра. На следующее утро прихожу за аккумулятором, электрик померил плотность электролита, хмыкнул, взял тестер, померил напряжение и сказал, что аккумулятор на утилизацию, надо покупать другой. Отнес аккумулятор в гараж и решил в следующий выходной купить новый.


А в четверг нам сообщили о смерти схимонахини Мануилы, человека, который был весьма значим для нас. Съездили в монастырь, попрощались, узнали, что похороны в субботу, вынос тела после Литургии (примерно в 11-12 часов). Кладбище далеко, за городом, можно было бы поехать на ритуальном автобусе, но гораздо удобнее - на своей машине. Для этого надо было в субботу поутру купить и поставить аккумулятор, что было реально, если взять такси или попросить кого-то из знакомых, имеющих машину. Договорились со знакомым, что в субботу часов в 9 утра он подъедет к гаражу, и мы быстренько решим аккумуляторную проблему. А накануне во время вечерней молитвы я попросил Господа, чтобы завтра Он помог нам вовремя сделать запланированные дела и уехать на похороны на своей машине.


Утром я пораньше пошел в гараж, чтобы списать необходимые данные аккумулятора (габариты, емкость и пр.). Записал, знакомый пока не звонит, сижу в машине. Взгляд падает на тестер, который лежит около умершего аккумулятора, и пришла мысль, что надо померить напряжение. Приложил тестер, а он показывает около 12 вольт! Понятно, что без нагрузки, но электрик не хмыкал бы, если бы так было после зарядки. Быстренько поставил аккумулятор в машину, вставил ключ зажигания, повернул, лампочки зажглись нормальной яркости, повернул дальше, и машина завелась! Минуту поработала, я выехал из бокса, заглушил, завел, всё нормально! И тут звонит знакомый и сообщает о непредвиденной ситуации, в результате которой он не сможет приехать раньше, чем через пару часов. Я отвечаю, что в результате моей непредвиденной ситуации приезжать вообще не надо, поскольку аккумулятор восстановился.


На кладбище мы с женой поехали на своей машине, прихватив с собой еще трех прихожанок. Аккумулятор служил еще долго, мы продали машину вместе с ним. Рационального объяснения «ожившему» аккумулятору предложить не могу. А эзотерическое – без проблем. Поскольку все миры (Физический, Тонкий и Огненный по терминологии Агни Йоги) являют собой единство и тесно взаимосвязаны, то кто-то из Тонкого мира откликнулся на мою просьбу и помог мне не так, как я просил, а так, как счел более эффективным. Привычная ситуация: мы просим, что хотим, а получаем – что нужно. А от кого получаем (от высшего Я, Ангела-Хранителя, Учителя или еще выше) – не столь важно. Главное – чувство благодарности за полученную помощь. У Шри Чин Моя есть коротенькая (всего в две строки), но очень емкая песня, которая в русском переводе звучит так: «Мое благодарное сердце – вот всё, что имеет значение». Аминь.
Показать полностью

Китайские драконы и болото

Когда человека убивает,пытает китайский дракон,то правда ли что он на вязком болоте сваливается под дрыгву, но и человека утянет?Под ногами может дыру в болото пробить если дурной дракон, а так он должен в стороне упасть бомбочкой диаметром метра два а человек уснуть ?

Драконы прячутся под дёрн на болоте и там в воде живут такое читал.

А другое читал что драконы которые на людях стоят они опираются на твёрдую опору -дают нагрузку силовым полем чтобы висеть в воздухе невидимо, но вот с болотом другое дело, дрыгва нагрузки не выдерживает и дракон проваливается. Особенно они звереют в горах там каменная опора можно большую нагрузку дать а сила дракона зависит от опоры чем он стабильнее опирается тем он сильнее. Поэтому каменные дома хуже чем деревянные, в деревянных драконы скромнее, а на каменный становятся жёстко.


Также читал про любопытный способ избавления от них. Нужно купить катушку Теслы которая молниями лупит или делать просто электрический разряд, электро искра лупит по всем частотам а дракон это по сути робот со своим радиодиапазоном он боится электро разряда. Только вот есть проблема эти твари диффузируют энергополями все вещи в доме в том числе микросхемы в электротехнике а когда выходят техника портится. Читал как парень дома запустил катушку теслы и попортилась техника которая стояла вообще в других комнатах и была выкючена, газовая колонка, стиральная машина, мобильник, он там потом сам перепаял, несложный ремонт был. Этих драконов ещё называю электро дэвами. (lдэвы из уральского фольклора это змеи оборотни)

Нашёл в продаже музыкальную катушку тесла, видео прилагаю

Китайские драконы и болото Дракон, Болото, Китай, Эзотерика, Юмор, Видео, Длиннопост
Показать полностью 1 1
10

Минимальное волшебство

Мне тут стало интересно – что можно считать простейшим, элементарным магическим действием? Настолько простым, что всё более простое уже не будет магией. Где граница «неуменьшаемой сложности» во взаимоотношениях с Той Стороной?


Среди теоретиков и практиков магии на этот счёт идут споры, причём сторонники каждой версии изливают на своих оппонентов потоки сарказма. Между тем, если присмотреться, разница между ними не так уж велика.

Одни говорят, что минимальный магический акт – вера. Стоит тебе поверить, что это возможно, как оно и вправду станет возможным. Поверь достаточно сильно, и оно сделается почти неизбежным.


Другие парируют, что не обязательно верить в остроту ножа, чтобы им порезаться – достаточно, чтобы нож и в самом деле был острым. Если магия совершена правильно, она сработает, даже если ни сам маг, ни его жертва не верят в магию в принципе.


Минимальный магический акт – говорят они – заключается в движении воли. Под волей, как и многие другие оккультисты, они понимают сосредоточенное хотение. Стоит тебе по-настоящему чего-то захотеть, как вселенная тут же придёт в движение, пододвигая это поближе к тебе. Захоти достаточно сильно, и оно само упадёт прямо тебе в руки.


Третьи возражают им всем, говоря, что основа всего – воображение. Невозможно поверить, не представляя, во что именно веришь – можно только выражать поддержку некой группе и её тезисам. Невозможно хотеть, не представляя, чего именно хочешь – можно лишь испытывать смутную тоску от понимания, что тебе чего-то не хватает, но ты не можешь выразить, чего именно.


Зато если ты что-то как следует, ярко и насыщенно, представил, то оно немедленно становится ближе к реальности. Неважно, веришь ты, что это возможно, или просто мечтаешь. Неважно, хочешь ты, чтобы это осуществилось, или наоборот, вообразил самый ужасный свой кошмар.


Воображение и в самом деле – основа всего мышления. Поэтому я, кстати, не верю в возможность искусственного интеллекта. Как ни изощряйся в программировании сложных нейросетей, пока не поймёшь, что такое воображение и как оно работает – у искусственной системы оно не появится, а без него нет ни сознания, ни разума как такового.


Но, конечно, одного только воображения недостаточно. Иначе у всех сбывались бы и мечты, и страхи – особенно страхи. Они и устойчивее, и ближе к реальности. Мечтать ведь можно и о несбыточном, и о физически невозможном. А боятся люди, как правило, всё-таки опасностей, которые и в самом деле могут им угрожать.


Даже если добавить волю и веру – и этого не хватит. Воля порождает влечение или отвращение – выбор или отказ. Вера – лишь отсутствие сомнений, и она настолько надёжна, насколько прочна её основа. Все вместе они великолепно работают, чтобы мотивировать самого человека. Но не более.


Магическое действие отличается от всего остального, не-магического, тем, что для него необходимо особое состояние – полное слияние воображаемого и действительного. Не уход от реальности в мир мечтаний, подчеркну, а именно их слияние до полной неразличимости.


В трансе это происходит через соединение сна и яви. В ритуале – через соединение притворства и искренности.


Ритуал – актёрская игра, ещё не утратившая значимость. Ты совершаешь выученные действия, произносишь выученные слова, и следишь за тем, чтобы всё это проделать безупречно. Но в то же время все эти слова и жесты должны стать твоими, идти от сердца и выражать искреннее чувство. Иначе игра будет плоской и неубедительной.


Так что же можно назвать самым простым таким действием? Что сливает воедино пространства мыслей и вещей, делает так, что мы перестаём замечать разницу между ними?


Оглянитесь вокруг. Найдите любой хорошо знакомый вам предмет. Назовите его.


Вот, собственно.


Ещё со времён блаженного Августина мы знаем, что карта не есть территория. Язык – результат общественного договора. Слова – условные обозначения. Понятия, которые ими обозначаются – элементы внутренней модели действительности, построенной сознанием. Разные модели могут быть несоизмеримыми, тогда фразу одного языка не получится перевести на другой.


И всё же мы показываем пальцем на собаку и говорим, что это собака. Мы накладываем на реальность свою модель и видим, что они представляют одно целое. Мы не живём в двух мирах – внутреннем и внешнем. Мир только один. Граница между воображением и действительностью исчезает, как только мы произносим имя.


Узнавание – вот первый, базовый и простейший магический акт. Узнавая, мы видим в реальности то, что существует в воображении – отождествляем вещь и образ.


Имена вещей – наши представления о них – определяют, как мы можем с ними взаимодействовать. Мирная крестьянка видит тяжёлый острый нож и рубит им капусту. Приехавший в село археолог таращит глаза, не понимая, как в российскую глубинку попал средневековый бирманский меч, предназначенный рубить совсем иное. Удобная штучка, которой нищий колет орехи, принцу даёт огромную власть, потому что он называет её большой королевской печатью.


Изменённые состояния сознания и вычурная символика ритуалов нужны прежде всего потому, что маг имеет дело с другой моделью, другой картой. Там действуют потусторонние силы, порождающие в живых существах желания, а в неодушевлённых системах – тенденции. Наложить её на действительность куда сложнее, чем привычную модель объектов, поступков и событий.


У Чосера в «Кентерберийских рассказах» есть история, великолепно показывающая, что такое магия и как она работает.


Два героя, влюблённые в одну и ту же красавицу, решили сразиться на турнире, чтобы решить, кто станет её мужем.


Ночь перед сражением они провели в бдении и молитве. Один взывал к Марсу, прося себе победы в бою. Второй – к Венере, прося возможности соединиться с любимой.


* Сама девушка, надо сказать, тоже молилась – богине-девственнице Диане, прося, чтобы оба поклонника отвязались от неё. Но если уж это невозможно – уточняла благоразумная красавица – пусть я хотя бы достанусь тому из двоих, кто сильнее меня любит.


Наутро первый после ожесточённого боя одолел своего противника. Его провозгласили победителем и уже готовились объявить о скорой свадьбе... как вдруг он неудачно упал из седла, получил тяжкую травму и вскоре скончался. Девушка стала женой второго – изрядно потрёпанного, но зато выжившего.


Чосер рассказывал всё это как иллюстрацию, что любовь в мире сильнее агрессии. Но для нас это история о правильном выборе модели.


Для одного вся ситуация была конфликтом, в котором важно победить, показав своё превосходство. Цель – победа, а красавица – приз победителю. Значит, возможных исходов только два: либо ты победишь, либо проиграешь.


Для второго ситуация была любовным треугольником: есть я, есть она, и есть соперник. Цель – добиться возлюбленной, а победа над соперником – способ достижения цели. И возможных исходов сразу становится четыре: добавляются варианты «победил, но не получил» и «проиграл, но получил».


Казалось бы, молитвы обоих воинов должны были противостоять друг другу. Но в действительности никакого противоречия тут не оказалось. Потусторонние силы вполне смогли даровать каждому именно то, о чём он и просил. Да и девушка получила то, что её по крайней мере устраивало.


От того, как мы определяем происходящее, какую грань в нём видим, зависят возможные исходы и их вероятности. Имя накладывается на реальность.


Это и есть минимальная – но эффективная – магия.


Источник

Показать полностью

Ой ты песня, песенка ведичья...

В ведическом языке, а вслед за ним и в санскрите, есть слово «смара». Обычно его переводят как «память» или «воспоминание». От этого же корня происходит «смрити» – корпус священных текстов, созданных уже после ведического периода: брахманы, араньяки, упанишады и так далее. Их тоже долгое время не записывали, а хранили в памяти и передавали из уст в уста, отсюда и название. Учитель, сведущий в этих текстах и способный обучать других, именовался, соответственно «смарта».


Однако на самом деле в точности «смара» на русский язык не переводится, потому что обозначает одновременно «воспоминание» и «любовь, влечение, желание».


В результате от того же корня образовано, например, слово «смарастамбха» – буквально «любовный столб». И да, этот эвфемизм обозначает именно то, о чём вы подумали.


Для древних индийцев это был, судя по всему, единый смысл, а не два разных. Возможно, причина тому – огромное значение, которое они придавали устной передаче священных текстов. Читать Веды для них было бы бесполезно. Слушать Веды – уже лучше. Но по-настоящему ты прикоснулся к знанию, если ты помнишь Веды.


Чего ты хочешь – о том всегда помнишь, а запомнить по-настоящему можно лишь то, что для тебя важно. Образ, стоящий перед глазами и влекущий к себе – вот что такое «смара».


Это само по себе уже занятное лингвистическое наблюдение, однако это ещё не всё.

Атхарваведа – младшая из четырёх Вед – при всём своём пафосе представляет собой самый обыкновенный сборник заговоров. И бытовали эти заговоры вовсе не только среди высокородных брахманов, хранителей священного знания.


Там, например, есть сразу три приворотных заклинания, предназначенных для женщин. О том, кого привораживают, в них однозначно сказано «этот мужчина». Пол заклинателя прямо не указан, но формулировки вроде «да станет он отцом наших детей» как бы намекают.


В таких заговорах, казалось бы, сам одноимённый бог повелел использовать слово «кама», обозначающее любовь, в том числе эротическую. Однако же нет, оно там не встречается вообще. Вместо этого там как раз «смара».


Вот примерный перевод первого гимна. Обратите внимание, что «смара» присутствует не только как существительное, но и как глагол: «помнить-желать».

Это смара апсар – тех, кто повелевает колесницами, тех, кто принадлежит повелевающим колесницами. О боги, направьте эту смара вдаль. Пусть этот мужчина воспламенится мною.

Пусть он смаратат меня, пусть мой возлюбленный смаратат меня. О боги, направьте эту смара вдаль. Пусть этот мужчина воспламенится мною.

Чтобы он смарат меня, но я его – больше никогда. О боги, направьте эту смара вдаль. Пусть этот мужчина воспламенится мною.

Приведите его в исступление, ветры, приведи его в исступление, воздух! Приведи его в исступление, огонь! Пусть этот мужчина воспламенится мною.

Примечательный текст, не находите? Он как нельзя лучше показывает типичную – не только для Индии, но вообще для большинства народов, насколько я могу судить – разницу между мужской и женской приворотной магией.


Мужчина обращается к потусторонним силам, чтобы обладать женщиной, которая его отвергает. Он хочет заполучить её, привязать к себе. Когда и если заклинание сработает, он с радостью и готовностью её примет и больше не отпустит.


Женский приворот чаще всего направлен на мужчину, который уже с ней, но может уйти – например, нашёл любовницу – чтобы он никуда не делся. Примером тому второй гимн из той же Атхарваведы. Он как раз завершается словами «как бы далеко он ни убежал – на три лиги, на пять лиг, пусть даже так далеко, насколько унесёт его конь – всё равно вернётся и станет отцом наших сыновей».


А если она, как вот здесь, ворожит на возлюбленного, который её отверг и расстался с нею – это, как правило, стремление не воссоединиться, а отомстить. Пусть он страдает от неразделённой любви, пусть он сохнет по мне, а я забуду его.


Сигне Мари Коэн – норвежская исследовательница индийской религии – полагает, что заклинание всё равно исполнял мужчина-брахман, а женщины были лишь его клиентами. По-моему, это чушь. Уж слишком женский этот заговор, слишком он совпадает по смыслу с женскими приворотами из других культур. Может быть, его автор и была из касты брахманов, но именно «была», а не «был». Женщина сочинила эти слова, и женщины произносили их.


Посмотрите теперь на сам текст заклинания. Он начинается словами «Это смара апсар», и трижды в нём повторяется просьба «О боги, направьте эту смара вдаль».


Всё та же Сигне Коэн считает, что здесь «смара» значит не просто «память-влечение», а «память-влечение, выраженная в ритуальных словах». Это слово прилагается не к чувствам, которые женщина испытывает, а к самому заговору, который она сейчас творит.


Вполне возможно, что и в самом деле так. В конце концов, что есть заклинание, как не слово, произнесённое с правильным намерением и в правильном состоянии ума? Однако больше нигде, кроме как в Атхарваведе, оно в таком значении не встречается.


Так что у меня и на этот счёт есть своя версия. Во многих заклинаниях от Египта до Японии есть формула освящения: «Это [существительное] – не моё [существительное], но [принадлежащее определённому божеству]». Или короче, «это есть [принадлежащее божеству]».


Эта формула сохранилась даже в христианской литургии, когда священник, показывая на хлеб, провозглашает от лица Христа «Сие есть Тело Мое». И здесь женщина начинает ритуал словами, что её память-влечение принадлежит не ей, а небесным апсарам, а значит – обладает особой силой и важностью.


Те, кто знает апсар только по «Чёрному Баламуту» Олди, могут подумать, будто это кто-то вроде гурий – секс-игрушки небожителей и их любимцев, и больше они ни на что не годятся. Но это, мягко скажем, не так.


Прекрасные танцовщицы богов играют в древнеиндийской религии роль архангелов. Своей чудотворной мощью они уступают только самим богам, которым служат.


Апсары помогают людям не только в любовных делах. К ним взывали и об удаче в азартной игре, и во многих других начинаниях, где требовалась майя – колдовская сила преображения.


Хватает легенд и о том, как апсара стала женой мудреца и даровала ему силу и мудрость. Это, сами понимаете, общий сюжет о небесной супруге великого царя-чародея.


«Колесница» и в Ведах, и в каноне смрити, и в других индийских текстах служит метафорой жертвоприношения, а жертвоприношение, в свою очередь – основа ритуала как такового. Так что апсары здесь названы повелительницами ритуалов и слугами тех, кто ритуалы совершает. По-моему, интересная параллель с куда более поздним буддийским понятием «видья-раджни» – женское божество, служащее олицетворением силы определённого заклинания.


Ну а «пусть моя любовь летит к возлюбленному, пусть коснётся его, и он вспомнит обо мне» – красивый и сильный образ. Не зря его использовали в поэзии все эти века. Но здесь это не лирика, а конкретная магическая формула.


Отсюда

Показать полностью
7

Ведьминский гобелен

Ведьминский гобелен Гобелен, Ведьмы
Показать полностью 1
6

Расстановки по Хеллингеру: почему они популярны и чем опасны

Расстановки по Хеллингеру: почему они популярны и чем опасны Расстановка, Ритуал, Семейная психология, Видео, YouTube, Длиннопост

Для кого-то системные расстановки — быстрый способ решения личностных проблем. Однако за недолгое существование этого метода он получил много критики со стороны психологического сообщества. Разбираемся, почему.


Что такое расстановки по Хеллингеру


Системные или семейные расстановки по Хеллингеру — это ненаучный метод групповой терапии. Он разработан немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером в 1980–90-х годах. По мнению специалистов, которые используют расстановки, этот метод за один сеанс позволяет решить глубокие личностные проблемы человека и даже избавить от физических недугов.


Зачастую люди обращаются к такой терапии, когда у них не получилось (или они не пытались) решить проблемы другими способами. Например, женщина не может выстроить долгосрочные отношения с мужчиной — у нее и навыки общения развиты, и на свидания ходит, и выглядит, в своем представлении, прекрасно — а все не складывается. Или у человека по медицинским анализам хорошие показатели здоровья, болезни не диагностированы, но по ночам болит спина и снятся кошмары. Возможно, думает он, проблема в чем-то другом?


По методу Хеллингера, психологические проблемы человека тесно связаны с проблемами в его семье. Если установить правильные отношения со всеми членами семьи, в том числе с умершими, то можно обрести гармонию с самим собой. Во время расстановочного сеанса обратившийся за помощью назначает из присутствующих людей «заместителей», которые выполняют роли его близких родственников. В определенный момент эти люди как бы начинают чувствовать то же, что и реальные члены семьи, которых они замещают. У человека появляется возможность с помощью психотерапевта, проводящего сеанс, пообщаться со своими родственниками и «расставить» все по своим местам.


Научных подтверждений о том, что системные расстановки работают, нет. Ученые считают данный метод спорным, а некоторые психотерапевты называют его «шаманским». Есть и мнения о том, что расстановки по Хеллингеру могут навредить психике человека.


Разбираемся с экспертами, как работают расстановки и какой от них может быть эффект.


Как Хеллингер придумал метод расстановок


Берт Хеллингер родился в Германии 1925 году. С 10 лет воспитывался в католическом интернате при монастыре. Он участвовал во Второй мировой войне, в 1945 году был взят в плен на Западном фронте, спустя год бежал из лагеря и вернулся на родину. После он стал священником и поступил в Вюрцбургский университет, где изучал философию и теологию. На протяжении 16 лет Хеллингер служил миссионером католического ордена в Южной Африке и обучал в школе местных детей. В 1970-х годах он переехал в Вену, где прошел курс в Венской ассоциации психоанализа.


В основе метода расстановок лежит концепция морфогенетического поля. Ее выдвинул советский биолог Александр Гурвич в начале XX века. Развивали концепцию ряд ученых, в том числе новое направление ей придал британский биохимик и парапсихолог Руперт Шелдрейк. Согласно его идеям, каждая клетка человеческого организма имеет свое поле, которое содержит данные обо всем организме в целом. Вместе эти поля клеток образуют общее морфогенетическое поле организма. Научное сообщество не приняло идеи Шелдрика и активно критиковало их.


Опираясь на эти данные, Берт Хеллингер сделал вывод, что у семьи есть свое единое морфогенетическое поле. В нем содержится информация о всей семье и бессознательно ею владеет каждый ее член. Эту информацию — формы взаимоотношений между между родственниками — Хеллингер рассматривал как семейную систему. По его мнению семейная система влияет на жизнь человека и подчиняется трем законам:


1. Одинаковое право. Закон гласит, что каждый в семье имеет одинаковое право на принадлежность. Как только одному из членов семьи отказывают в праве на принадлежность (например, за то, что он провинился перед кем-то), порядок нарушается.


2. Порядок старшинства. Он требует, чтобы каждый занял в своей семье определенное место, которое полагается только ему. Этот порядок старшинства является иерархическим — родители стоят выше детей. Таким образом, воспитанием и обучением в семье должны заниматься родители (а не наоборот). Нарушением закона является высокомерие детей, их манипуляция родителями.


3. Баланс. Этот закон, по учению Хеллингера, прописан в вопросах «брать и давать». Когда один член семьи берет что-то у другого, он должен отдать ему что-то равноценное.


По мнению Берта Хеллингера, из-за нарушения этих законов теряется равновесие в семье, а значит — ухудшается состояние каждого ее члена. Отсюда главная идея метода системных расстановок — проблемы в жизни человека связаны не с его личным жизненным опытом, а с общим опытом его семьи.


Как проходит сеанс расстановок по Хеллингеру


В сеансе расстановок принимает участие клиент, который имеет конкретную проблему (панические атаки, ссоры с партнером, постоянное чувство вины и так далее), расстановщик и группа незнакомых клиенту людей. Клиент делится своей историей и назначает людей — «заместителей», которые будут выполнять роли его родственников и представлять психологические состояния, например, панику, страх. В ходе сеанса клиент с помощью расстановщика взаимодействует с людьми и физически расставляет их в пространстве так, чтобы восстановить порядок своей семейной системы. Обычно расстановочные сеансы проходят очень эмоционально для клиента.


На YouTube-канале киностудии «Татаркино» выложена запись расстановки семейного психотерапевта Владимира Шаинова. Семинар назывался «Системные расстановки: работа с психологическими травмами». К Шаинову за помощью обратилась женщина с жалобами на плохой сон, панические атаки, боль в позвоночнике.

Клиентка выбирает из присутствующих в группе людей «заместителей» — «Бабушку», «Маму», «Папу», «Панику» и «Я» (то есть себя). Она расставляет их в комнате так, как считает нужным — всех в кучу, а себя отдельно.


Психотерапевт просит всех «заместителей» идти в своем направлении и рассказывать, что они ощущают в данный момент. Каждый пытается найти свое место. Клиентка тоже задействована в процессе.


Действия и фразы «заместители» и клиентка делают и говорят по указанию психотерапевта — расстановщика.


Расстановщик прорабатывает с женщиной ее отношения с каждым родственником. Например, у нее происходит «встреча» и разговор с папой, который как будто должен был состояться в прошлом. Клиентка повторяет за ведущим: «Вот и мы, папа. Я твоя дочь. Ты навсегда в моем сердце. Ты всегда будешь иметь там самое лучшее место». «Папа» говорит в ответ: «Можешь приходить ко мне и можешь брать то, в чем ты нуждаешься». В конце сессии все «заместители» обнимают клиентку.


Спустя два месяца после сеанса клиентка сильно заболела, однако потом проблемы, с которыми она пришла, исчезли и, по ее словам, «все встало на свои места».


По запросу «расстановки» в поисковиках и Instagram выдаются десятки предложений от психотерапевтов, предлагающих услуги по расстановке. Большинство из них предлагают примерно то же, что и в описанном выше видео. В некоторых случаях на расстановках в качестве «заместителей» используются деревянные или пластиковые фигурки.


Работают ли расстановки по Хеллингеру


Большинство экспертов — преподавателей психологических дисциплин в профильных вузах — отказались комментировать эффективность расстановок. Эксперты сослались на то, что метод не имеет ничего общего с наукой и «никто всерьез не занимается его изучением, как и гадалками». Некоторые практикующие психологи также ответили, что не используют в своей практике расстановки по Хеллингеру.


Отзывы от людей, посетивших сеанс по расстановкам совершенно разные. Некоторые пишут, что расстановки за короткое время действительно помогли им решить серьезные личностные проблемы. Некоторые, однако, пишут, что данный метод им не помог, а после сеанса чувствовалась разбитость, слабость, тошнота, потеря энергии.


«Мне кажется, что расстановки по Хеллингеру работают. Для многих клиентов, это свой способ разобраться с проблемами. Это в какой-то мере проективный метод и каждый клиент все-таки видит что-то свое, что-то важное в расстановке», — говорит РБК Трендам психолог сервиса «Ясно», преподаватель Института прикладной психологии в социальной сфере Алена Пряник. При этом она отмечает, что классические подходы в психологии отрицают метод Хеллингера. Разбираемся, почему.


За что критикуют расстановки по Хеллингеру


Это ненаучный метод


Директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова разделяет все, что связано с психологической помощью людям, на две сферы: профессиональная помощь психологов, психотерапевтов и эмпирические практики. Расстановки по Хеллингеру она относит ко второй. По словам Макаровой, ненаучные практики опасны тем, что к ним не применяются профессиональные требования. «Расстановки не опираются ни на одну из теорий и ни на один из законов, которые есть в области научного познания. Соответственно, нельзя оценить их эффективность, обоснованность применение метода в конкретном случае. Это практики вне научного поля, а значит, они никем не контролируются и осуществляются по правилам, которые формулируют сами расстановщики», — говорит она.


Ответственность переносится с клиента на семью


Как отмечает Алена Пряник, ряд психологов отрицают расстановки по Хеллингеру, потому что, по их мнению, в рамках этого метода ответственность клиента не лежит на нем самом, а распространяется на всю семью клиента, может быть, даже на весь род. «Некоторые расстановщики рассматривают несколько поколений клиента. И здесь как будто нет важного элемента — присвоения себе ответственности за свою жизнь», — объясняет она.


Диктаторский подход


Само название метода «расстановки по Хеллингеру» говорит о том, что там есть жесткая иерархия — все делается по образцу, который создал Берт Хеллингер, считает Ирина Макарова. «Расстановщики, которые считают себя последователями Хеллингера, как будто знают все, что происходит в жизни у клиента, и знают, какой вывод нужно из этого сделать клиенту. Получается такая система диктатуры — во время сеанса вы делаете то и мыслите так, как решает расстановщик. Это как в секте — есть кто-то один, кто узурпируют право на правду», — говорит эксперт.


Чем опасны расстановки


Расстановки по Хеллингеру могут не только не решить личностные проблемы человека, но и навредить ему, считают некоторые эксперты. По мнению Ирины Макаровой, этот подход опасен для людей с нестабильной, травмированной психикой, для тех, кто находится в отчаянии. «Такие люди действительно нуждаются в том, кто скажет: «Я могу помочь». И такой человек не будет разбираться, кто, как и на каком основании будет ему помогать — он может легко стать жертвой любых мошенничеств. Опасность данного метода в том, что во время сеанса клиент полностью подчиняется расстановщику», — говорит она. По ее мнению, в решении личностных проблем стоит использовать проверенные методы психотерапевтической работы — психоанализ, гештальт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию. Эти методы также работают с запросом на проблемы в отношениях в семье и обращаются в прошлое клиента.


Иного мнения придерживается Алена Пряник. По ее словам, ухудшить свою жизнь и сделать ложные выводы человек может обращаясь и к более традиционным одобряемым в психологическом сообществе подходам. «Все очень сильно зависит от самого человека, насколько он готов менять и слышать, что говорит специалист. Мне сложно представить, что из-за одной расстановки жизнь клиента ухудшится настолько, что существовать в ней дальше станет невозможно. Навряд ли. Расстановка — это не телепатический, магический сеанс, который перекраивает человека и его жизнь за один раз», — говорит она.


При этом Пряник говорит, что при выборе расстановочного сеанса нужно внимательно относится к самому расстановщику — проверять, где он учился, какие практики у него есть. Важно, чтобы на расстановочном сеансе соблюдалась техника безопасности и экологичность. «Если на расстановке клиент сильно проявляет чувства, его плач перерастает в истерику, то тогда расстановщик должен прекратить сеанс», — предупреждает Алена Пряник. В противном случае, такой сеанс действительно может травмировать психику человека.


Источник

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!