Сообщество - Буддизм
Добавить пост
43 поста 150 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

9

Курс лекций "Философия буддизма". А.М. Пятигорский. Российская экономическая школа

Александр Моисеевич Пятигорский (1929–2009) — выдающийся мыслитель, востоковед, писатель, автор философских и буддологических монографий, романов, а также многочисленных философских работ и эссе.

Курс лекций https://youtube.com/playlist?list=PL3yCdErLxgU6GvipJsIfl4RcF...

5

«Полёт Гаруды» Песнь воззрения прорыва к Ясному Свету Великого Совершенства

«Полёт Гаруды» Песнь воззрения прорыва к Ясному Свету Великого Совершенства Буддизм, Дхарма, Тибет, Учения, Будда

Всем доброго времени суток!

На днях закончил запись аудиотрека с текстом поучений Шабкар Цогдрук Рангдрол, под названием «Полёт Гаруды» Песнь воззрения прорыва к Ясному Свету Великого Совершенства, которая обладает способностью быстро вести нас по путям и стадиям.

Разместил видео вариант на канале Buddhabooks на YouTube по этой ссылке https://youtu.be/1gycT4dPuII

Пусть послужит благу!

Ссылка на аудио трек на Google Диск
https://drive.google.com/file/d/1fMBmifnnq_2C3j6vaJ-oCJKBXtv...

Показать полностью 1

Размышления Аджана Джаясаро Aвгуст 2020

Одно из первых открытий в медитации - насколько мы несвободны.


Усилия по удержанию внимания на объекте медитации показывают, насколько мало мы можем контролировать свой ум.


Обретает силу тот, кто мудро размышляет о несвободной и обусловленной природе неподготовленного ума, которая подкрепляется уверенностью в том, что практика Дхаммы предлагает путь к истинной свободе.


Мы чувствуем, что эта ситуация невыносима, и что мы действительно должны что-то с этим делать.


Будда, с помощью ряда сравнений, показал, как пять препятствий, возникающих во время медитации, ограничивают нашу свободу:


✔Потакание мыслям о чувственных наслаждениях подобно долгу. Каждое мгновение практики увеличивает оплату, чтобы она закончилась.

✔Потакание негативным мыслям похоже на лихорадку. Человек не может делать созидательной работы и лишен всякой радости.

✔Тупость и вялость подобны тюрьме, целиком отрезанной от того, что приносит счастье и пользу.

✔Неугомонность и беспокойство делают человека рабом. Ум чувствует себя вынужденным метаться от одного дела к другому без какой-либо пользы для себя.

✔Быть пойманным в колеблющиеся сомнения и нерешительность - все равно что потеряться в пустынной стране.


Освобождение от этих препятствий с правильными усилиями, вниманием и ясным пониманием приносит огромную радость уму. Она похожа на радость, которую можно испытать, освободившись от долгов, освободившись из рабства или открыв путь к безопасности.

Показать полностью

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума

Стадии медитации

Роспись в хуруле «Золотая обитель Шакьямуни» «Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума»

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

Это роспись глубоко символична. Здесь показывается последовательность этапов на пути просветления, т.е. путь, благодаря которому можно вообще выйти из-под зависимости от своих «информационных структур», происходящих из ума и покушающихся полностью захватить восприятие нашего Я.

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

Монах, вставший на путь достижения шаматхи – умиротворения ума, последовательно проходит девять стадий, упражняясь в медитации.

В руках у него крюк и лассо. Лассо означает памятование, а крюк – бдительность. Слон – это наш Ум (Ум - Космос), а его черный цвет говорит о состоянии омрачения «играми», хаосом информации. Обезьяна – это мысли, оценки, убеждения, а ее чернота — возбужденное состояние "двигающегося ума". Обезьяна не идет спокойно, а несется сломя голову вперед, всё время кувыркаясь, что символизирует бардак в наших убеждениях и оценках… сегодня мы истово убеждены в одном, а завтра можем точно также искренне отстаивать противоположные убеждения… Позвольте, да ведь тогда это не мы имеем убеждения, а они нас – и сами же себя отстаивают… они идут во главе процессии наших психических составляющих…

На первой стадии слон и обезьяна совершенно черные — наш ум не способен сосредоточиться на объекте медитации, ум и мысли живут своей жизнью, они полностью господствуют над Нами, мы бежим куда-то в поту, не подчиняя себе свою жизнь;

Я уже рассказывал, что иногда мы под словом «Ум», когда уважительно пишем это слово с большой буквы, имеем в виду вообще всю свою внутреннюю суть: это и ум, излучающий мысли и эмоции ("двигающийся ум", так иногда говорят в буддизме), и само Сознание, до поры до времени погруженное в Ум, блуждающее и затерявшееся во тьме информационных ролей и игр, среди звёзд нашего Космоса... Ум - это и всё бесконечное коллективное бессознательное… короче говоря, - Слон это Вселенная, Космос…

Но на первом этапе черный Слон – полностью захвачен двигающимся умом (Обезьяна идет впереди, а Слон трусит позади), вся наша внутренняя территория подавлена "выкрутасами" ума-Обезьяны, а выраженного представительства Сознания, как такового, вообще еще в помине нет…

Черный слон здесь идет на поводу у черной обезьяны (у обезьяны блуждания мыслей, рождающихся в возбужденном уме). Мы должны поймать этого слона, набросив на него петлю памятования, зацепив его крюком бдительности и заставить сосредоточиться на выбранном нами пути...

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

На 1-ой и 2-ой стадии монаху не удается поймать «Слона», и он убегает от него без оглядки... Огонь над обезьяной и рядом со слоном - символ избыточной гиперактивности ума... Это напоминает о том, что вначале пути большинство медитаторов становятся даже более агрессивными, их восприятие улавливает гиперактивность двигающегося ума и не может справится с ситуацией.

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

На 3-ей стадии монах накидывает лассо, и слон поворачивает голову. Это описание того этапа, когда практикующий человек уже иногда улавливает в себе такие состояния, когда всё-таки сознание активизируется… пускай еще мы рабы своих мыслей и эмоций, своих убеждений и реакций, - но уже иногда способны отмечать это, видеть эти процессы в себе и отслеживать хотя бы постфактум (а иногда уже и параллельно). Еще чуть дальше, и такой человек уже может, например, начав скандалить с супругом (супругой), вдруг заметить свои реакции, свой гнев – и в этот момент сможет выбрать: продолжать ли гневаться, или осуществлять наблюдение за реакцией. Во втором случае человек может успокоить свои реакции…


Слон и обезьяна начинают постепенно светлеть, что говорит о постепенном увеличении ясности и устойчивости мысли.


Также на этой стадии на спине у слона появляется кролик, он символизирует некую притупленность ума… Замечали ли вы, что в начале пути почти все эзотерики, серьезно практикующие медитацию, часто становятся неадекватными? Есть даже такая «буддийская народная поговорка»: «Когда я стал буддистом, то все родные начали шарахаться от меня. Когда я стал Буддой, всё снова стало хорошо».


Речь о том, что все неофиты немножко сходят с ума. Некоторые не немножко. Но даже если всё совсем хорошо, очень часто отмечается некоторая неадекватность. Человек снова вовлечен, но уже в другую игру, в игру в саморазвитие. А самоконтроля нет, ибо психика перегружена. Она никогда не работала в таком интенсивном режиме, мы начали очень мощно работать с сознанием, и два параллельных процесса – «думание» (функция ума) и «наблюдение» (функция сознания) – слишком большая нагрузка… Ум словно немного тупеет. В это время человек лишен способности оценивать происходящее с нужной чистотой и ясностью, часто пропадает критическое мышление и способность остро переживать происходящее. На этом этапе люди часто становятся заложниками неверных идей, могут подсесть на каких-то лже-гуру, попасть в секты. И все нормальные люди будут четко видеть – это совершенно всем ясно будет видно – что это секта, что тот или иной «гуру» банальный мошенник… но почему-то такие очевидные вещи может не видеть сам неофит… Наоборот, он будет злиться, он будет доказывать, он будет стараться всех привлечь в свою новую «семью», в свою новую истину… Или, если он выберет более подходящую для "духовного путника" роль в этой игре, он будет в ответ на критику блаженно улыбаться, загадочно и снисходительно "молчать"... Но это не будет ни истинным покоем, ни мудростью - это только маска, соответствующая его роли в новой и приятной для неофита игре в саморазвитие...


На этом этапе человек несколько тупеет, настоящая ясность ума может прийти только позже… а пока с ним бесполезно говорить.


Практика самих медитаций этого этапа - также характерна своими туповатыми состояниями, часто человек проваливается в сон, в полукоматозные состояния, в которых нет яркого осознавания момента "здесь и сейчас".

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

С 4-ой по 5-ую стадию "животные" чаще оглядываются назад, они уже начинают догадываться, кто истинный Хозяин… начинается этап приручения своих "животных"; слон и кролик всё больше белеют, а цвет обезьяны становится всё больше золотым (мысли и оценки становятся всё более светлыми, добрыми, позитивными). «Животные» идут всё медленнее, пусть становится гораздо более легок, естественен, приятен…

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

На 6-ой стадии мы становимся поводырем нашего ума и мыслей. Это и есть начало просветления. Теперь наше Я вышло на подобающее ему место, Хозяин – вернулся в свой Дом!

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

На 7-ой стадии кролик исчезает, так как притупленность и возбужденность ума возникают крайне редко, а возникая, прекращаются малым усилием; наш ум и наше восприятие становятся ясными, чистыми, острыми как бритва…

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

На 8-ой стадии мы решаем полностью освободиться от своих убеждений и оценок. Не важно какого характера эти оценки и убеждения, даже если это позитивные «золотые» оценки, это всего лишь оценки… эта способность нам более не нужна, мы должны оставить её здесь. Человек прощается со своей обезьяной. Слон становится абсолютно свободен, в нем не остается ни капли черноты…

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

И вот только теперь есть возможность уйти в настоящий ретрит. Смешны разговоры о длительных многолетних ретритах от тех людей, кто еще не распрощался со своей обезьяной, ибо в долгой статике такого человека происходят только накопления психосоматических напряжений: обезьяна бьется внутри такого человека и это не медитация, а просто напряженное сидение в своих мыслях… Но вот теперь человек может сесть в ретрит, ибо «отречение» от мира уже произошло. Оно произошло не в пещере, а до неё, когда он отпустил свою обезьяну…

Ум на стезе шаматхи – умиротворение ума Буддизм, Медитация, Длиннопост

И однажды…


Человек взлетает вместе со слоном и усаживается на него, он полностью покорил слона своего Ума – этот микрокосмос и одновременно тождественный ему макрокосмос – он больше не имеет преград, ибо стал совершенно свободен, а Информационное Бытие – всё Сущее – стало пластикой для его творчества, он может сам создавать любые миры, если захочет. В руке его появляется ваджр – символ Намерения – и теперь по воле Его свершается всё в самом Бытие, ибо Он и есть Само Бытие!

Показать полностью 10

Основы Буддизма и Медитация развития осознанности с дыханием (Буддадаса Бхиккху) Аудиокнига

Текст http://www.theravada.ru/Teaching/Books/ABC_Buddhism/abc-budd...


Настоящая работа представляет собой текст речи, прочитанной Достопочтенным Буддадасой Биккху 14 Октября 1982 в лесном монастыре Ват Суан Моккх, Округ Чайя, Провинция Сураттхани, Южный Таиланд.


Содержание


1. Основы буддизма

Предисловие

Основы буддизма


2. Медитация развития осознанности с дыханием

Введение

Подготовка

Четыре тетрады - описание системы в целом

Первая тетрада: развитие осознанности через созерцание тела

Вторая тетрада: развитие осознанности через созерцание чувств

Третья тетрада: развитие осознанности через созерцание ума

Четвёртая тетрада: развитие осознанности через созерцание объектов ума

Сокращённый метод

Комбинированный метод

Итог


3. Обсуждение осознанности с дыханием (Анапанасати сутта)

Введение

Община монахов

Развитие осознанности с дыханием

Четыре основы осознанности

Семь факторов пробуждения

Знание и освобождение


Об авторе

— Перевод с английского: Кун Ден

— Текст читает Дмитрий Бужинский

Показать полностью

"Буддизм и современная психология" Роберт Райт / Buddhism and Modern Psychology by Robert Wright

Прекрасный курс с секулярным (нерелигиозными) подходом к буддизму от известного писателя, обладателя пулицеровской премии, профессора Принстонского университета Роберта Райта.


Роберт Райт (Robert Wright, 1957) – американский журналист, теолог и обладатель целого ряда премий за свои бестселлеры на тему науки, эволюционной психологии, истории, религии и теории игр. В число наиболее известных его работ входят “Эволюция Бога” (“Evolution of God”), “Не-ноль: Логика человеческой судьбы” (“Nonzero: The Logic of Human Destiny”), “Животное с моралью” (“Moral animal”) и “Трое ученых и их боги: Поиск смысла в информационную эпоху” (“Three Scientists and Their Gods: Looking for Meaning in an Age of Information”). Райт часто посещает Университет Пенсильвании и “Общество Шварц Сеньор” в Новой Американской Академии.


В своём курсе Роберт сравнивая основные положения Буддизма и эволюционной психологии,

задаётся вопросами:

Начинают ли уже нейроучёные понимать, как работает медитация?

И если начинают, то может ли естественнонаучное объяснение практики медитации подорвать её духовное значение?

На чём основаны базовые буддийские принципы понимания сознания?

Особое внимание Роберт уделяет таким парадоксальным буддийским утверждениям, что “я” не существует, а большая часть воспринимаемой реальности является в некотором смысле иллюзорной.

Имеют ли эти радикальные утверждения какой-то смысл, в свете современной психологии?

И наконец, как такое мировоззрение может повлиять на нашу повседневную жизнь?

Может ли практика медитации помочь нам становиться не только более счастливыми, но и лучшими людьми?



Видео с русскими субтитрами.

Чтобы вывести на экран субтитры необходимо:

1.В нижнем правом углу, направить курсор на изображение зубчатого колёсика (появится надпись “Settings”).

2.Кликнуть на это изображение колёсика.

3.Появится табличка. В одной из граф будет надпись “Subtitles / SS (2)”

4.Кликните на стрелочку справа “>”

5.Появится ещё одна табличка, где будут графы “English” и “Russian”.

6.Выберете нужное.


Текст (с) https://buddhavgorode.com

Ссылка на плейлист со всеми лекциями https://www.youtube.com/channel/UCcuyGqbwFxwm2covOaVdA6w

Показать полностью 1

Что такое счастье? Тханиссаро Бхиккху

🍀Что такое счастье? Последователи разных философий, путей и мировоззренческих систем могут по-разному ответить на этот вопрос. В своей лекции-размышлении Тханиссаро Бхиккху расскажет, что, с точки зрения учения Будды, приводит к так называемому «счастью» и что каждый из нас способен делать, чтобы день за днём приближаться к собственному счастью и наполнять счастьем жизни других людей. Лекцию дополнит короткая практика медитации и сессия вопросов и ответов.


Об учителе

Тханиссаро Бхиккху – американский буддийский монах, широко известный во всём мире. Переводчик буддийских сутт, автор многочисленных книг, посвящённых практике медитации, настоятель лесного монастыря «Метта» в штате Калифорния.

Медитация шаматхи-випашьяны

Для выполнения медитации шаматхи-випашьяны мы садимся с прямой спиной и скрещёнными ногами, глаза открыты, ладони покоятся на бёдрах. Затем мы просто осознаём своё дыхание, когда происходит выдох. Для того чтобы непосредственно быть с дыханием, требуется точность. С другой стороны, это совершенно расслабленное и мягкое состояние. Сказать: «Непосредственно будь с дыханием, когда происходит выдох» – то же, что сказать: «Полностью присутствуй в настоящем». Непосредственно будьте со всем, что происходит. Осознавая дыхание, когда происходит выдох, мы также можем осознавать другие вещи – звуки на улице, свет на стенах. Эти вещи слегка захватывают наше внимание, но им необязательно отвлекать нас. Мы продолжаем сидеть, осознавая дыхание на выдохе.


Однако быть с дыханием – это лишь часть техники. Другая часть – это мысли, которые постоянно проносятся в нашем уме. Мы сидим и разговариваем с самими собой. Здесь мы используем следующее наставление: когда мы осознаём, что думаем, мы отмечаем это как «мысли». Когда наш ум начинает блуждать, мы произносим про себя: «Мысли». Какими бы ни были ваши мысли – неистовыми, страстными, полными неведения и отрицания, тревожными, пугающими, духовными, приятными, утешающими, возвышающими или связанными с тем, как хорошо у вас всё получается, – какими бы они ни были, просто без осуждения и строгости отмечайте их как «мысли», делая это с честностью и мягкостью.


Мы прикасаемся к дыханию легко: на дыхание направлено лишь двадцать пять процентов осознавания. Вы не цепляетесь за него и не фиксируетесь на нём. Вы открываетесь, позволяете дыханию смешаться с пространством комнаты, просто раствориться в пространстве. Затем возникает нечто вроде паузы, промежутка между этим и следующим выдохом. Когда вы вдыхаете, может возникнуть ощущение открытости и ожидание. Мы словно нажимаем на звонок и ждём, когда кто-то откроет дверь. Затем мы снова нажимаем на звонок и снова ждём. Затем, вероятно, наш ум начинает блуждать, и мы осознаём, что снова думаем, – в этом месте мы используем технику отмечания.


Важно оставаться верными технике. Если вы обнаружите, что в вашем отмечании звучат строгие, негативные ноты, словно вы говорите: «Проклятье!» – и упрекаете себя, повторите слова отмечания и расслабьтесь. Мы не пытаемся сбить все мысли, словно летающие цели. Просто будьте мягкими. Используйте технику отмечания как возможность развить мягкость и сострадание к самим себе. Всё, что возникает в сфере медитации, допустимо. Смысл в том, чтобы честно увидеть это и подружиться с этим.


Хотя это неудобно и болезненно, перестать скрываться от себя – целительная практика. Вы исцеляетесь, когда узнаёте все свои увёртки, все способы бежать, отдаляться, отрицать, закрываться, критиковать людей – и остальные странные уловки, которые вы используете. Вы можете знать всё это, сохраняя чувство юмора и доброты. Зная себя, вы познаёте людей вообще. Все мы сталкиваемся с этими вещами. Это наша общая борьба. Так что, когда вы осознаёте, что говорите сами с собой, отметьте это как «мысли» и обратите внимание на тон своего голоса. Пусть он будет сострадательным, мягким и весёлым. Так вы сможете изменить застарелые паттерны, разделяемые всем человечеством. Сострадание к другим начинается с доброты к себе.


Фрагмент их книги Пемы Чодрон «Работай с тем, что есть. Руководство по сострадательной жизни»

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!